Суббота, 11.05.2024, 16:55
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
История-Учебные материалы » Хрестоматия по Истории России » История России XVII-XVIII в. » 1 Внутренняя и внешняя политика Б. Годунова (1 Внутренняя и внешняя политика Б. Годунова)
1 Внутренняя и внешняя политика Б. Годунова
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:49 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Венчание на царствоЛжедмитрия I
 
 
«20 июня 1605 года совершилось
торжественное вступление Лжедимитрия в столицу. Стояла прекрасная летняя
погода. Шествие открывали польские хоругви; их тщательно вычищенные латы и
оружие ярко блистали на солнце; трубачи и барабанщики потрясали воздух звуками
своих инструментов. За ними шли попарно русские стрельцы; ехали нарядные
царские кареты, запряжённые шестернёй, и вели лучших царских коней. Потом
следовали: конный отряд боярских детей в праздничных кафтанах, сопровождаемый
громом бубнов и набатов, и духовенство в светлых ризах с хоругвями, образами и
евангелиями, имея во главе наречённого патриарха Игнатия. Лжедимитрий ехал
верхом на статном коне в золотом кафтане, окружённый боярами и окольничими.
Шествие замыкали отряды казаков, татар и опять поляков. Всё московское и
окрестное население радостными кликами приветствовало того, кого оно в простоте
сердца считало истинным сыном Ивана Грозного и называло своим ясным солнышком.
Не только улицы и площади были полны народом; он теснился на кровлях домов и даже
церквей. Самозванец приветливо кланялся на обе стороны».
 
Д.И. Иловайский. «История России»
 
Прикрепления: ____I.doc (22.0 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:49 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Гибель царевича Дмитрия
 
 
«15 мая 1591 г. царевичДмитрий был найден на дворе своих угличских хором с перерезанным горлом.
Созванный церковным набатом народ застал над телом сына царицу Марию и её
братьев Нагих. Царица била мамку царевича Василису Волохову и кричала, что
убийство — дело дьяка Битяговского. Его в это время не было во дворе; услышав
набат, он тоже прибежал сюда, но едва успел прийти, как на него кинулись и
убили. Тут же убили его сына Данилу и племянника Никиту Качалова. С ними вместе
побили каких-то посадских людей и сына Волоховой Осипа. Дня через два была
убита ещё какая-то «юродивая жёнка», будто бы портившая царевича.      17 мая узнали об этом событии в Москве
и прислали в Углич следственную комиссию… Их следственное дело  выяснило: 1) что царевич сам себя зарезал
в припадке падучей болезни в то время, когда играл ножом в «тычку» (вроде
нынешней свайки) вместе со своими сверстниками, маленькими жильцами, и 2) что
Нагие без всякого основания побудили народ к напрасному убийству невинных лиц.
Несмотря на то что правительство
отрицало убийство и признало смерть царевича нечаянным самоубийством,
в обществе распространился слух, будто царевич Дмитрий убит приверженцами
Бориса (Годунова) по Борисову поручению. Слух этот, сначала записанный
некоторыми иностранцами, передаётся затем в виде неоспоримого уже факта, и в
нашей письменности являются особые сказания об убиении Дмитрия; составлять их
начали во время Василия Шуйского, не ранее того момента, когда была совершена
канонизация Дмитрия и мощи его были перенесены в 1606 г. из Угличав Москву».
 
С. Ф. Платонов.«Полный курс лекций по русской истории»
 
Прикрепления: 5984986.doc (27.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:49 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Допрос ВасилисыВолоховой
 
 
«…Разболелся царевич Дмитрий в середу,
нынешнего 99 году, мая в 12 день, падучею болезнью, и в пятницу де и ему
маленко стало полехче, и царица де и его Марья взяла с собою к обедне, и от
обедни пришотчи, велела ему на дворе погулять; а на завтрее, в субботу,
пришотчи от обедни, царица велела царевичу на двор итить гулять; а с царевичем
были: она, Василиса, да кормилица Орина, да маленькие робятки жильцы, да
постельница Марья Самойлова, а играл царевич ножиком, и тут на царевича пришла
опять та ж чёрная болезнь, и бросило его о землю, и тут царевич сам себя ножом
поколол в горло, и било его долго, да туто его и не стало. А и преж того, сего
году в великое говенье, та ж над ним болезнь была падучий недуг, и он поколол
сваею и матерь свою царицу Марью; а в другоряд на него была та ж болезнь перед
Великим днём, и царевич объел руки Ондрееве дочке Нагого, одва у него Ондрееву
дочь Нагого отняли. И как царевич в болезни в чёрной покололся ножом, и царица
Марья сбежала на двор, и почала её Василису царица Марья бити сама поленом, и
голову ей пробила во многих местах, и почала ей Василисе приговаривать, что
будто се сын её Василисин Осип с Михаиловым сыном Битяговского, да Микита
Качалов царевича Дмитрия зарезали; и она, Василиса, почала ей бить челом, чтоб
велела царица дати сыск праведный, а сын её и на дворе не бывал; и царица де
велела её тем же поленом бити по боком Григорью Нагому, и тут её только чуть
живу покинули замертво. И почали звонити у Спаса в колокола, и многие люди
посадские и всякие люди прибежали на двор; и царица де Марья велела её,
Василису, взяти посадским людям, и мужики де её взяли и её ободрали и
простоволосу её держали перед царицею; и прибежал де на двор Михайло
Битяговской, и почал был разговаривать посадским людям и Михаилу Нагому, и царица
де Марья и Михайло Нагой велели убити Михаила Битяговского и Михаилова сына, и
Микиту Качалова и Данила Третьякова; а говорила де царица миру, то де душегубцы
царевичу. А сын её Осип в те поры был у себя; и как почал шум быти великий, и
сын её Осип прибежал к Михайлове жене Битяговского, и тут его и поймали
посадские люди и привели его ещё жива перед царицу, и Михайлову жену
Битяговского с дочерьми перед царицу ж привели; и царица де миру молила, то де
и убоица царевичу сын её Осип Волохов, и сына её Осипа тут до смерти и убили; а
убив, и прохолкали что над зайцем. А человек сына его, Васкою звали, и он
кинулся и пал на сыне её на Осипе, чтоб его не убили до смерти, и человека его
Васку туто ж над сыном её убили; а другого человека Василисина убили, что увидел
Василису, что она простоволоса стоит, и он на неё положил свою шапку, и
посадские люди за то его убили до смерти ж. Да была жёночка уродливая у Михаила
у Битяговского, и хаживала от Михаила к Ондрею к Нагому, и сказали про неё
царице Марье, и царица ей велела приходить для потехи, и та жёночка приходила к
царице; и как царевичу смерть сталася, и царица и ту жёнку, после того два дни
спустя, велела добыть и — велела её убити ж, что будто та жёнка царевича
портила...»
 
«Следственноедело о убиении царевича Димитрия Иоанновича»
 
Прикрепления: 7490605.doc (30.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:49 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Заговор против ФёдораБорисовича
 
 
«Настроение умов в самой Москве было
очень шатко. 1 июня 1605 г.в Москву явились от самозванца Плещеев и Пушкин, остановились в одной из
московских слобод и читали там грамоту самозванца, адресованную москвичам.
В грамоте описывалась вся история царевича, его спасение, военные успехи;
грамота кончалась обещанием всевозможных льгот народу. Плещеева и Пушкина народ
повлёк в Китай-город, где снова читали грамоту на Красной площади. Толпа не
знала, чему верить в этом деле, и решила спросить Василия Шуйского, который вёл
следственное дело об убийстве царевича Дмитрия и лучше других знал все
обстоятельства смерти этого последнего. Шуйский вышел, говорят, к народу,
совершенно отрёкся от своих прежних показаний и уверил, что Борис послал убить
царевича, но царевича спасли, а был убит поповский сын. Тогда народ бросился в
Кремль, схватил царя Фёдора с матерью и сестрой и перевёл их в прежний
Борисов боярский дом, а затем начал грабить иноземцев, «Борисовых приятелей».
Вскоре затем приехали от самозванца в Москву князь Голицын и Масальский, чтобы
«покончить» с Годуновыми. Они сослали патриарха Иова в Старицу, убили царя
Фёдора и его мать, а его родню подвергли ссылке и заточению. Так кончилось
время Годуновых».
 
С. Ф. Платонов.«Полный курс лекций по русской истории»
 
Прикрепления: ___.doc (26.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:49 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О Борисе Годунове
 
 
«Пользуясь постоянным расположением
Грозного царя, Борис участвовал в его опричнине. Но и в Александровской слободе
держал он себя с большим тактом; народная память никогда не связывала имени
Бориса с подвигами опричнины. Особенно близки стали Годуновы к царской семье с
того времени, как сестра Годунова, Ирина, вышла замуж за царевича Фёдора.
Расположение Грозного к Годуновым всё росло. В минуту смерти Ивана IV
Борис был одним из ближайших к престолу и влиятельнейших бояр, а в
царствование Фёдора влияние на дела всецело перешло к Борису. Он не только был
фаворитом, но и стал формальным правителем государства. Это-то значение
Годунова и обусловливало ненависть к нему бояр; несколько раз они пробовали с
ним бороться, но были им побеждены. Влияние его поколебать было нельзя, и это
было тем горше для боярства, что оно предугадывало события. Оно понимало, что
бездетность Фёдора может открыть путь к престолу тому из бояр, кто будет
сильнее своим положением и влиянием. А сила Годунова была беспримерна. Он
располагал большим имуществом (ежегодный доход в 100 000 р.). Положение
Бориса при дворе было так высоко, что иностранные посольства искали аудиенции у
Бориса; слово Бориса было законом».
 
С.Ф. Платонов. «Полный курс лекций по русской истории»
 
Прикрепления: 4377511.doc (22.0 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:50 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О выборе патриарха
 
 
«Созвали духовный собор, который
совещался о чине поставления патриарха и избрал трёх кандидатов на сие
достоинство, митрополита Иова, архиепископов новгородского Александра и
ростовского Варлаама, предоставляя окончательный выбор государю. Но этот выбор
был известен заранее: государь указал на Иова. Торжественное посвящение его в
патриарха происходило 26 января 1589 г. в Успенском соборе».
 
Д.И. Иловайский. «История России»
 
Прикрепления: 5045755.doc (20.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:50 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О голоде в Москве
 
 
«В 1601 г. началсябаснословный голод вследствие большого неурожая, так как от постоянных дождей
хлеб пророс, а потом сильными морозами его погубило на корню. Первый год
неурожая ещё кое-как жили впроголодь, старым хлебом, но когда в следующем году
посевы погибли в земле, тогда уже настал настоящий голод со всеми его ужасами.
Народ питался Бог знает чем: травой, сеном и даже трупами животных и людей; для
этого даже нарочно убивали людей. Чтобы облегчить положение голодавших, Борис
объявил даровую раздачу в Москве денег и хлеба, но эта благая по цели мера
принесла вред: надеясь на даровое пропитание, в Москву шли толпы народа, даже и
такого, который мог бы с грехом пополам прокормиться дома; в Москве царской
милостыни не хватало и много народа умерло. К тому же и милостыню давали
недобросовестно: те, кто раздавал деньги и хлеб, ухитрялись раздавать своим
друзьям и родственникам, а народу приходилось оставаться голодным. Открылись
эпидемии, и в одной Москве, говорят, погибло народа более 127 тыс. Царь стал употреблять
более действенные меры: он велел скупать хлеб в местах, где его было больше, и
развозить в особенно нуждавшиеся местности, в Москве стал давать голодным
работу».
 
С. Ф. Платонов.«Полный курс лекций по русской истории»
 
Прикрепления: 1958611.doc (26.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:50 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О Григории Отрепьеве
 
 
«В Чудовом монастыре жил молодой инок,
Григорий Отрепьев, в течение долгого времени он переходил из одной обители в
другую, повинуясь своей наклонности к бродяжничеству, и наконец прибыл в Чудов
монастырь, здесь патриарх Иов заметил его ум и сделал своим секретарём. В этой
должности он узнал многие государственные тайны. «Знаете ли, — говаривал он
иногда монахам, — я когда-нибудь буду царём на Москве!» Монахи плевали ему в
глаза, царь Борис Годунов велел заключить его в Белозерский монастырь. Ему
удалось бежать, и он опять сделался странствующим иноком. Встретив ласковый
приём в Новгороде-Северском, он осмеливается писать тамошним жителям: «Я
царевич Димитрий и не забуду ваших благодеяний». Потом он сбрасывает монашескую
рясу, вступает в ряды запорожцев, делается смелым наездником и бесстрашным
казаком. Мнишек, сандомирский воевода, обещает ему своё содействие и руку своей
дочери Марины, которая с радостью соглашается быть московской царицей. Чудесная
новость распространяется по всему королевству.
Папский нунций (представитель Папы)
берёт царевича под своё покровительство и представляет его королю Сигизмунду.
Были ль они в самом деле обмануты? Напротив, гораздо вероятнее, что они видели
в нём страшное орудие для смут: король льстился обратить его против России, а
иезуиты — против православия».
 
А.Рамбо
 
Прикрепления: 6756450.doc (22.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:50 | Сообщение # 9
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О царе Фёдоре Ивановиче
 
 
«Небольшого роста, неуклюжий,
неповоротливый, с ястребиным носом, он не мог скрыть своей простоты, часто
и некстати улыбаясь. Тихий, ласковый, он особенно отличался набожностью и
проводил своё время или в образной, освещённой неугасимыми лампадами, вместе со
своим духовником, или в церкви за заутреней, обедней и вечерней.
В промежутках между ними он беседовал с супругой, принимал бояр,
приходивших на поклон, обедал и ужинал, забавлялся шутами и карлами или
кулачным и медвежьим боями. Любил также по праздникам ходить на колокольню
и самолично производить трезвон. Сверх того, почти еженедельно царь
отправлялся на богомолье в какой-либо из отдалённых монастырей. Государственных
забот и судебного разбирательства он не выносил. Когда во время выхода его из
дворца какому-либо челобитчику удавалось дойти до его особы, то, «избывая
мирской суеты и докуки», Фёдор отсылал его к своему большому боярину Годунову».
 
Д.И. Иловайский. «История России»
 
Прикрепления: 2121148.doc (21.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:50 | Сообщение # 10
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Отрывок из произведения«Борис Годунов»
 
 
Шуйский
 
А
что мне было делать?
Всё
объявить Феодору? Но царь
На
всё глядел очами Годунова,
Всему
внимал ушами Годунова:
Пускай
его б уверил я во всём,
Борис
тотчас его бы разуверил,
А
там меня ж сослали б в заточенье,
Да
в добрый час, как дядю моего,
В
глухой тюрьме тихонько б задавили.
Не
хвастаюсь, а в случае, конечно,
Никая
казнь меня не устрашит.
Я
сам не трус, но также не глупец
И
в петлю лезть не соглашуся даром.
 
 
Воротынский
 
Ужасное злодейство! Слушай, верно
Губителя раскаянье тревожит:
Конечно, кровь невинного младенца
Ему ступить мешает на престол. Шуйский
 
 
Шуйский
 
Перешагнёт; Борис не так-то робок!
Какая честь для нас, для всей Руси!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмёт венец и бармы Мономаха...
 
А.С. Пушкин. «Борис Годунов»
 
Прикрепления: 7914875.doc (27.0 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:51 | Сообщение # 11
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Указ об Урочных летах
 
 
«…Которые крестьяне из-за бояр, и
из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких
людей, ис поместей и из вотчин, ис патриарховых, и из митрополичих, и изо
владычних, и из монастырских вотчин выбежали до нынешнего… году за пять лет, —
и на тех беглых крестьян в их побеге и по тех помещиков и вотчинников, за кем
они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, и патриаршим, и
митрополичий, и владычним, и детем боярским, и монастырьских сёл приказщиком и
служкам давати суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех
крестьян беглых з жёнами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где
хто жил. А которые крестьяня выбежали до нынешняго… году лет за шесть и за семь
и за десять и болши, а те помещики и вотчинники, из-за ково они выбежали...
государю не бивали челом, — и государь указал на тех беглых крестьян в их
побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем оне, выбежав, живут, суда не
давати и назад им, где хто жил, не вывозити».
 
«Хрестоматияпо истории СССР с древнейших времён до конца XVIII в.»
 
Прикрепления: 3334445.doc (26.0 Kb)
 
История-Учебные материалы » Хрестоматия по Истории России » История России XVII-XVIII в. » 1 Внутренняя и внешняя политика Б. Годунова (1 Внутренняя и внешняя политика Б. Годунова)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz