Воскресенье, 12.05.2024, 01:40
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
История-Учебные материалы » Практикум » Возвышение Москвы » Возвышение Москвы
Возвышение Москвы
poj35Дата: Пятница, 14.10.2011, 17:21 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
С.М. Соловёв. История России с древнейших времен
(извлечение)
Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ,
Суть следующие: жители подчиненной страны обязаны хоть с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и вещей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Требуют также, чтобы князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его женам, тысячникам, сотникам, некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которыми как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа… которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник, но всякий… как господин, требует, чего только захочет, и получает. В самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого исповедания , которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою.
Вопросы
1) Как платили дань татаро-монголам покоренные народы.
2) На каких условиях ханы назначали князей.
3) Почему в ставке хана проходили христианские богослужения ?
Прикрепления: 9366310.docx (12.0 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 14.10.2011, 17:22 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Восстание в Твери
В тоже лето князю АЛЕКСАНДРУ Михайловичу было дано великое княжество, пришел из Орды и занял великое княжение. Потом, через несколько дней, из-за умножения грехов наших, Бог позволил дьяволу вложить безбожным татарам в сердце зло, говоря беззаконному царю: ’Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не будешь властвовать над нами’. И беззаконный и треклятый Шевкал, всему злу начальник, разоритель христиан, раскрыл скверные свои уста и начал говорить, наученный дьяволом: ‘Господин царь, если повелишь мне, я пойду на Русь и разорю христианство, а князя их убью, а княгиню же и детей к тебе приведу’. И повелел ему царь сделать так. Беззаконный же Шевкал, разоритель Христианский, пошел в Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам с большой гордостью и яростью стал на великокняжеском дворе; и устроил великое гонение на христиан насилиями, граблениями, битьем и поруганием. Народ же городской, постоянно оскорбляемый поганами, много раз жаловался великому князю, дабы он их защитил. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их защитить, велел им терпеть. Тверечи же, не желая терпеть, выжидали подходящего времени.
И случилось 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некто, дьякон, тверичанин по имени Дудко вел молодую и тучную кобылицу к Волге, чтобы напоить ее. Татары же, увидев это, отняли ее. Дьякон же, сожалея, начал громко кричать, говоря: ‘О люди тверские, не выдавайте!’. И началась между ними драка. Татары, чувствуя себя полновластными хозяевами, начали сечь (тверичан), и тотчас стали стекаться люди, поражаясь случившемуся. И ударили во все колокола, и собрались на вече, и поднялся весь город, и весь народ поднялся на восстание, и последовал призыв, и стали избивать татар, где кого захватили, пока не убили самого Шевкала и всех остальных. Не оставили никого, кто бы мог донести известие в Орду. Только в поле пастухи, пасущие коней, захватив лучших жеребцов, помчались на Москву и оттуда в Орду, возвестив там кончину Шевкала.
А убит был Шевкал в лето 6835. И услышав об этом, беззаконный царь послал на зиму на землю Русскую рать – 5 темников с воеводой Федорчуком. И погубили множество людей, а иных увели в плен, а Тверь и все города огнем пожгли. Великий же князь Александр, не стерпя безбожных их насилий, покинул княжение русское и все свои отчины, и ушел в Псков с княгиней и с детьми своими.
Вопросы
1) Назовите причину и повод восстания в Твери
2) Почему Иван Калита не поддержал восстание в Твери ?
3) Назовите итоги восстания
Прикрепления: 6822270.doc (27.0 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 14.10.2011, 17:23 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Н.М. Карамзин. «История государства Российского»
Несмотря на коварство, употребленное Иоанном к погибели опасного совместника, москвитяне славили его благость и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собрателя земли Русской и государя-отца: ибо сей князь не любил проливать крови в войнах бесполезных, освободил великое княжение от грабителей внешних и внутренних, восстановил безопасность собственную и личную, строг казнил татей и был вообще правосуден. Жители других областей Российских, от него независимых, завидовали устройству, тишине Иоанновых, будучи волнуемы злодействами малодушных князей или граждан своевольных
Тишина Иоаннова княжения способствовала обогащению России северной. Новгород, союзник Ганзы, отправлял в Москву и в другие области работу немецких фабрик. Восток, Греция, Италия (чрез Кафу и нынешний Азов) присылали нам свои товары. Уже купцы не боялись в окрестностях Владимира или Ярославля встретиться с шайками татарских разбойников: милостивые грамоты Узбеков, данные великому князю, служили щитом для путешественников и жителей. Открылись новые способы мены, новые торжища в России: так в Ярославской области, на устье Мологи, где существовал Холопий городок, съезжались купцы Немецкие, Греческие, Италиянские, Персидские, и казна в течение летних месяцев собирала множество пошлинного серебра: бесчисленные суда покрывали Волгу, а шатры- прекрасный, необозримый луг Моложский, и народ веселился в семидесяти питейных домах.
Вопросы
1. Почему Иван Калита получил «имя Собирателя земли Русской»?
2. Какой смысл вкладывает историк в слова «тишина Иоаннова княжения»?
Прикрепления: 4435983.docx (13.5 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 14.10.2011, 17:24 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Божьим попущением за наши грехи пришла весть, что ордынский князь Мамай собрал великое войско, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю. И всех людей охватил великий страх. А великодержавный князь, что тогда держал скипетр Русских земель, достохвальный и победоносный великий Дмитрий пришел к святому Сергию, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что Сергей добродетелен и обладает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя благословил его, вооружил молитвой и сказал: Подобает тебе, господин, заботиться о врученном тебе от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных и с божьей помощью победишь и с великой славой живым возвратишься в свое отчество». И великий князь сказал: Если Бог мне поможет, отче, поставлю монастырь во имя Пречистой Богоматери». И сказав это, принял благословение и быстро отправился в путь.
И так, собрав своих воинов, выступил против безбожных татар. И увидев, как велико войско их, многие начали сомневаться, многие были объяты страхом, раздумывая, как им спастись. И внезапно в тот час прибыл гонец с посланием от святого, где было сказано: «Без всякого сомнения, господин, смело иди против злобы их. Не бойся: во всем поможет Бог».
И тогда великий князь Дмитрий и все войско его, наполнившись дерзостью, вышли против поганых, и князь сказал: «Великий Бог, создавший небо и землю, помоги мне в битве с противниками твоего имени». И так сразились.
Многие тела падали, и Бог помог великому победоносному Дмитрии, и побеждены были поганые татары и смертной погибели преданы были. Увидели поганые Божий гнев и Божие негодование, и все побежали. Крестоносная же хоругвь, долго преследуя врагов, бесчисленное множество их погубила. Одни убежали, израненные, иных поймали живьем. И был дивный день и чудная победа, и если прежде оружие блестело, то теперь оно было окровавлено кровью иноплеменников. И все носили знаки победы. И здесь сбылось пророческое слово: «Один гнал тысячу, а двое – десять тысяч».
А святой, о котором выше сказано, что он имел дар пророчества, все это знал, будто был рядом, видел издалека на большие расстояния, откуда за много дней не дойти, и молился с братиею, благодаря Господа за победу над погаными.
Немного времени прошло с тех пор, как до конца были побеждены безбожные, и все случившееся святой рассказал братьям: победу над погаными, а всех, убитых ими, назвал по именам и молился о них всемилостивому Богу.
А достохвальный и победоносный великий князь Дмитрий, одержав славную победу над врагами-варварами, возвращается с многою радостью в свое отечество. И без промедления приходит к святому старцу Сергею, благодаря его за добрый совет и всесильного Бога прославляя и благодаря за молитвы старца и братию, и с сердечною радостью рассказал все случившееся, как много милостей Господь оказал ему, и богатую милостыню дал монастырю. <…>

Вопросы. 1) О каком сражении идет речь в документе, когда оно произошло.
2) Назовите причину произошедшей битвы
3) Какие последствия для страны имела эта битва


Прикрепления: 4495645.doc (28.5 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 14.10.2011, 17:24 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Куликовская битва.
Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988
«Мамаево побоище еще не прекратило бедствий России, но доказало возрождение сил ее и в несомнительной связи действий с причинами отдаленными служило основанием успехов Иоанна 3, коему судьба назначила совершить дела предков, менее счастливых, но равно великих».

Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987
«…Почти вся Северная Русь под руководством Москвы стала против Орды на Куликовом поле и под московскими знаменами одержала первую победу над агарянством. Это сообщило московскому князю значение национального вождя северной Руси в борьбе с внешними врагами. Так Орда стала слепым орудием, с помощью которого создавалась политическая и военная сила, направившаяся против нее же».

Соловьев С.М.История России с древнейших времен. М., 1988
Она должна была «решить великий в истории человечества вопрос – какой из этих частей света восторжествовать над другою?». Победа на Куликовом поле «была знаком торжества Европы над Азиею».

Задонщина
«Господин князь великий Дмитрий Иванович! Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей Белозерских, тридцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костромских, тридцати пяти бояр владимирских, пяти бояр суздальских, сорока бояр Муромских, семидесяти бояр рязанских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трех бояр дмитровских, шестидесяти бояр можайских, тридцати бояр звенигородских пятнадцати бояр угличных. А посечено безбожным Мамаем двести пятьдесят три тысячи. И помиловал Бог землю Русскую, а татар пало бесчисленное множество».

Вопросы и задания
1. Каковы были важнейшие итоги Куликовской битвы7
2. Подумайте, почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории, несмотря на то что она не привела к свержению монголо-татарского ига?
3. Борьба против ига Золотой Орды велась на протяжении всего периода монголо-татарского владычества. Выступления новгородской бедноты против ордынских переписчиков жителей для обложения данью, восстания многих городов (Ростов, Ярославль, Устюг Великий и др.) против ордынских откупщиков, собиравших налоги, привели к передаче сбора налогов и дани самим, сокращению суммы дани, нерегулярности ее вноса, сокращению других повинностей. Была ли победа на Куликовом поле внезапным успехом?
Прикрепления: 2348456.doc (27.5 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 14.10.2011, 17:25 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1995
«Княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам в истории многострадального русского народа. Беспрестанные разорения и опустошения то от внешних врагов, то от внутренних усобиц, следовали одни за другими в громадных размерах…
Сам Дмитрий не был князем, способным мудростью правления облегчить тяжелую судьбу народа; действовал ли он от себя или по внушениям бояр своих, - в его действиях виден ряд промахов. Следуя задаче подчинить Москве русские земли, он не только умел достигать своих целей, но даже упускал из рук то, что ему доставляли сами обстоятельства; он не уничтожил силы и самостоятельность Твери и Рязани, не умел поладить с ними так, чтобы они были заодно с Москвою для общих русских целей; Дмитрий только раздражал их и подвергал напрасному разорению ни в чем не повинных жителей этих земель; раздражал Орду, но не воспользовался ее временным разорением, не предпринял мер к обороне против опасности; последствием всей его деятельности было то, что разоренная Русь опять должна была ползать и унижаться перед издыхающей Ордой.»
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988
«Дед, дяди и отец Дмитрия в тишине приготовили богатые средства к борьбе открытой, решительной. Заслуга Дмитрия состояла в том, что он умел воспользоваться этими средствами, умел развернуть приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употребление.
Важные следствия деятельности Дмитрия обнаруживаются в его духовном завещании; в нем встречаем неслыханное прежде распоряжение: московский князь благословляет старшего сына своего Василия великим княжением Владимирским, которое зовет своею отчиною. Донской уже не боится соперников для своего сына ни из Твери, ни из Суздаля…
Говоря о важном значении княжения Дмитриева в истории Северо - Восточной Руси, мы не должны забывать о деятельности бояр московских; они, пользуясь обстоятельствами, отстояли права своего малолетнего князя и княжества, которым и управляли до возмужалости Дмитрия. Последний не остался неблагодарен людям, которые так сильно хотели ему добра; доказательством служат следующие места жития его, обнаруживающие всю степень влияние бояр на события Дмитриева княжения. Чувствуя приближение смерти, Дмитрий, по словам сочинителя жития, дал сыновьям следующее наставление: «Бояр своих любите, честь, им достойную воздавайте против их службы, без воли их ничего не делайте.»
Вопросы и задания учащимся
1. Сравните оценку деятельности князя в трудах Н.И. Костомарова и С.И. Соловьева. С кем из исследователей вы согласны? Почему?
2. Подумайте, в чем причины возвышения Москвы в 14 веке? Утверждения какого из авторов заставляют сомневаться в наличии оснований для роста могущества Москвы?
3. Что ставит в заслугу Дмитрию Донскому С.М. Соловьев? Что вы могли бы добавить к его характеристике итогов правления князя Дмитрия?
Прикрепления: _2.docx (14.1 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 05.04.2013, 10:13 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Историки о возвышении Москвы
Что же дало возможность Москве получить великое княжение, каким путем шло ее возвышение?
Историки по-разному отвечают на этот вопрос.
Н.М. Карамзин упоминает таланты московских князей, содействие бояр и духовенства и влияние татарского завоевания. Карамзин находит, что «Москва обязана своим величием ханам».
И.И. Погодин, возражая Карамзину, поражался счастливым совпадением «случайностей», которые слагались всегда как раз в пользу возвышения и усиления Московского княжества.
С.М. Соловьев говорит о важном влиянии географических условий; отмечает выгодное положение Москвы — на дороге переселенцев с юга, посередине между Киевской землей, с одной стороны, и Владимирской и Суздальской — с другой.
Н.И. Костомаров объясняет усиление Москвы, главным образом, помощью татар и даже саму идею самодержавия трактует как заимствованную от татар.
Д.И. Иловайский главной причиной роста Москвы считает пробуждение народного инстинкта: народ, который чувствовал опасность от татар, должен был сплотиться.
С.Ф. Платонов выделяет следующие причины возвышения Москвы:
1. географическое положение, давшее Московскому княжеству население и средства;
2. личные способности первых московских князей, их политическую ловкость и хозяйственность;
3. сочувствие духовенства, выраженное в перемене пребывания митрополии;
4. политическую близорукость татар, которые не могли своевременно заметить опасное для них усиление княжества;
5. отсутствие сильных врагов, т.к. Новгород не был силен, а в Твери происходили междоусобицы князей;
6. сочувствие бояр и сочувствие населения.
1. Сопоставьте эти суждения и обоснуйте свое отношение к каждой из позиций. Какой из них вы отдаете предпочтение и почему?
2. Назовите причины возвышения Москвы. Ответ составьте в форме плана.
Деятельность Дмитрия Донского
Современный российский историк Юрганов А.Л. в книге «У истоков деспотизма» пишет:
«...Слава его как князя несравнима ни с чьей. Даже Александр Невский проигрывает" — ведь с главным врагом Руси, монголами, он не боролся, а сотрудничал.... Дмитрий Донской смотрел в будущее. В отличие от деда, он, борясь с тверскими князьями, главной своей целью считал освобождение страны от власти Орды. Если в эпоху Ивана Калиты действия тверских князей представляли собой альтернативу политике Москвы, то во времена Дмитрия Донского Тверь оказалась противником курса московских князей на освобождение от ига и объединение страны. Драматична эта метаморфоза. После Куликовской битвы Москва из центра сильнейшего княжества северо-востока Руси стала признанной национальной столицей, объединяющей вокруг себя русские земли. В завещании Дмитрий Донской передал сыну княжество как свою Чвотчину", не упоминая в этой связи Орду. Ясно была подчеркнута им перспектива падения ига (Чпеременит бог Орду"). В эту эпоху наступил великий этап общественного самосознания. Благодаря Дмитрию Донскому борьба с игом монгольских ханов обрела мощное нравственное звучание, став борьбой национальной за свободу и независимость».
1. С каких позиций оценивают историки деятельность Дмитрия Донского?
2. В чем видят они его главные заслуги? Убедительны ли доводы историков?
3. Дайте общую оценку княжению Дмитрия Донского. Знаете ли вы иные суждения, точки зрения на деятельность князя?
Что послужило основанием для столь высокой оценки государственного таланта князя?
Прикрепления: 8816626.doc (25.5 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 05.04.2013, 10:20 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
О деятельности великого князя Ивана Даниловича Калиты
О деятельности великого князя Ивана Даниловича Калиты давно идут споры между историками.
В.О.Ключевский:
"Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками. В Орде привыкли думать, что когда приедет московский князь, будет много "злата и сребра" и у великого хана-царя, и у его хана, и у в сех именитых мурз Золотой Орды... Московский... владелец, став великим князем, первый начал выводить русское население из того уныния и оцепенения, в какое повергли его внешние несчастья. Образцовый устроитель своего удела... сумел водворить в нем общественную безопасность и тишину... Московский князь получил звание великого..."
О.Ф Платонов:
"Сел он на великом княжении и, по словам летописца, "бысть оттоле тишина велика на сорок лет и престаше татарове воевате Русскую землю". Именно он исхлопотал себе разрешение доставлять "выход" в Орду своими средствами..."
И.Н.Ионов (современный историк):
"Иван Калита был первым среди русских князей..., кто открыто стал не службу хану, взяв на себя не только сбор денег с покоренного русского населения, но и осуществление карательных мер против него в случае антиордынских восстаний, как это было в Твери в 1327 году... В результате князь Иван Данилович... сумел превратить Московское княжество в одно из самых богатых на Руси..."
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. (современные историки):
"...Он был сыном своего времени..., правителем умным, упорным, целеустремленным, но и жестоким и хитрым. И все же его тактика давала Руси передышку от татарских набегов".
1. Сравните эти оценки. В чем они совпадают и чем отличаются друг от друга? 
2. Какие оценки, по вашему мнению, в большей степени отражают реальные факты? 
3. В чем видят историки безусловную заслугу Ивана Калиты? 
4. Выскажите свое отношение к политике великого московского князя Ивана Даниловича.
Прикрепления: ______-_.doc (28.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 14.05.2013, 10:13 | Сообщение # 9
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Историки об Иване Калите

Восемнадцать лет
его правления были эпохою первого прочно­го усиления Москвы и ее возвышения над
русскими землями.
(В.О. Ключевский)

Несмотря на коварство, употребленное Иваном к погибели
опасного совместника, московитяне славили его благость... единогласно дали ему имя
Собирателя Земли Русской и Госуда­ря-отца... Освободил великое княжение от
грабителей внешних и внутренних, восстановил безопасность собственную и личную,
строго казнил татей и был вообще правосуден...
(Н. М. Карамзин)

Князь жестокоподавлял те стихийные народные движения, которые подрывали основы господства
Орды над Русью... Же­стоко расправляясь со своими противниками из числа других
князей, не брезгуя для этого татарской мощью, Калита добил­ся значительного
усиления могущества Московского княже­ства.
(Л.В.Черепнин)

Вопросы и задания
1. О каких заслугах князя говорится в высказыванияхисториков? Какие личные качества помогли князю этого добиться?
2. С каким «княжеским противником» князьрасправился, «не брез­гуя для этого татарской мощью»? Как называется
историческое событие, в котором столкнулись интересы двух русских князей? Что
вы можете рассказать об этом событии?

3. По вашему мнению, Иван Калита — отрицательныйисторический персонаж или положительный? Разделяете ли вы мнения истори­ков?
Свое мнение аргументируйте.
Прикрепления: 3049774.docx (12.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 14.05.2013, 10:15 | Сообщение # 10
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Духовная грамота московского князя Ивана Калиты(около 1339 г.) 
Завещаю сыновьямсвоим отчину свою Москву, а раздел учи­нить им такой. Дал я сыну старшему
Семену: Можайск со всеми волостями, Коломну со всеми Коломенскими волостями,
Горо-денку, Мезыню, Песочную и Середокоротну, Похряне, Устьмер-ску, Брошевую,
Гвоздну, Ивани деревни, Маковец, Левичин, Скульнев, Канев, Гжель, Горетову,
Горки, село Астафьевское, село на Северске в Похрянском уезде, село
Константиновское, село Орининское, село Островское, село Копотенское, сельцо
Микулинское, село Малаховское, село Напрудское у города...Даю сыну моемуИвану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фо-минское, Суходол, Великую слободу,
Замошскую слободу, Угож, Ростовцы, Окатьеву слободку, Скирминовское, Тростну,
Негучу; а села: Рюховское, село в Замошской слободе, село Семчинское...Я дал сыну моемуАндрею: Лопасню, Северскую, Наруниж-ское, Серпухов, Нивну, Темну, Голичихи,
Щитов, Перемышль, Ростовец, Тухачев; а села: село Талежское, село Серпуховское,
село Колбасинское, село Нарское, село Перемышльское, село Битяговское, село
Труфоновское, село Ясиновское, село Коло­менское, село Ногатинское...А княгине моей сменьшими детьми даю: Сурожик, Мушки-ну гору, Радонежское, Бели, Борю,
Черноголовль, на Воре сло­бодку Софроновскую, Вохну, Дейково, Раменье,
Данилищеву слободку, Машев, Сельну, Гуслицу, Раменье, что было за кня­гинею; а
села: Михайловское, Луцинское, село у озера, село Родонежское,Дейгунинское, Тыловское, Рогож, Протасьевское, Аристовское, Лопастьинское,
Михайловское на Яузе, 2 села Коломенских. 
Вопросы и задания
В перечислении владений Ивана Калиты выделите наиболее значи­тельные и найдите их на современной карте.
Прикрепления: _____-_1339_-.docx (12.6 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 14.05.2013, 10:17 | Сообщение # 11
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Из «Задонщины» (XIV—XV вв.) 
Сойдемся, братьяи друзья, сыновья русские, составим слово к слову и возвеличим землю Русскую,
бросим печаль на восточ­ную страну, в Симов жребий, провозгласим над поганым
Мама­ем победу, а великому князю Дмитрию Ивановичу воздадим похвалу и брату
его, князю Владимиру Андреевичу, и скажем так: «Лучше ведь нам, братья, начать
поведать иными словами о похвальных о нынешних повестях, о походе князя Дмитрия
Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, правнука святого великого
князя Владимира Киевского, — начать поведать по делам и по былям». Но
устремимся мыслью над землями и вспомним первых лет времена и похвалим вещего
Бояна, ис­кусного гусляра в Киеве. Тот Боян возлагал искусные свои пер­сты на
живые струны и пел князьям русским славы: первую — великомукнязю киевскому Игорю Рюриковичу, вторую — ликому князю Владимиру Святославичу,
третью — великом князю Ярославу Владимировичу.И я восхвалюпеснями и под гусли буйными словами и этого ве­ликого князя Дмитрия Ивановича,
и брата его, князя Владимир Андреевича, правнука тех князей: было ведь мужество
их и ж лание [постоять] за землю Русскую и за веру христианскую.А от Калкскойбитвы до Мамаева побоища 160 лет.Это князьвеликий Дмитрий Иванович и брат его, князь Вла димир Андреевич, испытав ум свой
крепостью, поострили серд свои мужеством и наполнились ратного духа и устроили
у с храбрые полки в Русской земле и вспомнили прадеда своего князя Владимира
Киевского.О жаворонок,летняя птица, красных дней утеха, возлети п синие небеса, посмотри на сильный
город Москву, воспой сл великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его, Владими
Андреевичу: буря ли занесет соколов из земли Залесской в п половецкое.На Москве кониржут, звенит слава русская по всей зем Русской. Трубы трубят на Коломне, в
бубны бьют в Серпухо стоят стяги у Дона великого на берегу. Звонят колокола
вечев в Великом Новгороде, стоят мужи новгородцы у святой Софи приговаривая:
«Уже нам, братья, на помощь великому княз Дмитрию Ивановичу не поспеть».Тогда как орлыслетелись со всей северной страны. Это орлы слетелись, съехались все князья
русские к великому княз Дмитрию Ивановичу и брату его, князю Владимиру
Андреевичу говоря им так: «Господин князь великий, уж поганые татар на поля
наши наступают, а вотчину нашу у нас отнимают, с~ ят между Доном и Днепром, на
реке на Мече. И мы, господи пойдем за быструю реку Дон, соберем диво для
земель, повес для старых, память для молодых, а храбрых своих испытаем а в реку
Дон кровь прольем за землю Русскую, за веру христианскую».И сказал имкнязь великий Дмитрий Иванович: «Брать и князья русские, гнездо мы великого
князя Владимира Киев ского. Не в обиде мы были по рождению ни соколу, ни
кречету ни черному ворону, ни поганому Мамаю».
 Вопросы и задания
1. Что можно узнать о Куликовской битве на основеданного источи ка? Каковы особенности этого источника?
2. Почему автор «Задонщины» использовал в своемсочинении образы «Слова о полку Игореве»
?
3.Выясните, какие произведения, помимо «Задонщины»,относят к «Куликовскому циклу».
Прикрепления: _-XIVXV_-.docx (13.4 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 14.05.2013, 10:18 | Сообщение # 12
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Из летописной «Повести о Куликовской битве» (XIV-XVвв.) 
Из летописной«Повести о Куликовской битве» (XIV_XV вв.)У самого жевеликого князя все доспехи были помяты, проби­ты, но на теле его не было ран, а
сражался он с татарами лицом К лицу, находясь впереди всех в первой схватке.
Многие князья М воеводы не раз говорили ему: «Князь господин, не стремись
впереди сражаться, но позади будь или на крыле, или где-либо • стороннем
месте». Он же отвечал им: «Да как же я скажу — Ьктья мои, подвигнемся все
вместе до единого, а сам свое лицо Окрою и стану прятаться позади. Не могу так
поступить, но хочу Как словом, так и делом первым быть и на виду у всех главу
свою сложить за свою братию и за всех христиан. Пусть и другие, это иидя, будут
отчаянны в своей дерзости». И как сказал, так и сде­лал, сражаясь тогда с
татарами впереди всех. И сколько раз справа К слева от него его воинов
избивали, а самого обступали, подобно воде, со всех сторон! И много ударов
нанесли ему по голове, и по II ичам его, и по утробе его, но Бог защитил его в
день брани. Вопросы и задания
1. Используя документ, объясните мотивы поступка Дмитрия Донско­го, ставшего в один ряд с простыми воинами на Куликовом поле.
2. Как относится автор летописи к поступку великогокнязя?
Прикрепления: _____-XIV_XV_-.docx (11.7 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 14.05.2013, 10:20 | Сообщение # 13
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Из «Истории России с древнейших времен»С.М.Соловьева. О Дмитрии Донском
 В 1389 г. умервеликий князь московский Дмитрий, еще Только 39 лет от рождения. Дед, дядя и
отец Дмитрия в тишине приготовили богатые средства к борьбе открытой,
решительной... Он умел воспользоваться этими средствами, умел развернуть
приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употре­бление. Лучшим
доказательством особенно важного значения, придаваемого деятельности Дмитрия
современниками, служит существование особого сказания о подвигах этого князя,
особого, украшенно написанного жития его.В его духовномзавещании встречаем неслыханное прежде распоряжение: московский князь
благословляет старшего своего сына Василия великим княжением Владимирским,
которое зовет своею отчиною. Донской уже не боится соперников для своего сына
ни из Твери, ни из Суздаля. Кроме Василия у Дмитрия оставалось еще пять
сыновей. Завещатель выражает надежду, что сыновья его перестанут давать выход в
Орду.Мы не должнызабывать о деятельности бояр московских: они отстояли права своего малолетнего
князя и своего княжества, которым и управляли до возмужалости Дмитрия.
Последний не остался неблагодарен людям, которые так сильно хотели ему добра.
Чувствуя приближение смерти, Дмитрий, по словам со­чинителя жития, дал сыновьям
следующее наставление: «Бояр своих любите, честь им достойную воздайте против
их службы, без воли их ничего не делайте».
 Вопросы и задания
В чем, по мнению С.М.Соловьева, состояла главнаязаслуга Дми­трия Донского?
Прикрепления: ______..-__.docx (11.9 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 14.05.2013, 10:21 | Сообщение # 14
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Из «Жития Сергия Радонежского» (XV в.) Преподобный жеСергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды
постнической жизни совершал. Суровой постнической жизнью он жил; добродетели
его были такие: голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота
телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тща­тельное умерщвление,
труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый,
любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх
Божий постоянный...Сам же Сергийтри или четыре кельи сам своими руками по­строил. И в прочих всех монастырских
делах, нужных братии, он участвовал: иногда дрова на плечах своих из леса носил
и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям... Он без лености
братии как купленный раб служил: и дрова для всех, как было сказано, колол, и
толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил, и остальную пищу,
нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, быв­шего
там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи
ставил. Вопросы и задания
1. На основе документа расскажите о деяниях Сергия Радонежского.
2. Опишите монастырскую жизнь.
3. Объясните, почему Сергий Радонежский стал одним из наиболее почитаемых деятелей Русской Православной Церкви.
Прикрепления: ___-XV_-.docx (11.7 Kb)
 
История-Учебные материалы » Практикум » Возвышение Москвы » Возвышение Москвы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz