Суббота, 11.05.2024, 14:13
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
История-Учебные материалы » Практикум » Статьи » Чесменское сражение (Чесменское сражение)
Чесменское сражение
poj35Дата: Пятница, 02.11.2012, 09:26 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Чесменское сражение
Одной из славных страниц истории русского оружия XVIII в. является Чесменское сражение.
В ходе русско-турецкой войны 1768 —1774 гг. балтийские моряки совершили поход из Кронштадта в Средиземное море. Этот поход, известный как 1-я Архипелагская экспедиция, стал крупным морским предприятием России в период этой войны.
Целью похода было блокировать Дарданеллы, перекрыть связи Турции с Ближним Востоком и Северной Африкой, но главное — нанести неожиданный удар Турции с тыла и взять инициативу в боевых действиях в свои руки.
Подготовка к экспедиции велась под видом приготовлений похода по Балтийскому морю. Мало кто верил, что Балтий¬ский флот, пришедший в послепетровское время в упадок, не имевший опыта дальних переходов, способен на подобное предприятие. Английский посол в России накануне писал: «Стремление довести до значительных размеров морские си¬лы России может быть выполнено лишь с помощью и содей¬ствием Англии, а никак не иначе. Но невозможно, чтобы Россия сделалась соперницей, способной внушить нам зависть ни как торговая, ни как военная морская держава. По этой причине я всегда рассматривал подобные виды России весьма для нас счастливыми, ибо до тех пор, пока это будет выпол¬нено, она должна зависеть от нас и держаться за нас. В слу¬чае ее успеха успех этот лишь увеличит нашу силу, а в случае неуспеха — мы утратим лишь то, чего не могли иметь».
Враждуя с Францией, Великобритания в тот период зани¬мала довольно благоприятную для России позицию. Это об¬легчило поход русских эскадр. В плавании приняло участие немало британских добровольцев.
Переход из Балтийского в Средиземное море оказался де¬лом нелегким. В Северном море на русские эскадры (всего в походе принимали участие пять эскадр под общим командо¬ванием графа А.Г.Орлова) обрушились свирепые бури. Впе¬реди эскадры адмирала Г. А. Спиридова шел небольшой пинк «Лапоминк» под командованием капитан-лейтенанта Е.С.Из¬векова. Вахтенные зорко смотрели вперед, но туманная мгла скрывала все вокруг. В полночь 16 сентября 1769 г. корабль находился у мыса Скаген. В этот момент раздался глухой удар: корабль налетел на прибрежный риф, и вода хлынула внутрь. По приказу командира моряки стали переходить с корабля на шлюпки, чтобы достичь берега. Но вслед за «Ла- поминком» шли и другие корабли эскадры. Если не преду¬предить их о грозящей опасности — катастрофа неминуема. Среди ночи раздались орудийные выстрелы, перекрывшие грохот морского прибоя. Это артиллеристы «Лапоминка» дали сигнал об опасности. Корабли эскадры изменили курс и благополучно миновали мыс.
24 сентября основная часть первой эскадры прибыла в анг¬лийский порт Гулль, где удалось исправить повреждения, полученные во время штормов. До Гибралтара в течение ме¬сяца корабли шли без остановки. Бурный Бискайский залив встретил неприветливо, разыгрался шторм. На некоторых кораблях во время качки доски обшивки расходились, по¬явились течи. Плохая вентиляция помещений и отсутствие лазаретов «способствовали массовым заболеваниям коман¬ды». Сказывались и недостатки в снабжении.
В ноябре 1769 г. эскадра Спиридова вошла в Средиземное море. В середине февраля 1770 г. русские корабли прибыли в Порт-Витула, находящийся на южном побережье полуостро¬ва Морея (Пелопонесс).
Призывы Екатерины II, действия А. Г. Орлова, который уста¬новил связи с предводителями греческих повстанческих отря¬дов, способствовали подъему освободительного движения сла-вянских народов. Население Морей с большим энтузиазмом встретило русских моряков. Ряды повстанческих отрядов по¬полнялись тысячами добровольцев. Объединенные в два отря¬да (легиона), повстанцы развернули боевые действия в глубине полуострова. В каждый отряд вошло по 15 — 20 русских сол¬дат из десантных сил, прибывших на кораблях Спиридова.
Тем временем русская эскадра осадила ряд приморских крепостей на южном побережье Греции. В конце марта 1770 г. корабли подошли к порту Наварин. На берег был вы¬сажен десант под командованием бригадира морской артил¬лерии И. А. Ганнибала, который заставил турецкий гарнизон капитулировать. Наварин стал базой эскадры Спиридова. Од¬нако повстанцы, сражавшиеся в глубине Пелопонесса, потер¬пели поражение; после этого последовали жестокие расправы над греками. Осада приморской крепости Корон, начатая в марте частью русской эскадры, к успеху не привела. Не уда¬лось взять и крепость Модон.
Из Турции в Морею прибыли свежие подкрепления, что осложняло положение русской эскадры. Турецкое командо¬вание, получив донесения о взятии Наварина, решило забло-кировать русскую эскадру в порту. По суше и морю к Нава- рину стали стягиваться крупные силы.
В начале мая 1770 г. к полуострову подошла вторая рус¬ская эскадра под командованием контр-адмирала Дж. Элфин- стона — англичанина на российской службе. Утром 16 мая около острова Специя с русских кораблей заметили турецкую эскадру. Неприятель, имевший более чем двойное превосход¬ство, укрылся в порту Наполи-ди-Романья. Русские корабли открыли огонь. Бой продолжался в течение нескольких ча¬сов. Нанеся противнику серьезные повреждения, русская эскадра отошла.
Между тем положение под Наварином становилось все тя¬желее. Турецкие войска приступили к осаде с суши и пере¬резали магистраль, снабжавшую крепость питьевой водой. Орлов принял решение оставить Наварин. В ночь на 23 мая укрепления крепости были взорваны; русские корабли взяли на борт десантный отряд и вышли в море.
За неделю до этих событий основная часть эскадры Спи¬ридова вышла на соединение с эскадрой Элфинстона, и 22 мая корабли объединились у острова Цериго. В это же время турецкая эскадра из Наполи-ди-Романья отплыла на восток. Утром 24 июня 1770 г. при тихом попутном ветре русская эскадра двинулась в Хиосский пролив. Корабли заняли места в боевой линии. Головным встал линейный корабль «Европа» под командованием капитана 1-го ранга Ф. А. Клокачева, за ним — флагманский корабль Спиридова «Евстафий», далее шел корабль «Три святителя» под командованием капитана 1-го ранга С.П.Хметевского. Вслед за авангардом следовали корабли «Иануарий», «Три иерарха», «Ростислав»; замыка¬ли боевую линию арьергардные корабли «Не тронь меня», «Святослав», «Саратов».
Стоявшие в Хиосском проливе турецкие корабли откры¬ли огонь по приближавшейся русской эскадре. Русские ко¬рабли продолжали сближение с противником, не отвечая на огонь. Около полудня передовой корабль «Европа» при¬близился к боевой линии неприятельского флота на 50 м и открыл ответный огонь. Клокачев стремился еще ближе подвести свой корабль, однако опасность удариться о под¬водные камни заставила его повернуть и на время выйти из боя.
Огонь противника оказался сосредоточенным на «Евста- фии». Но флагман уверенно шел вперед, подавая пример эска¬дре. Воодушевляя моряков, на верхней палубе с обнаженной шпагой стоял адмирал Спиридов. На всех кораблях гремели боевые марши. Приблизившись к боевой линии противника, «Евстафий» повернулся бортом и открыл огонь. Основной удар был сосредоточен на флагманском корабле «Реал-Муста- фа». В бой вступили и остальные корабли русской эскадры, сражение стало общим.
Исключительно метко стрелял по турецким кораблям ко¬рабль «Три святителя», но огонь с неприятельских судов не ослабевал. Во время маневрирования в русский корабль по¬пало несколько снарядов, которыми были перебиты снасти; «Трех святителей» стало относить к вражеским кораблям, однако капитан 1-го ранга Хметевский умело руководил ма¬неврами. Несмотря на ранение в голову осколком ядра, Хме¬тевский не покинул боевого поста.
От прямых попаданий вражеских ядер на борту корабля появились пробоины, были повреждены мачты. Но русские моряки продолжали вести бой на близкой дистанции. Нахо¬дясь между двумя линиями турецких кораблей, они вели об¬стрел сразу с обоих бортов. «В расстоянии не более десяти сажен, — отмечал капитан 1-го ранга Хметевский в своем дневнике, — заставили неприятеля молчать, так что многие турки побросались в воду».

24 мая вблизи острова Специя турецкая эскадра оказалась в пределах видимости русских кораблей, но штиль препят¬ствовал сближению для боя. Затем, воспользовавшись попут¬ным ветром, турки ушли в неизвестном направлении. Русские корабли почти месяц бороздили воды Эгейского моря в поис¬ках неприятеля. В середине июня к ним прибыл отряд кораб¬лей, последним покинувший Наварин. Все силы русского фло¬та соединились вместе в Архипелаге — так в XVIII в. назы¬валась вся совокупность островов Эгейского моря.
23 июня 1770 г. турецкий флот был обнаружен около про¬лива, отделяющего остров Хиос от полуострова Малая Азия, невдалеке от крепости Чесма.
Неприятельский флот, находившийся в Хиосском проли¬ве, включал основные военно-морские силы Турции. Здесь было 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и множество бриган¬тин, транспортов, галер, шебек и других судов. Всего на су¬дах имелось 1430 орудий; экипажи в общей сложности на¬считывали до 16 тыс. матросов и офицеров. По сравнению с русской эскадрой, имевшей лишь 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 18 других судов и 730 орудий, противник обладал двойным превосходством.
«Увидя оное сооружение, — писал Орлов в Петербург, — я ужаснулся и был в неведении: что мне предпринять долж¬но? Но храбрость войск, рвение всех <...> принудили меня решиться и, несмотря на превосходные силы (противника), отважиться атаковать — пасть или истребить неприятеля».
Турецкие корабли стояли недалеко от берега в двух лини¬ях; правый фланг упирался в небольшой каменистый остров, левый фланг примыкал к берегу. Передовая линия состояла из 10 линейных кораблей, во второй линии находились 6 ли¬нейных кораблей и 4 фрегата, расстояние между ними не пре¬вышало 150 — 200 м. Между основным боевым ядром флота и берегом располагались остальные суда. Невдалеке от бере¬га раскинулся большой укрепленный турецкий лагерь. Ад¬мирал Хасан-бей, командующий флотом, находился на флаг¬манском корабле «Реал-Мустафа».
На военном совете, состоявшемся на русской эскадре, было решено атаковать врага в кильватерной колонне, по¬дойдя с севера. Авангард был поручен адмиралу Спиридову, кордебаталия — графу Орлову, арьергард — адмиралу Эл- финстону. Не менее героически сражались корабли «Иануарий» под командованием капитана 1-го ранга Н.А.Борисова и «Три иерарха» под командованием С.К.Грейга. На близком рас¬стоянии моряки поражали врага не только орудийным, но и ружейным огнем.
В центре сражения по-прежнему находился «Евстафий», который продолжал ожесточенную артиллерийскую дуэль с турецким флагманским кораблем. Русские вели огонь с на¬столько короткой дистанции, что ядра пронизывали оба бор¬та корабля противника. Но мачты, реи и паруса «Евстафия» также были сильно повреждены; течением корабль стало от¬носить в сторону турецких судов. Когда «Евстафий» вплот¬ную сблизился с «Реал-Мустафой», началась ружейная пере¬стрелка. Еще мгновение, и на палубу турецкого флагмана на абордаж бросились русские матросы. «Все корабли, — писал впоследствии Орлов, — с великой храбростью атаковали не-приятеля, все с великим тщанием исполняли свою должность, но корабль адмиральский "Евстафий" превзошел все прочие; англичане, французы, венецианцы и мальтийцы — свидете¬ли в сем действии — признавались, что они никогда не пред¬ставляли себе, чтоб можно было атаковать неприятеля с та¬ким терпением и неустрашимостью». Один из английских добровольцев, участвовавших в сражении, писал: «Во время этой лихой абордажной схватки и команда и офицеры дра¬лись как львы и явили бесчисленное количество примеров отменной храбрости и мужества».
Адмирал Хасан-бей прыгнул за борт и был спасен одной из турецких шлюпок. Вскоре громадный корабль был занят почти полностью, неприятель оставался лишь на корме и на нижних палубах. Но неожиданно на корме взметнулся ог¬ромный столб пламени. Находившиеся на палубе «Реал-Му- стафы» русские матросы бросились тушить огонь, однако пламя быстро распространялось. Пылающая мачта турецко¬го корабля внезапно обрушилась на «Евстафия», и на палубе заплясали языки пламени. Огонь проник в крюйт-камеру, где хранились запасы пороха и снарядов. «Евстафий» взор¬вался.
Спустя несколько минут над морем раздался второй взрыв — уже на «Реал-Мустафе».
В Хиосском проливе наступило минутное затишье. К ме¬сту гибели флагманов понеслись шлюпки, чтобы взять на борт плававших среди обломков моряков. Но спасти удалось немногих: всего около семидесяти человек. Русские моряки спасали и своих, и турецких матросов.
Адмирал Спиридов незадолго до взрыва перенес свой флаг на ближайший фрегат, откуда продолжал руководить боем. С каждой минутой сопротивление неприятеля ослабевало. Один за другим турецкие корабли стали отходить в Чесмен¬скую бухту.
Вход в бухту с моря надежно защищали береговые бата¬реи. Ибрагим Хасан-бей рассчитывал, что русская эскадра не сможет атаковать его флот сразу же после окончания сраже¬ния в проливе и поэтому полностью положился на неприступ¬ность позиций.
Вечером 24 июня на русской эскадре собрался военный со¬вет, на котором был принят план дальнейших действий. Участники совета сошлись во мнении, что турецкий флот сильно поврежден и деморализован, а корабли в бухте силь¬но скучены. Было решено не давать врагу передышки и ата¬ковать его непосредственно в бухте, как бы хорошо она ни была укреплена. Бомбардирский корабль «Гром» начал об¬стрел бухты с дальней дистанции. Бригадиру морской артил¬лерии И. А. Ганнибалу поручили подготовку брандеров (судов для поджигания кораблей противника) для атаки неприяте¬ля.
На следующий день брандеры были готовы. Их сделали из небольших парусных шхун, наполненных порохом и смолой; в команды назначили матросов, добровольно вызвавшихся на трудное и опасное дело. По эскадре был отдан приказ: «Около полуночи подойти к турецкому флоту в таком рас¬стоянии, чтобы выстрелы могли быть действительны не толь¬ко с нижнего дека, но и с верхнего». Из-за узкого входа в бухту в атаке неприятельского флота должен был участвовать отряд из четырех линейных кораблей и двух фрегатов. Ко¬мандиром этого отряда был назначен С.К.Грейг.
Перед полночью 25 июня 1770 г. на флагштоке линейного корабля «Ростислав» загорелся сигнал: приготовиться к ата¬ке. Линейные корабли «Европа», «Не тронь меня», «Ростис¬лав», «Саратов», бомбардирский корабль «Гром», фрегаты «Африка» и «Надежда» с четырьмя брандерами при легком северном ветре стали сниматься с якоря. В полночь они по¬дошли к входу в бухту. Вначале их подход оставался незаме¬ченным, однако при приближении к береговым батареям про¬звучал сигнал боевой тревоги.
Под жестоким обстрелом русские суда шли вперед. Линей¬ный корабль «Европа» под командованием Клокачева мино¬вал береговые батареи, приблизился к входу в Чесменскую бухту и первым вступил в бой с неприятельским флотом.
Вслед за «Европой» к бухте прорвались корабли «Ростис¬лав», «Не тронь меня» и «Саратов». Фрегаты «Африка» и «Надежда», расположившись у входа в бухту, вели обстрел береговых батарей.
«С большим воодушевлением, — писал британский участ¬ник сражения, — шли наши суда в гавань навстречу целому морю огня с неприятельских судов и батарей. Став на якорь, они взяли на прицел самые крупные из неприятельских ко¬раблей, и их ядра как дождь стали барабанить по турецким судам, а бомбы летали по воздуху как сказочные метео¬ры».
Бой продолжался и ночью. На расстоянии 200 м от вра¬жеской эскадры русские корабли вели беспрерывный огонь. Вскоре на одном турецком корабле в середине линии заго¬релся парус, огонь пошел вверх по мачтам и реям; через не¬сколько минут корабль взлетел на воздух. Его горевшие об¬ломки «неслись в воздухе с огнем и падали на стесненно сто¬явшие прочие неприятельские корабли». Почти в ту же ми¬нуту загорелись еще два корабля, после чего «в ужаснейшем смятении один от другого все прочие объяты были пламе¬нем».
Около двух часов ночи наступил момент для атаки бран¬деров. Грейг с линейного корабля «Ростислав» дал ракету. Брандеры устремились вперед. Стрельба с русских кораблей временно затихла.
Когда турки заметили приближение небольших судов со стороны русских, они предположили, что это дезертиры, пы¬тающиеся перейти на их сторону. Но вскоре они осознали степень опасности; по брандерам был открыт сильный огонь, а наперехват им направились турецкие галеры.
Три брандера не достигли цели. Один из них был перехва¬чен турецкими галерами, другой сел на мель, а третий ветром был отнесен в сторону. Только экипаж четвертого брандера под командованием лейтенанта Дмитрия Ильина сумел вы¬полнить приказ.
Под огнем неприятельских орудий четвертый брандер пе¬ресек бухту, подошел к турецкому флоту и сблизился с боль¬шим 84-пушечным линейным кораблем неприятеля. Ильин зажег фитиль и, пересев в шлюпку со своей командой, на¬правил горящее судно к борту вражеского корабля. Отойдя на несколько метров, он приказал гребцам остановиться, что¬бы убедиться в успешности атаки. Только после того как был замечен пожар на неприятельском корабле, подожженном брандером, Ильин возвратился к эскадре.
Успех Ильина ускорил поражение неприятеля. От горя¬щих обломков турецкие корабли загорались один за другим. Вся Чесменская бухта была озарена пламенем.
На рассвете с русской эскадры к бухте направился отряд баркасов и шлюпок, чтобы, «ежели возможно, вывести из за¬лива несколько кораблей и других судов». Одна из шлюпок приблизилась к турецкому линейному кораблю «Родос». Ма¬тросы взобрались на палубу и стали выводить корабль из ог¬ненного океана.
В другой стороне бухты русские матросы овладели пятью турецкими галерами. Утром взорвался последний турецкий корабль. Экипажи неприятельского флота и гарнизон крепо¬сти оставили Чесму.
Русский флот одержал полную победу. В результате сра¬жения турки потеряли все корабли, находившиеся в составе их эскадры. После сражения адмирал Спиридов писал: «Честь всероссийскому флоту! С 25-го на 26-е неприятельский воен¬ный турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили, в пепел обратили... а сами стали быть во всем Архипелаге господствующими». В память одер¬жанной победы все моряки русской эскадры были награжде¬ны медалью с краткой, но многозначительной надписью: «БЫЛ».
Многие участники сражения получили боевые награды: капитан 1-го ранга Ф.А. Клокачев — «за храбрую атаку во время сожжения неприятельского флота»; капитан-лейтенант П.Е. Карташев — «за отличную храбрость во время атаки, когда он, отправясь в середину зажженного неприятельского флота, взошел на корабль "Родос" с крайнею неустрашимо¬стью и при взятии оного и выведении из порта мужественно поступал»; капитан-лейтенант И.М.Перепечин — «за неу¬страшимое вытерпление от турецкого флота огня». Лейтенант Д.С.Ильин получил орден Св. Георгия 4-й степени.
Во время дальнейшего пребывания на Средиземноморье русские моряки оказывали помощь освободительной борьбе народов Османской империи. Совместно с греками, сирийца¬ми, ливанцами, египтянами экипажи участвовали в осаде ту¬рецких крепостей и содействовали повстанцам в борьбе про¬тив турецких гарнизонов.
Для русских моряков было характерно исключительно гу¬манное отношение к местному населению. Занимая некото¬рые острова в Архипелаге для устройства временных баз, они уважали национальное достоинство не только греков, но и турок. «Русские, — писала итальянская "Триестская газета 13 сентября 1770 г., — своим человеколюбием и справедли-востью приобретают в Архипелаге общую к себе любовь».
Порта была настолько ошеломлена разгромом своего фло¬та, что стала считать весьма реальной угрозу самой столице Османской империи. Под руководством французских военных специалистов началось спешное укрепление Дарданелл.
Первая Архипелагская экспедиция русского флота про¬должалась до окончания русско-турецкой войны 1768 — 1774 гг. В мелких сражениях на море, при осаде приморских крепостей, в напряженной и длительной блокаде Дарданелл русские моряки действовали столь же отважно и мужествен¬но, как и в Чесменском сражении. Турецкое командование пыталось вновь собрать морские силы для активных действий на Средиземном море, но османский флот ожидали новые по¬ражения. Отряд русских кораблей под командованием капи¬тана 1-го ранга М.Т.Коняева в морском бою при Патрасе раз¬бил турецкую эскадру, уничтожив 15 боевых и вспомогатель¬ных судов противника.
Русские корабли, осуществляя блокаду Дарданелл и дей¬ствуя на морских коммуникациях в Эгейском море, препят¬ствовали подвозу снабжения в Константинополь из Греции, Египта, Сирии, Туниса, Алжира.
Вслед за двумя эскадрами, прибывшими на Средиземное море из Балтийского моря в 1770 г., в Архипелаг были на¬правлены еще три эскадры, значительно пополнившие состав русского флота.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем была причина организации и каковы были задачи первой Архипелагской экспедиции? В чем состояли главные трудности этой экспедиции?
2. Каковы были последствия появления русской эскадры у бере¬гов Южной Греции? Почему русским кораблям пришлось по¬кинуть порт Наварин?
3. Почему, несмотря на значительное превосходство сил против¬ника, русские решили атаковать турок в Хиосском проливе? Опишите ход сражения в Хиосском проливе. Каковы были его результаты?
4. Расскажите о плане атаки турецкого флота в Чесменской бух¬те, разработанном русским командованием.
5. Почему атака брандера лейтенанта Д.С.Ильина стала решаю¬щим эпизодом Чесменского сражения?
6. Каковы были последствия Чесменского сражения?
 
История-Учебные материалы » Практикум » Статьи » Чесменское сражение (Чесменское сражение)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz