5 Владимир Святославич Принятие христианства
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:45 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О беседе князя Владимирас представителями мировых религий «В лето 986. Пришли болгары магометанской веры, говоря: «...Уверуй в закон наш и поклонись Магомету... Учит нас Магомет так: ...не есть свинины, вина не пить... Даст Магомет каждому по семидесяти прекрасных жен...» Владимир ...сам любил жен ...и сладко было ему слушать. Но что было ему нелюбо — ...запрещение употребления свиного мяса. А о питье отверг напрочь: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть». Потом пришли немцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой»... Владимир же сказал немцам: «Идите обратно, ибо отцы наши не приняли этого» ...Пришли хазарские иудеи... Он же спросил: «А где земля ваша?» ...И ответили те: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». И сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны. Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» Затем прислали греки к Владимиру философа... Философ... сказал: «Если хочешь стать с праведниками, то крестись». Владимиру же запала в сердце мысль эта, и сказал: «Подожду еще немного», — желая разузнать о всех верах...».
«Повесть временных лет»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:45 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О выборе веры «В лето 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Приходили ко мне болгары, говоря: прими закон наш. Затем приходили немцы и хвалили свой закон. Затем пришли иудеи. После всех пришли греки, хуля все законы, а свой восхваляя и многое говорили, рассказывая о начале мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их… Рассказывают они о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова воскреснет и не умереть ему вовеки. Если же иной закон примет, то на том свете гореть ему в огне…» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь лучше разузнать, то есть у тебя мужи, пошли их, пусть проведают, у кого какая служба и кто как служит Богу»… И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Пришли посланные нами мужи, послушаем же их». И обратился к послам: «Говорите дружине». Они же сказали: «Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в храме, то есть в мечети, ...нет в них веселия, только печаль... И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в иных странах...». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из всех людей».
«Повесть временных лет»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:45 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О первой религиознойреформе Владимира «В год 6488 (980). …Стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. …Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».
«Повесть временных лет»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:45 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О том, как свергалиидолов «И когда пришел [вернулся Владимир в Киев], повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. …Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор».
Из «Повести временных лет»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:45 | Сообщение # 5 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия
Об обстоятельствахпринятия Владимиром христианства «В лето 988. Пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий …и сражались крепко горожане… Владимир же осадил город… Владимир вошел в город с дружиною своею и послал к царям Василию и Константину сказать: «Ваш славный город уже взял. Слышал, что имеете сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю и вашему городу то же, что и этому». И услышав это, опечалились цари. И послали ему ответ: «Не положено христианам выдавать за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное обретешь, и с нами единоверен будешь. Если же этого не сделаешь, то не отдадим сестру за тебя». Выслушав это, сказал Владимир посланникам царей: «Скажите царям вашим: я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш, и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и уговорили сестру свою, именем Анна, и послали к Владимиру со словами: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Придите с сестрой вашей и тогда крестите меня». И согласились цари… Она же не хотела идти. «Как в полон иду, — говорит. — Лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть, благодаря тебе обратит Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от жестокой войны»… И едва принудили ее… По Божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами и ничего не видел. И весьма затужил, и не разумел, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь преодолеть болезнь эту, то крестись скорей; если же не окрестишься, то не избавишься от своего недуга». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христиански. И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский с попами царицы… крестили Владимира. И как только наложили руку на него, Владимир тотчас прозрел. Осознав же внезапное исцеление, Владимир прославил Бога: «Теперь я узнал истинного Бога». Увидев это, многие из дружины крестились…».
«Повесть временных лет»
предписано было убить, но сыновья Ярослава, смертную казнь отрешив, узаконили брать денежную пеню, или телесно наказать («бити и розвязавше»), или взыскать гривну кун за бесчестье.
О жене 83. Если кто убьетсвободную женщину, то подлежит такому же суду, как и убийца свободного мужчины, но если убитая была виновата, то взыскать с убийцы полвиры, то есть 20 гривен. 84. За убийство холопа ирабы виры не уплачивается. Но если кто убьет безвинно, должен заплатить господину за холопа или рабу урочную цену («урок»), а князю — 12 гривен штрафа.
О холопстве 102. Холопство полноеесть трех родов. Первое, кто купит холопа, хотя бы за полгривны, но при свидетелях, и деньги отдаст при самом холопе. Второе холопство, кто женится на рабе без договора; а если с договором, то как был договор, так тому и быть. Третье холопство, если кто пойдет в тиуны или в ключники к кому без договора; а если с договором пойдет, то так быть тому, как сказано в договоре. 103. Если холоп бежит, игосподин о побеге его заявит, о, зная, что холоп — беглый, даст ему хлеба или укажет дорогу, то платит господину за холопа 5 гривен, а за рабу — 6 гривен. 110. Если холоп обманомвозьмет у кого деньги в кредит под именем вольного человека, то господин его должен или заплатить, или отказаться от права собственности на него; но если веритель, зная, что он холоп, дал ему деньги, то он лишается своих денег. 111. Если кто дозволитсвоему холопу торговать и холоп тот одолжает, то господин обязан платить за него долги, но не властен от него отступиться».
|
|
| |
|