Пятница, 24.01.2025, 13:07
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Исторический словарь на уроках VIII-нач XVI вв.
poj35Дата: Вторник, 18.03.2014, 12:59 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Секуляризация (от лат. saecularis -мирской, светский) Обращение государством церковной собственности (преимущественно земли)в светскую. Замыслы секуляризации вынашивали
Иван III и Иван IV , но осуществить
ее на практике удалось лишь Екатерине II в 1764 г.

Симеоновская летопись о Ледовом побоище,XIII в.И пошел с братом Андрееми с новгородцами и с суздальцами на Немецкую землю с великой силой, чтобы немцы
не хвалились, говоря: «унизим Словенский язык». Уже город Псков был взят, и
тиуны их [немецкие] посажены в городе. Великий же князь Александр занял все
пути ко Пскову и взял внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников
немецких, и в оковах отправил в Новгород, а город Псков освободил от плит, и
землю Немецкую повоевал и пожег, и взял много пленных, а иных перебил. Они же
собрались, говоря с гордостью: «Пойдем на Александра и, победив, возьмем его в
плен». Когда немцы приблизились, тогда стража великого князя Александра
удивилась силе немецкой и ужаснулась… Князь же великий Александр, помолившись в
церкви Святой Троицы, пошел на землю Немецкую, желая отомстить за кровь
христианскую. Услышав об этом, магистр пошел против них со всеми своими
епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их
области вместе с королевскою помощью; и сошли на озеро, именуемое Чудским.
Великий же князь Александр отступил назад. Немцы же и чудь пошли за ним. Князь
же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени у Воронья камня и,
укрепившись силою крестною и приготовившись к бою, пошел против них. [Войска]
сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с
Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, и было у
Александра множество храбрых, сильных и крепких, и все наполнились воинственным
духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «Княже, ныне пришло
время положить свои головы за тебя»… Был же тогда день субботний, и, на восходе
солнца, сошлись оба войска. И немцы и чудь пробились клином сквозь полки. И
была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск от
ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере
подломился и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал
об этом от очевидца, бывшего тогда там. И обратились враги в бегство, и гнали
их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать; и били их 7 верст по льду
до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в
плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули
в озере, потому что была весна, а другие убежали тяжело ранеными. 

Скань Изделие из золотой или серебряной проволоки, котораянапаивалась на металлическую основу.

Служилые князья В концеXIV–XV вв. князья, утратившие самостоятельность и перешедшие
на великокняжескую службу с сохранением некоторых княжеских прав
в родовых владениях. Их именовали «слугами» великого князя.
Фактически данный статус близок к вассальному, так как человек,
находившийся в зависимости, не имевшей договорного характера,
именовался в Русском государстве не слугой, а холопом.
В конце XV — начале XVI в. произошло обояривание служилых
князей: они стали получать боярские звания и участвовать
в деятельности Боярской думы. Это означало окончательную утрату ими
остатков суверенных прав

Служилые люди Категория людейв Русском государстве XV-XVII вв., состоявших на государственной
службе. К ним относились члены Боярской думы, дворяне, главы приказов. Это
были «служилые люди по отечеству», так как их служба передавалась по наследству,
а в качестве вознаграждения за службу они получали земельные
владения. Кроме них, были «служилые люди по прибору», то есть
по набору из различных слоев населения. К ним относились
стрельцы, пушкари, городская стража и т. д. За свою службу они
получали жалованье.

Смерды В Древней Русикатегория неполноправных людей. Жизнь смерда в «Русской Правде» защищалась
минимальной вирой — 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно
присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами
называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так
и свободные. 

Соседская община Группа,коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут
на определенной территории и входят в общину по принципу
соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной
собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники
поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги.У восточных славян переход
от родовой общины к соседской завершился к VII в. После
этого мужское население общины получило название «люди».С ростом феодального
землевладения (время существования Древнерусского государства) община
становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои
функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла
налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала
текущие хозяйственные вопросы

Старейшина Наиболее почитаемыйи уважаемый член племени. Имел большой авторитет у племени благодаря
личным качествам и заслугам перед племенем.Существование старейшин
характерно для периода первобытного общества

Стригольники Новгородскиеи псковские еретики XIV в., сторонники рационалистического анализа
веры. Критиковали нравы духовенства. Отрицали поставление священнослужителей
церковными иерархами, считали, что священником может быть каждый образованный
и праведный человек, не обязательно рукоположенный в сан.
Стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во время
которого вино и хлеб «пресуществляются» в кровь и тело Христа.
Фактически ересь стригольников во многом перекликалась с идеями
ранних протестантов. В 1375 г. новгородские стригольники были
казнены.

Судебник 1497 г. Cводзаконов единого Российского государства, принятый великим князем московским
Иваном III Васильевичем. Были установлены единые нормы суда для всей территории
страны. 57-я статья Судебника вводила ограничение на крестьянский переход:
крестьяне могли уходить от своих владельцев раз в году — неделю
до и после осеннего Юрьева дня (26 ноября). При этом обязательна
была выплата «пожилого» — единовременного платежа за проживание
на земле феодала. Судебник также ограничил источники холопства.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz