Четверг, 09.01.2025, 14:59
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Исторический словарь на уроках VIII-нач XVI вв.
poj35Дата: Вторник, 18.03.2014, 13:35 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Жидовствующие Новгородские и московские еретики XV в.,сторонники рационалистического подхода к вере. Не признавали святости икон,
подвергали сомнению догмат о троичности Бога и богочеловеческой природе Христа.

ЖитиеАлександра Невского Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя 

Александра (фрагменты).Услышав отакой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли
подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и
наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая
духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих,
возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся,
ибо я уже здесь и разоряю землю твою».Александр же, услышав такие слова,
разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред
алтарем, начал молиться со слезами <...> И, окончив молитву, он встал,
поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его
и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину
свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который
сказал: „Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего
призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо“». Сказав это,
пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но
уповая на Святую Троицу. И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем
Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди
рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп. Узнав о
силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о
станах врагов.После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу
дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное
множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего. 

Житие Сергия Радонежского(в сокращении)<...> Преподобный Сергий родился от родителей благородных иблаговерных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария,
которые были всякими добродетелями украшены. <...>И свершилось некое чудо
до рождения его. Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды в воскресенье
мать его вошла в церковь во время пения святой литургии. И стояла она с другими
женщинами в притворе, когда должны были приступить к чтению святого Евангелия,
и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе матери. Перед тем, как
начали петь херувимскую песнь, младенец начал вторично кричать. Когда же иерей
возгласил: «Вонмем, святая святым!» – младенец в третий раз закричал.
<...>Когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли
ребенка в церковь Божию. <...> Иерей окрестил его именем Варфоломей.
<...> Сыновья Кирилла, Стефан и Петр, женились; третий же сын, блаженный
юноша Варфоломей, не захотел жениться, а стремился к иноческой жизни. Стефан же
немного лет пожил с женой, и жена его умерла. Стефан же вскоре оставил мир и
стал монахом в монастыре Покрова святой Богородицы в Хотькове. Блаженный юноша
Варфоломей, пришедши к нему, просил Стефана, чтобы тот пошел с ним искать место
пустынное. Стефан, повинуясь, пошел вместе с ним.<...>Обошли они по лесам
многие места и наконец пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и
вода. Братья осмотрели место и полюбили его, а главное – это Бог наставлял их.
И, помолившись, начали они своими руками лес рубить, и на плечах своих они
бревна принесли на выбранное место. Сначала они себе сделали постель и хижину и
устроили над ней крышу, а потом келью одну соорудили, и отвели место для
церковки небольшой, и срубили ее.<...>И освящена была церковь во имя
святой Троицы. Стефан недолго прожил в пустыни с братом своим и увидел, что
трудна жизнь в пустыни – во всем нужда, лишения. Стефан ушел в Москву, поселился
в монастыре святого Богоявления и жил, весьма преуспевая в
добродетели.<...>В то время Варфоломей хотел принять пострижение
монашеское. И призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен
постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и
Вакха. И дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первым иноком,
постриженным в той церкви и в той пустыни. Порой его смущали демонские козни и
ужасы, а иногда зверей нападения, – ведь много зверей в этой пустыни тогда
жило. Некоторые из них стаями выли и с ревом проходили, а другие не вместе, но
по два или по три или один за другим мимо проходили; некоторые из них вдалеке
стояли, а другие близко подходили к блаженному и окружали его, и даже
обнюхивали его.<...>Среди них один медведь имел обыкновение приходить к
преподобному. Преподобный, видя, что не из злобы приходит к нему зверь, но
чтобы взять из еды что-нибудь немного для пропитания себе, выносил зверю из
хижины своей маленький кусок хлеба и клал его или на пень, или на колоду, чтобы,
когда придет, как обычно, зверь, готовую себе нашел пищу; и он брал ее в пасть
свою и уходил. Когда же не хватало хлеба и пришедший по обыкновению зверь не
находил приготовленного для него привычного куска, тогда он долгое время не
уходил. Но стоял медведь, озираясь туда и сюда, упорствуя, как некий жестокий
заимодавец, желающий получить долг свой. Если же был у преподобного лишь один
кусок хлеба, то и тогда он делил его на две части, чтобы одну часть себе
оставить, а другую зверю этому отдать; не было ведь тогда в пустыни у Сергия
разнообразной пищи, но только хлеб один и вода из источника, бывшего там, да и
то понемногу. Часто и хлеба на день не было; и когда это случалось, тогда они
оба оставались голодными, сам святой и зверь. Иногда же блаженный о себе не
заботился и сам голодным оставался: хотя один только кусок хлеба был у него, но
и тот он зверю этому бросал. И он предпочитал не есть в тот день, а голодать,
нежели зверя этого обмануть и без еды отпустить.<...>Блаженный же все
посылавшиеся ему испытания с радостью терпел, за все благодарил Бога, а не
протестовал, не унывал в трудностях. И потом Бог, видя великую веру святого и
большое терпение его, смилостивился над ним и захотел облегчить труды его в
пустыне: вложил Господь в сердца некоторым богобоязненным монахам из братии
желание, и начали они приходить к святому. Но преподобный не только не принимал
их, но и запрещал им оставаться, говоря: «Не можете выжить на месте этом и не
можете терпеть трудности в пустыне: голод, жажду, неудобства и бедность». Они
же отвечали: «Хотим мы терпеть трудности жизни на месте этом, а если Бог
захочет, то и сможем». Преподобный же еще раз спросил их: «Сможете ли вы
терпеть трудности жизни на месте этом: голод и жажду, и всякие лишения?». Они
же ответили: «Да, честный отче, мы хотим и сможем, если Бог поможет нам и твои
молитвы поддержат нас. Только об одном молим тебя, преподобный: не удаляй нас
от лица твоего и с места этого, милого нам, не прогоняй
нас».<...>Преподобный же Сергий, убедившись в вере их и усердии, удивился
и сказал им: «Я не выгоню вас, ибо Спаситель наш говорил: „Приходящего ко мне
не изгоню вон“».<...>И построили они каждый отдельную келью и жили для
Бога, глядя на жизнь преподобного Сергия и ему по мере сил подражая.
Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги
и труды постнической жизни совершал. Суровой постнической жизнью он жил;
добродетели его были такие: голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон,
чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное
умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная,
рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти,
кротость с мягкостью, страх Божий постоянный.<...>Но вернемся снова к
оставленному рассказу о подвиге преподобного Сергия, он без лености братии как
купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду
варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил и
каждому у кельи ставил.<...>Долго принуждала его братия стать игуменом. И
он наконец внял их мольбам. Не по своей воле Сергий игуменство получил, но от
Бога поручено было ему начальство. Он не стремился к этому, не вырывал сана у
кого-нибудь, посулов не сулил за это, платы не давал, как делают некоторые
честолюбцы, вырывающие все друг у друга. И пришел преподобный Сергий в свой
монастырь, в обитель святой Троицы. И начал блаженный учить братию. Многие люди
из различных городов и мест пришли к Сергию и жили с ним. Понемногу монастырь
увеличивался, братья умножались, кельи строились. <...>Так как все это
чудесный отец хорошо устроил, число учеников умножалось. И чем больше их
становилось, тем больше вкладов приносили ценных; и насколько в обители вклады
умножались, настолько страннолюбие увеличивалось. И никто из бедных, в обитель
приходивших, с пустыми руками не уходил. Никогда блаженный не прекращал
благотворительность и служителям в обители наказал нищим и странникам давать
приют и помогать нуждающимся, говоря так: «Если эту мою заповедь будете хранить
безропотно, воздаяние от Господа получите; и после ухода моего из жизни этой
обитель моя эта весьма разрастется, и долгие годы нерушимой будет стоять по
благодати Христа». <...>Известно стало, что Божиим попущением за грехи
наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и
идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же
великим, скипетр Русской земли державшим, был тоща прославленный и непобедимый
великий Дмитрий. Он пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в
старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь
он знал, что Сергий – муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой
же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил
и сказал: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном
христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь
и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Великий же князь
ответил: «Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой
Богоматери». И, сказав это и получив благословение, ушел из монастыря и быстро
отправился в путь.Собрав всех воинов своих, выступил он против безбожных татар;
увидев же войско татарское весьма многочисленное, они остановились в сомнении,
страхом многие из них охвачены были, размышляя, что же делать. И вот внезапно в
это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: «Без всякого
сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не
устрашаясь, – обязательно поможет тебе Бог». Тогда князь великий Дмитрий и все
войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против
поганых, и промолвил князь: «Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником
мне будь в битве с противниками святого твоего имени». Так началось сражение, и
многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были
поганые татары, и полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные против
себя посланный Богом гнев и Божье негодование, и все обратились в бегство.
Крестоносная хоругвь долго гнала врагов. Великий князь Дмитрий, славную победу
одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет. Бога славил и
вклад большой в монастырь дал.Сергий, видя, что он уже к Богу отходит, чтобы
природе отдать долг, дух же Иисусу передать, призывает братство и беседу повел
подобающую, и, молитву совершив, душу Господу предал в год 6900 (1392) месяца
сентября в 25-й день.
Прикрепления: 2202913.docx (20.1 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz