poj35 | Дата: Четверг, 27.03.2014, 13:22 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Тема № 44.4.2Реформы 1860-х — начала 1870-х годов 1. Причины реформ Важнейшие внутриполитические события в России в 1860-х — начале 1870-х годов были связаны с подготовкой и проведением реформ, охвативших самые различные сферы: местное управление, судопроизводство, комплектование и устройство армии, просвещение, финансы. После отмены крепостного права разносторонние реформы стали совершенно неизбежными. Ведь именно оно, крепостное право, определяло весь строй русской жизни: на нем базировалась система местного управления, в которой помещик играл роль дарового полицмейстера, судьи и сборщика податей по отношению к своим крестьянам; оно лежало в основе сословного строя, который неизбежно порождал различный, неравный для разных сословий суд; крепостничество определяло собой систему комплектования русской армии — рекрутчину и так далее. После же падения крепостного права вся эта базировавшаяся на нем система отношений неизбежно должна была рухнуть. Крестьянская реформа 1861 года с железной необходимостью породила целую лавину преобразований, столь мощную, что остановить ее не было возможности даже у самых влиятельных лиц в государстве. 2. Земская реформа Характеристику реформ 1860-х — начала 1870-х годов логично начать с земской, одной из наиболее важных, затронувшей интересы значительной части населения России. Целью этой реформы было создание системы местного самоуправления. “Положение о земских учреждениях”, подписанное царем, было опубликовано 1 января 1864 года. В соответствии с этим документом органы местного самоуправления — земские собрания — создавались в России на двух административно-территориальных уровнях — в уездах и губерниях. Уездные земские собрания создавались путём выборов, которые должны были проводиться каждые три года. Однако выборы эти организовывались по сословному принципу, причем разные сословия были поставлены в ходе выборов в неравное положение. Все население уезда делилось на три группы — курии: 1. землевладельцев,2. городских избирателей, 3. выборных от сельских обществ (то есть, крестьян). Для первой и второй курии определялся имущественный ценз: в них входили лица, имевшие годовой доход свыше 6 тыс. рублей. Равный для этих курий ценз отнюдь не означал равных возможностей для их представителей в отношении выборов: поместное дворянство, в целом, было несравнимо богаче городского населения. Значительная часть “благородного сословия” легко преодолевала ценз, в то время как городскую курию составляла лишь малочисленная верхушка населения уездных городов, в основном купцы и промышленники. Так называемые “городские низы” — мелкие ремесленники и торговцы, не говоря уже о рабочих, автоматически оказывались лишенными избирательных прав. Подавляющее большинство крестьян в это время не имело земельной собственности, получая от общин, членами которых они являлись, землю в надел, в пользование. Поэтому для третьей курии имущественный ценз не вводился. Зато для крестьян были организованы не прямые выборы, как для представителей первой и второй курий, а многоступенчатые. Сначала сельский сход посылал представителей на волостной сход, на котором избирались выборщики; выборщики от всех волостей отправлялись на уездный съезд, который и избирал депутатов от крестьянства в уездное земское собрание. Благодаря подобной организации выборов резко нарушалось пропорциональное соотношение между общей численностью того или иного сословия и количеством представленных им депутатов — гласных. Ухищрения избирательной системы позволяли малочисленному поместному дворянству отправлять в уездное собрание почти столько же гласных, сколько и остальные две курии вместе взятые. Что же касалось губернских земских собраний, создававшихся из представителей, присланных уездными земскими собраниями данной губернии, то здесь помещики составляли, как правило, более 70% всех гласных. Земские собрания, как уездные, так и губернские, представляли собой распорядительные органы. Они определяли общее направление деятельности своих земств и периодически, раз в год, в конце декабря собирались на сессии, чтобы проконтролировать, как проводится в жизнь разработанная ими программа. Вся практическая деятельность по ее осуществлению лежала на плечах членов земской управы. Эти органы — управы — создавались земскими собраниями сразу же после выборов; их стремились сформировать из наиболее активных, знающих и уважаемых гласных. Если деятельность большинства гласных, членов земских собраний, носила общественный характер, то те из них, кто попадал в члены управы должны были посвящать земским делам значительную часть своей жизни — и, соответственно, их деятельность оплачивалась из земского бюджета. Именно члены управы, во главе со своими председателями, были настоящими лидерами земства; от их личных качеств во многом зависела судьба этого учреждения. Функции земств были довольно многообразны. В их ведении находились местные хозяйственные дела во всей их совокупности: земства должны были содействовать развитию сельского хозяйства и промыслов, пропагандировать новые агротехнические новшества, устраивать выставки и так далее. Важную функцию их составляла поддержка беднейших слоев населения, особенно в голодные, неурожайные годы. С этой целью земства должны были создавать запасы продовольствия и организовывать их распределение в случае необходимости. Очень важной для всей России хозяйственной функцией было содержание в порядке местных путей сообщения: дорог, гатей, мостов. На земства также возлагалась обязанность всячески содействовать развитию на местах просвещения и здравоохранения. При этом речь шла о народном просвещении и здравоохранении, в самом прямом и точном смысле этого слова: земские школы предназначались для крестьянских детей, земские больницы и фельдшерские пункты — прежде всего для крестьянства. Земская деятельность должна была предоставить народным массам хотя бы минимум тех благ цивилизации, к которым у них до сих пор практически не было доступа. Однако чрезвычайно важно отметить, что в соответствии с “Положением” всеми этими делами земства могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но даже ставить на обсуждение. Это, в принципе, казалось бы, верное положение — местные органы самоуправления должны заниматься местными делами — доводилось правительством до абсурда. Если Сперанский в свое время предполагал “увенчать” систему самоуправления центральным органом — Государственной думой, в которой представители с мест могли бы участвовать в обсуждении общегосударственных законов, то авторы “Положения” во главе с Валуевым сделали все возможное для того, чтобы изолировать отдельные земства друг от друга, не дать им сложиться в единое целое. Земствам не только запрещалось в какой бы то ни было форме касаться общегосударственных дел — губернские земские собрания не могли налаживать отношения друг с другом, согласовывать свои действия, принимать совместные решения. Исключения не допускались даже тогда, когда необходимость сотрудничества между разными земствами диктовалась обстоятельствами: голодом, эпидемиями, падежом скота — ведь все эти бедствия не признавали губернских границ… Совершенно очевидно, что верховная власть, создавая земство, изначально видела в нем не столько сотрудника, сколько потенциального противника. С самого начала своей деятельности земства находились под строжайшим контролем, как местной, губернской администрации, так и верховной власти. Министр внутренних дел, а в некоторых случаях и губернатор имели право приостанавливать любое постановление земского собрания, признав его “противным законам или общим государственным пользам”. Те постановления земств, которые выходили за рамки, строго очерченные “Положением”, могли вступать в силу только после утверждения их губернатором или в случае “особой сомнительности” министром внутренних дел.
Очень важным был вопрос о финансовом обеспечении земской деятельности: заведение школ, больниц, дорожное строительство, организация выставок и так далее — все это требовало больших расходов. Много средств поглощало содержание обширного штата служащих: помимо того, что земство платило жалование членам своих управ, оно должно было нанимать многочисленных врачей, учителей, агрономов, статистиков… С точки зрения правительства, основным источником необходимых средств должно было стать само местное население. Земства получили право самообложения. Они могли облагать сбором в размере 1% с доходов от земледелия, крестьянских промыслов, промышленных предприятий. Основная часть земских доходов (до 80%) шла, естественно, от поземельного сбора с крестьян — именно на это и без того небогатое сословие падала основная тяжесть земских сборов. 3. Судьба земства Земская реформа вызвала живой интерес в русском обществе. Ее достоинства и недостатки казались очевидными (с одной стороны, в России наконец-то создавалась система альтернативная бюрократической. У общественных сил, оживленных отменой крепостного права, появилась возможность от разговоров и дискуссий перейти к реальной деятельности на пользу своей страны. С другой — целый ряд положений земской реформы вызывал самые серьезные вопросы. Так, прежде всего, бросалось в глаза, что преобладающее влияние в земских структурах заведомо закреплялось за поместным дворянством. Стоит отметить, что многие современники и некоторые историки были склонны оценивать это “одворянивание” земства снисходительно, высказывая соображения, которые представляются довольно убедительными. Они обращали внимание на то, что поместное дворянство было самым просвещенным и независимым из тех сословий, которые допускались к земским выборам. Хотя в целом помещики были весьма консервативны, в пореформенное время в их среде стало появляться все больше людей либерально настроенных. Именно эти помещики-либералы в 1860 — 1870-х годах в первую очередь стремились проявить себя в земской деятельности, активно участвовали в выборах и, несмотря на свою относительную малочисленность, добивались здесь заметных успехов. Консервативно настроенные дворянские деятели к земской реформе, в целом, оказались не готовы. Им потребовалось время, чтобы понять, что земские учреждения можно использовать для выгоды своего сословия. Как бы то ни было, многие земства в 1860 — 1870-х годах проявляли либерализм и самостоятельность, неожиданные и для верховной власти, и для местной администрации. И, наверное, можно согласиться с теми, кто считал, что это было бы невозможно, если бы в земствах преобладали только что вышедшие из-под крепостного гнета крестьяне или привыкшие во всем уступать власти представители городской верхушки. Бросалась в глаза и урезанность, неполнота земских структур. Это был очень серьезный недостаток. Ведь если сопоставить эти структуры с административно-территориальным делением России: центр — губерния — уезд — волость, то совершенно очевидно, что земству не хватало, как центрального органа, координирующего его деятельность в масштабах всей страны, так и низовых, максимально приближенных к населению — волостных земств. Некоторые критики обращали внимание на узость функций земства. Особое беспокойство вызывала и заложенная в “Положении” зависимость земских учреждений от верховной власти и местной администрации. Но в целом земская реформа 1864 года была встречена русским обществом благожелательно и с большими надеждами. Один из ведущих либеральных деятелей того времени К.Д. Кавелин сразу же определил земские учреждения как “школу управления”, призывая образованных, прогрессивно настроенных помещиков побыстрее переходить от бесплодных разговоров к позитивной деятельности, приобретать навыки организационной работы, решения конкретных, жизненно важных для местного населения задач. Потом, в перспективе, можно было подумать и об участии в делах общегосударственных… В целом, обращая внимание на недостатки реформы, общественные деятели были склонны смотреть в бу- дущее с оптимизмом, исходя из того, что земство находится в самом начале пути — ведь не могло же правительство дать все сразу. Надежды на то, что земская система будет развиваться и совершенствоваться были очень сильны в русском обществе. Эти надежды оказались обмануты. Власть пошла по совсем другому пути: как выяснилось впоследствии, в 1864 году царское правительство дало максимум того, что оно считало возможным.
Вся дальнейшая политика правительства по отношению к земству выражалась исключительно в стеснении его деятельности, в стремлении как можно больше ограничить его самостоятельность. Почти сразу же после создания земства правительство стало терроризировать его с помощью так называемых “новелл” — разнообразных нововведений и дополнений к существующему законодательству. Практически все они были направлены не на совершенствование, а на искажение “Положения о земских учреждениях”. Одно из первыхстолкновений между земством и правительством произошло уже в середине 1860-х годов. Дело в том, что многих либерально настроенных земских деятелей изначально угнетало роковое противоречие. С одной стороны, органы самоуправления
создавались на пользуместному населению, прежде всего крестьянству: они должны были помогать ему развивать свое хозяйство, дать возможность пользоватьсядостижениями современной медицины, обучать своих детей и так далее. В то же время во имя всех этих безусловно благихдел земство было вынуждено облагать и без того малоимущихкрестьян дополнительными платежами. Некоторые земства сразу же попытались решить это противоречие, переложив частьплатежей с земли на другие источники дохода, прежде всего напромышленные предприятия. (Новый, на глазах растущий слойбуржуа-предпринимателей не пользовался в земстве любовью ни дворянских, ни крестьянских гласных). Были случаи, когда земские собрания решали брать с предпринимателей до 10% с их доходов.Однако правительство сразу же пресекало подобные попытки, приказав вернуться к установленному 1%. Главное направление правительственной политики по отношению к земству выразилось прежде всего в стремлении поставить его под как можно более жесткий контроль со стороны представителей власти на местах — губернаторов. Так, губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому земскому лицу, избранному в состав земской управы. Еще большие права были даны им в отношении так называемой земской интеллигенции — учителей, врачей, статистиков и других лиц, служащих в земских учреждениях по вольному найму. В публицистическойпечати и научной литературе за земской интеллигенциейзакрепилось устойчивое определение — “третий элемент”. При этом подпервым элементом подразумеваются гласные, избранные вземское собрание, а под вторым — члены земской управы. В 1860-х — 1870-х годах на эту весьма скудно оплачиваемую работу шло множество энтузиастов из среды интеллигентов-разночинцев, искренне желавших поработать на “народное дело”. Как правило, они не ограничивались при этом чисто профессиональной деятельностью, охотно вмешиваясь в разнообразные местные конфликты — всегда на стороне крестьян, пытаясь помочь им отстаивать свои интересы. Общение с крестьянами нередко приводило к беседам, которые представители власти оценивали как “разрушительную пропаганду”. Естественно, что у губернских чиновников земские интеллигенты были, как правило, на дурном счету. Между тем с 1866 года все эти лица, служащие в земствах по найму могли занять свое место только с согласия губернатора. В 1867 году очередная “новелла” усилила власть председателя земского собрания и в то же время резко возвысила его ответственность за деятельность этого собрания перед губернской администрацией и центральной властью. Тогда же была введена губернаторская цензура над всеми публикациями земства — протоколами заседаний, отчетами, статистическими исследованиями . Подобная политика правительства не могла не сказаться на судьбе земств. В своей практической деятельности им удалось добиться значительных успехов, особенно в народном просвещении и медицине. В очень значительной степени это была заслуга земской интеллигенции — учителей, врачей, фельдшеров, которые осуществляли свою деятельность в тяжелых условиях при минимуме необходимых средств, при равнодушном, а нередко и отрицательном отношении к этой деятельности местной администрации. В частности, благодаря земским школам в России за вторую половину XIX века заметно повысился процент грамотного населения — с 4% до 30%. Определенные достижения были у земства и в хозяйственной деятельности. И все же, испытывая постоянное давление со стороны и высшей, и местной бюрократии, земства так и не смогли стать полноценными органами самоуправления, последовательно защищающими интересы местного населения и пользующимися у него авторитетом. 4. Городская реформа Создавая систему самоуправления в России, правительство неизбежно должно было распространить ее и на городское население. Города в России испытывали массу проблем, связанных с организацией их хозяйственной жизни, поддержанием порядка, благоустройством, снабжением. Можно было легко предвидеть, что после отмены крепостного права городское население начнет быстро расти и все эти проблемы станут еще более острыми. Между тем старые, дореволюционные органы городского управления работали, как правило, совершенно неудовлетворительно. После того, как в ходе создания единого русского централизованного государства были уничтожены веча, городское население оказалось под жестким контролем верховной власти, видевшей в нем прежде всего даровую рабочую силу и источник доходов. Те органы городского управления, которые создавались здесь в XVII — XVIII веках, занимались почти исключительно сбором податей и принуждением горожан к отбыванию государственных повинностей. Собственно городские проблемы были для них всегда на заднем плане. Подобное положение попыталась изменить Екатерина II своей знаменитой “Жалованной грамотой городам” 1785 года. В соответствии с этим документом в городах создавались выборные думы из представителей разных слоев городского населения, которые в первую очередь должны были заниматься именно местными делами. Думам предписывалось осуществлять текущее управление городом, наблюдать за состоянием домов, улиц, площадей, проводя в случае необходимости ремонтные работы, контролировать подвоз товаров и продовольствия. Добросовестное выполнение всех этих задач должно было оживить городскую жизнь и способствовать городскому благоустройству. Однако подобные органы, в которых была заложена идея самоуправления, совершенно не прижились в самодержавно-крепостнической России, быстро превратившись в фикцию. В предреформенную эпоху они давным- давно существовали только на бумаге. Вся реальная власть в городах принадлежала представителям администрации — генерал-губернаторам, губернаторам, городничим, которые, работая на центр, очень мало думали о местных интересах. В результате строительство системы городского самоуправления приходилось начинать практически с нуля. В 1870-м году Александр II подписал “Городовое положение”, подготовленное Министерством внутренних дел. Городская реформа проводилась на тех же началах, что и земская: более чем в 500 городах России вводились органы городского самоуправления — городские думы, избираемые сроком на 4 года. Думы из своей среды выбирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы — городские управы. В организацию выборов городских дум, в отличие от земств, лег не сословный принцип, а имущественный. К выборам допускались все, кто платил городские налоги, — то есть домовладельцы. Дальнейшее их распределение по трем куриям полностью зависело от имущественного достатка. В первую курию входили наиболее зажиточные горожане, на долю которых приходилась одна треть общей суммы городских налогов. Во вторую — плательщики второй трети, горожане среднего достатка; в третью — многочисленная “городская мелкота”, уплачивающая последнюю треть общей суммы. Таким образом, от небольшого числа городских богачей в думе было столько же представителей, как от значительно большего числа людей зажиточных и несравненно большего числа людей небогатых. В результате подобным образом организованных выборов городское управление оказывалось в руках крупной буржуазии и богатого дворянства. Функции городского самоуправления были схожи с земскими: думы и управы занимались делами, связанными с благоустройством города — забота о мостовых, освещении, водоснабжении и тому подобное, попечением о местной торговле и промышленности, здравоохранением и народным образованием, принятием санитарных и противопожарных мер. Так же, как и земства, городские думы получали средства в основном за счет самообложения — основным источником этих средств для них был сбор с промышленных и торговых заведений в размере 1% от их доходов. При этом следует особо отметить, что только 40% от этих, как правило, не очень значительных сумм использовались городскими думами по назначению. Остальные 60% уходили на содержание полиции, городских тюрем, казарм для солдат и т.п. — то есть думы в этих случаях тратились на нужды правительственные. И все же при весьма скромных возможностях новые органы самоуправления заметно оживили городскую жизнь и способствовали развитию городов, как в хозяйственном, так и в культурном отношении.
|
|
| |