Воскресенье, 05.01.2025, 15:05
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
16.4Просвещение. Наука
poj35Дата: Четверг, 27.03.2014, 13:31 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Тема № 43.1.2Просвещение. Наука
 
1. Образование. Первая четверть XIX века
Среди
всех реформ и начинаний Александра I, самой последовательной и результативной
оказалась реформа образования. 
В
1802 г. императорским указом учреждалось Министерство народного просвещения,
воспитания юношества и распространения наук.
Всю
Российскую империю разделили на шесть учебных округов. В каждом округе
основывались новые учебные заведения. 
Припомним,
мы уже говорили на эту тему в пятой лекции второго параграфа.
В
сельских местностях это были приходские училища для
«детей
всякого состояния, без различия полу и возрасту». Здесь
обучали
Закону Божию, письму и чтению, четырем действиям
арифметики,
а преподавателями становились приходские священники.
Приходские
училища содержались на средства крестьянских
обществ
и церковных приходов, государство не выделяло на них
денег.
В
уездных городах устраивались уездные училища. А в губернских центрах следовало
учреждать гимназии. Курс учения в
гимназиях
был первоначально рассчитан на четыре года, а позже продлен до семи лет. Надо
сказать, что длительность обучения все время менялась.
Во
главе учебных округов стояли университеты. Вслед за старейшим, Московским
(1755), основывались университеты в Дерпте (1802), Казани и Харькове (1804), а
затем и в Петербурге
(1819).
Именно университеты руководили школами, проверяли
их
работу, выдавали аттестаты желающим работать учителями и
открывать
новые школы.
Большинство
университетских профессоров составляли иностранцы, преимущественно немцы,
потому что собственных,
русских
ученых еще было немного. Одной из важнейших задач в
области
образования стала подготовка собственных преподавателей. Молодых способных
ученых посылали для завершения
образования
за границу, чтобы впоследствии они заняли кафедры в российских университетах.
Эта политика принесла прекрасные плоды уже в 1830–40-е гг.
Для
большинства дворян в первой половине XIX века по-
прежнему
лишь карьера военного казалась достойной дворянского звания, а соответствующее
образование можно было получить в кадетских корпусах: Артиллерийском,
Инженерном, Морском, Павловском, Александровском, Пажеском. Постепенно новые
военные учебные заведения открывались и в губернских городах. Всего в России
было открыто около 50 кадетских корпусов.
Для
многих дворянских девушек единственной возможностью получить образование
являлось поступление в Институты
благородных
девиц. Помимо Смольного, такие институты основывались сначала в Москве, затем и
в губернских центрах. Здесь
девочки
получали хорошее по тем временам образование — они
не
только прекрасно говорили по-французски, но и хорошо знали свой родной язык и
литературу, что было редкостью в русской дворянской среде первой половины XIX
века
Большинство
населения Российской империи — крепостные
крестьяне
— не имели возможности учиться даже азбуке. Их образование находилось в руках
их владельцев, а помещики
крайне
редко организовывали школы в своих владениях, хотя
были
и исключения.
Реакционный
поворот александровской политики сразу сказался и на российском народном
образовании. Как мы помним, в 1817 году было принято высочайшее решение об
объединении под одной крышей двух несовместимых по сути министерств — народного
просвещения и духовных дел, а во главе нового учреждения был поставлен обер-прокурор
Синода, президент Российского библейского общества А.Н. Голицын. Подобныйпорядок дел продолжался недолго, но за это время реакционеры, боровшиеся с
«вольнодумством» успели уволить немало передовых профессоров, часть которых
даже попала под суд, а также убрать из университетских библиотек книги «вредного
содержания» Подавляющее большинство детей, и прежде всего дети крепостных
крестьян, оставалось неграмотными. Да и среди дворян было немало тех, кто
получал недостаточное домашнее образование.
 
2. Народное просвещение во второй четверти XIX века
Развитие
промышленности, торговли, путей сообщения,
необходимость
развивать военные силы государства, усложнение административного управления
огромным государством —
все
это требовало подготовки большого числа профессионалов,
специалистов
современного уровня. Но широкое распространение знаний, просвещение народа, как
хорошо понимали современники, неизбежно приведет к ограничению самодержавной
власти
и необходимости кардинально решать социальные вопросы.
Противоречивое
отношение правительства по отношению к
народному
образованию никогда не проявлялось так отчетливо,
как
во второй четверти XIX века. 
Таким
образом, перед Министерством народного просвещения Российской империи стояла
поистине тупиковая задача: повышать уровень образования населения и в то же
время препятствовать распространению «вредных» идей. 
Решать
эту задачу пришлось С.С. Уварову, президенту Академии наук, в 1833 годуназначенному на пост министра народного просвещения.
Основное
внимание, в отличие от предыдущего периода, в
николаевскую
эпоху уделялось средним учебным заведениям,
как
важнейшему звену в системе народного образования. Во второй четверти XIX века
произошли большие изменения: расширялся объем изучаемых предметов, сокращалось
количество
частных
учебных заведений с разнокалиберными учебными
программами,
возрастало число государственных школ. 
К
концу 1840-х гг. число гимназий превысило 90, в них обучалось более 22 тыс.
человек, а начальных школ насчитывалось
более
130.
Но
все эти перемены происходили в условиях жесткой регламентации и государственной
опеки. Прежде всесословные,
уездные
училища с 1828 года предназначались преимущественно для детей купцов,
ремесленников и мещан, а гимназии — для
детей
дворян и чиновников. Дворяне по-прежнему предпочитали отдавать своих детей в
кадетские корпуса. 
С
40-х годов открываются епархиальные школы для девочек — средние учебныезаведения, где хорошее образование могли получать дочери священников, для которых
прежде всего и
предназначались
эти училища. Жене священника следовало
быть
не просто хорошей хозяйкой, доброй женой и воспитательницей детей — ей
предстояло стать «матушкой», помогать своему будущему мужу в его пастырском служении.Она должна
была
уметь объяснять крестьянам смысл церковного богослужения, бороться с
суевериями, иметь медицинские навыки, и
многое
другое. Сироты и дети бедных священников учились в
епархиальных
училищах бесплатно. К концу XIX века открылось
более
60 подобных учебных заведений, и в них проходило обучение более 13 тысяч
девушек.
Противоречивые
перемены происходили и в университетской жизни. Так, новый университетский
устав 1835 года урезал
автономию
университетов и усиливал сословность в образовании. Но, с другой стороны,
расширялись учебные программы,
увеличивалось
число кафедр (технологии, сельского хозяйства). 

Прекрасные
плоды принесла практика стажировок будущих
профессоров,
значительно повысившая уровень преподавания. 

Экономические
интересы государства побуждали обращать
внимание
на развитие технического и коммерческого образования. В 1810 году открылся
Институт инженеров корпуса путей
сообщения,
а начавшееся строительство железных дорог требовало еще большего числа
специалистов. В 1842 году был основан
Институт
гражданских инженеров. Создавались учебные заведения технического профиля:
Лесной, Межевой, Практический
технологический
институты, Ремесленное училище в Москве, а
также
почтово-телеграфные училища. В Горном кадетском корпусе в Петербурге,
преобразованном впоследствии в Горный
институт,
важная роль отводилась практическим занятиям. Помимо мастерских, в которых
воспитанники сами плавили металлы, во дворе был устроен учебный искусственный
рудник со
штреками,
имелись и богатые коллекции. Уровень подготовки
выпускников
Горного института соответствовал требованиям
времени.
Революционные
события, произошедшие в Европе в 1848– 1849 годах, неотвратимо сказались на
внутренней жизни России. 
Атмосфера
в российских университетах резко изменилась. Ужесточалась цензура.
Министр
просвещения Уваров, защищая университетское образование, стремился смягчить
цензуру. Он говорил о том, что
 
«поиск
тайного смысла ведет к произволу и неправильным обвинениям в таких намерениях,
которые обвиняемому и на
 
мысль
не приходили». Однако император Николай I отвечал на
 
рассуждения
министра строгой резолюцией: «Должно повиноваться, а рассуждения свои держать
при себе». 
 
Отныне
историки, журналисты и публицисты должны были
 
руководствоваться
заявлением шефа корпуса жандармов, начальника III Отделения А.Х. Бенкендорфа:«Прошлое России
 
прекрасно,
настоящее — великолепно, а будущее превосходит
 
все,
что может создать воображение, а тот, кто думает иначе —
 
сумасшедший».
Еще
более урезалась университетская автономия. Университеты были лишены права
избрания ректоров, сокращалось число студентов, было прекращено преподавание
философии и государственного права европейских держав. Устанавливался
 
строгий
контроль за лекциями университетских профессоров. 
 
Все
преподаватели были обязаны предоставлять подробнейшие
 
программы
своих лекций, а деканы — следить, чтобы не допускалось никаких отклонений от
заявленного, о малейших отступлениях предписывалось докладывать высшему
начальству. 
 
В
соответствии с сословным подходом к образованию была
 
повышена
плата за учение в средних и высших учебных заведениях, поскольку следовало
«удержать стремление юношества к
 
образованию
в пределах некоторой соразмерности с гражданским бытом разнородных сословий».
С.С. Уваров был вынужден подать в отставку. 

 
Николаевская
эпоха — время, когда народное образование
 
делает
значительные успехи, несмотря на противоречивую политику правительства. И, тем
не менее, для масштабов громадной империи перемены выглядели не слишком впечатляющими:
от 1–1,5% число грамотных людей к эпохе Великих реформ
 
возросло
до 4–4,5%.
 
3. Наука: гуманитарные дисциплины
В
первой половине XIX века в России растет число ученых,
возникают
новые научные центры, открываются университеты,
все
больше людей получают образование. В стране развивается
экономика
и торговля, в 1830-е годы начинается промышленный переворот, правительство
проводит в жизнь важнейшие реформы. Все эти обстоятельства стимулируют развитие
науки. 
Но,
как в области образования, так и в отношении науки политика правительства
отличалась противоречивым характером. 
С
одной стороны, было очевидно, что стране необходимо
большое
число исследовательских центров и профессионально
подготовленных
людей в самых различных областях знания. С
другой
стороны, власти опасались свободного распространения
научных
знаний. Выход был один: держать под контролем и
науку,
и просвещение, а также ограничить число ученых и интеллигенции.
Министерству
народного просвещения, созданному в 1802
году,
предписывалось не только «заботиться о воспитании юношества», но и о «распространении
наук», университеты и Академия наук переводились в подчинение министру
просвещения. 
Таким
образом, создавался центральный орган управления наукой.
Важнейшим
направлением деятельности Академии наук в
первой
половине XIX века являлась работа в области отечественного языкознания. Было
очевидно, что наука не сможет развиваться на отечественной почве, пока не
«заговорит» на русском
языке.
 В академии велась научная разработка
русского языка, формировалась русская научная терминология, была упорядочена
орфография
русского языка, устанавливались нормы русского
правописания,
создавались фундаментальные словари разных
типов:
толковые, синонимические, терминологические, этимологические,иностранных слов.
Развитие
отечественной исторической науки во многом было
ускорено
появлением многотомной «Истории государства Российского», написанной Н.М.Карамзиным
Популярность
карамзинской «Истории» была необыкновенной. Первое же издание, вышедшее в 1818
году громадным для
России
того времени тиражом — 3 тысячи экземпляров — разошлось мгновенно. У русского
образованного общества, которое
говорило
по-французски, посещало итальянскую оперу и увлекалось немецкой философией,
внезапно раскрылись глаза: «Все,
даже
светские женщины, бросились читать историю своего
отечества,
дотоле им неизвестную. Она была для них новым
открытием.
Древняя Россия казалась найдена Карамзиным, как
Америка
— Коломбом», писал А.С. Пушкин
Для
людей ученых «История» Карамзина стала причиной
оживленных,
порой даже яростных, споров. Стало очевидно, что
наступили
времена скрупулезного изучения отечественных исторических источников, их
анализа и осмысления. 
Образованное
общество испытывало громадный интерес к
прошлому
своего народа. Статус исторической науки повысился. 
Громадным
интересом пользовались труды историков, и они
постоянно
публиковались в периодических журналах. На конец
1840-х
годов приходится начало деятельности крупнейшего русского историка С.М.Соловьёва, создавшего монументальный
труд
«История России с древнейших времен» (первый том исследования вышел в 1851
году).
В
1830–1840-е годы началось систематическое изучение народного творчества и быта.
И здесь важная заслуга принадлежит
славянофилам.
Русским фольклором много лет занимался П.В. Киреевский. Он изъездил множествоуездов, побывал в разных уголках России и собрал тысячи текстов песен и былин,
составив наиболее полный свод русского музыкального фольклора. Ему помогали
многие единомышленники, среди которых были Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин. Долгие годы
материал для своего знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка»
собирал В.И. Даль. Позже самое полное собрание русских народных сказок систематизировал
и издал А.Н. Афанасьев. Исследователи описывали и объясняли народные праздники
и обычаи, собирали и
изучали
русское народное искусство — вышивку, резьбу, игрушку.
В
первой половине XIX века закладываются основы русской
археологии.
Начинается изучение древностей Крыма, который
был
присоединен к России в конце XVIII века. В этих землях
осталось
множество свидетельств о жизни кочевых племен,
остатков
древнегреческих поселений и средневековые постройки. Именно здесь создаются
первые археологические музеи (в
Феодосии,
Одессе и Керчи).
Начинается
целенаправленное изучение древностей, организуются археологические экспедиции.
Художники и архитекторы,
ученые
и любители зарисовывают, измеряют и описывают старинные здания, руины и даже
фундаменты, различные древние
предметы,
иконы и рукописи. Точные рисунки и описания издаются учеными обществами.
Громадный
интерес образованного общества вызвала уникальная находка: при починке дороги в
Рязанской губернии в
1822
году был найден большой клад невероятной ценности. 
Вещи
принадлежали великокняжеской семье XII века. Это были
прекрасные
украшения из золота, жемчуга и драгоценных камней, и они являлись
свидетельством высокого мастерства домон
гольских
ювелиров.
Страна
вступила в период, который позже назовут «золотым
веком»
русской культуры. Со времен Петра I русская культура
ориентировалась
на Запад, но к началу XIX века чужие элементы культуры были уже усвоены и
переработаны, русская культура приобретала общеевропейский характер. Огромный
рост национального самосознания вызвала также Отечественная война
1812
года. Все это вело к общему подъему гуманитарных наук.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz