Понедельник, 23.12.2024, 17:00
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Язычество у древних словян
poj35Дата: Пятница, 27.04.2012, 11:03 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Язычество у древних славян
Религиозные представления древних народов формирова¬лась на основе мифологии. В переводе с древнегреческого сло¬во «мифология» означает «собрание преданий». Мифы явля¬ются своего рода ответами людей на вечные вопросы о про¬исхождении мира и человека.
Первые религии были политеистическими, т. е. люди по¬клонялись не одному, а многим богам. В русской традиции политеистические религии принято называть языческими (язычество). Этот термин появился в христианском богосло¬вии для обозначения всех дохристианских и нехристианских политеистических культов. На церковно-славянском слово «языцы» означает «народы», «иноземцы».
Язычество охватывало всю сферу духовной и значитель¬ную часть материальной культуры древних народов, но пре¬жде всего отношения людей с природой, поскольку для древ¬него человека именно проблема взаимоотношений с природой была главной. Основным свойством язычества можно считать обожествление природы; божествами признавались различ¬ные природные объекты — солнце, луна, звезды, огонь, вода, животные, растения, камни и т.д.
В славянском язычестве по сути отражалась вся жизнь крестьянина: годовой цикл сельскохозяйственных работ, до¬машний быт, свадьбы, похороны и другие события. Славян¬ские божества очень похожи на божества других народов (Ярило — Солнце, Сварог — огонь и др.), но при этом славя¬не не были ни солнцепоклонниками, ни огнепоклонниками, как многие другие народы. Скорее, объектом поклонения для них становились производящие силы природы — солнечный свет, дождь, ветер, — т. е. то, что непосредственным образом влияет на урожай.
Славянский год делился на 12 месяцев, но неделя у сла¬вян составляла всего пять дней. Само слово «неделя» восходит к славянскому названию пятого дня, во время которого ничего «не делали». Первый день — понедельник, т.е. сле¬дующий после «недели», второй день — вторник, затем сре¬да — срединный день пятидневки, четвертый день — четверг, пятый — пятница, он же «неделя». Иудейская суббота (шаб-бат) и христианское воскресенье были привнесены в славян¬ский календарь уже после принятия христианства.
Славянская мифология не была структурирована, как, до¬пустим, древнегреческая или римская. Например, славянские божества практически не состояли в «кровном родстве» (за исключением Даждьбога, которого иногда величали сыном Сварога, Радегаста, бога войны у северных славян,
второе имя которого было Сварожич) и не вступали между собой во враждебные отношения в борьбе за власть, как это было характерно для богов древних греков. Возможно, что в этих достаточно мирных отношениях между славянскими бо¬гами отразились взаимоотношения различных славянских общин между собой и с другими народами.
Стремление человека защитить себя от опасностей окру¬жающего мира вполне объяснимо. Уже во времена мезолита были известны заговоры против чудовищ, наравне с ними было распространено поклонение берегиням, призванным, как это ясно следует из названия, защитить и оберечь. Для славян, питомцев леса, неудивителен культ богатыря Мед-вежье Ушко, получеловека-полумедведя. До наших дней до¬жило прозвище медведя — «хозяин».
Богом охотничьей добычи первоначально был Белое (Бо¬лее). В бронзовом веке Велес, часто изображаемый в образе медведя, становится «скотьим богом», богом скота. В этом образе он доживет до принятия новой, христианской веры, правда, уже будет обозначать бога богатства, что также лег¬ко объяснить — главным мерилом зажиточности в то время были домашние животные.
Древние славяне поклонялись и богу Роду, а вместе с ним — рожаницам (Хозяйкам мира, Небесным хозяйкам), которые произвели всех животных, рыб и птиц, необходи¬мых человеку для охоты, а стало быть — для жизни. Позд¬нее, когда для праславян основным делом станет не охота, а земледелие, Небесные хозяйки — мать и дочь — будут вос¬приниматься как покровительницы урожая, «дарительни¬цы» дождя, необходимого для роста зерна. Тогда же возник¬ла вера в главное женское божество, олицетворяющее силу земли, прародительницу всего живого, и прежде всего чле¬нов самого племени. От времен палеолита до нас дошли образы Великой матери охотников и Матери сырой земли, которые занимали едва ли не первое место в пантеоне сла¬вянских богов. У славян выделяется и богиня Макошь -Щ «мать урожая».
Рожаниц часто изображали в виде лосих (у древних сла¬вян созвездия Большая и Малая Медведица именовались Ло¬сиха и Теленок). Одну из рожаниц звали Лада, а ее дочь Щ Леля. Они были связаны прежде всего с весенне-летним про¬буждением природы.
Переход от охоты к земледелию резко повернул человека к небу и заставил его создать стройную систему отношений неба и человека, живущего на земле. Если охотник зависел в первую очередь от личной или общей силы, ловкости, уда¬чи, то землепашец — от погоды. Вот почему появились ка¬призные божества, рождающие ветер, дожди, громы и мол-нии. Можно все было сделать правильно, но если падет засу¬ха, или зарядят дожди, или выпадет град — урожай пропа¬дал, а это уже грозило смертью.
Рядом с Родом, возможно сливаясь с ним, появился бог Святовит («свет» и «жизнь»). Не меньшее значение имели и небесный бог Сварог, а также его сыновья Сварожич-огонь и Даждьбог.
Следует сказать, что слово-понятие «бог» пришло от ски¬фов или сарматов, а славяне называли верховных существ «дый» или «див».
Главными богами становятся боги-мужчины, точно так же как в племени главную роль стали играть основные добыт¬чики — мужчины. Реальная жизнь отразилась в верованиях, а верования, в свою очередь, повлияли на реальную жизнь. Так, если раньше праславяне хоронили своих сородичей в скорченном состоянии, в виде эмбриона (что должно было «облегчить» его воплощение в ином живом существе, может быть, в тотеме рода), то позже покойников стали погребать в позе спящего человека (считалось, что человек уже прошел свой жизненный путь и не вернется на землю). Вскоре люди придут к мысли о существовании души, том главном, что от-личает их от мира животных.
Душа невидима, но тем не менее она реально существует. После смерти душа устремляется на небо, к престолу тех бо¬гов, которым человек поклонялся при жизни. И чтобы облег¬чить ей путь наверх, тело умершего стали сжигать — дымом погребального костра душа поднималась на небо.
Последним из богов в мир славян пришел Перун — бог грозы и молний, покровитель воинов и князей. После создания единого Древнерусского государства с центром в Киеве культ Перуна стал, по существу, на некоторое время государ¬ственной религией.
Языческие обряды и верования долгое время сохранялись в быту и после принятия христианства, причем как в гуще простолюдинов, так и в княжеско-боярской среде, — различ¬ного рода гадания, празднества и даже элементы погребаль¬ной обрядности. Например, умерших князей до XIII в. хоро¬нили по обычаю «на санях седя». До XIII в. сохранялся и обычай именования русских князей двумя именами: языче¬ским именем-титулом и христианским, данным при креще¬нии. Так, Владимир Святославич при крещении получил имя Василий, Ярослав Владимирович — имя Георгий. Известно, что в XVI в. во время исповеди сельские священники часто задавали женщинам вопрос: «Не ходила ли еси к Мокоши?» Стоглавый собор в 1551 г. отмечал распространенность язы¬ческих культов, а упоминания о поклонениях Роду и рожа¬ницам встречаются и в XVII в. Языческая архаика просле¬живается в памятниках литературного и устного творчества, особенно в эпосе (былинах, песнях).
Языческая мифология выражала все основные особенно¬сти духовного, культурного, общественного и хозяйственного бытия древних славян. В Древней Руси развитие духовной культуры и религиозно-философской мысли происходило не только в русле христианской веры, но и под влиянием тра¬диционного, в том числе и языческого, мировосприятия.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое язычество?
2. Какие силы природы олицетворяли боги древних славян?
3. Что можно узнать о жизни славян по их верованиям?
4. Сравните религию славян с известными вам религиями народов Древнего мира.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz