Понедельник, 23.12.2024, 16:53
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Царь Иван Грозный
poj35Дата: Пятница, 27.04.2012, 11:10 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Царь Иван Грозный
Пожалуй, ни один из деятелей русской истории не полу¬чал в историографии столь противоположных оценок, как Иван Грозный. Первого русского царя прославляли как соз¬дателя могучего государства, мудрого политического деяте¬ля. Одновременно его называли разрушителем государства, палачом, воевавшим с собственным народом. Существует и иная интерпретация его деятельности, более соответствую-щая действительности: в начале своего самостоятельного правления Иван Грозный выступал как удачливый реформа¬тор, а затем, во второй половине, — как злобный тиран, раз¬рушавший многое из созданного им же. Эта точка зрения, наиболее ярко представленная у Н. М. Карамзина, идет от со¬чинений самого Ивана Грозного и его главного идейного оп-понента князя Андрея Курбского.
Толчком к началу преобразований Ивана Грозного послу¬жили события Московского восстания летом 1547 г. После его подавления молодой царь решил прибегнуть к помощи людей, быть может, не слишком знатных, но хорошо знаю¬щих свое дело. При нем возник своего рода «высший совет», названный впоследствии А.Курбским Избранной радой. В нее входили митрополит Макарий, приказной деятель Алексей Адашев, царский духовник Сильвестр, глава По¬сольского приказа дьяк Иван Висковатый, воевода Андрей Курбский и др. Реформаторская деятельность Избранной рады была наце¬лена на ограничение влияния аристократии. Прежде всего была ликвидирована система кормлений (наместники на ме¬стах — воеводы — кормились за счет местного населения, что было чревато множеством злоупотреблений). Тогда же царь произвел пересмотр тарханов — налоговых льгот круп¬ных феодалов прежними московскими князьями; большин¬ство из них были отменены. По сложившейся традиции ин¬тересы знати отражала система местничества: служилые люди получали должности в армии, при дворе и т.д. в соот¬ветствии с чинами своих предков. Иван IV вынужден был считаться с этим порядком, хотя он нередко становился при¬чиной споров между воеводами и даже поражений во время военных походов. В 1550 г. местничество в военное время было отменено.
Важнейшие из реформ касались укрепления армии. Во¬круг Москвы были даны поместья «избранной тысяче» дво¬рян. «Избранную тысячу» набрали из самых преданных царю людей. В 1550 г. было учреждено стрелецкое войско. Стрель¬цами становились горожане, поступавшие на военную служ¬бу и получавшие за это жалованье. Стрельцы, составлявшие пехоту, были вооружены не только саблями и алебардами, но и огнестрельными пищалями. Они носили одинаковую форму и подчинялись воинской дисциплине. В мирное время стрельцы выполняли функции «внутренних войск» — охра¬няли Кремль и царский дворец, ловили разбойников, подав¬ляли народные волнения. Государево жалованье стрельцам было небольшим, но им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей.
По указу царя государству возвращались земли, передан¬ные монастырям боярами в период его малолетства. Были ограничены и новые приобретения земель Церковью. На цер¬ковном Стоглавом соборе 1551 г. Иван Грозный критиковал духовенство за злоупотребления и нерадивость.
Совершенствовалась система управления. Возросло число приказов, один из первых — Посольский приказ — возгла¬вил дьяк Иван Михайлович Висковатый, который почти двад¬цать лет руководил внешней политикой России. В ведении Алексея Адашева находилась Челобитная изба — высший контрольный орган государства, рассматривавший челобит¬ные, поступавшие на имя царя. Тогда же возник Поместный приказ, занимавшийся распределением поместий между слу¬жилыми людьми. Разрядный приказ был своеобразным шта¬бом войск и подготавливал назначения на командные должности. Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и «ли¬хих людей». Земский приказ отвечал за порядок в Москве. Приказ Большого прихода, ведавший оборотом денег с гости¬ных дворов, лавок и т.д., был прообразом современной нало¬говой службы.
С 1549 г. начался созыв Земских соборов. В 1550 г. всту¬пил в силу Судебник — новый свод законов.
В 1560 г. отношения между царем и Избранной радой не¬ожиданно испортились: тридцатилетний царь желал править самостоятельно. «До сих пор, — пишет он в этот период, — русские властители ни перед кем не отчитывались, но воль¬ны были жаловать и казнить своих подданных». Члены Из¬бранной рады были отстранены от власти. Продуманные, по-следовательные реформы прекратились. Наступил черед иных реформ, сопровождавшихся кровавыми репрессиями. Глав¬ная цель такой политики состояла в том, чтобы добиться бес¬прекословного повиновения аристократии.
В конце 1564 г. Иван Грозный объявил, что ему «сдела¬лось известно», будто многие не желают, чтобы он и его по¬томство продолжали царствовать, замышляют его погубить, а по этой причине он сам отказывается от престола и переда¬ет правление «всей земле». На санном поезде он отправился в Александровскую слободу. В январе 1565 г. в Москву при¬ехал посланец царя с грамотой к митрополиту. В ней Иван объявил о своем гневе на представителей духовенства, бояр и детей боярских, дьяков, приказных. Царь припомнил об их злоупотреблениях во время его малолетства, о расхище¬нии казны, бегстве со службы. Духовенство обвинялось в со¬крытии вины совершивших преступления, а следовательно, и в соучастии в «темных делах». В другой грамоте, адресо-ванной ко всему московскому люду, говорилось, что против простого народа у царя нет ни гнева, ни опалы.
Главным условием своего возвращения на царство Иван Грозный объявил особый отбор для своего окружения людей, с помощью которых он сможет «вывести из государства из¬мену». Вся территория Русского государства делилась на две части: особый государев удел — опричнина и земли, не во¬шедшие в него, — земщина. Города с волостями, которые должны были покрыть издержки на царский двор, также вошли в опричнину.
Земщина была опальной и управлялась Боярской думой. Она имела свои земские полки, но они не были реальной си¬лой. Обо всех важнейших решениях докладывали царю. В случае если какой-нибудь земский боярин или воевода за служивал царский гнев, то имение отбиралось в казну. Вот-чины и поместья, отобранные у прежних владельцев, разда¬вали опричникам. Любой донос опричника на «земского че¬ловека» принимался на веру и вел за собой самые бедствен¬ные последствия для того, на кого он был сделан. Казни сле¬довали одна за другой. Царь расправился со своим двоюрод¬ным братом Владимиром Андреевичем Старицким, последним удельным князем. В 1570 г. разгрому подвергся Новгород. Затем начались казни и среди опричников.
Опричнина разрушила нормальный порядок управления страной. Повсюду воцарились страх и хаос. Никто — даже самые близкие к царю люди — не был уверен в своем зав¬трашнем дне. Получив вотчины высланных и опальных бояр, опричники не занимались ими. За короткое время прежде процветавшие, многолюдные хозяйства превращались в пу-стоши. Крестьяне в ужасе разбегались кто куда. Запуганная репрессиями аристократия молчала. Против опричнины осме¬лился выступить один лишь митрополит Филипп. За это он был лишен сана, заточен в монастырь и вскоре убит оприч¬никами по царскому приказу.
В 1572 г. опричнина была отменена. Однако через три года на царский трон по прихоти Ивана IV был посажен служи¬лый татарский царевич Симеон Бекбулатович. Сам царь при¬казал именовать себя «удельным князем Иваном Москов¬ским». Сохраняя в своих руках реальную власть, он взял себе в удел целый ряд городов и областей. По существу это была та же опричнина.
Игра в «царя» и «удельного князя» закончилась меньше чем через год. Устранив Симеона Бекбулатовича с «великого княжения», Иван Грозный, однако, не казнил его, а «жало¬вал владениями» в Твери и Торжке.
Опричниной, жестокими расправами Иван IV добился укрепления режима личной неограниченной власти. Сопро¬тивление бояр было во многом сломлено. Россия не пошла по пути своей соседки Речи Посполитой с ее выборным королем и всевластием аристократии, но за деятельность первого рус¬ского царя была заплачена дорогая цена. Хозяйство России было подорвано, население деморализовано. Страна находи¬лась накануне испытаний Смутного времени, когда встал во¬прос о сохранении ее самостоятельности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чем состояли причины реформ в России в середине XVI в.?
2. Какие сферы жизни общества затронули реформы Ивана Гроз¬ного?
3. Каковы были итоги реформ середины XVI в.?
4. В чем состояли причины введения опричнины? Каковы были результаты опричнины?
5. Можно ли дать однозначную оценку деятельности Ивана Гроз¬ного? Свой ответ аргументируйте конкретными фактами.
Раскол в Русской православной церкви
XVII век вошел в историю России как период важных пе¬ремен в канун грандиозных Петровских преобразований. В это время проводились преобразования во многих сферах — в армии, экономике, во взаимоотношениях сословий. По сво¬им последствиям одна из реформ XVII в. оказалась уникаль¬ной. Речь идет о церковной реформе патриарха Никона, ко¬торая привела к расколу в Русской православной церкви, да и во всем народе.
В 1652 г. патриархом был провозглашен Никон — энер¬гичный и авторитетный деятель, имевший громадное влия¬ние на царя. Весной 1653 г. патриарх начал проведение цер¬ковных реформ. Их целью было укрепление церковно-поли-тических связей России с южнославянскими странами. Кни¬ги и обряды исправлялись по греческим образцам; специаль¬ным указом оговаривалась отмена двуперстия — чтобы все «тремя перстами крестились», как на греческом Востоке; вво¬дилась проповедь, не принятая ранее. Унификация культа подчиняла Церковь общегосударственной системе централи¬зации.
Не удивительно, что значительная часть русского духо¬венства выступила против нововведений. В Церкви возник раскол. История зарождения раскола сложна, но его общие причины хорошо видны в яркой картине противостояния двух мощных фигур — патриарха Никона и протопопа Ав вакума.
И Никон, и Аввакум родились в Нижегородском уезде. Оба происходили из бедных семей. Начинали они службу сельски¬ми священниками и выдвинулись благодаря незаурядным вну¬тренним качествам. Оба были бескомпромиссны и не жалели сил и средств для достижения цели. Но Аввакум, несмотря на свой фанатизм, духовно возвысился до выражения правды угнетенных. Сочинения Аввакума, особенно его *Житие*, со
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz