poj35 | Дата: Пятница, 27.04.2012, 11:16 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Столыпинские реформы в России По указанию императора Николая II группа чиновников во главе с В.И.Гурко еще до прихода в правительство П.А.Сто¬лыпина начала разработку проекта реформ в аграрной сфере. Идеи Гурко легли в основу указа от 9 ноября 1906 г. (Сто¬лыпин в это время уже возглавлял правительство), который предусматривал для крестьян право свободного выхода из общины и закрепления за ними принадлежавших им земель¬ных участков. После одобрения этого указа Государствен¬ным советом и Государственной думой он был подписан Ни¬колаем II и стал законом («Об изменении и дополнении не¬которых постановлений о крестьянском землевладении*, 14 июня 1910 г.). Вначале из общины выходили неудачливые хозяева, оди¬нокие крестьяне и те, кто начинал переселяться на житель¬ство в Сибирь. Но и крепкий хозяин уже не хотел оставаться в общине. Зная об этом, Столыпин разработал закон «О зем¬леустройстве» (принят 29 мая 1911 г.). Отныне в основу ре-формы ставилась идея образования хуторов и отрубов. От¬руба состояли из нескольких участков земли, соединенных по просьбе хозяина в одном месте. В случае дополнения от¬руба крестьянской усадьбой получался хутор. Но уже на втором году земельной реформы в ее проведе¬нии начались сбои. Многие хозяйства были слабыми и не¬жизнеспособными. Отруба и хутора часто создавались в со¬вершенно не приспособленных для этого местах, в неблаго¬приятных условиях и, как следствие, разорялись из-за не-урожаев. Дело пошло лишь в западных и северо-западных губерниях, где этому способствовала местность, изрезанная речками и ручьями, и было сильно влияние Прибалтики, где в хозяйствах традиционно преобладали хутора. Интерес к но¬вовведениям проявился также на Северном Кавказе, в Завол¬жье и Северном Причерноморье, где отрубному и хуторскому землевладению способствовали географические условия — степные просторы. В нечерноземных же губерниях крестьяне сами держались за общину, с которой был связан весь уклад их жизни. Крестьяне быстро поняли, что никаких даровых прирезок к их землям из помещичьих земель не будет. Наиболее ини¬циативные из них задумывались о переезде в Сибирь. За 1906 —1916 гг. на новое место жительства уехали 3,1 млн человек. Они распахивали новые земли, где никогда не было помещичьих хозяйств. Выросли новые села, при которых строились перерабатывающие сельскохозяйственную продук¬цию предприятия. Многие переселенцы смогли создать креп¬кое хозяйство, но были и такие, кто, получив непригодную для ведения хозяйства землю, разорялся и возвращался на родину. Однако там их земли уже были проданы, и им оставалось идти в батраки или на заработки в город. В течение 1906 —1911 гг. из Сибири возвратились 0,5 млн человек. Столыпин с тревогой замечал, что не все задуманное им становится реальностью. За годы реформы из общины вышли около 3 млн человек, что составляло менее трети общей чис¬ленности всего крестьянского населения России. Из общин¬ного фонда было изъято около 22 % земель, но только поло¬вина из них пошла на продажу. Не удалось ни разрушить общину, ни создать новые формы крестьянского владения землей. Решительной, независимой политикой Столыпин нажил немало врагов, прежде всего среди консервативных кругов российского дворянства. Его противники считали, что теперь, когда революция подавлена, Россия не нуждается ни в каких реформах. Столыпин стремительно терял популярность. За¬вершающим аккордом его жизни стал выстрел террориста Богрова. Столыпин был смертельно ранен 1 сентября 1911 г. в Киеве. Однако реформы в стране остановить не удалось. Продолжа¬ли их соратники Столыпина. После его смерти правительство возглавил министр финансов В.Н.Коковцов, сторонник столы¬пинского курса. Аграрную реформу осуществлял А.В. Кри¬вошеий, возглавлявший с 1908 г. Главное управление земле¬устройства и земледелия. Аграрные преобразования в деревне принесли немалые плоды. Большая часть земель оказалась в руках зажиточно¬го крестьянства. К ним переходили как помещичьи земли, скупленные через Крестьянский банк, так и земли бедноты. К 1914 г. половина товарного хлеба производилась именно зажиточным крестьянством. И все же противоречия в дерев¬не не только сохранились, но и обострились; относительное дореформенное единство крестьянства осталось в прошлом. Столыпин говорил, что для успеха его начинаний требуется 20 лет покоя без войн и революций, — история не дала шан¬са проверить это предсказание. В годы Первой мировой вой¬ны аграрная реформа была прекращена (постановление Вре-менного правительства от 28 июня 1917 г.). Помимо аграрной сферы преобразования, связанные с дея¬тельностью П.А.Столыпина, затрагивали и ряд других обла¬стей жизни империи. Так, например, правительство понима¬ло, что успехи экономического развития страны напрямую зависят от уровня просвещения и профессиональной подго¬товки населения. Еще в начале XX в. под давлением земской общественности Министерство народного просвещения при ступило к разработке закона о введении всеобщего начально¬го образования. Проект закона был представлен в первую, а затем во вторую Думу, но ни та ни другая не успели его рас¬смотреть. Лишь весной 1909 г. III Государственная дума при¬ступила к обсуждению документа. Первая его статья провозглашала: «Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность по достижении школьного возраста пройти полный курс обучения в правиль¬но организованной школе». Устанавливался 10-летний срок введения всеобщего начального образования. Создание и осна¬щение необходимого числа школ правительство возложило на учреждения местного самоуправления — земства, город¬ские управы и сельские общества. Сама по себе идея всеобщего начального образования и спо¬собы ее претворения в жизнь не вызывали возражений ни в Думе, ни в Государственном совете. Споры развернулись по вопросу о том, кому должны подчиняться школы, есть ли смысл объявлять начальное образование обязательным, воз¬можно ли преподавание на национальных языках. Для Столыпина все это имело второстепенное значение. Главным было то, что проект отвечал его основному замыс¬лу — дать возможность крестьянам-собственникам и их де¬тям повысить свой культурный и образовательный уровень. Правительство, не дожидаясь принятия закона в Думе, фак¬тически приступило к его осуществлению. Еще в июле 1907 г. Совет министров выделил на нужды народного образования более 2 млн рублей. Из этих денег Министерство народного просвещения начало выдавать земствам и городским управам специальные пособия на цели просвещения. Были разрабо¬таны типовые образцы школьных учреждений, составлены необходимые инструкции и т.п. В последующем Государственная дума и Государственный совет значительно увеличили ассигнования на начальную школу: с 1907 по 1910 г. они выросли с 9 до 35,9 млн рублей. К середине 1910 г. почти все земские управы пожелали вос¬пользоваться министерскими пособиями и более половины, получив их, приступили к осуществлению планов по введе¬нию всеобщего начального обучения. Однако в самом порядке организации всеобщего началь¬ного обучения крылись серьезные недостатки. Предусматри¬валось подчинить начальные школы училищным советам, председателями которых оставались предводители дворян¬ства, хотя едва ли не все земства высказались за выборность этой должности. Фактически произошел отказ и от принципа единства школы, так как церковно-приходские школы оставались в ведении Синода. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В чем состояли главные причины проведения столыпинских реформ? 2. Какие направления имела аграрная реформа Столыпина? 3. Каковы результаты аграрной реформы Столыпина? 4. Почему столыпинским реформам нельзя дать однозначной оцен¬ки в плане их успешности? 5. Какие, помимо аграрной, сферы жизни общества затронули ре¬формы Столыпина?
|
|
| |