poj35 | Дата: Пятница, 27.04.2012, 11:27 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Приватизация в России в 90-е гг. XX в. Проведение радикальных экономических преобразований в Российской Федерации в начале 1990-х гг. привело к тому, что валовой внутренний продукт страны к середине десяти¬летия сократился на 55 %, инвестиции в экономику — на 73 %. В 1990 г. объем валового продукта РСФСР составлял 5 % мирового (в СССР — 8,5 %), к 1999 г. на долю РФ при-ходилось чуть больше 1 % ВВП. Лишившись государствен¬ной поддержки, предприятия сокращали производство. Так, за 1993 г. промышленное производство сократилось на 25 %, сельскохозяйственное — на 5,5 %. Из-за отсутствия денег на¬чались массовые невыплаты зарплат. Для решения проблем страны правительство привлекало внешние займы. Внешний долг России постоянно рос. В 1992 г. он составлял 108 млрд долларов, в 1998 г. — 123,2 млрд. Чтобы привлечь инвестиции в экономику, правительство России стимулировало создание финансово-промышленных групп, предполагая, что деньги населения удобнее собирать и использовать через банковскую систему. Организаторами финансово-промышленных групп стали люди, близкие к вла¬сти, и вместо инвестиций в экономику они занялись спеку-лятивными операциями. В интересах этих групп правитель¬ство РФ в 1995 г. провело ряд залоговых аукционов: группы давали кредит правительству, получая в залог пакеты акций крупнейших компаний. Характерно, что деньги, которыми финансово-промышленные группы «ссужали» правительство, были получены ими от того же правительства через банки. При этом возвращать полученные «кредиты» правительство заведомо не собиралось, и «залоги» в виде предприятий вско¬ре оказались в руках руководителей финансово-промышлен¬ных групп. Эти люди получили прозвище «олигархи», кото¬рое подчеркивало их близость к власти. Так, фактически в обход действующего законодательства происходила привати¬зация предприятий. Путем залоговых аукционов власть при¬обретала политических союзников перед предстоящими в 1996 г. президентскими выборами. Первый залоговый аукцион прошел 3 ноября 1995 г. Пра¬во прокредитовать правительство под залог 40,12% пакета акций нефтяной компании «Сургутнефтегаз» получил НПФ «Сургутнефтегаз», заплатив 8,9 млн долларов. Последний — 28 декабря 1995 г. в Москве, когда ЗАО «Финансовая нефтя¬ная компания» (Б.Березовский, А.Смоленский и Р.Абрамо¬вич) заплатило за контрольный пакет акций НК «Сибнефть» 100,3 млн долларов. В 1996— 1997 гг. была совершена новая серия откровенно скандальных приватизационных сделок. На этот раз власть расплачивалась государственным имуществом с теми, кто способствовал переизбранию в 1996 г. президента Б.Н.Ель¬цина на новый срок. Так, 22 ноября 1996 г. состоялась «сдел¬ка года» (по определению журнала «Коммерсант — Деньги»): Столичный банк сбережений (уставный капитал 24 млрд руб¬лей) выиграл конкурс на санацию «Агропромбанка» — треть¬его в России банка по размеру уставного капитала (130 млрд рублей) и вкладов населения и второго — по числу отделений (1200). В 1997 г. приватизировалась «Восточная нефтяная компа¬ния» (ВНК) — 11 млн т годовой добычи. Правительство рас¬считывало получить не менее 2 млрд долларов. Проводившие аукцион чиновники передали контрольный пакет МЕНАТЕПу за 750 млн долларов. Самая скандальная приватизационная сделка — конкурс по холдингу «Связьинвест» (холдинг владел контрольными пакетами акций 88 телекоммуникационных компаний, об¬служивающих 30 млн абонентов проводной связи, в том чис¬ле главного российского оператора международной и между¬городной связи «Ростелеком»). Проигравшие через прессу обвинили устроителей конкурса в содействии победителю. Запущенный в 1996 г. государством механизм заимство¬ваний через систему государственных казначейских обяза¬тельств (ГКО) к 1998 г. привел к дефолту. Приобретая ГКО, банки кредитовали государство. Однако объемы заимствова¬ний росли, уверенность в их возврате таяла, и потому госу¬дарству приходилось соглашаться на все большие и большие проценты. Из-за внешнего долга возникла зависимость Рос¬сии от кредиторов, прежде всего от Международного валют¬ного фонда (МВФ), который фактически контролировался США. Каждый год государственный бюджет приходилось утверждать в МВФ. При любой попытке проводить самостоя¬тельную политику, не вполне согласующуюся с рекоменда¬циями Запада, перед страной возникала угроза банкрот¬ства. В 1997 г. в экономике появились признаки оздоровления. Но они оказались краткосрочными и коснулись лишь неко¬торых перерабатывающих и сырьевых отраслей. К 1998 г. реальный ВВП России составил 57 % от уровня 1990 г. По¬казатели падения были больше, чем во времена Великой де¬прессии в США. К 1998 г. государство оказалось обремененным огромным долгом. Положение усугублялось неблагоприятной междуна¬родной конъюнктурой. Летом 1998 г. правительство должно было выплатить 60 млрд долларов по внешнему и внутренне¬му долгу. Долги по пенсиям на конец марта 1998 г. составили около 1 млрд рублей, долг оборонному заказу — 17 млрд руб¬лей. Доходы в этот же период составили чуть более 20 млрд долларов. 17 августа 1998 г. правительство РФ и Центральный банк РФ выступили с совместным заявлением. Была проведена де- 330 вальвация и объявлен дефолт (отказ платить долги). Кроме того, был введен мораторий на выплату долгов коммерческих банков иностранным инвесторам. Это решение не имело от¬ношения к государственным интересам — государство этим актом защищало интересы ничтожно малой группы частных лиц — владельцев этих банков. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В чем состоял смысл приватизации, проводимой в России в 90-е гг. XX в.? В чьих интересах она проводилась? 2. Что такое залоговые аукционы? Почему считается, что они на¬несли значительный вред экономике России? 3. Как власти России расплачивались за поддержку олигархами Б.Н.Ельцина на президентских выборах 1996 г.? 4. В чем состояли причины дефолта 1998 г.?
|
|
| |