1837 (30 октября по ст. ст.) Открылась первая в России (и шестая в мире) железная дорога общего пользования. Она связала Санкт-Петербург с Царским Селом и имела длину 27 км. Как писала газета «Ведомости», «была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и «стальной конь, везущий сразу много-много карет» отправится впервые в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург - Царское Село». Управлял «огнедышащей машиной» главный строитель дороги Франц (Франтишек) ГЕРСТНЕР - инженер, чех по национальности, которому летом 1835 года удалось получить разрешение на создание акционерного общества для строительства «в виде опыта» линии от Петербурга до Царского Села и Павловска. С этого рейса, длившегося 35 минут, ведут свой отсчет русские железные дороги. Максимальная скорость состава, состоявшего из паровоза «Проворный» и восьми желто-голубых вагонов, достигала 64 км/час. И это при мощности 40 лошадиных сил! Тогда в русский язык вошли и новые слова. Главное, конечно, «паровоз» - для отличия от водяных пароходов. Ведь до этого наряду с названием «локомотив» употребляли слова «пароходные повозки» или «сухопутные пароходы». Не сразу появилось и слово «рельсы» - их звали грифами, брусьями, дорожками, полосам», колесопроводами и даже шинами. Изменилось и значение слова «вокзал». Прежде оно означало увеселительное заведение, а теперь перешло на станционное здание. Хотя самый первый в Павловске и строился-то именно как концертный зал и ресторан