Воскресенье, 12.05.2024, 00:19
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
История-Учебные материалы » Практикум » Древняя русь » Первые князья (от Рюрика до Владимира)
Первые князья
poj35Дата: Четверг, 01.12.2011, 14:09 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
В год 6370(862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказал себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, вот так и эти прозывались. Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев сл своими родами, и взяли с собой всю Русь, и пришли, и сел, старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города- тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах- находники, а коренное население в Новгороде- славяне, в Полоцке- кривичи, в Ростове- меря, в Белоозере - весь, в Муроме- мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.
Вопросы:
1.С какой целью славяне призвали в свои земли варягов?
2.Какие изменения в государственном устройстве Руси произошли со смертью Синеуса и Трувора?
Прикрепления: 1110891.docx (11.5 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 01.12.2011, 14:10 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
В лето 907 года пошел Олег на греков. Он взял с собою множество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дублебов, и тиверцев, которые являются переводчиками. Со всеми ними пошел Олег на конях и на кораблях. Число кораблей было 2000, и пришел он к Царьграду.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. Когда ветер стал попутным, надулись паруса и корабли с поля пошли к городу. Увидали греки, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую хочешь».
И установил Олег дань воинам на 2000 кораблей по 12 гривен на ключ, а потом давать дань на русские города, подвластные Олегу.
«Пусть Русь, приходя, берет посольское, сколько хочет; а если придут гости, то берут на 6 месяцев, хлеб и вино, и мясо, и рыбу, и овощи; и пускают их в бани, сколько они хотят; когда же они пойдут домой в Русь, то пусть берут у царя нашего на дорогу пищу, и якоря, и канаты, и паруса, и все, что им надо».
Цари же Лев и Александр заключили мир с Олегом, обязавшись давать дань, и , дав клятву, сами целовали крест. Олег и его мужи клялись по русскому закону своим оружием и своим богом Перуном и скотьим богом Волосом. И повел Олег свой щит на вратах в знак победы, и пошел прочь от Царьграда.
И пришел Олег в Киев, принеся с собой золото, шелковые ткани, сладости и вина и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим.
.Изложите кратко содержание прочитанного и сформулируйте основную идею.
2.Какие исторические факты о походе князя Олега можно извлечь из приведенного фрагмента?
3.Определите, с какой целью осуществил поход князь Олег?
4.Каковы условия мирного договора и его последствия?
Прикрепления: 6194819.docx (13.0 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 01.12.2011, 14:11 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
В год 945. В этот год сказала дружина Игорю: «У отроков Свенельда вдоволь и оружия и одежды, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью: и ты добудешь и мы».
Послушался их Игорь, и пошел за данью, и прибавлял к прежней дани, и чинили насилие им [древлянам] он и мужа его. Собрав дань, он пошел в свой город. Когда он возвращался назад, то, раздумав, сказал дружине своей: «Идите с данью домой, а я возвращусь, похожу еще». Отпустил дружину свою домой, а сам с небольшой дружиной вернулся, желая еще больше добычи.
Древляне, услыхав, что он опять идет, решили с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убьют его; так и тут, если не убьем его, то всех нас погубит». И они послали к нему сказать: «Зачем идешь опять? Ты взял всю дань».
И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня, перебили Игоря и дружину его: ведь мало их было.
И похоронили Игоря, и есть могила его у Города Искоростеня, в земле у древлян и до сего дня.
1.Изложите кратко содержание прочитанного и определить цель, с которой Игорь пошел к древлянам.
2.Как вы думаете, за что был убит князь Игорь?
3.Как вы считаете, справедливо ли было убийство князя древлянами?
4.Какие особенности в общественном устройстве древнерусского государства вы обнаружили и чем вы их объясните?
Прикрепления: ______.docx (11.4 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 01.12.2011, 14:11 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
И решили древляне: «Вот [мы] убили князя Русского; возьмем жену его Ольгу за князя своего Мала, а с нею Святослава, и поступим с ним как захотим». И послали древляне своих лучших мужей числом 20 [человек], в лодке к Ольге. И пристали они в лодке под Боричевым, тогда ведь вода протекала возле горы Киевской… И поведали Ольге, что пришли древляне, и позвала их Ольга к себе и сказала им: «Добрые гости пришли. Скажите, чего ради пришли сюда?» Сказали древляне: «Послал нас Древлянская земля с такими словами: мужа твоего мы убили, был муж твой как волк, расхищая и грабя, а наши князья добрые, они оберегали Древлянскую землю, так пойди [замуж] за князя нашего Мала», было имя ему Мал, князю Древлянскому.
…И послала Ольга к древлянам и сказала им: «Если вы вправду просите меня, то пришлите знатных мужей, дабы я с великой честью пришла за вашего князя. А то не пустят меня люди киевские». Услыхав это, древляне избрали лучших мужей, которые управляли Древлянской землей, и послали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга повелела приготовить им баню, сказав так: «Помывшись, приходите ко мне». Они же затопили баню и влезли в нее и начали мыться. И заперли баню вместе с ними. И повелела Ольга зажечь ее от дверей, и там все погорели. И послала к древлянам со словами: « Вот я уже иду к вам, так приготовьте меды многие в городе, где вы убили моего мужа, да поплачу я над гробом его и сотворю тризну мужу своему». Они же, услыхав это, свезли много меда и сварили. Ольга же, взяв малую дружину, шла налегке, и пришла к гробу его [Игоря] и плакала по муже своем. И повелела людям своим насыпать могилу великую, и когда насыпали, велела совершить тризну. Потом сели древляне пить, и повелела Ольга своим отрокам прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где наша дружина, которую мы послали за тобой?» Она же сказала: «Идут за мной с дружиной мужа моего». И когда древляне упились, она повелела отрокам пить в их честь, а сама отошла прочь и велела дружине убивать древлян, и посекли их пять тысяч. А Ольга возвратилась в Киев и снарядила воев против оставшихся древлян…
В лето 964 Ольга с сыном своим Святославом собрала многих и храбрых воев и пошла на Древлянскую землю. И вышли древляне против. И когда сошлись обеими полками на схватку, сунул Святослав копье между ушами коня и ударило коню в ноги, потому что [Святослав] был еще ребенком. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». И победили древлян. Древляне же побежали и заперлись в городах своих. Ольга же с сыном своим устремилась на Искоростень- город, а древляне затворились в городе и крепко бились из города: ведали ведь, что сами убили князя и что их ожидает.
И стояла Ольга год и не могла взять города, и придумала так, послала к городу со словами: «Чего вы хотите высидеть? А все ваши города уже предались мне, и обязались давать мне дань, и обрабатывают нивы свои и земли свои, а вы хотите умереть от голода, не соглашаясь давать дань».
Древляне же сказали: «Рады бы мы давать дань, но ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала же им Ольга: «Ведь я уже отомстила за смерть мужа своего… и больше не хочу мстить, но хочу брать дань небольшую, и примирившись с вами пойду назад». Сказали же древляне: «Ныне у вас нет ни меду, ни мехов, но малого у вас прошу: дайте мне от двора по три голубя и по три воробья.
1.Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание события? Подумайте, с чем это связано?
2.Как вы можете оценить поведение княгини Ольги? Давай оценку, подтверждайте ее фактами.
3.Выберите из текста факты, характеризующие обычаи и нравы русского общества в Х в.
Прикрепления: 4360971.docx (13.5 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 01.12.2011, 14:12 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
«Повесть временных лет»
В лето 987г. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им:
- Вот приходили ко мне булгары , говоря «Прими наш закон». Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки. Браня все законы, а свой восхваляя. Что же вы посоветуете , что ответите?
И сказали бояре и старцы:
- Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то пошли своих мужей, пусть узнают, какая у кого служба.
И была люба речь князю и всем людям; избрали мужей славных и умных и сказали:
- Идите к булгарам, к немцам и грекам, испытайте веру их. Пошли русские послы к булгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и сказал им:
-Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними,- и обратился к послам:-Говорите перед дружиною.
Видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы.
Сказали же бояре:
- Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшей из всех людей.
-Где примем крещение?
- Они же сказали:
-Где тебе любо.
Вопросы
1. Каковы причины принятия на Руси христианства именно по византийскому образцу?
2. Как характеризует государственный строй Руси тот факт, что Владимир принимал решение о выборе религии не единолично?
Задание
Попробуйте представить, как сложилась бы дальнейшая судьба Руси, если бы князь Владимир решил принять: а) ислам от волжских булгар; б) католичество от папы римского; б) иудаизм от хазар.
Прикрепления: 6378733.docx (13.4 Kb)
 
poj35Дата: Понедельник, 24.09.2012, 14:04 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
1. Из труда автора VI века. Ученые предполагают, что им бы император Византии Маврикий Стратег.
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, п своим нравам, по своей любви к свободе. Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.
С находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничив определенным временем, предлагают им выбор: желают ли они известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных и друзей?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер устраивают в своих жилищах много выходов, вследствие случаю щимися с ними, опасностями., Необходимые для них вещи они закрывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую».
Вопросы и задания:
1. Дайте характеристику историческому источнику: автор, время создания, жанр, первичный или вторичный.
2. Какие факты можно считать историческими; сравните их признакам: условия жизни, занятия людей, обычаи и общественное устройство.
3. Что преобладает в приведенном тексте: исторические свидетельства или художественные домыслы?
4. Как вы считаете, можно ли доверять приведенным сведен ям из труда VI века?
Прикрепления: 3292368.docx (33.1 Kb)
 
poj35Дата: Понедельник, 24.09.2012, 14:04 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
2. Из «Повести временных лет»:
«В год 6370 (862)4 изгнали варягов за море, и не дали им дани, начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны и англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Бслоозере, а третий, Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозва-1всь Русская земля.
Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик».
Вопросы и задания:
1. Изложите важнейшее событие, описанное летописью. Каково его значение в нашей истории?
2. Проанализируйте первую фразу летописного рассказа, сопоставьте ее с пятой. Что, на ваш взгляд, означает фраза «порядка в ней Нет»?
3. Именно этот фрагмент лег в основание «норманнской теории». ' формулируйте свое мнение: являлось ли призвание варягов основа¬нием древнерусского государства?
4. Можно ли доверять (и почему) данному летописному рассказу?
Прикрепления: 8250282.docx (33.1 Kb)
 
poj35Дата: Понедельник, 24.09.2012, 14:05 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Из «Повести временных лет»:
«В лето 907 года пошел Олег на греков. Он взял с собою мно¬жество варягов, и славян, и чудь, и кривичей, и мерю, и древлян, ра¬димичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, которы являются переводчиками. Со всеми ними пошел Олег на конях и на кораблях. Число кораблей было 2 тысячи, и пришел он к Царьграду. И повелел Олег надулись паруса и корабли с поля по-III IN к городу. Увидали греки, испугались и сказали, послав к Олегу:
"Не губи города, согласимся на дань, какую хочешь".
И установил Олег дань воинам на 2 тысячи кораблей по 12 гривен на ключ - , а потом давать дань на русские города подвластные Олегу.
"Пусть Русь, приходя, берет посольское, сколько хочет; а если придут гости, то берут и месячину на 6 месяцев, хлеб и вино, и мясо, и рыбу, и овощи; и пускают их в бани, сколько они хотят; когда же они пойдут домой в Русь, то пусть берут у царя нашего на дорогу пищу, и якоря, и канаты, и паруса, и все, что им надо".
Цари же Лев и Александр заключили мир с Олегом, обязавшись давать дань и, дав клятву, сами целовали крест. Олег и его мужи клялись по русскому закону своим оружием и своим богом Перуном скотьим богом Волосом. И повесил Олег свой щит на вратах в зна победы, и пошел прочь от Царьграда.
И пришел Олег в Киев, принеся с собой золото, шелковые ткани сладости и вина и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим».
Вопросы и задания:
1. Изложите кратко содержание прочитанного и сформулируйте основную идею.
2. Какие исторические факты о походе князя Олега можно из влечь, из приведенного фрагмента?
3. Определите, с какой целью осуществил поход князь Олег?
4. Каковы условия мирного договора и его последствия? Обоснуйте, достоверно ли сообщение летописи?
Прикрепления: 4911279.docx (33.1 Kb)
 
poj35Дата: Понедельник, 24.09.2012, 14:05 | Сообщение # 9
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
. Из «Повести временных лет»:
«В год 945. В этот год сказала дружина Игорю: «У отроков Свенельда (он был полководцем и родственником Игоря) вдоволь к оружия и одежды, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью: и т! добудешь и мы». Послушался их Игорь, и пошел за данью, и прибавлял к прежней дани, и чинили насилие им (древлянам) он и мужи его собрав дань, он пошел в свой город. Когда он возвращался назад, то раздумав, сказал дружине своей: «Идите с данью домой, а я возвращаюсь, похожу еще». Отпустил дружину свою домой, а сам с не большой дружиной вернулся, желая еще больше добычи.
Древляне, услыхав, что он опять идет, решили с князем свои! Малом: «Если повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убьют его; так и тут, если не убьем его, то всех нас погубит». И они послали к нему сказать: «Зачем идешь опять? Ты взял всю дань»
И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня, перебили Игоря и дружину его: ведь мало их было. И похоронили Игоря, и есть могила его у города Искоростеня, в земле у древлян и до сего дня».
Вопросы и задания:
1. Изложите кратко содержание прочитанного и определите цель, с которой Игорь пошел к древлянам?
2. Как вы думаете, за что поплатился князь Игорь?
3. Как вы считаете, справедливо ли было убийство князя древлянами?
4. Какие особенности в общественном устройстве древнерусского государства вы подметили и чем вы их объясняете?
Прикрепления: 0936275.docx (33.1 Kb)
 
poj35Дата: Понедельник, 24.09.2012, 14:05 | Сообщение # 10
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Из «Повести временных лет»:
«В лето 964. Когда князь Святослав вырос и возмужал, он начал i обирать воинов многих и храбрых; ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походе не возил с собой обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину, и зажа¬рив ее на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав пот¬ник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти"».
Из воспоминаний византийского историка X века Льва Диакона: «Вот какова была его наружность. Умеренного роста, не слиш¬ком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длин¬ными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода, выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга, она была украшена корбункулом, обрамленным дву¬мя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой».
Вопросы и задания:
1. Куда и с какой целью Святослав совершал походы?
2. Как характеризуют Святослава «Повесть временных лет» и византийский историк? Есть ли общее в этих характеристиках?
3. Можно ли доверять (и почему) выдержке из воспоминаний византийского историка?
Прикрепления: 5141804.docx (33.1 Kb)
 
poj35Дата: Понедельник, 24.09.2012, 14:06 | Сообщение # 11
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
История с географией.
«Андрей (апостол) проповедовал в Синопии, а когда пришел в Корсунь, узнал, что рядом с Корсунем находится устье Днепра, и захотел пойти в Рим; пришел он в устье Днепра и оттуда пошел по Днепру вверх. Случилось, что однажды он остановился под гора¬ми на берегу. И встав утром, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия: будет здесь большой город и много церквей воздвигнет здесь Бог». И взошел на эти горы, благословил их, поставил крест, помолился Богу, сошел с этой горы, где потом встал Киев, и пошел по Днепру вверх. И пришел к словенам, где нынче Новгород, ви¬дел живущих там людей, их обычаи, как они моются и хлещутся, и удивился этому. И пойдя к варягам, пришел в Рим, рассказал, скольких научил и что видел, и сказал им: "Удивительно было в земле словен, когда шел сюда. Видел деревянные бани: вот натопят их докрасна, раздеваются, и голые обливаются дубильным квасом, берут молодые прутья и хлещут себя, и до того дохлещут, что вылезают еле живы, а чтобы ожить, обливаются холодной во¬дой. И так делают каждый день, никем не понуждаемы к муке, но сами себя так мучают, однако не мучаются, а моются". И слушая об этом, все удивлялись».
«Болгарский ученый Н.П. Ковачев только в письменных исто¬чниках Х-XIII веков на территории Балкан, Центральной и Восточной Бароны обнаружил около семи десятков (!) "Киевов"; что Вышгород мы найдем не только на Днепре, но и во многих других местах, в том числе в большом количестве на Дунае; что полоса Переяславлей тянется от нижнего течения Дуная до Верхней Волги, а Ном городы бесполезно считать. Они есть в землях западных славян, в северной Германии и Польше, в Австрии, Венгрии, Чехии, Румынии, и Болгарии, да и в любой стране, где Новгород - "новый город" -всякий раз звучит по-своему».
Вопросы и задания:
1. Изложите кратко основные события, описанные в летописи.
2. Проследите по карте путь апостола Андрея. Как вы думаете возможно ли было таким путем попасть в Рим?
3. Сопоставьте летописный рассказ с мнением историка А.Л. Никитина и сделайте выводы относительно маршрута путеше¬ствия апостола.
4. Что и почему больше всего заинтересовало апостола в Новго¬роде?
5. Сопоставьте летописный рассказ с предыдущим заданием
сделайте вывод об их достоверности.
Прикрепления: 5877880.docx (33.1 Kb)
 
poj35Дата: Понедельник, 24.09.2012, 14:06 | Сообщение # 12
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
. Из «Повести временных лет»:
«И когда пришел, повелел опрокинуть идолы, - одних изрубить, II других сжечь.
Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с го¬ры по Боричеву взвозу и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, или нищий, или раб - да будет мне враг".
Приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И по другим городам стали ставить церкви и опреде¬лять в них попов, приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них как о мерт¬вых».
Вопросы и задания:
1. Сформулируйте основную идею прочитанного.
2. Как вы оцените отношение Владимира к языческим богам?
3. Каково отношение к языческим богам у людей?
4. Сделайте вывод о том, как было проведено крещение киевлян? Как это могло отразиться на нравственном развитии общества?
5. Почему храмы стали ставить на местах кумиров?
6. Можно ли на основании этого отрывка сделать вывод о зна¬чении крещения Руси?
Прикрепления: 8267874.docx (33.1 Kb)
 
poj35Дата: Понедельник, 24.09.2012, 14:07 | Сообщение # 13
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
В трактате «Стратегикон», созданном в конце VI в., византий¬ский император Маврикий писал о жизни славянских племен - склавов и антов:
«Племена склавов и антов одинаковы по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны выносливы. Легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тел и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дру¬желюбны, препровождают их поочередно с места на место, куда тем ни было нужно; так что если гостю по беспечности принявшего при¬чинен вред, против него начинает вражду тот, кто привел гостя, по¬читая отмщение за него священным долгом. Пребывающих у них в плену они не держат в рабстве неопределенное время, как остальные племена, но, определив для них точный срок, предоставляют на и усмотрение: либо они пожелают вернуться домой за некий выкуп либо останутся там как свободные люди и друзья...
Живут они среди лесов, рек, болот, и труднопреодолимых озер. Устраивая много, с разных сторон. Выходов из своих жилищ из-за обычно настигающих их опасностей; все ценное из своих вещей они зарывают в тайнике, не держа открыто ничего лишнего. Ведя раз¬бойную жизнь, они любят совершать нападения на своих врагов в местах лесистых, узких и обрывистых. С выгодой для себя пользу¬ются засадами, внезапными нападениями и хитростями, ночью и днем, выдумывая многочисленные уловки. Они опытнее всех других людей и в переправе рез реки и мужественно выдерживают пребыва¬ние в воде, так что часто некоторые из них, оставшиеся дома и вне¬запно застигнутые опасностью, погружаются глубоко в воду, держа во рту изготовленные для этого длинные тростинки; лежа навзничь на глубине, они дышат через них и выдерживают много часов, так что не возникает на их счет никакого подозрения... Каждый мужчи¬на вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щи¬тами, крепкими, но труднопереносимыми. Пользуются они также деревянными луками и небольшими стрелами, намазанными отрав¬ляющим веществом, которое оказывает действие, если пораженный им заранее не намазался соком ториака {высокогорное растение) или другими средствами, известными врачебным наукам, либо если тот¬час же не вырезал рану, чтобы отрава не распространилась на все тело. Пребывая в состоянии анархии и взаимной вражды, они ни бое¬вого порядка не знают, ни сражаться в правильном бою не стремятся, ни показываться в местах открытых и ровных не желают. Если же и придется им отважиться на сражение, они с криком все вместе по¬немногу продвигаются вперед. И если неприятели поддаются их кри¬ку, стремительно нападают; если же нет, прекращают крик и, не стремясь испытать в рукопашной силу своих врагов, убегают в леса, имея там большое преимущество, поскольку умеют сражаться подо¬бающим образом в теснинах. Ведь нередко, неся добычу, они, при малейшей тревоге пренебрегают ею, убегают в леса, а когда напа¬дающие сгрудятся вокруг добычи, они, набрасываясь, без труда на¬носят им вред. Они стремятся различными способами и преднаме¬ренно проделывать это с целью заманивания своих врагов».
Вопросы и задания:
1. Каково было отношение славян к рабству? Как они обходились с пленными врагами?
2. 2. Как византийский император описывает вооружение славян¬ских воинов?
3. 3. Какова была боевая тактика славян? Как славяне использовали природные условия для борьбы с неприятелем?
Прикрепления: 9366154.docx (33.1 Kb)
 
poj35Дата: Понедельник, 24.09.2012, 14:07 | Сообщение # 14
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.
Д.С. Лихачев в статье «Крещение Руси и государство Русь» писал о значении принятия христианства на Руси: «Язычество не было религией в современном понимании. Это было довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это со¬единение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиоз¬ного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, вч ем так нуждались восточные славяне в X -XII веках не могло быть осу¬ществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под уг¬нетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот, степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах...
Истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир Святославич в 980 г. делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Кие¬ве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави ку-" мира над Волховым». Однако интересы страны Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить свое¬образным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением высокоорганизованного литературного языка, который это приобще¬ние закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси куль-турами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным напи¬сание собственной истории, философского обобщения своего на¬ционального опыта, литературы.
Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных ос-нованиях. Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность. Которая была передана нам Болгарией, -это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литера¬туру, а продолжать ее и создать в первый же век христианства произ¬ведения, которыми мы вправе гордиться».
Вопросы и задания:
1. Почему язычество уже не удовлетворяло уровню развития вос¬точнославянского общества?
•2. Какие попытки реформы язычества предпринял Владимир I? Почему они не достигли успеха?
3. Какие последствия имело принятие Русью христианства?
Прикрепления: 6993021.docx (33.1 Kb)
 
poj35Дата: Понедельник, 24.09.2012, 14:08 | Сообщение # 15
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.
Д.С. Лихачев в статье «Крещение Руси и государство Русь» писал о значении принятия христианства на Руси: «Язычество не было религией в современном понимании. Это было довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это со¬единение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиоз¬ного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, вч ем так нуждались восточные славяне в X -XII веках не могло быть осу¬ществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под уг¬нетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот, степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах...
Истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир Святославич в 980 г. делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Кие¬ве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави ку-" мира над Волховым». Однако интересы страны Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить свое¬образным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением высокоорганизованного литературного языка, который это приобще¬ние закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси куль-турами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным напи¬сание собственной истории, философского обобщения своего на¬ционального опыта, литературы.
Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных ос-нованиях. Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность. Которая была передана нам Болгарией, -это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литера¬туру, а продолжать ее и создать в первый же век христианства произ¬ведения, которыми мы вправе гордиться».
Вопросы и задания:
1. Почему язычество уже не удовлетворяло уровню развития вос¬точнославянского общества?
•2. Какие попытки реформы язычества предпринял Владимир I? Почему они не достигли успеха?
3. Какие последствия имело принятие Русью христианства?
Прикрепления: 0907342.docx (33.1 Kb)
 
История-Учебные материалы » Практикум » Древняя русь » Первые князья (от Рюрика до Владимира)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz