poj35 | Дата: Пятница, 02.11.2012, 09:25 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Реформы Петра Великого Вся деятельность Петра Великого была нацелена на укреп¬ление России. Прежде всего необходимо было «прорубить окно в Европу» — выйти к морям. За это Петр и вел свои войны. Однако первые неудачи в войнах показали, что надо создавать армию и флот европейского образца, развивать ма¬нуфактуры и пр. У великого преобразователя не было четкого плана пере¬устройства. Он пытался решать задачи по мере того, как они вставали перед ним. Однако в конечном счете преобразова¬ния Петра, охватившие все сферы жизни, сложились в еди¬ную, поражающую размахом систему. Военная реформа стоит в ряду самых значительных ре¬форм Петра. В.О.Ключевский писал, что она «оказала глу¬бокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий». Полки иноземного строя, которые можно назвать прооб¬разом новой армии, формировались за счет «охотников» (до¬бровольцев), которых постоянно не хватало. Дворянское опол¬чение в новых условиях не отличалось боеспособностью. По¬этому армия стала формироваться за счет рекрутских набо¬ров. Первые наборы были плохо организованы и носили про¬извольный, бессистемный характер, и только в 1705 г. был проведен «правильный» набор: один рекрут в возрасте от 20 до 35 лет брался с каждых двадцати крестьянских и посад¬ских дворов. С тех пор подобные наборы стали проводиться периодически. За первые восемь лет Северной войны Петр увеличил численность армии с 40 до 100 тыс. человек. Создание регулярной армии сделало ненужным дворянское ополчение. Но офицеры были нужны. В 1714 г. Петр издал Указ о единонаследии, которым закрепил за дворянами-по-мещиками земли в наследственную собственность, сравняв тем самым поместья с вотчинами. Но в законе имелись серьезные ограничения прав помещика. Поместье могло переда¬ваться лишь одному наследнику, делить земли запрещалось. Лишая значительную часть дворян права наследования, цар¬ский указ обрекал их на существование с неясными источни¬ками доходов. Зато наследники обязаны были служить по¬жизненно. Именно им прежде всего и отводил Петр роль офи¬церов. На протяжении всего своего царствования Петр изыскивал средства для пополнения бюджета. Главным средством стала подушная подать. Раньше налоги собирали со двора. Одна¬ко многие помещики накануне переписи сселяли в один двор по нескольку крестьянских семей. В 1718 — 1722 гг. Петр провел первую в истории России подушную перепись населе¬ния, по результатам которой заменил подворную подать по¬душной, которая взималась с каждого крестьянина и посад¬ского. В 1722 —1724 гг. Петр приказал провести ревизию переписи (с тех пор подушные переписи, проводившиеся каж¬дые 20 лет, получили название ревизии). Подушная подать позволила почти полностью покрыть рас¬ходы на содержание армии и флота. Однако она стала тяж¬ким бременем для населения России, особенно для крестьян. Подушная перепись закрепостила основную массу податного населения, превратив запрет перехода по Соборному уложе¬нию 1649 г. во вполне реальное прикрепление крестьян к земле, а посадских — к слободам. Фиксируя каждого пред¬ставителя податного сословия, она четко определяла его ме¬сто жительства и безоговорочно прикрепляла к этому месту. На результаты переписи опиралась паспортная система, вве¬денная в России в конце правления Петра I. Теперь крестья¬нин мог покинуть свою деревню только с паспортом, в кото¬ром четко указывалось, куда он отправляется и на какой срок. Огромное внимание Петр уделял развитию промышленно¬сти. При нем мануфактурное производство совершило мощ¬ный рывок: если в начале царствования Петра в России на-считывалось немногим более десятка мануфактур, то в конце, к 1725 г., их уже было около ста. Обеспечение мануфактур рабочей силой являлось серьезной проблемой. Петр решил ее привычным способом, сделав работу на мануфактуре прину¬дительной. В 1721 г. государство предоставило владельцам мануфактур право покупать крепостных крестьян и припи¬сывать их к своим предприятиям. Таким образом, под ману¬фактурное производство было подведено все то же крепостное основание. На протяжении всего своего царствования Петр стремился создать «регулярную» систему управления, предельно упо¬рядоченную, безоговорочно подчиненную лично царю, спо¬собную быстро и эффективно проводить в жизнь все указания верховной власти. Решая эту задачу, Петр избрал путь после¬довательной бюрократизации государственного строя. Опре¬деляющим принципом стала назначаемость всех представи¬телей системы управления при полном подчинении нижесто¬ящих чиновников вышестоящим; сверху должны были идти указы и предписания, снизу — отчеты о том, насколько ус¬пешно эти предписания исполнены. Боярская дума была ликвидирована как постоянно дей¬ствующее учреждение около 1700 г. Правда, совещания царя с боярами какое-то время продолжались — но только тогда, когда Петр считал это необходимым. В 1711 г. был учрежден Сенат — чисто бюрократический орган, членов которого на¬значал царь (в отличие от Боярской думы, формируемой по принципу местничества). Функции Сената были сложны и постоянно видоизменялись. Поначалу Сенат должен был за¬менять царя в его отсутствие. После учреждения коллегий, взявших на себя функции управления, деятельность Сената приобрела в основном законосовещательный и контрольный характер. Была также учреждена система надзора над органами го¬сударственного управления в центре и на местах. Представи¬тели этой системы — фискалы — должны были, действуя тайно, выявлять факты коррупции, злоупотребления властью в деятельности чиновников всех рангов, «какой высокой сте¬пени ни есть»; основываясь на этих сведениях, глава систе¬мы надзора, обер-фискал, привлекал обвиняемого к ответ¬ственности перед Сенатом. Сенат осуществлял контроль и над судебной системой, принимая апелляции (жалобы) от насе¬ления. Кроме того, через Сенат шли назначения на все граж¬данские и военные должности. В 1717 —1721 гг. Петр создал систему коллегий. Эта систе¬ма, заменившая собой обветшавшую приказную систему, от¬личалась значительно более четким распределением дел меж¬ду органами управления. В результате вместо более чем соро¬ка приказов возникло всего 11 коллегий. Три коллегии назы¬вались главными: Военная, Адмиралтейств-коллегия и кол¬легия Иностранных дел. Камер-коллегия, Штатс-контор- коллегия и Ревизион-коллегия занимались финансовыми вопросами (Ревизион-коллегия, носившая контрольный харак¬тер, к концу правления Петра вошла в состав Сената). Бергколлегия ведала горнозаводским производством; Мануфактур- коллегия — мануфактурным; Коммерц-коллегия — торговлей, Юстиц-коллегия занималась местными судебными учрежде¬ниями, Вотчинная коллегия — земельными делами. Другим отличием коллегий от приказов был коллегиаль¬ный — совещательный — характер их управления. Каждой коллегией руководил совет из одиннадцати человек во главе с президентом; решения должны были приниматься после обсуждения дела большинством голосов. Коллегиальность Петр пытался использовать как средство в борьбе с произво¬лом и злоупотреблениями со стороны отдельных влиятель¬ных лиц. За деятельностью Сената надзирал генерал-проку¬рор, самое приближенное к царю лицо, «око государево», по выражению самого Петра. За работой коллегий наблюдали прокуроры. Особое место в системе центрального управления занял Святейший Синод. Учрежденный в 1721 г., он стал управ¬лять Русской православной церковью, заменив собой патри¬арха и церковные соборы. В Синоде заседали высшие церков¬ные иерархи, однако в соответствии с «Духовным регламен¬том», составленным сподвижником Петра Феофаном Проко- повичем, главой церковного управления считался глава го¬сударства — царь. За тем, чтобы деятельность Синода соот¬ветствовала государственным интересам, бдительно следил обер-прокурор, еще один представитель системы надзора. По¬началу он был подчинен сенатскому генерал-прокурору, но постепенно стал фигурой совершенно самостоятельной, ока¬зывавшей огромное влияние на всю деятельность Синода. Та¬ким образом, синодальная реформа ликвидировала самостоя¬тельное управление Церкви, превратив ее в составную часть государственного механизма, безоговорочно подчиненную царской власти. В ходе областной (губернской) реформы, проведенной в 1708 —1710 гг., Россия была разделена на губернии, кото¬рые, в свою очередь, делились на провинции, а те — на уез¬ды. Стоявшие во главе губерний губернаторы, опиравшиеся на обширный штат чиновников, должны были управлять местным населением и обеспечивать государству своевремен¬ную и полную выплату податей. За годы своего правления Петру I удалось создать государ¬ственный механизм, которым он управлял так, как считал нужным. Монарх, который еще совсем недавно в своей дея¬тельности опирался на сословно-представительные учрежде¬ния, превратился теперь в самодержца, неограниченная власть которого распространялись на все стороны государственной жизни. Обладая огромными правами и полномочиями в отноше¬нии своей сферы деятельности, каждый представитель госу¬дарственного аппарата должен был подчиняться строгой слу¬жебной дисциплине. Весь ход службы был жестко регламен¬тирован *Табелью о рангах», утвержденной Петром в 1722 г. Служебная лестница, на которую вступал каждый чиновник, состояла из четырнадцати ступеней — рангов или чинов; каж¬дому рангу соответствовал определенный должностной уро¬вень. Получить более высокий ранг, а вместе с ним и более значительную должность можно было путем личной выслу¬ги — длительной и добросовестной службы государству. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. С какой целью Петр I проводил свои реформы? Можно ли было решить стоявшие перед Россией задачи каким-либо иным спо¬собом? 2. Расскажите о наиболее значимых реформах Петра I. Каковы их последствия? 3. Почему и в отечественной исторической науке, и в публицисти¬ке до сих пор продолжаются споры об оценке деятельности Пе¬тра I? Какие аргументы приводят стороны в этих спорах? Вы¬скажите собственное мнение по данному поводу.
|
|
| |