Среда, 13.08.2025, 20:36
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Биографии от Рюрика до Ивана III (862 - 1505)
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:35 | Сообщение # 16
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА
ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА (ок.1283–1340) – великий князь московский с 1325 и великий князь владимирский с
1328. Второй сын князя, заложивший основы политического и экономического
могущества Москвы. Прозвище Калита (кошель) получил за щедрость к нищим («даяше
нищим сколка вымётся») и огромные богатства, которые использовал для увеличения
своей территории «куплями» в чужих княжествах.
В юности долго был в тени старшего брата, московского
князя Юрия Даниловича. В 1304, в отсутствие брата в Москве, Иван с небольшим
войском сумел оборонить принадлежащий княжеству Переяславль от тверичей,
собравших войско во главе с боярином Акинфом, чем доказал брату свою
способность удерживать завоеваннное. В 1319 брат Ивана, Юрий получив в Орде
титул великого князя, уехал в Новгород. Таким образом уже тогда, а с 1322 в
полной мере, Москва оказалась в распоряжении Ивана. С этих пор он и показал
себя властным, жестоким, хитрым, умным и упорным в достижении своих целей
правителем В 1325 Иван унаследовал Москву по завещанию умершего Юрия. Годы его
управления княжеством (около двадцати) стали эпохой усиления и возвышения
Москвы над остальными русскими землями. В основе его лежало особенное умение
Ивана ладить с ордынским ханом. Часто ездил в Орду, отчего заслужил
расположение и доверие хана Узбека. В то время как другие русские земли
страдали от вторжений ордынских численников и баскаков, владения князя
московского оставались спокойными, пополнялись численно иммигрантами из других
княжеств и земель. («Перестали поганые воевать русскую землю, – говорится в
летописи, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от
великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила
тишина по всей земле»).
Вскоре после начала единоличного управления Иваном
московской землей, в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра
(1325). Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси. Князь сумел приобрести
расположение митрополита Петра, так что с 1326 тот переехал в Москву, в ней умер
и был погребен. Новый митрополит Феогност также выразил желание остаться в
Москве, чем вызвал глухое недовольство удельных князей, боявшихся усиления
Московского княжества.
Иван ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с
одной стороны, увеличивать свои владения, с другой – оказывать влияние на
князей в прочих русских землях. Главным соперником его был тверской князь
Александр Михайлович, попытавшийся встать на защиту своих земляков, в 1327
убивших ордынского посла Чолхана и его свиту за то, что те «пожгли города и
села и людей повели в плен». Узнав об этих событиях в Твери, Иван сам поехал в
Орду к Узбеку, торопясь выразить готовность помочь ордынцам в расправе с
непокорными. За такую преданность хан Узбек дал Калите ярлык на великое
княжение, право самостоятельно собирать дань для отправки в Орду и 50 000
войска. Объединив его со своим, присовокупив к нему еще и войско князя
суздальского Александра Васильевича, Калита пошел на Тверь и там «положил пусту
всю землю». Присланные позже из Орды новые отряды баскаков довершили разгром.
Тверской правитель Александр бежал в Новгород, оттуда – в Псков и, наконец, в
1329 в Литву. Разоренной тверской землей был оставлен управлять его брат
Константин, начавший раболепно угождать московскому правителю. В таком же положении
оказались князья Ростово-Суздальской земли. Это позволило Калите (возможно
именно тогда получившему свое прозвище) после смерти суздальского князя
Александра в 1332 удержать за Москвой Владимир.
От двух жен (первый раз Калита женился в 1332 на
Елене; второй женой была некая Ульяна) московский князь имел семеро детей, в
том числе дочерей – Марию, Евдокию, Феодосию и Фетинью. Их он сумел сделать
«дорогим товаром» и выгодно выдать замуж: одну за ярославского князя Василия
Давыдовича, другую – за ростовского князя Константина Васильевича. При этом он
поставил условием самовластное распоряжение уделами зятьев. Повиновалась Москве
и Рязань: стоявшая на окраине Руси, она за свою строптивость могла первой
подвергнуться жестокой каре Орды. Углич был присоединен Калитой посредством
купли. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы,
Владимира, Ростова, на реке Мете, Киржаче. Приобретение Калитой городов Галича,
Углича и Белозерска сомнительно, так как их он впоследствии не упомянул в своих
духовных грамотах (возможно, это были купли с правом временного пользования).
Особенно настойчивыми были его попытки прибрать к рукам земли Великого
Новгорода. Вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям других земель
покупать там собственность, он сумел завести в Новгородской земле несколько
слобод и населить их своими людьми. В 1332 даже начал было войну с Новгородом,
поскольку новгородцы отказывались платить старинную дань (так называемое
«закамское серебро»), но вскоре вынужденно заключил мир. В конце княжения он
сделал еще одну попытку подчинить своей власти этот свободный город и вновь
потребовал от новгородцев большую сумму денег. После их отказа он отозвал своих
наместников из города, и распрю эту суждено было завершить уже после смерти его
сынуСемену Ивановичу Гордому. Последним актом, направленным на расширение владенийкняжества была отправка в 1340 войска (возможно, по приказу хана) на
непослушного Орде смоленского князя Ивана Александровича и опустошение
москвичами совместно с татарами Смоленской земли.
В 1337 тверской князь Александр решился помириться с
ордынцами и попытаться заполучить обратно свое княжество. Но Калита опередил
тверича: в 1339 он сам первым поехал в Орду с доносом на Александра. Александр
получил приказ явиться к хану в Орду. Там и он сам, и его сын Федор были
казнены. Калита же вернулся в Москву «в великой радости» и немедленно послал в
Тверь за главным колоколом с церкви св. Спаса. Колокол был снят и привезен в
Москву как символ победы над соперником.
В самой столице за 1325–1340 были отстроены и центр
города, и посад за его пределами. Быстро росло число сел вокруг Кремля, самому
князю принадлежало их более 50. Бояре охотно переходили к Калите, получали от
него земли с обязанностью службы; за ними следовали вольные люди, годные к
оружию. Даже ордынские мурзы стремились быть «под его рукой», в том числе так
оказался в Москве Чет – по преданию, предокБориса Годунова. Летописи упоминают об активном церковном и светскомкаменном и деревянном строительстве. Так, на княжеском дворе деревянная церковь
Спаса Преображения в 1330 была заменена каменной и основан монастырь (сюда были
переведены архимандрития и монахи из Данилова монастыря). В 1333 по
приказу Калиты была заложена и отстроена церковь Иоанна Лествичника «под
Колоколы». В благодарность за избавление Москвы от голода был воздвигнут
каменный храм на краю Боровицкого холма на месте деревянной церкви Михаила
Архангела (в настоящее время – кремлевский Архангельский собор). Чуть позже
рядом был заложен и Успенский собор. В 1339 в Москве завершилось строительство
дубового Кремля. При этом князь был неплохо разбирался «в книгах». По его
приказу церкви не только строились, но и пополнялись ценными библиотеками
(Сийское пергаментное Евангелие, снабженное по его распоряжению немалым числом
киноварных заставок и зарисовок ныне хранится в Рукописном отделе библиотеки
РАН).
Перед смертью Иоанн принял пострижение и схиму. Все
свое движимое и недвижимое имущество он разделил между тремя сыновьями и женой:
Москву он оставил в общее владение наследникам, причем главным «печальником» и
первым среди равных назначался старший сын Семен Иванович (в будущем – Гордый).
Ему он дал города Можайск, Коломну и 16 волостей, Ивану Ивановичу (будущему
Красному) – Звенигород, Кремичну, Рузу и еще 10 волостей, Андрею – Лопасню,
Серпухов и еще 9 волостей, жене Елене с дочерьми – 14 волостей.
Калита умер 31 марта 1340 в Москве и был погребен в
отстроенном по его приказу Архангельском соборе.
Историки высоко оценили деятельность Калиты на
московском престоле (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, М.Н.Тихомиров), отметив также
его просвещенность и содействие не только росту политического могущества
княжества, но и превращения последнего в культурный и религиозный центр.
Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева
Литература
Пресняков А.Е. ОбразованиеВеликорусского государства. ПГд., 1918
Черепнин Л. В., Образование русского централизованного государства вXIV–XV вв., М., 1960
Прикрепления: 4317734.docx (17.8 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:36 | Сообщение # 17
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ДОНСКОЙ
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ДОНСКОЙ (1350–1389)– великий князь московский (c 1359), владимирский (с 1362) и новгородский (с
1363), сын Ивана II Ивановича Красного и его второй жены княгини Александры
Ивановны.
Родился 12 октября 1350 в Москве, принадлежал к 15
колену Рюриковичей. После смерти отца в 1359 фактическим верховным правителем
Московского княжества при малолетнем Дмитрии стал митрополит Алексий – человек
недюжинного ума, обладавший сильным характером, умело пользовавшийся своим
авторитетом для проведения в жизнь идеи главенства Москвы в Северо-Восточной
Руси. Дмитрий советовался с ним, продолжая политику отца и деда (Ивана Калиты)
по собиранию русских земель вокруг Москвы. Для этого ему пришлось вести
длительную борьбу с князьями – соперниками (суздальско-нижегородским, рязанским
и тверским) за великое княжение. Она началась в 1361, когда одиннадцатилетний
Дмитрий вместе с митрополитом Алексием и московскими боярами поехал в Орду за
ярлыком на великое княжение. В Орде им суждено было узнать, что хан Наврус уже
передал ярлык суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Однако начавшаяся
вскоре в Орде смута изменила ситуацию: хан Наврус был убит, а новые правители
Орды – два хана, Мурат и Абдул (Мюрид) – выдали митрополиту Алексию второй
ярлык на великое княжение, для его воспитанника и протеже Дмитрия.
Воодушевленные этим успехом, московские бояре посадив на коней малолетних
наследников московского престола – Дмитрия, его брата Ивана и двоюродного брата
Владимира – «пошли войной» на Суздаль. После длительного противостояния войск
двух княжеств Дмитрий Суздальский уступил, а Дмитрий Иванович получил право
единолично считаться великим князем. В 1363 Дмитрий «взял свою волю» и над
князем Константином Ростовским. Наконец, в 1365 он закрепил отношения с
Суздалем женитьбой на суздальской княжне Евдокии Дмитриевне. Отец Евдокии при
этом отказался от ярлыка на Владимир в пользу Москвы. Вскоре к Москве отошли и
связанные с Суздалем нижегородские земли.
В 1366–1367 по распоряжению Дмитрия столица была
укреплена первым на Руси белокаменным Кремлем. Если для ханских послов ворота
его были гостеприимно раскрыты (Дмитрий предпочитал откупаться от них богатыми
подарками), то для других соседей и князей-соперников Кремль стал мощной
защитной крепостью. Когда в ноябре 1367 на реке Тросне литовский князь Ольгерд,
приходившийся зятем тверскому князю Михаилу Александровичу, разбил московские
полки. Дмитрий Иванович произнес: «На великое княжение не пущу!». И
действительно, наличие Кремля стало надежной защитой для московской столицы: в
1368 попытка Михаила Тверского осадить Кремль и взять его провалилась.
В 1369 уже Дмитрий уже сам пошел войной на Ольгерда и
разгромил союзные ему Смоленское и Брянское княжества (война 1368 –1375 Москвы
с Тверью и Литвой). В ходе ее тверской князь несколько раз получал ярлык на
великое княжение и объявлял себя «старшим» среди русских князей, но в конечном
счете верх одержал все-таки Дмитрий. Успех молодого московского правителя
объяснялся мудрой поддержкой митрополита Алексия, помогавшего своему
воспитаннику в деле объединения под его «рукой» суздальскоих, нижегородских,
серпуховских, городецких, белозерских, кашинских, стардубских, тарусских,
новосильских, смоленских, ростовских, ярславских и новгородских ратей. В 1375
Дмитрий разбил под Любутском литовское войско Ольгерда. Ордынская помощь
Ольгерду вовремя не пришла, и Михаил Тверской, «видя изнеможение свое, понеже
вся Русская земля возста на него», просил вместе со своим зятем Ольгердом у
Дмитрия мира. Договором 1375 между Тверью и Москвой тверской князь низводится
до положения «младшего брата» великого князя московского и навсегда отказывался
от притязаний на великое княжение и согласился на союз с Дмитрием против
Золотой Орды.
В 1376 Московское княжество утвердило свое влияние в
Волжско-Камской Болгарии, начало переговоры с Великим Новгородом об
урегулировании торговой деятельности. В результате их Москва открыла свободный
пропуск новгородских товаров в своей земле, заручившись согласием новгородцев в
случае нового конфликта с Тверью стоять на стороне Москвы. В том же году в
спорах о границах Московского и Рязанского княжеств Дмитрий вновь вышел
победителем, разгромив под Скорнищевом рязанского князя Олега Ивановича.
В 1377 на Суздальское княжество, где правил тесть
Дмитрия, напал ордынский царевич Араб-Щах (Арапша). Спасая родственника,
Дмитрий направил туда московское войско и тем самым первым из русских князей
начал открытую борьбу с ордынцами. Однако первое столкновение с ними оказалось
неудачным для русских: по преданию, ордынцы разбили упившихся русских воинов,
не ожидавших нападения врага, и река, на которой они расположились лагерем,
получила поэтому название «река Пьяни». Вслед за тем татары опустошили
нижегородские и рязанские земли, а царевич Арапша провозгласил себя ханом
Золотой Орды.
В 1378 Дмитрий, лично командовавший отрядом воинов,
разбил на реке Воже большой отряд ордынцев под водительством татарского мурзы
Бегича. Это была первая военная победа русского оружия над ордынцами, в ней
также прославились воеводы Даниил Пронский и Тимофей Вельяминов.
Испугавшись усиления московского правителя, ордынский
тёмник (командовавший «тьмою» – 10 тыс. воинов) Мамай решил сломить
возраставшую мощь Руси, усилить ее зависимость от Орды. Он собрал войско
(100–150 тыс.), в которое, помимо монголо-татар, входили также отряды черкесов,
осетин, армян, некоторых народов Поволжья, наемные отряды крымских генуэзцев,
вступил в союз с литовским князем Ягайло и великим князем рязанским Олегом
Ивановичем. Новое сражение с московским войском было назначено на конец лета.
Получив известие об этом, Дмитрий назначил сбор всех полков в Москве и Коломне
на 15 августа 1380.
8 сентября 1380 в решающей для русских Куликовской битве, развернувшейся между реками Дон и Непрядва,московский князь Дмитрий Иванович разбил ордынское войско, за что и получил
прозвище Донской. Два года после победы на Куликовом поле Москва не платила
дани завоевателям, пока новый ордынский хан, Тохтамыш, пользуясь поддержкой
рязанского князя Олега, указавшего обходные пути к Москве, не взял город в
1382. Дмитрий был извещен о наступлении Тохтамыша, но после Куликовской битвы
Москва не смогла выставить крупного войска. Город весь сгорел, кроме каменного
Кремля. Воспользовавшись ослаблением Москвы, тверской князь Михаил, «забыв»
клятву, отправился в Орду за ярлыком на великое княжение. Но Дмитрий Донской,
опередил его «покаянным посольством» к хану. В Орде он отдал в заложники своего
старшего сына Василия, поклявшись исправно платить дань. Ярлык на великое
княжение остался за Москвой, после чего Дмитрий пошел войной на Рязань и
разорил ее «пуще татар». В 1385 Дмитрий Донской и Олег Рязанский заключили мир.
В связи с возобновлением выплат дани ордынцам Дмитрий
увеличил поборы с податного населения. Скудость казны заставила его обратить
внимание на богатый Новгород и, найдя повод, начать в декабре 1386 войну с ним.
В начале января 1387 московское войско подошло к Новгороду, но битвы не было.
Новогородцы согласились выплатить единовременно большую сумму серебром и в
дальнейшем платить особую подать («черный бор») ежегодно в пользу Москвы.
За свое 30-летнее правление Дмитрий сумел стать
признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских
земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Представление о
политическом единстве Руси стало при нем совпадать с идеей сильной
великокняжеской московской власти. Территория Московского княжества расширилась
при Дмитрии за счет территорий Галича Мерьского, Белоозера, Углича, а также
костромских, чухломских, дмитровских, стародубских и северных коми-зырянских
(где была основана пермская епископия) земель. Поддерживая дружеские связи с
православной Византией, Дмитрий добивался признания независимости русской
православной церкви от Константинополя.
Прикрепления: 9379057.docx (17.2 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:36 | Сообщение # 18
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, СВ.
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, СВ. (вмиру Варфоломей) (1322–1392), преподобный, преобразователь монашества в
центральной и северной Руси, наиболее почитаемый из святых русского
Cредневековья.
Родился близ Ростова Великого, в боярской семье. Обеднев,
его родители Кирилл и Мария переселились со своими тремя сыновьями, Стефаном,
Варфоломеем и Петром, в Радонеж. Когда родители скончались, приняв перед
смертью монашеский постриг, Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский
монастырь, где уже иночествовал его старший брат Стефан. Уговорив Стефана,
пошел искать с ним место для более уединенного, пустынного жития. В глухом
лесу, на холме Маковец (где стоит нынеТроице-Сергиева лавра) они построили деревянную келью и церковь, освященнуюво имя св. Троицы. Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь,
Варфоломей же принял (не ранее 1341) постриг. Больше года он пребывал в лесу
один, но мало-помалу к нему стали приходить другие монахи, возводя свои кельи.
Со временем они убедили его принять над ними игуменство, и он был рукоположен в
священники. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все
иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.
Добрая молва о Сергиевой обители привлекала к нему все
больше богомольцев и новых послушников, рос поток пожертвований. Рядом возник
посад, за ним села. В княжение Дмитрия Донского вестьо Сергии дошла до Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему грамоту на
введение киновии (общежительного устройства). С тех пор киновия, сплачивающая монахов
в тесную, разнообразную по обязанностям общину, была принята во многих русских
монастырях.
Своим основанием Сергию обязаны и еще целый ряд
монастырей (Андроников и Симонов в Москве, Борисоглебский недалеко от Ростова,
Старо-Голутвинский близ Коломны и др.); во все эти обители он поставил
настоятелями своих учеников. Более 40 монастырей было основано его учениками:
Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский) и др., а также его духовными собеседниками, такими,как Стефан Пермский. Авторитет Сергия был огромен даже по географическим
масштабам. Тем не менее, когда митрополит Московский Алексий просил его стать
его преемником, преподобный эту почесть отклонил.
Аскет и мистик (мотивы видений и чудес в его житии
превосходят своей эмоциональной силой всю предшествующую русскую агиографию), он, тем не менее, выступал и как мудрый политик,стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 Сергий разрешил
княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 выехал послом к Олегу
Рязанскому, добившись его примирения с Москвой. Особой славой овеяны его дела и
молитвы перед Куликовской битвой (1380).Собираясь идти на Мамая, Дмитрий Донской приехал за благословением к Сергию.
Предрекая князю победу, тот также, согласно легенде, послал с ним на брань двух
иноков своей обители, Пересвета и Ослябю, погибших в бою.
Скончался преподобный 25 сентября 1392. Мощи его были
обретены нетленными в 1422, и в 1452 Сергий был причислен к лику святых.
Церковь отмечает память его в день кончины 25 сентября (8 октября), а также 5
(18) июля, в день обретения мощей.
Наиболее известным источником сведений о нем, равно
как и замечательным памятником древнерусской словесности является житие Сергия,
написанное в 1417–1418 его учеником Епифанием Премудрым, а в середине 15 в.
значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.
См. также РУССКИЕ СВЯТЫЕ.
ЛитератураГолубинский Е.Е. ПреподобныйСергий Радонежский и созданная им Лавра.Сергиев Посад, 1892
Тихонравов Н.С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1916
Прикрепления: 7012194.docx (14.6 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:41 | Сообщение # 19
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ
ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ (1371–1425)– великий князь владимирский и московский (с 1389), сын Дмитрия Донского.
Родился 30 декабря 1371, был старшим сыном Дмитрия Ивановича Донского исуздальской княгини Евдокии Дмитриевны. Будучи 11-летним, он отправился вместе
с отцом к хану Тоштамышу в Золотую Орду. Московский князь Дмитрий в это время
состязался с тверским князем Михаилом за право обладать ярлыком на великокняжеский
престол. Тохтамыш, отдав ярлык князю Дмитрию, задержал его сына в Орде в
заложниках, требуя выплаты ему Москвою 8 тыс. руб. дани. Дмитрий платить не
собирался, и Василий провел в Орде три года, пока не бежал из плена, исчезнув
вместе со свитой во время охоты. Скрылся сначала в Молдавии, далее – в Литве.
Там встретился с великим князем Витовтом, был помолвлен с его дочерью Софьей. В
1387 кружным путем через Вену – Майнц – Кролевец (Кёнигсберг) вернулся в Москву
в сопровождении литовско-польской свиты.
В мае 1389 Дмитрий Донской, умирая передал Василию
великое княжение, завещав его братьям во всем слушать свою мать Евдокию и
старшего брата. Несмотря на популярность героя Куликовской битвысерпуховского князя Владимира Андреевича Храброго,двоюродного брата Дмитрия Донского, попытавшегося претендовать на власть в
Москве, московское боярство поддержало Василия. Откупаясь от дяди, Василий
отдал ему Волок-Ламский и Ржев, после чего серпуховский князь письменно признал
за Василием право на великокняжеский стол. В августе 1389 ханский посол Шихмат
от имени Орды подтвердил права Василия на великокняжеский стол и во Владимире.
В 1390 Василий I подписал мирный договор с Великим
Новогородом.
В январе 1391 он заключил брак с литовской княжной
Софьей, который закрепил объединение западных и восточныхземель бывшей когда-то единой Киевской Руси, разделенной монгольским
нашествием. Однако этот брак сделал западную политику Москвы зависимой от
Литвы, которую поддерживал во Владимире митрополит Киприан, тесно связанный с
Витовтом.
В 1392 Василий I получил в Орде за большую взятку
ордынскому правителю ярлык на Нижегородское княжество вместе с его главным
городом, а также Городцом, Мещерой, Муромом и Тарусой. Нижегородский князь
Борис Константинович вместе с племянником Семеном пытались отстоять свои
родовые права на эти земли, но, не имея поддержки в Орде и богатств, проиграли.
Получив Нижний Новгород, Василий I стал обладателям ключевых позиций в спорах о
приоритете в торговле вниз по Волге. Кроме того Москва получила возможность
влияния и на Великий Новгород, заинтересованный в сохранении налаженных
торговых связей.
Василий I первым из русских князей попытался
прекратить платить дань хану Тохтамышу, сославшись на опустевшую казну.
Одновременно он распорядился возвести вокруг Москвы новые укрепления – рвы и
валы с укрепленными наверху «тюфяками» (пушками). Эти меры, а так же то, что
недалеко от границ Орды появились полки нового претендента на создание
восточной империи – полководца Тимура (Тамерлана) заставили Тохтамыша
отказаться от военного похода на Русь, и он согласился на условия Василия,
разрешив ему чеканить свою серебряную монету, правда, с клеймом Орды.
В 1392 в споре между Новгородом и Владимиром о «судных
делах» Василий I встал на сторону Владимира. Конфликт, связанный с правом
Новгородчины на судебную автономию, был ему выгоден: он выступал защитником
идеи единой судебной системы. Новгородцы вынужденно уступили.
В 1394 Тимур нанес сокрушительный удар по Тохтамышу и
Орде и устремился к Москве. Но московские полки под водительством Василия I
летом в 1395 вышли навстречу Тимуру и, встав на Оке, загородили путь к столице.
Тимур простоял две недели, разорил за это время Елец и в конце августа повернул
войско, забрав добычу и боясь рисковать награбленным.
Воспользовавшись ослаблением Руси, вынужденной
постоянно противостоять Орде, тесть Василия Витовт решил овладеть частью
восточных земель. Заняв Смоленск, он отправил войско на Рязань, где укрылся
смоленский князь. Василий I решил отвести удар от русских земель. Вместе с
митрополитом Киприаном он прибыл согласно переговорам с Витовтом в захваченный
последним Смоленск и в 1396 начал там переговоры с тестем о церковных делах, а
также о совместных действиях Москвы и Литвы против Великого Новгорода, который
перестал платить пошлины Москве. Реализуя договоренности, в 1397 Василий I
направил посольство в Двинскую землю с предложением ей «отложиться» от
Новгорода и «целовать крест Москве». Двиняне согласились. К Москве от Новгорода
отложились также Торжок, Бежецкий Верх, Вологда, Устюг, земли народа коми, но
уже в 1398 новгородцы вернули себе эти земли, и Василий вынужден был заключить
мир с Великим Новгородом.
Прикрепления: 5636954.docx (14.9 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:42 | Сообщение # 20
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ ТЕМНЫЙ
ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ ТЕМНЫЙ (1415–1462) – великий князь московский (1425–1433 при регентше-матери, 1434–1462 –
правил самостоятельно).
Родился в Москве 10 марта 1415, сын вел. кн.
московского Василия I Дмитриевича иСофьи Витовтовны, урожденной княжны литовской, внук Дмитрия Донского.
В годы малолетства Василия II реальная власть
принадлежала его матери – Софье имитрополиту Фотию. Самостоятельное княжение началось в 1433 вместе с женитьбой
на его четвероюродной сестре княжне Марии Ярославне –дочери боровского, серпуховского и малоярославского князя Ярослава (Афанасия)
Владимировича, внучке героя Куликовской битвывел. кн. Владимира Андреевича Храброго. От нее имелдевять детей (семь сыновей и двух дочерей, из которых выжила одна).
Право на московский престол после смерти его отца
оспаривал родной дядя Юрий Дмитриевич – князь звенигородский и галичский
(имеется в виду город Галич в Костромской земле). Основываясь на родовом
порядке наследования, замененном Василием I на семейный, а также на завещании
их отца Дмитрия Донского, Юрий отказался признать законность прав малолетнегоВасилия на великое княжение. Юрий к тому же имел сыновей, которые были старше
десятилетнего двоюродного брата и имели на основе родового порядка
престолонаследия больше прав на Москву.
Уже в феврале 1425 Юрий начал переговоры с Москвой о
престолонаследии, но войну начать не решился, опасаясь матери Василия II и
регентши Московского княжества Софьи, за которой явственно просматривалась
фигура могущественного правителя Литвы Витовта. Хитрая политика митрополита
Фотия, защищавшего интересы регентши и ее сына, заставила отложить вопрос о
престолонаследии до ханского решения, тем более, что Русь охватила «моровая
язва» (чума).
В 1427 мать Василия Софья поехала в Литву к своему
отцу и там официально передала Витовту заботу о сыне и о Московском княжении.
Юрия заставили признать, что он не будет «искать великого княжения под Василием».
Но в 1430 Витовт умер. Свояк и побратим князя Юрия,
другой литовский князь Свидригайло, заступил место Витовта. Рассчитывая на егоподдержку, Юрий возобновил претензии на престол. В 1431 он поехал в Орду
судиться с 15-летним племянником Василием II. В Орде он встретил его в
сопровождении группы бояр, которую возглавлял Иван Всеволожский. Последний,
имея дочь на выданье и рассчитывая стать тестем Василия II, так искусно повел
дело, что хан и слышать не захотел о Юрии. В 1432 хан дал ярлык Василию II. Но
по возвращению из Орды Софья настояла, чтоб сын обручился не с дочерью
Всеволжского, а с малоярославской княжной Марией. На свадьбе разгорелся
конфликт (Софья сорвала драгоценный золотой пояс с сына Юрия Дмитриевича,
Василия Юрьевича, заявив, что этот пояс ворованный и принадлежит ее семье).
Скандал стал поводом к долгой феодальной войне. Обиженный на Софью Bсeволжский
перешел на сторону Юрия Дмитриевича и стал ему верным советчиком.
В апреле 1433 Юрий с полками двинулся на Москву.
«Брань великая» случилась недалеко от Троице-Сергиева монастыря; Юрий наголову
разбил племянника в 20 верстах от Москвы. Василий бежал в Кострому, где был
захвачен в плен.
Юрий въехал в Москву победителем и занял престол. Его
сыновья Василий (по прозвищу Косой) и Дмитрий (по прозвищу Шемяка) – предложили
отцу умертвить их двоюродного брата и соперника, но Юрий «дал мир» Василию II –
отпустил из плена, позволил уехать под Москву в Коломну и даже богато одарил
его. Однако этот широкий жест не спас положения: Юрия в Москве никто за
правителя признавать не хотел, а в Коломну к изгнанному Василию II начали
стекаться князья, бояре, воеводы, дворяне, слуги. Видя, что его княжить «не
зовут», Юрий «послал к Василию звать обратно на великое княжение», а сам уехал
в Галич.
Но сыновья Юрия не желали смиряться и отдавать брату
то, что (они считали) принадлежит им по праву родства. В 1434 они пошли войной
на 19-летнего брата и разбили его войско на реке Куси. Василий II, узнав, что
полки дяди также принимали участие в сражении против него, пошел на Галич и
сжег этот город, а дядю заставил бежать на Белоозеро. В середине 1434 войска
Юрия и его сыновей совместно разгромили полки Василия II у Ростова Великого.
Московскому князю пришлось искать защиты сначала в Великом Новгороде, затем – в
Нижнем Новгороде и в Орде. Там он получил известие о скоропостижной смерти дяди
Прикрепления: 6028239.docx (14.9 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:42 | Сообщение # 21
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
АНДРЕЙ РУБЛЕВ, СВ.
АНДРЕЙ РУБЛЕВ, СВ. (ум.1430), преподобный, наиболее известный из художников русского Средневековья,
чье имя стало олицетворением древнерусского искусства.
О жизни его сохранилось крайне мало сведений.
Неизвестно, где и когда он родился. Вероятно, Андрей Рублев жил в Троицком
монастыре при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия
Радонежского (1392); здесь же, скорее всего, он и был пострижен в монахи.
Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405;
сообщается, что в это время он «подписывает» (т.е. украшает иконами и фресками)
Благовещенский собор Московского Кремля совместно сФеофаном Греком иПрохором с Городца. Имя Андрея стоит на последнем месте в списке мастеров, как
имя самого младшего и по иноческому чину (просто чернец), и по возрасту.
Летописные источники свидетельствуют, что в 1408 он расписал (вместе с Даниилом
Черным) Успенский собор во Владимире (наиболее ценные иконы, восходящие к этому
времени, – три иконы из деисуса и одна из праздничного ряда, – хранятся ныне в
Третьяковской галерее), а в 1425–1427 – храм Святой Троицы в Троицком
монастыре. После смерти Даниила Андрей прибыл в московский Андроников
монастырь, где ок. 1428 исполнил свою последнюю работу – росписи церкви Спаса
(от них сохранились лишь малые фрагменты орнамента).
Большинство из этих документально подтвержденных
произведений Рублева до нас не дошло. Исключения составляют две иконы из
деисуса и семь икон из праздничного ряда в иконостасе кремлевского
Благовещенского собора; часть фресок владимирского Успенского собора (в том
числе композиция с шествием праведников в рай); знаменитая иконаТроица изТроицкого храма одноименного монастыря (которая могла быть создана либо в
1425–1427, либо значительно раньше, в 1411, для первоначальной деревянной
церкви; ныне – в Третьяковской галерее); изначально стоявшая над гробницей
Сергия Радонежского, она явилась лучшим памятником великому святителю, с
традициями которого искусство Рублева органически связано. Рублеву
приписываются также (на основании уже не исторических свидетельств, а
стилистического анализа) миниатюры и инициалы ЕвангелияХитрово (начало 15 в., Российская государственная библиотека,Москва); Богоматерь УмилениеизУспенского собора Владимира (ок. 1408–1409, ныне во владимирском
Музее-заповеднике); т.н. Звенигородский чин, из которого сохранились три иконы
(с Христом (Спасом), архангелом Михаилом и апостолом Павлом; ок. 1410–1420,
Третьяковская галерея); фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора
на Городке (Звенигород) и на алтарной преграде Рождественского собора в
Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода. Большое число икон принято
относить к «кругу Рублева», поскольку нет возможности подтвердить их авторство.
В искусстве Рублева органически соединились две
традиции – возвышенный аскетизм и величавая классическая гармония византийской
манеры, которую он имел возможность изучить по работам греческих мастеров, в
том числе Феофана Грека, и особая душевная мягкость стиля, свойственная
московской живописи 14 в. Именно мягкая, отнюдь не суровая внутренняя
сосредоточенность, определенного рода благородное радушие, – эти черты выделяют
его произведения на фоне современных им византийских, обычно гораздо более
«аристократически»-строгих. Персонажи Рублева (за исключением патетических
фигур во фресках Успенского собора, посвященных Страшному суду) всегда
пребывают в состоянии умиленного покоя или молитвенного созерцания; зрителя
покоряют не перипетии действия и сюжета, но атмосфера тихой благости. Этому
впечатлению зримо способствуют все элементы художественного строя: и неброская
красота ликов (типологически русских, а не греческих), и скругленность фигурных
форм, лишенных резкой анатомической четкости, и гармония линий, тонко
соподчиненных единой, как бы заданной свыше мелодии, и, наконец, нежная, чуждая
резким диссонансам колористическая стихия, пронизанная светом. В таких вещах,
как Троица или звенигородский Спас, все эти черты достигают совершенства. Поэтому вполнезакономерно, что художественное благолепие искусства Рублева со временем начало
восприниматься как идеал церковной живописи, идеал искусства русской иконы как
таковой.
Скончался преподобный в Андрониковом монастыре 29
января 1430. Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия,
испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551)
иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания. Большая работа по
реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии,
проделанная в 20 в., привела и к образованию романтической «рублевской
легенды», извлекающей героизированную фигуру художника из
анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества.
Лучшим выражением этой легенды стал фильм А.А.Тарковского АндрейРублев (1971), выразительно подчеркнувший удивительныйконтраст крайне жестокой исторической эпохи и умиротворенно-гармоничных образов
преподобного. Местночтимый как святой с 17 в., он в наше время вошел и в число
общероссийских святых: канонизирован Русской православной церковью в 1988;
церковь отмечает его память 4 (17) июля. С 1959 в Андрониковом монастыре
действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.
См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.
Прикрепления: 3130893.docx (16.3 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:43 | Сообщение # 22
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ
ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ (1440–1505)– великий князь московский (с 1462). Родился 22 января 1440 в Москве. Отец – Василий II Темныймать – Мария Ярославна, боровская княжна. В 1445 послеослепления отца во время борьбы за престолонаследие племянником Дмитрием
Шемякой, Иван был отвезен в г.Переяслав-Залесский, затем в г.Углич, а оттуда
вместе с матерью и отцом – в Тверь. В 1446 был обручен с тверской княжной Марьей
Борисовной. В 1448 «ходил при полках отражать казанцев от владимирских и
муромских земель». В 1450 был объявлен соправителем отца Василия II Темного. В
1452 был обвенчан с княжной Марией Борисовной. В 1459 уже со своим войском гнал
татар от берегов Оки. В 1460, оказав помощь псковичанам от набегов соседей, был
назван князем псковским. В 1462 после смерти отца стал официально московским
великим князем, продолжив борьбу отца с сепаратизмом удельных князей по
объединению русских земель в единодержавное государство.
В 1463 к Москве было присоединено Ярославское
княжество, хотя в 1464 ему пришлось подтвердить независимость Рязани и Твери. В
1467 послал рать на Казань, но поход был неудачен. В апреле того же года умерла
(возможно, отравлена) жена Марья Борисовна, от брака с которой остался
девятилетний сын  вскоре будущем соправитель Ивана III, а затем тверскойкнязь Иван Молодой. С 1468 Иван III стал ходить с ним в военные походы, а
позднее во время своих походов – оставлял сына управлять («ведать») Москвой.
В 1468 русские, проникнув на Белую Волошку, оказались
на востоке от Казани. В 1470 Иван Васильевич, рассорившись с Новгородом,
потребовал с города выкуп. 14 июля 1471 в битве при р. Шелони одержал победу
над новгородцами, которые обещали выплатить Москве 80 пудов серебра.
Летом 1472, отразив на юге нашествие хана Ахмета,
московские войска на северо-востоке вторглись в земли Великой Перми. Пермская
земля попала под власть московского великого князя. Это открывало дорогу Москве
на Север с его пушным богатством, а также в сторону р.Камы и захвату восточных
земель Казанского ханства для ослаблению Орды.
В ноябре 1472 по предложению папы римского Иван III
вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Константина Палеолога СофьейФоминешной Палеолог. После венчания Иван III «повелел» Московский герб с
изображением поражающего змея Георгия Победоносца объединить сдвуглавым орлом – древним гербом Византии. Этим подчеркивалось, что Москва
становится наследницей Византийской империи. Зародившая тогда идея о всемирной
роли «Москвы – третьего Рима», привела к тому, что Иван III стал
рассматриваться как «царь всего православия», а Русская Церковь как преемница
греческой церкви. Атрибутами царской власти при обряде венчания на царство
стала кроме герба с двуглавым орлом шапка Мономаха с бармами. (По легенде
последние были присланы Ивану III византийским императором).
Брак с Софей Палеолог способствовал повышению
авторитета московского князя среди других русских князей и облегчало
поставленную им задачу по собиранию русских земель.
В 1473 Иван III стал двигать рати в западном
направлении к Литве. В 1474 к Москве присоединилось Ростовское княжество и
заключен дружественный союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. В 1476 Иван III
сделал важный шаг на пути освобождения от Орды, перестав платить ей ежегодный
денежный «выход» («дань»). В 1477, оставив Ивана Молодого в Москве, Иван III
пошел на Великий Новгород и, подчинив себе этот города с его огромными землями,
к 1478 укрепил свое положение на западных границах. Символ новгородской
«вольности» – вечевой колокол был увезен в Москву. Видные представители
боярства, враждебные Москве, в их числе Марфа Борецкая были арестованы и
отправлены в ссылку в «низовые города».
В 1479 наступил самый острый момент борьбы Ивана III с
удельными князьями, чем воспользовался ордынский хан Ахмат. Когда Иван III с
войском находился на западных границах, ордынцы двинулись к Москве. «Ведавший»
Москвой Иван Молодой, вывел полки к Серпухову и 8 июня 1480 стал с ними нам р.
Угре. Опасаясь за жизнь сына, Иван III приказал ему уйти, но Иван Молодой стал
«ждать татар», а Иван III спешно стал укреплять позиции на подступах к р. Оке
около Коломны и Тарусы. 30 сентября он приехал в Москву, чтобы «замириться» с
удельными князьями и мобилизовать их на борьбу с татарами. В Москве Иван III
встретил недовольство народа, готовящегося к отражению нашествия и начавшего
ему «зле глаголети», требуя, чтобы отбыл к войскам для защиты Москву. 3 октября
Иван прибыл со своим отрядом войск на левый берег р.Угры при впадении ее в р.
Оку (недалеко от Калуги). В октябре 1480 хан Ахмет тоже подошел к Угре, пытаясь
перейти на левый берег, но был отбит русскими. Началось противостояние русских и
татар («Стояние на Угре»), которое продолжалось до конца года. Татары не
решились на главное сражение. Начавшиеся морозы и голодовка, отсутствие
продовольствия заставили Ахмета уйти. Стояние на р. Угре положило фактически
конец ордынскому игу, которое продолжалось более 240 лет.
В 1481 Иваном III были отвоеваны земли Ливонского
ордена, а в 1481–1482 – пересмотрены условия договорных грамот великого князя с
удельными князьями московского дома с перспективой присоединения их к Москве. В
1485 Москва присоединила к себе Тверское княжество, Иван Молодой был объявлен
тверским князем. В 1487 русскими войсками была взята Казань, где на место
взятого в плен хана Али Иван III посадил его брата Мухаммед-Эмина, связанного
родственными узами с крымским ханом, что укрепило отношения Ивана III с Крымом
и позволило ему начать новое наступление на Литву, продолжавшееся с перерывом
до 1503.
Властолюбивый и рассудительный, осторожный и
решительный в нужный момент Иван III вел последовательно и целеустремленно и
внешнюю, и внутреннюю политику, направленную на создание сильной монархической
власти. По Белозерской уставной грамоте Ивана III 1488 все сословия на
московских и подчиненных Москве землях оказались зависимыми от великого князя;
его владения простирались все дальше: в 1489 была покорена Вятка,
северо-восточные земли поглощались Московским княжеством.
По мере усиления власти московского князя укреплялся
его престиж в других странах. Так, в 1489 Иван III получил первую дружественную
грамоту от немецкого императора Фредерика III. Укрепление положения Москвы в
Европе еще более усиливало политические и идейные позиции Ивана III внутри
государства. В 1490 он созвал церковный собор для рассмотрения и осуждения
ереси «жидовствующих»,давая свободу Русской Православной Церкви в борьбе с инакомыслившими. В 1491
заключил в оковы своего брата угличского князя, а его удел присоединил к
Москве. В тот же год, получив открытие серебряных рудников на реке Цыльме в
Печерском крае, ускорил окончание строительства светского здания в Кремле –
Грановитой палаты для приемов иностранных послов и других торжественных
случаев.
В 1492 Ивану III удалось установить дружеские
отношения с турецким султаном, а на западе – продолжить прерванную было войну с
Литвой; там границы были укреплены строительством каменной крепости в
Иван-городе (близ Нарвы). В 1494 первый этап войны с Литвой закончился миром и
родственным союзом. Но Иван III мог быть непримиримым и жестоким: в 1495 раздраженный
Ливонским орденом, велел бросить в тюрьмы всех ганзейских купцов, находившихся
тогда в Москве, в 1496, воюя со шведами, опустошил Финляндию.
Во внутренней жизни Москвы Иван III внес крупные
изменения в великокняжеское дворцово-вотчинное управление, меняя его на так
называемую «приказную систему». Новые учреждения – приказы –вырастали из личных поручений великого князя лицам из среды господствовавшего
сословия. В 1497 по «велению» Ивана III дьяком Владимиром Гусевым был составлен Судебник 1497 – своеобразный кодексфеодального права (процессуального, гражданского, уголовного и т.д.). Судебник
защищал землевладельцев-феодалов, притесняя свободу крестьян: теперь их переход
от одного помещика к другому был ограничен так наз. «Юрьевым днем» (неделя до 26
ноября и неделя после этого числа) и стал общим для всей Руси. При Иване III
расширялось поместное землевладение, стала увеличиваться роль дворянства, хотя
служилые помещики сильно уступали боярской знати.
Прикрепления: _III_.docx (18.6 Kb)
 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтовuCoz