Биографии от Рюрика до Ивана III (862 - 1505)
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:24 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| РЮРИК (?–879)– легендарный норманнский (варяжский) конунг (предводитель дружины), по преданию, призванный на Русь древними славянскими (новгородскими словенами) и угро-финскими племенами (кривичами, чудью и весью). Основатель династии Рюриковичей, правившей Русью, а в дальнейшем и Россией с конца 12 по конец 16 в. (последний представитель династии – царь Федор Иванович). Существует множество версий происхождения Рюрика. По одной из них он был представителем знатной датской семьи Скиольдунгов, владевшей в 837–850 городом Дореснадом во Фрисландии. В датских источниках его имя упоминается как «Рёрик». Со своей дружиной Рёрик совершал набеги в Германию, Францию Англию и Швецию вплоть до 860, когда был «призван из-за моря от немцев» (так сообщает летопись) и обосновался в «городе славян» – Ладоге, откуда и пришел в Новгород. По другой версии предполагается, что Рюрик был сыном бодричского князя Годослава (ум. в 808) и Умилы, дочери Новгородского старейшины Гостомысла. По Ипатьевской летописи и по мнению В.О.Ключевского, Рюрик искони жил в Ладоге, откуда и был призвансловенами в Новгород. В этом случае никакого «призвания варягов из-за моря» не получается, поскольку славянин Рюрик был в Ладоге предводителем наемной варяжской дружины. Приглашенный новгородскими старейшинами для прекращения внутригородских усобиц вместе с братьями Синеусом и Трувором, он женился в Новгороде на знатной новгородке Ефанде (Едвинде), от которой имел сына Игоря и двух дочерей. Братья Рюрика – Синеус и Трувор – явились в город вместе с ним, и после их смерти Рюрик присоединил к Новгороду вотчину Синеуса Белоозеро (населенную чудью и весью) и вотчину Трувора Изборск (город кривичей), после чего объявил Новгород столицей всей Русской земли в 864. Некоторые исследователи ведут происхождение Рюрика от Пруса, брата императора Августа. Существует и еще одна версия. Согласно ей, братья Рюрика Синеус и Трувор вообще не существовали, просто русские летописцы не поняли и исказили при переводе иностранный текст, повествовавший о приходе Рюрика на Русь со своим домом (сине-хус'ом) и верной дружиной (тру-вор'ом). Разделяющие эту точку зрения исследователи считают, что никакого приглашения от новгородских словен не было, а наоборот, конунг, правивший в Ладоге, воспользовался внутренними междоусобицами в городе и сам прибыл в Новгород. Одна из летописей сообщает в связи с этим о восстании недовольных Рюриком в городе во главе с Вадимом Храбрым, которое было подавлено. Вадим по этой версии был убит, его сторонники бежали на юг, в Киев. Туда же, согласно этому летописному рассказу, ушли и дружинники Рюрика по имени Аскольд и Дир, сумевшие захватить власть в Киеве около 866. Согласно этой версии, первоначально возникло два государства: северная и южная Русь, и в обоих во главе стояли варяги. Так или иначе, но управляя Новгородом, Рюрик распространил свое влияние на север и восток от города, присоединил к себе земли племен меря, весь, муром и тем расширил Новгородское княжество от Волхова до устья Оки. Умер он по одним данным в Новгороде, по другим – в Кореле (Кексгольм), по третьим сведениям – в походе, завещав управление новым государством и опекунство над сыном Игорем своему дальнемуродственнику Олегу. Тем не менее, превращение Рюрика из конунга в новгородского князя объективно способствовало прекращению усобиц в славянских землях и возрастанию централизаторской роли Новгорода. Легенда о призвании варягов сложилась, по-видимому, именно в Новгородско-Ладожской земле не ранее 11 в. Она была включена в Повесть временных лет в начале 12 в., а в 18 в. положила начало «норманнскойтеории» образования древнерусского государства.
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:24 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| ОЛЕГ (Вещий)(?–912) – древнерусский князь норманнского (варяжского) происхождения, родственник или дружинник Рюрика (?–879), которому тот передал княжение в Новгороде и опеку над своим сыном Игорем (912–945). В 882, Олег, собрав дружину из варягов, новгородцев, чуди, мери и веси, пошел водным путем «из варяг в греки». Выйдя из Новгорода, он подчинил вначале кривичский город Смоленск, затем северянский Любеч и вскоре дошел до Киева. Здесь, применив присущие ему хитрость и коварство, он поначалу притворился купцом. Проникнув в таком виде в город, убил там дружинников Рюрика Аскольда и Дира, правивших Киевом с 866. По преданию, Олег сказал им перед их смертью: «Вы не княжеского рода, а я – князь. Со мною Игорь,сын Рюрика. Мне, а не вам надлежит здесь княжити!». После чего он провозгласил себя князем, а Киев сделал столицей государства Русь. Расширяя его границы, в 883–885 подчинил племена древлян (по берегам р.Припяти), северян (на р.Десне), радимичей (на р.Сож). В 898 обложил данью дулебов, тиверцев, уличей, словен, кривичей, мери. Покоренные племена Олег обложил данью и обязал их поставлять ему воинов. Вел успешную борьбу против «неразумных хазар»(А.С.Пушкин). Согласно Повестивременных лет, дважды, в 907 и в 911, возглавлялпоходы во главе большого войска (северяне, словене, древляне, кривичи, радимичи) на Византию, двигавшегося и по суше, и по воде. Летописец явно преувеличил число русских кораблей (назвав 2000); меньшие сомнения вызывают сведения о возможности перетаскивания кораблей на «волоках» из одной судоходной реки в другую и постановки кораблей на колеса (также сообщено летописцем). Поход Олега был успешным: византийский император Лев Премудрый 2 сентября 911 заключил с ним выгодный для Руси торговый договор, уплатив крупный выкуп (по русской летописи – 48 тыс. гривен золотом). По сообщениям русских источников, в знак победы Олег прибил свой щит к вратам столицы Византии Царьграда (Константинополя). Правда, в византийских хрониках не только этот факт, но и само имя Олега не упомянуто. По русским преданиям, умер в 912 от укуса змеи на горе Щековице на окраине Киева. Однако по данным Новгородской первой летописи, князь в конце жизни по неизвестным причинам ушел из Киева в новгородскую землю и почил в 922 в Ладоге. Факт смерти от укуса змеи лег в основу песен и легенд. В народной памяти Олег сохранился как «вещий» правитель – т.е. сведущий, мудрый, умеющий предсказывать будущее. Это его прозвище попало в известное произведение А.С.Пушкина (Песнь о вещем Олеге). Историки же по-разному оценивают личность и деятельность князя. Одни считают его лицом историческим и полагают значимой его политику, направленную против волхвов и колдунов (что нашло отражение в легенде о предсказании смерти кудесником, которого Олег якобы приказал убить). Другие считают личность князя выдуманной, а все сообщения летописей – легендарными (М.Брайчевский). Третьи расценивают его правление в Киеве как незначительный и недолговечный эпизод, раздутый летописцами, а затем, в 18 в., сторонниками норманнской теории(Б.А.Рыбаков: «Олег – безвестный конунг, разбойническиовладевший Киевом и умерший неизвестно где»). Эта разноголосица в оценке деятельности князя объясняется скудостью дошедших источников.
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:25 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| ИГОРЬ (?–945) – князь киевский (с912), фактический родоначальник династии Рюриковичей (согласно древнейшей русской летописи – ПовестиВременных лет – сынРюрика), первый из русских князей, упомянутый зарубежными историками – Симоном Логофетом, Львом Грамматиком и др. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Княжил в Киеве после смерти своего предшественника Олега с 912, покорив восставшие племена древлян и угличей, заставив их платить «полюдье» (дань). Согласно русской летописи, в 913 женился на Ольге,псковитянке из знатного рода, возможно варяжского (по одной из легенд ему избрал ее Олег в 903, по другой – он сам встретил ее на речном перевозе во Пскове). В том же году под его предводительством был совершен поход на побережье Каспийского моря. Двигаясь вдоль побережья Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар, войско Игоря подошло к Баку. В качестве платы за «пропуск» хазарам была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной и половину ее русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено. Вернувшись в Киев, Игорь вынужден был собирать новую дружину для нового похода: территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. Как и угры, булгары, авары, пришли с востока; они вели кочевой образ жизни. Встретясь сильным войском Игоря, печенеги вынуждены были удалиться в Бесарабию, где также наводили ужас на соседей. Заключив мир с Игорем в 915, они пять лет не тревожили русских, но с 920, как пишет составитель Повести Временных лет, началивновь вторгаться в просторы Руси. В 941 князь Игорь предпринял поход на Царьград «на десяти тысячах судов» (преувеличение византийского хрониста, перепуганного опустошением города, обращением в пепел храмов, селений, монастырей). Однако поход закончился для русского войска печально: византийцы ответили Игорю так называемым «греческим огнем» (сера, смола и известь в бочках и горшках). Большая часть русского войска была уничтожена. Игорь отступил и вновь пошел на греков в 943. Предупрежденные болгарами и хазарами «о руси[чах] без числа», византийцы предложили мир на выгодных для князя Игоря условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, русский правитель принял предложение византийского императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор, третий по счету (после договоров 907 и 911) в русской истории. Договор 944 устанавливал «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит», оговаривал более благоприятные, чем раньше, условия для торговли русичей с Византией, закреплял согласие помогать друг другу военными силами. Составители договора с византийской стороны отметили, что «аще ли [какой-то правитель вражеской земли] хотети начнеть наше царство от нас [отъимати], да пишем к великому князю вашему, и поедет к нам, елико же хочем…» Это был первый международный документ, упоминавший страну под именем Русскаяземля. Не удивительно, что русский летописец внес текст этого договора под944 в Повесть Временных лет – столь велико его значение. Договор944 назвал русских князей, сопровождавших Игоря («архонтов»), по именам, что позволяет видеть в существовавшей во времена Игоря системе управления раннефеодальную монархию. Чтобы управлять обширной территорией, князь должен был разделить Русь между родственниками и союзными «архонтами» или конунгами. Важно отметить, что в «дележе» участвовали не только «мужи», но и жены князей и старших конунгов, «архонтессы» Предслава и Сфандра, владевшие огромными городами («ярлствами»). Эти знатные, женщины также послали своих послов в Царьград, в том числе жена Игоря Ольга, владевшая как «ярлством» городом Вышгородом, ведавшая государственными делами и вершившая суд в отсутствие мужа. Выделение «игорева рода» из прочей массы «великих князей» (конунгов) и завоевание им исключительного права на киевский трон имело характер длительного процесса. Решающими его факторами были становление новой системы управления и формирование опоры династии – боярства. После похода 944 князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!». После долгих уговоров князь Игорь отправился в 945 со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав собранное полюдье недостаточным, князь с дружинниками вернулся, чтобы собрать дань еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня порешили: «Повадился волк к овцам ходить – так перетаскает все стадо. Лучше нам убить его!». Маленький отряд Игоря был разбит древлянским князем Малом, самого Игоря – по свидетельству византийского историка Льва Дьякона – убили, привязав к склоненным верхушкам двух соседних деревьев. По сведениям летописи, за смерть мужа Ольга жестоко расправилась с древлянами и во избежания подобных конфликтов в дальнейшем «ввела уставы и уроки» (определила места, периодичность и размеры собираемой дани). К концу правления Игоря власть русичей распространилась по обе стороны верхнего и среднего Днепра, на юго-восток – до Кавказа и Таврических гор, на севере – до берегов Волхова. Незадолго до гибели Игоря в его семье появился наследник – Святослав, которому (по словам византийского историка Константина Багрянородного) он сразу же отдал во владение город Новгород. Согласно русской летописи, ребенок был совсем мал в год гибели отца и едва мог держаться на коне. Высказывались сомнения в том, что Игорь был отцом Святослава (Л.Н.Гумилев). Идея сближения, сплочения и объединения славянских народов, «прочтенная» в истории древнерусских походов и сражений начала 10 в. в русских летописях современным скульптором Н.Можаевым, художником В.Горбулиным и архитектором М.Поздняковым, положена в основу композиции, посвященной князю Игорю и возведенной в 2003 над рекой Северный Донец на Луганщине (Украина).
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:25 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| ОЛЬГА (христианскоеимя – Елена) (ок. 920–969) – великая княгиня киевская, правительница Киевской Руси (945–969), жена киевского великого князя Игоря, мать князя Святослава Игоревича, первая христианка среди киевских князей. По преданию, происходила из древнего славянского рода, родилась недалеко от Пскова в селе Выбуты (Выбуцы) в верховьях реки Великой. После убийства древлянами мужа в 945 уничтожила два свадебных посольства к ней древлянского князя Мала («повелела Ольга отрокам своим засыпать живыми вместе с ладьей, и отроки исполнили повеление княгини»). В 946 по тому же языческому обычаю еще раз жестоко отомстила древлянам: сожгла их город Коростень (Искоростень), предала смерти более 5 тыс. его жителей, уничтожила почти поголовно древлянскую знать; при разгроме города погиб и сам князь Мал. В ходе своего неограниченного правления (сын Святослав был в постоянных походах) регулярно совершала объезды подвластных Киеву земель, – новогородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и других. В 945 осуществила первую в русской истории финансово-административную реформу: если ее муж Игорь собирал дань с подвластых земель, когда ему вздумается и сколько вздумается («всхыщая и грабяху»), то она установила точный размер взимаемой в пользу Киева размеры дани («полюдья») – «уроки» (или «оброки»), периодичность сбора («уставы») и места, куда следовало привозить «полюдье» («погосты»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»). По мере расширения земельных владений княжества, Ольга стремилась упрочить власть киевских князей на возможно большей территории. Укрепляя и расширяя международные связи, княгиня вступила в контакт с римской церковью, но предпочла более тесные торгово-экономические связи с Византией. В 954 с целью их укрепления совершила первую поездку в Царьград (Константинополь). В 955 – вторую – когда торжественно явилась в столицу Византии с большой свитой. Цели поездки русской княгини были не совсем ясны, а потому обросли легендой. Согласно одним данным, сам византийский император Константин Багрянородныйбыл заинтересован в союзе с Русью и просил у нее «воев» (воинов) «в помощь». Согласно иным данным, княгиня Ольга желала женить своего сына Святослава на одной из дочерей императора. В летописи попала легенда о том, что сам Константин Багрянородный сватался к этой немолодой уже русской вдове. Однако Ольга отвергла его, сославшись вначале на то, что она язычница. Когда же император вызвался сам крестить ее и быть ее восприемником от купели (что и изображено в поздних летописных миниатюрах), Ольга якобы проявила завидное знание христианского канона, воспрещавшего жениться на восприемницах. Возможно, легенда сохранила в искаженной форме историю неудачного сватовства сына Ольги Святослава к одной из дочерей императора. Так или иначе, но Ольга в это свою вторую поездку в Византию стала первой русской княгиней-христианкой. Император Константин Багрянородный, давший ей христианское имя Елена в честь своей матери, выразил тем самым особое почтение к восприемнице. Возвратившись в Киев, Ольга воздвигла несколько деревянных храмов с целью распространения христианства в киевских и псковских землях. Но попытка заставить принять христианство сына Святослава окончилась его отказом. Сын к этому времени стал уже взрослым и, как сообщает летописец, полюбил ратное дело. В то время как Святослав много времени проводил в походах, Ольга по сути дела продолжала заниматься всеми делами внутреннего управления страной. Обменивалась посольствами с германским императором Оттоном I, однако христианского миссионера-католика выслала изРусских земель, поскольку, как она считала, он «был умом прост и просторек». В 968 вызвала из военного похода сына Святослава, находившегося в тот момент у днепровских порогов, для зашиты от осадивших Киев печенегов. Умерла не ранее июля 969 в Киеве, причем летописец сообщает, что «плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Соблюдая правила новой веры, повелела сыну перед смертью не совершать над ее могилой языческой тризны. Внук Ольги Владимир Святославич распорядился перенести ее мощи перенесены в Десятинный храм Успения в Киеве. В 1547 Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых. Время правления Ольги и ее сына Святослава завершило 150-летнюю историю существования языческой Древней Руси, оформившейся в последнюю треть 10 в. в государство Русь.
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:25 | Сообщение # 5 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (?–972) – великий князь киевский, князь новогородский (964–972), полководец, сын князя Игоря Рюриковича и княгини Ольги. После смерти отца, убитого древлянами в 945, Святослав остался на руках матери; его воспитателями были приближенный к княжескому престолу «кормилец» Асмуд и воевода Свенельд. В 945 Ольга, решив отомстить к древлянам за смерть мужа, взяла с собой маленького Святослава, выросшего среди дружинников. Сидя на коне во главе дружины, он бросил копье в сторону врагов. Оно пролетело между ушей коня и упало к его ногам. Поступок маленького князя вдохновил дружинников («Князь уже начал бой, последуем, дружина, за ним!») и русы выиграли битву. Летописец представляет Святослава человеком, любившим ратное дело. С 964 правил самостоятельно. Оставив управлять Киевом мать, княгиню Ольгу, Святослав уже в 965 отправился в поход и в дальнейшем большую часть жизни проводил в походах и сражениях, лишь изредка, преимущественно в критических ситуациях, навещая стольный город и мать. В начале 965, покорив земли вятичей (предков современных москвичей), он двинулся далее на юго-восток к Хазарскому каганату и Волжской Булгарии. Земли вятичей, как и завоеванная им территория по реке Десне давали ему в руки возможность контролировать Великий Волжский путь, соединявший Скандинавию, Русь и Среднюю Азию. Перейдя Волгу, несколько лет одерживал победы одну за другой. Завоевал главную хазарскую цитадель – крепость Саркел (Белую Вежу) на Дону и столицу каганата город Итиль (рядом с современной Астраханью, в низовьях Волги), далее резко повернул на юг и дошел до Боспора Киммерийского. Покончив с хазарами захватом на Северном Кавказе их крепости Семендер, Святослав там же разбил племена ясов и касогов (предков современных черксов и осетин), пытавшихся оказать ему сопротивление. Уже тогда Святослав прославился тем, что, прежде чем напасть на врага, он посылал вперед гонца со словами: «Иду на вы!» (то есть «Иду на вас!»). Захватив инициативу в вооруженных конфликтах, Святослав оперативно вел наступление и этим добивался успеха. В Повестивременных летговорится, что «он передвигался и ходил,как пардус (то есть гепард), и много воевал. Во походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины». В конце 950-х вместе с матерью, княгиней Ольгой, побывал в столице Визaнтии Царьграде (Константинополе). Летописец сообщает, что византийский император Константин Багрянородный был поражен простотой и скромностью облика князя-богатыря. По словам византийского хрониста Льва Дьякона, князь был «среднего роста и весьма строен, имел широкую грудь, плоский нос, голубые глаза и длинные косматые усы. Волосы на его голове были выстрижены, за исключением одного локона – знак благородного происхождения; в одном ухе висела золотая серьга, украшенная рубином и двумя жемчужинами. Вся наружность князя представляла что-то мрачное и суровое. Белая одежда его только чистотой отличалась от других [одежд] русских». Единственным мерилом правильности поступков было для Святослава мнение его дружины, идеалом – слава беззаветно храброго воина, никогда не изменявшим мнению «рады» (совета) своих воинов. Приняв крещение, мать Святослава пыталась уговорить сына тоже принять христианство, но он отказался. Летопись вложила в его уста такие слова: «как мне одному принять иную веру? Дружина моя станет насмехаться», и остался язычником. В 967 византийский император Иоанн I Цимисхий, обеспокоенный успехами русских войск и пытаясь ослабить соседей, сговорился с кочевым племенем печенегов. Как раз в это время Святослав с дружиной в 10 тыс. воинов вторгся в Болгарию и разбил войско болгарского царя Петра. Он дошел уже до устья Дуная, где «поставил» город Переяславец (Малый Переслав). Местоположение этого города так поразило его, что он вознамерился сделать этот город столицей всей Руси и, по словам летописца сказал своей матери: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей! Туда сходится все хорошее: из Греции золото, поволоки, вина и разные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси меха и воск, мед и рыбы». Есть данные, что он даже сел княжить в Переяславце и тут «получил первую дань с греков». Однако, получив известия об утверждении Святослава в Болгарии, Византия в 968 заставила печенегов совершить нападение на Киев. Святославу пришлось покинуть Болгарию и поспешить на защиту города, где правила его мать. Печенеги были «добиты в поле», но Святослав не забыл вероломства Византии.
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:26 | Сообщение # 6 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ, СВ. (ум. 1015),великий князь Киевский, политический и религиозный деятель, вошедший в историю православия как «равноапостольный» князь; придал христианству на Руси статус государственной религии. Сын великого князя Киевского СвятославаИгоревича, который при разделе своего княжества посадил Владимира вНовгороде (969). После того как распря других братьев, Олега и Ярополка, завершилась кончиной первого и гибелью последнего (умерщвленного по приказу Владимира), стал великим князем Киевским (980). Укрепляя свою власть с помощью варягов, подчинил Киеву вятичей, радимичей и ятвягов (племена, жившие на западе нынешней Белоруссии). Для более успешного противостояния кочевникам (печенегам и др.) выстроил крепости и земляные валы на южных рубежах: по рекам Десне, Ирпени, Осетру, Суле, Трубежу. Летописи подчеркивают воинственность и жестокость Владимира-язычника, не чуждавшегося и человеческих жертвоприношений. По преданию, принял в 986 послов из Волжской Болгарии, Рима, от хазар и греков, которые предлагали ему принять, соответственно, мусульманскую, «латинскую» (западно-христианскую), иудейскую или «греческую» (восточно-христианскую) веру. Выслушав всех, в том числе греческого «философа», он в следующем году отправил собственных посланников для испытания разных религий и был покорен знаменитым рассказом побывавших в Византии, очарованных «небесной» красотой тамошнего богослужения (попутно бояре и старцы напомнили князю о христианском выборе «бабки его Ольги, мудрейшейиз всех человеков»). Тогда он и вынес окончательное решение, которое по другой, более политико-прагматической версии, было обусловлено «корсунским вопросом», т.е. походом на Византию (завоевательным либо союзническим, связанным с подавлением местного восстания полководца Фоки), в результате которого Владимир и принял христианство, взяв в жены византийскую княжну Анну, сестру императора Василия II. Крещение князя состоялось в 987/989 в Херсоне (Корсуни), при этом он принял новое имя Василия, в честь императора как своего заочного восприемника. (В церковной традиции за год крещения принят 988.) Вернувшись на Русь, князь привез с собой греческих священников, богослужебные книги и утварь. Крещения в Киеве приняли массовый характер, были уничтожены языческие идолы, поставлены первые христианские храмы (деревянная церковь св. Василия и каменная – Десятинная, в честь Богородицы; последняя освящена в 996). Наконец, в эти же годы была учреждена особая Киевская митрополия Константинопольского патриархата и ряд других епископий (Белгородская, Новгородская, Полоцкая и др.). Согласно летописям, по принятии новой веры характер Владимира изменился: исполненный добротолюбия, он прославился благотворительством и отказывался теперь казнить даже преступников, предпочитая брать с них штраф (виру). Это не помешало ему, искусному воину-стратегу, успешно обороняться от печенегов (заселяя с этой целью южные рубежи) и противоборствовать Польше в Галиции. Владимир задумал идти в поход на Новгород, дабы наказать непокорного сына Ярослава, тамошнего князя, но умер в своем подгородном селе Берестове (близ Киева) 15 июля 1015. Любимый герой народных былин, «Владимир Красное Солнышко» был канонизирован как святой. Церковная память совершается в день его кончины 15 (28) июля.
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:27 | Сообщение # 7 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ (ок.978–1054) (христианское имя Георгий или Юрий) (в Новгороде во время наместничества – Правосуд, в скандинавских сагах – Ярислейф Скупой) – великий князь киевский (с 1019), крупный государственный деятель и полководец, второй сын киевского князя Владимира Красное Солнышко и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. Летопись сообщает, что в детстве он перенес паралич ног, от которого на всю жизнь осталась хромота, которая не мешала ему быть физически сильным. Девятилетним мальчиком был отправлен отцом княжить в Ростов, позднее им же был переведен в Новгород. Как удельный князь уплачивал Киеву (пока не стал великим князем киевским) ежегодную дань в 2 тыс. гривен серебра. В 1014 отказался от уплаты дани и сделал попытку отделиться от отца и Киева. Князь Владимир начал готовить войско. Ярослав, узнав о приготовлениях отца, нанял варягов, чтобы с их помощью дать отпор, но великий князь неожиданно умер. Власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя – Бориса,Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц кпервым претендентам на стол в Киеве – Борису и Глебу, за что получил прозвище Окаянный. Сестра Ярослава Предслава предупредила, что Святополк собирается устранить и его. Собрав тысячу варягов и три тысячи новгородцев, Ярослав пошел на Киев. После трехмесячного противостояния он сошелся со Святополком под Любечем в 1016. После активной атаки новгородцев разбитый наголову Святополк бежал в Польшу к тестю – королю Болеславу I Храброму, а Ярослав занял киевский стол. В 1018 Болеслав вместе со Святополком изгнал Ярослава из Киева. Ярослав бежал в Новгород и хотел «бежать дальше за море», но новогородцы, порубив его ладьи, обещали поддержку в борьбе за Киев. Собрав денег, они снова наняли варягов и второй раз пошли на Святополка. После победы над ним в битве на Альте в 1019 Ярослав окончательно утвердился в Киеве. В 1021 Ярослав начал безуспешную борьбу с полоцким князем Брячиславом, которому вынужден был отдать города Усвят и Витебск. В 1024 уступил Мстиславу Удалому часть земель к востоку от Днепра. Через несколько лет Ярослав попытался расширять границы своего княжества на север и северо-запад и к 1030–1031 вернул часть земель, захваченных поляками. Тогда же он утвердил свою власть по западному берегу Чудского озера в борьбе с племенем чудь. После смерти Мстислава тмутараканского в 1036 Ярослав овладел всей Северской землей, добившись относительного единства государства. Укрепив оборону от набегов печенегов по реке Рось, в 1036 разбил их, после чего набеги печенегов на русскую землю практически прекратились. К 1037 Ярослав объединил в своих руках почти всю территорию древнерусского государства. Хотя воевать он, по словам летописца, не любил, в 1038 все-таки «ходил войной» на ятвигов, в 1040 – на Литву, в 1042 – на южную Финляндию. В 1043–1046 вел войну с Византией. Немало сделал Ярослав для укрепления международного положения Древней Руси и связей с Западной Европой, используя династические браки членов своей семьи. На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру польского короля Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах. Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третей дочери – Анне Ярославне. Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 при Ярославе на киевскую митрополию был поставлен не греческий, но русский митрополит по имени Иларион –блестящий оратор, автор известного Словао законе и благодати (1037–1050). Это произведение утверждало равенствовсех народов и прославлявший Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля». При Ярославе Киев стал большим торгово-ремесленным, административным и культурным центром. Здесь велось активное церковное строительство, предполагавшее превратить столицу древнерусского государства в новый центр восточного христианства, соперницу Константинополя. В Киеве был возведен в камне по византийскому образцу Софийский собор, ставший резиденцией митрополита, а также «Золотые ворота», церковь Благовещенья святой Богородицы, монастыри святого Георгия и святой Ирины. Внутренние стены Софийского собора были украшены фресками, на одной из которых шествовали со свечами в руках – Ярослав, его жена – дочь шведского короля Олафа Ингигерда (получившая при крещении имя Ирина) – образованная женщина, содействовавшая его реформам, прекрасная воспитательница их детей, а также (в белых покрывалах) все четыре «Ярославны», будущие легендарные королевы западных стран. Композиция на северной лестнице изображала три женские фигуры – выходивших из своего дворца княгиню Ирину со служанками. Третья композиция представляла сидящего в кресле князя Ярослава, возле которого стоят два воина со щитами.
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:28 | Сообщение # 8 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ (церковноеимя Василий) (1052–1125) – князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078) великий князь киевский (1113–1125), военачальник, писатель, сын киевского князя Всеволода Ярославича и греческой княжны Анны (Марии) Koнстантиновны Мономах, дочери византийского императора Константина IX Мономаха, и потому получил это прозвище. В 1077 Мономах впервые выступил в борьбе с кочевниками – половцами, выполняя приказ великого киевского князя Изяслава. Среди русских князей снискал себе славу миротворца. Но стремление поддерживать мир между князьями нередко приводило князя Владимира в самый центр междоусобных войн. В 1078 участвовал в бою на Нежатиной Ниве, где решался междоусобный спор о киевском княжении, когда его отец стал киевским князем. Будучи князем смоленским, Владимир получил от отца в 1078 в правление Чернигов. Владея им, возвел в своей резиденции замок в Любече с глубокими подземными ходами для хранения сокровищ, запасов продовольствия и воды на случай осады. Но, когда в 1094 князь Олег Святославович явился под стены Чернигова во главе половецкого войска, желая заполучить город, в котором когда-то правил его отец, Владимир не пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой дружиной в Переславль, где и княжил, спасая народ от бесчинств половцев. Позже он передал Переславль своему брату Ростиславу и княжил в Смоленске. Стремился поддерживать мир с удельными князьями, помогал им в борьбе с врагами: черниговскому князю Святославу – с немецким императоромГенрихом IV, когда«ходил с дружиною» через Богемию в Силезию. Был одним из инициаторов и активных участников съездов удельных князей – в Любече (в 1097) и в Уветичах (Витичеве) (в 1100). Отец, Великий князь Киевский Всеволод, завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил великим князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним участвовал в походах против половцев. В отношениях с удельными правителями стремился поддерживать мир. Завещание Всеволода осуществилось лишь после смерти Святополка II Изяславовича. В 1113 в Киеве вспыхнуло народное восстание против ростовщиков. В надежде на прекращение смуты, верхушка знатных киевлян призвала Владимира на княжение с просьбой «спасти от неистовой черни». Подавив смуту, Владимир увидел необходимость разобраться в ее причинах. Выступая примирителем социальных противоречий, он урегулировал ряд норм долгового права. Это нашло отражение в Уставе Владимира Мономаха о резах (то есть процентах) и было включенопозднее в пространную редакцию Русской Правды. Уставом было улучшено положение должников и закупов (наемников), отменено холопство за долги и установлен точный размер взимаемых процентов для заимодовцов (не более 100%). Устав оградил бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения людей за долги. Затяжной характер при правлении Владимира Мономаха носила борьба с половцами (в 1116 и 1120). Стремясь поддерживать мир с князьями, Мономах помогал им в борьбе с кочевниками. Почти двадцать раз заключал с половцами мир (среди самых известных – 1077, 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111). Летопись сообщает, что в одном из сражений был пленен половецкий князь Бедлюз. Мономах подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении захватчиков наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 годов и др.), был инициатором ответных нападений на половцев (1095). Применял тактику глубоких рейдов во вражеские земли с целью уничтожения основных сил противника. При организации походов применял сборы народного ополчения. Когда половцы отступили, надолго прекратив набеги на Русь, это создало князю Владимиру большую популярность. В 1116 Владимир Мономах послал в поход против половцев своего сына Мстилава. Сам же Мономах в том году воевал против Византии, поддерживая свергнутого византийского императора Диогена (дочь Мономаха Мария была замужем за сыном Диогена). Диоген погиб, война прекратилась. Активно поддерживал борьбу новгородцев и псковитян против племени чудь на северо-западе (недалеко от Чудского озера); на северо-востоке сын Мономаха Юрий Долгорукий одержал победу против болгар и мордвы. В 1120 были изгнаны с Руси печенеги. Княжение Владимира Мономаха было временем политического к экономического усиления Руси, расцвета культуры и литературы. При нем строились церкви, создавались летописные своды, началось составление Печерского патерика, включившего жития Антония и Феодосия Печерских, княгини Ольги, Владимира I Святославича, князей Бориса и Глеба и других русских князей. В это время игуменДаниил составил описание своего путешествия в Иерусалим.
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:28 | Сообщение # 9 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| МСТИСЛА́В Владимирович Великий (1 июня 1076 — 14 апреля 1132),древнерусский князь, киевский великий князь (с 1125), старший сын Владимира Мономаха и Гиты — дочери английского короляГаральда II. В 1088-1093 и 1095-1117 годах был новгородским князем, в 1093-1095 — ростовским и смоленским князем. В 1117-1125 годах — белгородский князь и соправитель Владимира Мономаха в Киеве. С 19 мая 1125 года — киевский великий князь. Мстислав Великий был участником княжеских съездов и военных походов на половцев 1093, 1107, 1111 годов. В 1129 году ему удалось выдавить половецкие орды за Дон и Волгу. В 1096 году он разгромил на реке Колокше войска черниговского князя Олега Святославича и положил конец его захватнической деятельности. В 1111, 1113, 1116, 1130 годах организовал походы на чудь, в 1127, 1129 годах — в Полоцкую землю, в 1131 году — в Литву. Во время его правления в Новгороде и Киеве были воздвигнуты многие каменные постройки, велось крепостное строительство. � пр�c�����1 ȟ7 Новгороде иКиеве были воздвигнуты многие каменные постройки, велось крепостное строительство.
�удуC� ���1 ȟ7 � смоленским, Владимир получил от отца в 1078 в правление Чернигов. Владея им, возвел в своей резиденции замок в Любече с глубокими подземными ходами для хранения сокровищ, запасов продовольствия и воды на случай осады. Но, когда в 1094 князь Олег Святославович явился под стены Чернигова во главе половецкого войска, желая заполучить город, в котором когда-то правил его отец, Владимир не пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой дружиной в Переславль, где и княжил, спасая народ от бесчинств половцев. Позже он передал Переславль своему брату Ростиславу и княжил в Смоленске. Стремился поддерживать мир с удельными князьями, помогал им в борьбе с врагами: черниговскому князю Святославу – с немецким императоромГенрихом IV, когда«ходил с дружиною» через Богемию в Силезию. Был одним из инициаторов и активных участников съездов удельных князей – в Любече (в 1097) и в Уветичах (Витичеве) (в 1100).Отец, Великий князь Киевский Всеволод, завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил великим князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним участвовал в походах против половцев. В отношениях с удельными правителями стремился поддерживать мир. Завещание Всеволода осуществилось лишь после смерти Святополка II Изяславовича. В 1113 в Киеве вспыхнуло народное восстание против ростовщиков. В надежде на прекращение смуты, верхушка знатных киевлян призвала Владимира на княжение с просьбой «спасти от неистовой черни». Подавив смуту, Владимир увидел необходимость разобраться в ее причинах. Выступая примирителем социальных противоречий, он урегулировал ряд норм долгового права. Это нашло отражение в Уставе Владимира Мономаха о резах (то есть процентах) и было включенопозднее в пространную редакцию Русской Правды. Уставом было улучшено положение должников и закупов (наемников), отменено холопство за долги и установлен точный размер взимаемых процентов для заимодовцов (не более 100%). Устав оградил бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения людей за долги. Затяжной характер при правлении Владимира Мономаха носила борьба с половцами (в 1116 и 1120). Стремясь поддерживать мир с князьями, Мономах помогал им в борьбе с кочевниками. Почти двадцать раз заключал с половцами мир (среди самых известных – 1077, 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111). Летопись сообщает, что в одном из сражений был пленен половецкий князь Бедлюз. Мономах подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении захватчиков наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 годов и др.), был инициатором ответных нападений на половцев (1095). Применял тактику глубоких рейдов во вражеские земли с целью уничтожения основных сил противника. При организации походов применял сборы народного ополчения. Когда половцы отступили, надолго прекратив набеги на Русь, это создало князю Владимиру большую популярность. В 1116 Владимир Мономах послал в поход против половцев своего сына Мстилава. Сам же Мономах в том году воевал против Византии, поддерживая свергнутого византийского императора Диогена (дочь Мономаха Мария была замужем за сыном Диогена). Диоген погиб, война прекратилась. Активно поддерживал борьбу новгородцев и псковитян против племени чудь на северо-западе (недалеко от Чудского озера); на северо-востоке сын Мономаха Юрий Долгорукий одержал победу против болгар и мордвы. В 1120 были изгнаны с Руси печенеги. Княжение Владимира Мономаха было временем политического к экономического усиления Руси, расцвета культуры и литературы. При нем строились церкви, создавались летописные своды, началось составление Печерского патерика, включившего жития Антония и Феодосия Печерских, княгини Ольги, Владимира I Святославича, князей Бориса и Глеба и других русских князей. В это время игуменДаниил составил описание своего путешествия в Иерусалим.
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:31 | Сообщение # 10 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| ЮРИЙ (ГЕОРГИЙ) I ВЛАДИМИРОВИЧ ДОЛГОРУКИЙ (ок. 1091 –1157) – великийкнязь киевский (1149–1151, 1155–1157), ростовский и суздальский (1096–1149), князь переяславский (1135), родоначальник династии Владимиро-Суздальских великих князей, шестой сын в. кн. киевского и Гиты, дочери английского короля Гарольда. При жизни отца правил в Ростово-Суздальской земле. Шестнадцатилетним юношей в 1108 был «оженен» на дочери половецкого хана Аепы Осеневича (имя не известно). После ее смерти был женился на дочери (по другим данным – сестре) императора Византии Мануила I Комнина, царевне Елене или Ольге (?–14 июня 1182). От двух жен имел множество детей. Среди них его будущие преемники на суздальском престоле – АндрейБоголюбский (1157–1174),Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212), и князья сопредельных земель (Илья Юрьевич, князь Курбский, Глеб Юрьевич, князь переяславский, Борис Юрьевич, князь белгородский, Мстислав Юрьевич, князь новгородский). Одна из дочерей Юрия, Ольга Юрьевна, была в 1150 выдана замуж за галицкого князя Ярослава Осмомысла. Одно из первых упоминаний о самостоятельных действиях Юрия – его поход в 1120 против волжских булгар и покорение их земель. После смерти отца в 1125 Юрий перенес свою столицу из Ростова в Суздаль. В 1132 году стал первым независимым князем Северо-Восточной Руси. С объявления Ростово-Суздальского княжества независимым от «киевского стола» берет начало феодальная раздробленность на Руси. В 1135 Юрий выпросил у брата Ярополка Владимировича южный Переяславль (ныне город Переяславль-Хмельницкий) и Остерский городок, отдав взамен ему часть земли Ростовской. Захватнические стремления Юрия не укрылись от его братьев, которые объединились с черниговскими князьями в борьбе за сохранение паритета сил. Юрию пришлось временно отступить, а к 1135 вернуться на свои ростовские земли, отдав часть переяславских земель другому брату, Андрею. Именно в эти годы Юрий и получил прозвище «Долгорукий» – за постоянное посягательство на чужие земли (за годы своего правления он также подчинил своему княжеству Муром, Рязань и захватил земли по берегам Волги) и стремление подчинить Ростово-Суздальскому княжению земли южного Переяславля и Киева. По приказу Юрия на присоединяемых землях закладывались новые города: Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Городец и др. Стремясь закрепить навсегда за своими детьми незыблемость границ княжества (особенно с Новгородской феодальной республикой и Черниговским княжеством) Долгорукий распоряжался немедленно строить в пограничных областях крепости – Кснятин, Тверь, Дубну, позже крепостными стенами обросли также Переяславль, Юрьев-Польский и Дмитров. При Юрии был заложен и начал быстро расти и Владимир на Клязьме, ставший полвека спустя столицей Владимиро-Суздальского княжества (вобравшего в себя Ростово-Суздальское). Распространяя христианство в завоеванных им землях, Долгорукий распоряжался строить храмы, и их было заложено немало в Суздале, Владимире, на берегах реки Нерли. Наряду с захватом новых территорий и основанием городов князь Юрий неудержимо стремился стать полноправным киевским правителем, властителем над всеми русскими князьями. В борьбе за великое княжение в Киеве ему не раз пришлось столкнуться с племянником Изяславом Мстиславичем. Три раза в этом соперничестве он побеждал и входил в Киев в качестве великого князя, но дважды отступал (в третий раз он победил и остался князем киевским до конца своих дней). В 1147, организуя войско для борьбы за столичный киевский престол Долгорукому пришлось устроить небольшую встречу с новгород-северским князем Святославом Ольговичем, послав сказать Святославу: «Прииде ко мне, брате, в Москов!». Таким образом, встреча состоялась в небольшом поселении Москов (Москве), принадлежащем боярину С.И.Кучке, 28 марта 1147. В честь встречи Долгорукий с дружиной дал «обед силен». Эта дата первого упоминания о Москве в русской летописи традиционно считается днем основания будущей столицы Российского государства. После встречи владелец села боярин. Кучка, по свидетельству летописи, был умерщвлен, а дочь его, Улита Кучковна, была выдана замуж за основного претендента на наследование завоеванных отцом земель Андрея Юрьевича (будущего Боголюбского). В 1149, воспользовавшись очередными княжескими усобицами, Долгорукий предпринял новый поход на юг против своего племянника князя Изяслава(«Прогоню Изяслава, возьму его волость»). Опираясь на этот раз сам на поддержку черниговского князя («Изяслав уже в Киеве, ступайте ко мне на помощь!») он занял Киев, но в 1151 Изяславу Мстиславичу удалось вновь собрать войско и нанести поражение дяде. Долгорукий опять «целовал крест» (примирился) с родственниками и вынужденно вернулся в Суздаль. В 1154 Долгорукий воспользовался смертью своего многолетнего соперника, Изяслава Мстилавича. Несмотря на конский падеж и опасности, подстерегающие его войско, он послал гонца к сыну Изяслава, Мстиславу, со словами: «Мне отчина Киев, а не тебе». В третий раз в 1155 Долгорукий овладел киевским столом и остался великим князем киевским. Чтобы закрепить за своим родом завоеванное, Долгорукий щедро раздавал захваченные земли сыновьям (Андрею – Вышгород, Борису – Туров, Глебу – Переяславль южный, Васильку – Поросье) Киевляне Долгорукого не любили, он был для них «пришлым», с севера. Жил он в своем княжестве, далеко от «матери городов русских», и именно поселения своей суздальской земли, в частности, всю ту же Москву в 1156 – распоряжался укреплять новыми деревянными стенами и рвами. Кроме того, в борьбе за Киев Юрий не раз прибегал к помощи половцев («черных клобуков»), и почти всегда являлся возмутителем спокойствия в периоды борьбы за престол. В 1157 киевский боярин Осмянник Петрила пригласил Долгорукого на пир к себе в дом. После пира Долгорукий занемог, что дает основания предполагать, что он был отравлен. 15 мая 1157 Долгорукий умер в Киеве. По свидетельству летописца, сразу после его смерти киевляне разграбили выстроенные им для себя богатые хоромы и двор за Днепром, который Долгорукий именовал «раем», выгнали его сына Василька и перебили пришедший с ним суздальский отряд. Выражая свое отношение к правителю, киевляне отказались хоронить Юрия рядом с отцом, погребя его в Берестовской обители Спаса. В городе вспыхнуло восстание, в ходе которого завоевания Долгорукого на юге были ликвидированы. Образ Юрия Долгорукого в художественной литературе представлен романами Д.Еремина Кремлёвскийхолм, П.Загребельного Смертьв Киеве. В 1954 в Москве на Тверской улице (тогда – улице Горького) былвоздвигнут памятник Юрию Долгорукому, на котором высечено: «Основателю Москвы».
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:32 | Сообщение # 11 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ, СВ. (ок.1111–1174), князь Владимиро-Суздальский, сын ЮрияДолгорукого, внук Владимира Мономаха. Именно ему, выдающемуся политику домонгольскойРуси, Владимиро-Суздальский край обязан своим ранним возвышением. В молодости активно помогал отцу в борьбе за киевское княжение против Изяслава Мстиславича (племянника Юрия), проявив незаурядную воинскую храбрость, однако в целом, как сообщает летопись, «не величав (был) на ратный чин». Устав от яростной междоусобицы Юрия и Изяслава, в которой он выступал не только как воин, но и как посредник, Андрей – несмотря на то, что отец после своих побед не раз сажал его княжить на Киевщине, прежде всего в Вышгороде, – в 1155 ушел в Суздальские земли. По пути им было заложено село Боголюбово, которое стало любимой его резиденцией и дало князю его прозвище. После смерти Юрия (1157) ростово-суздальская знать призвала Андрея на княжение. Тот сразу повел решительную борьбу за централизацию власти, сделав своей столицей Владимир-на-Клязьме, прежний «пригород» (т.е. подчиненный город) Ростова Великого. Ходил в походы на камских болгар, на Киев и Новгород; стремился ограничить традиционные права местных бояр и князей, проявляя себя (по слову летописи) как настоящий «самовластец». Андрей мечтал превратить Владимир во вторую столицу Руси, более полновластную, чем Киев; он даже попытался учредить здесь особую, независимую от Киева, церковную митрополию, но получил решительный отказ от патриарха Константинопольского. При князе Андрее на Руси были установлены новые церковные праздники, Спаса и Покрова, а также перенесена из Вышгорода в новый стольный град окруженная великим почитанием Владимирская икона Божьей Матери (по преданию, на месте, где остановился конь, везший эту икону, и было основано Боголюбово). Перемещая центр русского православия на новые земли, князь Андрей открыл и новую главу в истории русского искусства, создав условия для формирования особой владимиро-суздальской художественной школы. Из памятников его времени лучше всего сохранились Золотые ворота (1158–1164) и величественный Успенский собор, заложенный в 1158 (оба – во Владимире), а также знаменитая церковь Покрова на Нерли неподалеку от Боголюбова (1165). Традиционная ориентация на Византию зримо обогатилась здесь влияниями западной архитектуры. Боголюбский замок Андрея (1158–1165), единственная сохранившаяся (пусть частично) домонгольская княжеская резиденция, стал местом его гибели. Боярский заговор против слишком «самовластного» князя сложился под водительством его шурина Якима Кучкова, мстившего за казнь брата. Ночью 28 июня 1174 князь Андрей был убит; за убийством последовали грабежи и бунты, продолжавшиеся пять дней. 4 июля его тело было перенесено для погребения во Владимир. В церковную традицию Андрей Боголюбский вошел как выдающийся ревнитель благочестия и храмостроитель, равно как и мученик-страстотерпец. Местное его почитание началось непосредственно после погребения, получив новый стимул в 1702, когда мощи князя, обретенные нетленными, были открыты для поклонения во владимирском Успенском соборе. Церковь отмечает память его в день погребения 4 (17) июля.
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:33 | Сообщение # 12 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| ВСЕВОЛОД ЮРЬЕВИЧ (ДимитрийГеоргиевич) Большое Гнездо (1154–1212) – великий князь владимирский и суздальский. Родился в 1154 в Дмитрове, сын ЮрияВладимировича Долгорукова и греческойцаревны Ольги, получивший свое прозвание за многодетность (имел по одним данным 8, по другим – 10 сыновей и 4 дочерей от первого брака с чешской королевной Марией Шварновной (? –19 марта 1206). Несмотря на то, что от второй жены, Любови (? –15 апреля 1212), дочери князя витебского Василько Брячиславича, детей у него не было, Всеволод Большое Гнездо, дав в первом браке жизнь многочисленным сыновьям, фактически стал прародителем 115 семей (родов) северорусских князей. После смерти отца (1162) 8-летним ребенком вместе с матерью и младшим братом Михаилом он был изгнан из суздальской земли старшим братомАндреемЮрьевичем Боголюбским и вынужденбыл расти в Царьграде (Константинополе) на родине родственников матери, при дворе императора Мануила. Возвратившись на Русь 15-летним подростком, Всеволод помирился с Андреем и вместе с ним и другими князьями участвовал в походе на Киев в марте 1169, закончившимся провозглашением брата великим князем киевским. Андрей покинул Суздаль, а Всеволод остался там жить вместе с дядей, Глебом Георгиевичем, которого Андрей посадил вместо себя наместником. В 1171 принимал участие в усобицах за великокняжеский стол, развернувшихся после смерти дяди. В 1173 Всеволод взял власть в Киеве и в течение 5-ти недель был великим князем киевским, но вскоре был пленен соперником, смоленским князем Романом Ростиславичем. Из плена был выкуплен младшим братом Михаилом Юрьевичем. После убийства группой бояр брата Андрея (1174) Всеволод договорился с младшим братом Михаилом о разделе «наследства»: помог ему овладеть Владимиром, а сам обосновался в Суздале. Когда же в 1175 скоропостижно скончался Михаил, Всеволод захватил Переяславль Залесский, а после него и Владимир, провозгласив себя великим князем (1177). Это вызвало новую усобицу: на «владимирский стол» претендовали ростовские князья и черниговский кн. Святослав Всеволод[ов]ич. Добиваясь признания в качестве самого могущественного правителя с самым сильным войском и дружиной, Всеволод в 1178 сжег Торжок, взял Волоколамск, а далеко на север от Владимира распорядился заложить Гледен (Устюг). Борьба за владимирский престол продолжалась до 1182, когда Всеволод окончательно победил соперников и конфисковал земли и имущество ростовских бояр. Мощный бросок против волжских булгар ему пришлось прервать в связи со смертью любимого племянника Изяслава Глебовича. В 1183 вернулся во Владимир, в 1185 ходил в поход против половцев вместе с известным по Слову ополку Игореве северскимкн. Игорем Святославичем. О могуществе дружины Всеволода автор Слова сообщал с почтением: «могут вычерпать веслами Волгу, а шеломами Дон». В отличие от князя Игоря, вернулся в 1187 живым и вновь пошел на волжских булгар, вернувшись домой с богатой добычей. Блестяще овладев искусством политического компромисса, воспользовался в этом походе помощью недавних противников, половцев. Когда же они вероломно начали грабить окраины его княжества, предпринял против них карательный поход, заставив отступить за Дон (1186). В начале 13 в. удачно воевал с новгородцами (1201), рязанцами, сумев окончательно покорить Рязань к 1207. Дипломатическим путем добился признания со стороны Чернигова и, по мере утраты Киевским княжеством былого могущества распространил свою власть на его земли (Киев, Чернигов, Галич, Новгород Северский), а также земли далекого Смоленска. Умер 15 апреля 1212 во Владимире на Клязьме. Годы правления Всеволода ознаменованы наивысшим расцветом культуры Владимиро-Суздальского княжества. Составлялись летописи, в которых подчеркивалось уважительное отношение к владимирскому князю даже со стороны «царей немецких», был основан Городец на Волге, перестраивался Успенский собор во Владимире, началось строительство кремля (детинца), Рождественского и Дмитровского собора с настенными барельефами, изображавшими самого Всеволода и его сыновей. В память о могущественном князе в 2004 выпущена почтовая марка в честь 850-летия со дня его рождения, а также его беллетризированное жизнеописание.
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:34 | Сообщение # 13 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| БАТЫЙ БАТЫЙ (Бату-хан,Саин-хан) – монгольский хан, крупный военный и политический деятель середины 8 в.; основатель огромного средневекового государства (улуса) Золотой Орды, простиравшегося от Иртыша до Дуная со столицей в Сарай-Бату на восточном берегу Волги, неподалеку от Астрахани; участник всех главных военных завоевательных западных походов монголо-татар в Восточную Европу (на территории современной России, Украины, Белоруссии, Польши, Восточной Германии, Венгрии, Румынии, Боснии, Сербии, Болгарии, Южного Кавказа и др.); внук великого основателя Монгольской империи Темучина (Чингисхана); сын Джучи (старшего сына Чингисхана). См. также ЧИНГИСХАН. Родился ок. 1207, видимо, во время завоевательного похода Джучи в Забайкалье, Бурятию, Алтай. 1224 Чингисхан произвел раздел своей империи между своими сыновьями и другими родственниками. Старшему сыну Темучина Джучи достались огромные территории части Западной Сибири, Урала, Хорезма, Кавказа и др. – так называемый улус Джучи. В 1227 Джучи погибает при загадочных обстоятельствах (различные версии убийства Джучи, причиной которого послужил разлад с его отцом Чингисханом, до сих пор документально не подтверждены). В улусе Джучи состоялся хурал (курултай, съезд монгольской знати), на котором, под нажимом Чингисхана, преемником погибшего Джучи был избран его старший сын, восемнадцатилетний Бату. Поначалу молодой правитель огромного улуса реальной властью не обладал. Через полгода, вслед за Джучи, умирает и Чингисхан. В 1229 созывается Великий хурал, на который съезжаются сыновья, родственники и ближайшие сподвижники Чингисхана. Преемником великого создателя монгольской империи провозглашается третий сын Чингихасна Угэдей. Несмотря на вражду между покойным отцом Бату Джучи и Угэдеем, последний подтвердил высокий титул Бату. В 1231–1234 Угэдей завоевывает Северный Китай, который был населен чжурчженями (тунгусские племена, населявшие территорию Маньчжурии). При поддержке южносунского императора, давнего врага чжурчженей, пали города Бянь (совр. Кайфын) и Цайчжоу. Государство чжурчженей перестало существовать и оказалось во власти монгольских завоевателей. В 1235 на очередном хурале было решено организовать новый завоевательный поход на запад. Батый становится во главе огромной армии, состоявшей не только из монгольских войск, но и из войск покоренных народов. В 1236 Батый двинул свое войско (ок. 150 тыс.) в Поволжье, против некогда могущественного государства волжских булгар. Завоевание сопровождалось страшными разрушениями городов и истреблением местного населения. После этого, в 1237–1238, Батый направил свою армию против Руси – захватил и разграбил Рязань, Коломну, Москву, Владимир и др. Главные силы русских князей были разбиты в кровопролитной битве на реке Сити. Но и монгольские войска понесли значительные потери и вынуждены были перейти к стратегической обороне и пополнению своих туменов живой силой, тем самым отсрочив нашествие на запад на целых полтора года. В начале 1239 наступление полчищ Батыя возобновилось – монголы вторглись в южнорусские земли, форсировали Днепр, осадили и приступом взяли Киев. Завоевание русских княжеств сопровождалось грабежами, истреблением местного населения и разрушением городов и деревень. Ок. 1241 монгольская армия разделилась на две части – одна из них под командованием Бату и ближайшего сподвижника Чингисхана, прославленного полководца Субудея, двинулась на Венгрию и Далмацию, а другая вторглась в Польшу. Завоевав и разграбив Польшу и Силезию, тумены Батыя повернули на Венгрию, и в тяжелейшей битве при силезском городе Лигнице монгольские войска разгромили объединенные войска польских и немецких феодалов под командованием польского князя Генриха Благочестивого. Несмотря на то, что монгольская армия под предводительством Батыя опустошила Венгрию и дошла почти до Венеции, понесенные потери настолько ослабили завоевателей, что последующее продвижение вглубь Европы войскам Батыя не представлялось возможным. Крайней западной областью, куда дошли монгольские завоеватели, был саксонский Мейсен (восточная Германия). В 1242 монгольская армия повернула назад, опустошая все на своем пути. Страны Центральной и Западной Европы восприняли нашествие Батыя как божью кару, а соответственно, его уход – как божью милость. В 1241 неожиданно умирает Угэдей-хан. Батый вынужден оставить свои тумены и срочно отправиться в Монголию, дабы принять участие в хурале по поводу избрания нового хана монгольской империи. После долгой политической усобицы между чингисидами, в 1246 на ханский престол избирается Гуюк-хан – сын Угэдея и внук Чингисхана. Между Гуюк-ханом и Бату возникает смертельная вражда. Бату удаляется в свой улус
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:34 | Сообщение # 14 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| ДАНИИ́ЛРоманович Галицкий(1201-1264), древнерусский князь, галицко-волынский князь (окончательно с 1238), сын князя Романа Мстиславича. В1211 году возведен боярами на княжение в Галиче, но в 1212 году был изгнан. В 1221 году стал княжить на Волыни, после смерти Мстислава Удалого вернул себе титул галицкого князя. В 1223 участвовал в сражении на реке Калке, в 1237 году воевал против Тевтонского ордена. В 1238 году завершил объединение галицких и волынских земель овладев Галичем. Волынь он передал в управление брату Васильке Романовичу. Вершиной успехов Даниила стало подчинение Киева. Даниил Романович вел борьбу против княжеских распрей, засилья бояр и духовных феодалов. Его политической опорой были мелкие служилые люди и городское население. Он содействовал развитию городов, привлекал ремесленников и купцов. При нем были построены Холм, Львов, Угровеск, Данилов, обновлен Дорогичин. Даниил Романович перенес столицу Галицко-Волынского княжества из Галича в Холм. Вторжение монголо-татарских завоевателей в Юго-Западную Русь (1240) привело у установлению ордынского ига. Даниил предпринимал энергичные меры для предотвращения новых вторжений, а также против усилившейся агрессии со стороны Венгрии и Польши. В 1245 году в битве под Ярославлем Галицким войска Даниила разгромили объединенные полки венгров, поляков галицких бояр, что завершило многолетнюю борьбу за восстановление единства Галицко-Волынской Руси. Вмешавшись в борьбу за австрийский герцогский престол, Даниил в начале 1250-х годов добился признания прав на него для своего сына Романа. Приняв от папской курии в 1254 году королевский титул, галицко-волынский князь решительно противостоял попыткам распространения влияния католической церкви на Руси. Время княжения Даниила было периодом наибольшего экономического и культурного подъёма и политического усиления Галицко-Волынской Руси.
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 22.03.2013, 09:34 | Сообщение # 15 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, СВ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ, СВ. (после1219/1220–1263), князь Новгородский (1236–1251), великий князь Владимирский (1252–1263), проявивший выдающиеся способности полководца и дипломата. В традицию Русской православной церкви образ «благоверного князя Александра Невского» вошел как новый тип святого воина, прославившегося не мученическими подвигами и не только личным благочестием, а в первую очередь своими государственными деяниями. Александр – сын великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, внук великого князя Всеволода III Большое Гнездо. В 1239 женился на полоцкой княжне АлександреБрячиславовне. Учитывая угрозу наступления шведских рыцарей, построил укрепления на р.Шелони. 15 июля 1240 сразился со шведами, когда те, помышляя о господстве над Новгородом, дошли на кораблях до устья р.Ижоры, впадающей в Неву. В этой битве, получившей имя «Невской» и давшей Александру его прозвище, иноземцы во главе с зятем шведского короля Биргером потерпели сокрушительное поражение, причем сам Александр «возложи» Биргеру «печать на лице острым своим копием», как бы пометив его рабским клеймом. Согласно житию князя, ижорский старейшина Пелгуй (или Пелугий) увидел на рассвете перед битвой ладью со святыми Борисоми Глебом, приплывшими помочь «сроднику своемукнязю Александру». На том же берегу, где полки Александра не смогли пройти, нашли «многое множество избиенных от ангела Господня». Так победа новгородцев обрела черты священного эпоса. Еще более эпична последующая судьба князя, когда он, рассерженный амбициями местной знати, переселился из Новгорода в Переяславль (ныне Переславль-Залесский). Новая опасность – в лице немецких рыцарей, захвативших Изборск, Псков, Копорье, заставила Александра вернуться в Новгород весной 1241. Взяв штурмом Псков и Копорье, а также отбив Изборск, новгородцы дали рыцарям (преимущественно Тевтонского ордена) решающий бой 5 апреля 1242 на льду Чудского озера («Ледовое побоище»). Житие поминает «полк Божий на воздусе», что пришел на помощь Александру; однако и в чисто земном отношении успех князя и его воинов был замечателен: сравнительно легко снаряженная новгородская пехота одолела закованных в броню конных рыцарей, ловко зайдя с флангов. В последующие годы Александр не раз отражал набеги литовцев и шведов, закрепляя русские притязания на финские земли. Доблестный и харизматичный военачальник (высокий «паче иных человек», с голосом, «аки труба в народе»), он пребывал бескомпромиссным противником католического Запада в переговорах (решительно отклонив в 1249 предложение папы Иннокентия IV перейти в «латинскую веру» и заключить союз для совместной борьбы с монголо-татарами). Напротив, в отношениях с Золотой Ордой Александрвыступал не как воитель, но как дипломат, сберегающий силы и старающийся замирить противника, еще более опасного в сравнении с тевтонцами и шведами. Получив в 1252 ханский ярлык на великое княжение Владимирское, он решительно подавлял мятежи против «численников» (т.е. против ордынской переписи) и сборщиков дани, тем самым предотвращая новые разрушительные походы на Русь с Востока и попутно добиваясь важных политических льгот – в первую очередь, освобождения русских земель от повинности выставлять для татар военные отряды. Возвращаясь из очередной, четвертой поездки в Орду, Александр занемог и скончался 14 ноября в Городце Волжском, перед кончиной приняв схиму (монашеский постриг) под именем Алексий. 23 ноября погребен в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире. В 1380 нетленные мощи князя были открыты для местного поклонения, а Московский собор 1547 положил «праздновать святому князю Александру» по всей Руси. Церковь отмечает память его 30 августа (12 сентября; день перенесения мощей) и 23 ноября (6 декабря). Мощи князя перенесли в 1724 в Александро-Невскую лавру по воле Петра I, желавшего тем самым возвысить новую столицу. К томуже этот акт был знаменательно совмещен с днем заключения весьма выгодного для России Ништадского мира со шведами, – так дополнительно усилилась роль Александра как покровителя русского воинства. Аскетически-культовое начало было окончательно замещено политически-мирским в патриотической пропаганде накануне и в период Второй мировой войны (фильм С.М.Эйзенштейна АлександрНевский, 1938; одноименный живописный триптихП.Д.Корина (1942–1943); копия центральной части триптиха была установлена в виде транспаранта на берегу Волхова во время боев за Новгород). В 1725 был учрежден орден св. Александра Невского. Новый орден Александра Невского, учрежденный в 1942, вошел в число высших советских боевых наград. Основной источник сведений о святом – Повестьо житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра (1280-егоды).
|
|
| |
|