Воскресенье, 05.01.2025, 14:33
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
47 Российская экономика на пути к рынку
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:38 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Из статьи российскогоисследователя А. С. Барсенкова об истоках конфликта между Съездом народных
депутатов и Советом министров РСФСР в          1992–1993
 гг.
 
 
«Первый кризис в отношениях между
парламентом и правительством возник в апреле 1992 г. на шестомсъезде народных депутатов, признавшем «ход экономической реформы
неудовлетворительным в области социальной защиты граждан, инвестиционной,
промышленной и аграрной политики, комплексности проводимых мероприятий». В
ответ на это члены правительства во главе с Е. Гайдаром подали в отставку,
обвинив парламентариев в «безответственном» популизме. Кризис удалось разрешить
президенту, который пообещал пойти на некоторые уступки взамен на
предоставление «молодым реформаторам» возможности поработать до конца года с
тем, чтобы «выправить» ситуацию.
Однако положение в экономике к зиме
1992/1993 гг. переломить не удалось, правительство, несмотря на отдельные
компромиссы, вызывало устойчивое неприятие большой части российских граждан.
Общее состояние неопределённости и нестабильности, возникшее в результате
радикальной смены экономических, политических, ценностных ориентиров, снижало
доверие ко всем находящимся у власти реформаторам. Положение президента и
правительства осложнялось приближением неизбежного созыва седьмого съезда
народных депутатов в конце 1992 г.Помимо анализа итогов экономического развития, съезд должен был рассмотреть не
менее важный вопрос — о продлении дополнительных полномочий президенту,
предоставленных ему сроком на один год и нуждавшихся в новом подтверждении. В
октябре 1991 г.выходящие за рамки Конституции права давались президенту для оперативного
осуществления именно экономических преобразований. Лишение этих полномочий
означало бы переход руководства реформами от президента к Съезду и Верховному
Совету, что повлекло бы существенную корректировку не только экономического
курса.
На открывшемся 1 декабря 1992 г.VII съезде конфликт между президентом и законодателями принял форму
острого политического кризиса. В ответ на попытку съезда ограничить полномочия
исполнительной власти, президент предпринял шаги по дезорганизации его работы.
В «умиротворении» сторон и преодолении кризиса большую роль сыграл председатель
Конституционного суда России В. Зорькин. В итоге съезд не вернул себе
полномочия по формированию правительства, но президент обещал учитывать мнение
съезда при назначении премьера. Вместо отвергнутого депутатами Е. Гайдара
Б. Ельцин во главе правительства поставил более приемлемого для них
В. Черномырдина. «Ценой» компромисса с обеих сторон явилось согласие на
проведение в апреле 1993 г.референдума по принципам новой Конституции. Всенародный опрос должен был
решить: будет Россия президентской или парламентской республикой?»
Прикрепления: ______-______-_.doc (36.0 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:38 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Из заявленияПравительства Российской Федерации,
Центрального БанкаРоссийской Федерации (Комплекс мер, направленный на нормализацию финансовой и
бюджетной политики)

 
 
«Кризис на мировых финансовых рынках
застал российскую экономику в начале подъёма. С октября 1997 года
Правительство и Банк России защищают главные достижения экономической политики
последних лет стабильные цены и твёрдый рубль, а значит и уровень жизни народа.

В результате ухудшения
внешнеэкономической конъюнктуры и неудовлетворительного положения дел с
доходами бюджета резко обострилась проблема управления государственным долгом.
Расходы по погашению ранее выпущенных государственных бумаг и уплате процентных
платежей по ним при низком уровне налоговых поступлений стали непомерным
бременем для государственного бюджета. Правительство России вынуждено сокращать
внутренний государственный долг, урезая расходы федерального бюджета,
осуществляя внешние заимствования. В июле экономическая программа Правительства
была поддержана международными финансовыми организациями и ведущими странами
мира.
Однако углубляющийся кризис в Азии,
новое падение мировых цен на нефть не позволило восстановить доверие к
российским ценным бумагам, а значит облегчить положение бюджета. Продолжается
сокращение валютных резервов страны, банковская система стала испытывать
определённые трудности.
В этой ситуации Правительство и Банк
России считают необходимым принять комплекс мер, направленный на нормализацию
финансовой и бюджетной политики.
1. С 17 августа 1998 года
Банк России переходит к проведению политики плавающего курса рубля в рамках
новых границ «валютного коридора», которые определены на уровне от 6 до
9,5 руб. за доллар США. Интервенции Банка России будут использоваться в
целях сглаживания резких колебаний курса рубля. В тех же целях Банк России
будет использовать процентную политику.
2. Государственные ценные бумаги
(ГКО и ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 года включительно
будут переоформлены в новые ценные бумаги. Технические параметры обмена будут
объявлены в среду, 19 августа 1998 года. До завершения переоформления
государственных ценных бумаг приостанавливаются торги на рынке ГКО — ОФЗ.
3. В соответствии с положениями
Устава МВФ Правительство и Банк России вводят временные ограничения для
резидентов Российской Федерации на осуществление валютных операций капитального
характера. С 17 августа 1998 года объявляется мораторий сроком на
90 дней на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов,
полученных от нерезидентов Российской Федерации, на выплату страховых платежей
по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным
контрактам. Одновременно вводится запрет для нерезидентов Российской Федерации
на вложение средств в рублёвые активы со сроком погашения до 1 года
включительно.
4. Правительство и Банк России
считают одним из важных приоритетов стабильное функционирование банковской
системы и системы расчётов и платежей в Российской Федерации. В этой связи
правительство и Банк России поддерживают создание платёжного пула крупнейших
российских банков, целью которого является поддержание стабильности
межбанковских расчётов. Одновременно Банк России намерен предпринять
дополнительные усилия по укреплению российской банковской системы, привлекая к
решению этой задачи как устойчивые российские банки, так и ведущие иностранные
банки.
5. В целях восстановления
финансового рынка Правительство России в ближайшее время начнёт размещение
краткосрочных (одно- и двухнедельных) государственных ценных бумаг. Будет расширен
спектр бумаг, выпускаемых для населения.
6. Правительство и Банк России
обращаются к Федеральному Собранию с законодательной инициативой по ужесточению
контроля за оттоком валютных средств за рубеж. Одновременно Правительство и
Банк России намерены предпринять в этой области срочные действия в рамках
имеющихся полномочий.
7. Правительство России повторно
обращается к Государственной Думе с предложением провести до конца августа
внеочередную сессию, на которой принять ключевые законопроекты, позволяющие
обеспечить своевременность выплаты пенсий и заработной платы работникам
бюджетной сферы, создать законодательные процедуры санации банков, укрепить
систему валютного регулирования и валютного контроля.
 
Председатель Правительства Российской
Федерации С. В. Кириенко
Председатель Банка России С. К.
Дубинин»
Прикрепления: 9767086.doc (32.5 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:38 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Из заявления «О мерахправительства Российской Федерации, Центрального Банка Российской Федерации по
стабилизации социально-экономического положения в стране»

 
 
«…В последние годы экономика России
находится в глубоком системном кризисе. Он вызван не только ошибками в
экономической политике, которые привели к накоплению структурных диспропорций в
системе воспроизводства, снижению её эффективности, конкурентоспособности
выпускаемой продукции, к масштабному росту внутреннего и внешнего долга, но и
ослаблением системы государственного управления. На протяжении последних лет ни
разу не был принят действительно сбалансированный бюджет. Негативные процессы
обострились в связи с резким падением мировых цен на энергоносители и другие
сырьевые товары, выручка от экспорта которых практически покрывала значительную
часть спроса населения на продовольствие и готовую продукцию, а также в связи с
мировым финансовым кризисом.
В 1998 году произошло ухудшение
социально-экономической ситуации. Уже в первом полугодии ускорился рост
неплатежей, стали сокращаться поступления от экспорта, обострился бюджетный
кризис, дестабилизировались все сегменты финансового рынка. Спад производства,
наметившийся в апреле – мае, во второй половине года приобрёл угрожающий характер.
Катализатором негативных процессов в
экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства
Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от
17 августа 1998 года. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка
цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны
потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как
импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов.
В краткосрочной перспективе на
общеэкономическую ситуацию будут оказывать значительное воздействие следующие
негативные факторы.
Сокращение поступления
продовольственных и топливных ресурсов создало большие проблемы для
функционирования ключевых систем жизнеобеспечения. По оперативным данным,
месячный импорт продовольствия сократился в сентябре в 2,5 раза.
Запасы топлива в энергетике остаются ниже нормативного уровня.
Ускорился спад промышленного
производства. Если в июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он
составлял 2,5 процента, то в августе — 11,5 процента, в сентябре —
14,5 процента. Развитие этого процесса создаст крайне трудные стартовые
условия для развития экономики в следующем году, обострит положение с
занятостью населения.
Продолжается снижение уровня жизни
населения. Сокращение среднеобеспеченного слоя серьёзно ухудшает социальную
структуру общества и усиливает дифференциацию по уровню доходов.
Рост товарооборота сменился его
падением, которое может достичь в IV квартале 6–7 процентов, а в
следующем году, если не переломить сложившуюся тенденцию, 7–8 процентов.
Помимо обнищания значительной части населения, это грозит увеличением разрыва в
уровне жизни по регионам и регионализацией потребительского рынка.
В растущей натурализации хозяйственных
связей и сокращении налоговых поступлений проявляется дезорганизация системы
расчётов и платежей. На этой почве усилились проявления экономического
сепаратизма на местах.
Резко обострился бюджетный кризис.
Задолженность по расходам на национальную оборону, правоохранительную
деятельность и обеспечение безопасности государства на 1 января
1998 года составила несколько десятков миллиардов рублей и продолжает
увеличиваться. Вследствие роста неплатежей и падения производства налоговые
поступления снизились до уровня, не покрывающего минимально необходимых
расходов государства. При сохранении сложившихся тенденций в IV квартале
денежные поступления налогов в федеральный бюджет могут составить 6–7 процентов
ВВП, при минимальной потребности 9–10 процентов ВВП.
Остаётся критическим состояние
платёжного баланса страны. Несмотря на сокращение импорта, положительное сальдо
текущих операций в 1998 году будет в 4–5 раз меньше, чем в
1997 году, в то время как возможности поступления валюты за счёт займов и
инвестиций резко сократились.
Скачок инфляции и ухудшение финансовой
ситуации создали критический разрыв между потребностями экономики в расширении
денежной массы и возможностями инфляционно безопасной эмиссии. Этот разрыв
происходит на фоне высоких инфляционных ожиданий. В настоящее время основными
факторами, которые могут обеспечить сдерживание инфляции, остаются жёсткий
контроль за ценами на продукцию естественных монополий, недопущение резких
скачков плавающего курса рубля, увеличение товарного покрытия платёжеспособного
спроса. Резко снизившийся уровень капитализации и ликвидности российских
банков, падение доверия к ним являются одним из главных препятствий
нормализации денежного оборота, восстановления системы сбережений и общей
стабилизации социально-экономического положения.
Таким образом, в целях снижения
остроты нынешней кризисной ситуации, предотвращения дальнейшего спада
производства, стабилизации и постепенного повышения потребительского спроса
требуются немедленные и чрезвычайные действия Правительства Российской
Федерации и Центрального банка Российской Федерации, всех ветвей
государственной власти, органов местного самоуправления при поддержке всего
российского общества. Это предполагает, в свою очередь, высокую ответственность
и консолидацию власти и общества, всех политических сил, социальных слоёв и
групп.
Правительство Российской Федерации
считает первоочередной задачей обеспечение выхода страны из острого
экономического кризиса. Предлагаемые меры рассматриваются как первый этап.
Вместе с тем предполагается, что решение объективно стоящих перед страной задач
потребует на следующем этапе реализации дополнительного комплекса мер, прежде
всего по нормализации хозяйственного оборота и его обеспечению денежными
средствами. Основными задачами станут также улучшение платёжного баланса
страны, увеличение валютных резервов, оздоровление организаций и создание
жизнеспособных рыночных структур (банковских и производственных). На этой
основе необходимо добиться кардинального снижения издержек, возникающих в
процессе движения товаров от их производителей к конечным потребителям, высокий
уровень которых стал одним из факторов недостаточной конкурентоспособности
экономики России…».
Прикрепления: ______-______-_.doc (36.0 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:39 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Оценка Е. М. Примаковымэкономического положения в России после августа 1998 г.
 
 
«…Перед правительством в это время
стояли сложнейшие задачи. К середине 1998 года в России в полную силу
развились процессы, которые толкали страну в пропасть. Падало производство,
росла безработица, месяц от месяца накапливались долги по заработной плате
бюджетников, денежному довольствию военнослужащих, пенсиям. Забастовки не
только захлёстывали страну, но принимали всё более опасный характер. Когда я
пришёл в Белый дом, на его пороге сидели шахтёры, разбившие здесь палаточный
лагерь и стучавшие периодически касками по асфальту, — они требовали выплаты
заработной платы. Начал «расшатываться» установленный Центробанком валютный
коридор, в пределах которого мог колебаться курс рубля. Угроза «взрывного»
роста цен становилась всё более ощутимой.
Мои заместители и я сказали друг
другу: не решим незамедлительно задачи своевременных выплат всех категорий
денежных зарплат и пенсий и не начнём погашать долги по ним — нам в
правительстве делать нечего. <…>
Насторожили разговоры управляемых
извне СМИ о том, что нынешней экономической команде не удастся переломить
тяжелейшую ситуацию, сложившуюся после 17 августа…».
Прикрепления: _--_______1998_.doc (22.0 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz