Воскресенье, 05.01.2025, 14:37
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
41 Экономика развитого социализма
poj35Дата: Пятница, 29.11.2013, 09:20 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Оценка современнымроссийским историком Д. О. Чураковым особенностей социального развития в 1970 –
первой половине 1980-х гг.

 
«…Ощутимо росли цены на «товары
повышенного спроса» (к которым относились ковры, мебель, бытовая техника,
автомобили, ювелирные издания и т. д.), а также на некоторые импортные
товары. Так, болезненно население реагировало на многократное повышение цен на
кофе, которое объяснялось «неурожаем в Африке на кофе и какао-бобы».
Подорожание товаров повышенного спроса вызывало цепную реакцию изменения цен и
на некоторые другие товары, а также цен на чёрном рынке, но в целом цены росли
крайне медленно, а на некоторые виды товаров и услуг они поддерживались на
неизменном уровне. Очень дёшево обходились населению лекарства, в том числе
многие импортные препараты. Особенно щадящими цены в СССР сохранялись на
продовольствие, которые были ниже мировых в 2–3 и более раз. Плата за жильё и
коммунальные услуги также была относительно невелика — на них в среднем шло
около 3 % месячного бюджета семьи. Тем самым, средняя семья из трёх
человек, чтоб иметь крышу над головой и нормально питаться, вполне могла
уложиться в 150 руб. в месяц. Повышение доходов и относительная
стабильность цен объективно способствовали изменению структуры потребительского
спроса населения, что некоторыми авторами было названо «потребительской
революцией». Этот термин представляется не вполне корректным, правильнее
говорить о революции потребления, для которой был характерен растущий спрос на
товары длительного пользования. Если в середине 1960-х гг. цветных
телевизоров в СССР практически не производилось, то в середине 1980-х гг.
их продавалось в среднем более 4 млн штук в год. За тот же период продажа
населению магнитофонов увеличилась в 10 раз, холодильников
в 3 раза, пылесосов в 5 раз, мотоциклов почти
в 2 раза. Особенно резко возрос спрос на легковые автомобили — за
20 лет их продажа увеличилась в 25 раз.
Советские руководители к последствиям
революции потребления оказались не готовы. Изменения структуры спроса и его
взлёт усугубляли существующие диспропорции в торговле, порождали хронический
дефицит. Широко распространились разного рода коррупционные явления. Особенно
желаемые товары приходилось «доставать из-под полы», «по знакомству», «покупать
с рук» на чёрном рынке. По имеющимся подсчётам, таким образом постоянно или
периодически переплачивало за покупки примерно 80 % населения. Особенно
часто к услугам теневых торговцев приходилось прибегать людям с достатком выше
среднего. На такие престижные товары, как ковры, хрусталь, мебель, автомобили и
др. стали создавать специальные очереди. Подобные списки могли создаваться
профкомами на предприятиях. Часто они организовывались на неформальных
основаниях самими покупателями непосредственно при магазинах. В таких очередях
нужно было периодически отмечаться, чтобы не оказаться вычеркнутым и не
потерять возможность купить необходимую вещь. Поскольку номер очереди в таком
списке также мог служить своеобразным товаром, возникал определённый слой
дельцов, промышлявший вокруг магазинов. Положительный сам по себе факт роста
денежных доходов в сочетании с невозможностью достать требуемую вещь
превращался в фактор социального напряжения.
К рубежу 1970–1980-х гг.
советская плановая экономика наконец наладила массовый выпуск телевизоров,
транзисторов, мебели, ковров, холодильников, костюмов, обуви и других товаров
народного потребления. Но их качество уже не удовлетворяло возросшие запросы
людей. Происходило затоваривание недавно ещё дефицитной продукции, полки
складов и магазинов были переполнены товарами, которые население уже не желало
брать, в то время как неповоротливая лёгкая промышленность не могла быстро и в
должном объёме учитывать изменения в спросе. Складывалась парадоксальная
ситуация, при видимом изобилии товаров дефицит не только не смягчался, а,
наоборот, возрастал. Не менее, если не более глубокие последствия революция
потребления имела в сфере социальной психологии, где она привела к явлению,
которое можно условно назвать «революцией потребительства». В определённых,
прежде всего наиболее зажиточных слоях населения, появлялась жажда обладать не
столько качественными, сколько модными вещами преимущественно импортного
производства. Люди тратили немалое время и энергию на «добывание» (как это
тогда называлось) американских джинсов, немецкой обуви, финских пуховых курток,
японской бытовой техники, французских духов и пр. Обладание ими показывало
определённый статус их владельца, было престижно. Борьба с вещизмом становится
одним из основных компонентов официальной советской пропаганды тех лет, на
высшем партийно-государственном уровне неоднократно принимались решения о
повышении качества выпускаемой отечественной продукции, но без понимания корней
проблемы избавиться от неё было сложно…»
Прикрепления: ____--_____1970.doc (29.0 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz