poj35 | Дата: Пятница, 29.11.2013, 13:04 | Сообщение # 31 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Соборное деяние об уничтожении местничества 12 января 1682 г. В лето 7190, ноября в 24 день1, при помощи всемогущего в троице славимого бога великий государь царь и великий князь Федор Алексеевич, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, указал боярам князю Василию Васильевичу Голицину2 с товарищами, ведать ратные дела для лучшего своих государственных ратей устроения и управления, а с ним, боярином со князем Василием Васильевичем, у того дела быти выборным стольникам и генералам, и стольникам же и полковникам рейтарским и пехотным, и стряпчим, и дворянам, и жильцам, и городовым дворянам же, и детям боярским для того: ведомо ему, великому государю, учинилось, что в мимошедших воинских бранях, будучи на боях с его государевыми ратными людьми, его государевы неприятели показали новые в ратных делах вымыслы… и чтобы для тех новомышленных неприятельских хитростей учинити ему, великому государю, в своих государских ратях разсмотрение и лучшее устроение… и чтобы прежде бывшее воинское устроение, которое показалось на боях неприбыльно, переменить на лучшее, а которые и прежнего устроения дела на боях с неприятелем имеются пристойными, и тем быти без переменения… …И били челом великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержцу, выборные люди… указал бы великий государь всем боярам, и окольничим, и думным и ближним людям, и всем чинам быти на Москве в приказех и в полкех, у ратных и у посольских и у всяких дел, и в городех меж себя без мест, где кому великий государь укажет, и никому ни с кем впредь розрядом и местом не считаться, и розрядные случаи и места отставить и искоренить, чтобы впредь от тех случаев в его государевых ратных и во всяких делах помешки не было, и чтобы их челобитье великому государю донести. И великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержцу, бояре, князь Василий Васильевичь с товарищи, то выборных людей челобитье доносили. И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, слушав таковое их челобитье… указал быти у себя, великого государя, в палатах святейшему патриарху со архиереи и с выборными властьми, такожде и всем своим государевым боярам и окольничим, и думным людям… чтобы то доброначинаемое дело им объявить1… И января в 12 день к великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержцу, в его царские палаты пришел великий господин святейший Иоаким, патриарх московский и всея России, с архиереями и с выборными властьми… И по указу великого государя боярин князь Василий Васильевич святейшему патриарху и властям, и боярам, и окольничим, и думным людям челобитье выборных людей объявил. И по совершении того объявления, великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, святейшему Иоакиму патриарху и архиереям изволил говорить: «…При давних… предках наших, великих государех, Росийского царьствия, честных родов бояре и воеводы славныя и достопамятныя победы…над многими неприятельскими полками показали, и таковым за божиею помощию ратоборством большую тишину и мирное пребывание христианскому множеству приносили. Но… супостат общий, диавол… всеял в незлобивые преждебывших тогда славных ратоборцов сердца местные случаи возлюбить, от которых в мимошедшие времена в ратных и посольских, и во всяких делах чинилась великая пагуба и ратным людям от неприятелей великое умаление… И мы, великий государь… всегда… попечение о том имели, как бы то всякому добру вредительное и пагубное дело искоренить и при помощи божии ратное управление и в иных государственных делех устроение для общей высоких и меньших чинов всего своего царствия пользы лучше и добре постановити… И вы бы, святейший патриарх, со архиереи нам, великому государю, намерение свое о том объявили: по нынешнему ли выборных людей челобитью всем разрядам и чинам быти без мест или по-прежнему быть с месты?» И великий господин святейший Иоаким, патриарх московский и всеа России… вкупе со архиереи, рече: «Благоверный и благочестивый великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец… до сего настоящего времени от отечественных местничеств, которыя имелись меж высокородными вели[ко]е противление… заповеданной богом любви чинилось… не [только когда] род со иным родом за оное местничество многовременныя злобы имел, но и в едином роде таковое ж враждование и ненависть содевалась… Аз же, вашего царского величества всегдашний богомолец… и со всем освященным собором… долженствуем едиными усты и единым сердцем… приносити ко всемогущему богу молитвы и моления, дабы той всемогущий господь бог таковое твое царское намерение благоволил [привести] к совершению, чтоб от того любовь сохранялась, в человеческие сердца вкоренялась, и царствие твое мирно строилось». И великий государь, слыша таковыя словеса, святейшего патриарха и властей прошение, изволил говорить своим государевым боярам… И бояре, и окольничие, и думные и ближние люди, и все ему, великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержцу, со усердием объявили: «Чтоб он, великий государь, указал учинить по прошению святейшего патриарха и архиереев, и всем им во всяких чинех быти без мест для того, что в мимошедшия лета во многих их государских ратных и в посолъских во всяких делех чинилися от тех случаев величия пакости и нестроение, и разрешение, и неприятелям радование, а между ими богу противное дело, нелюбовь и великия продолжительныя вражды. А при державе деда его государева, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержца, хотя и было между ими безместие, только совершенно случаи их и места были не искоренены; а ныне указал бы он, великий государь, на искоренение той между ими злобы, от которой происходит нелюбовь, разрядные случаи отставить и совершенно искоренить, чтоб впредь те разрядные случаи никогда не воспомянулись». И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевичь, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец… указал… принести к себе, великому государю, все розрядные книги, в которых писаны бывшие случаи с месты при прежних великих государех царех и великих князех российских…И по тому его, великого государя, указу, книги принесены. И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, изволил святейшему патриарху и властям, и своим государевым боярам говорить: «…И для совершенного искоренения и вечного забвения… все прошения о случаях и о местах записки изволяем предати огню, чтоб та злоба и нелюбовь совершенно погибла и впредь непамятна была, и соблазна б и претыкания никто никакого не имел. А что еще есть в Розряде случаев и о местах записки, а у кого такие ж книги и записки и те присылали бы в Розряд. А мы, великий государь, по тому ж те книги повелим предати огню, чтоб то было в вечном забвении. И от сего времени повелеваем боярам нашим и окольничим, и думным, и ближним, и всяких чинов людям на Москве в прикаэех у росправных и в полках у ратных, и у посольских, и везде у всяких дел быть всем меж себя без мест, и впредь никому ни с кем никакими прежними случаем не считаться, и никого не укорять… Кто от скудости, или каким ни есть случаем объявится где и в нижних каких чинех, и того ему в укоризну не ставить же, и тем его не безчестить…». И того ж числа те книги преданы огню... Вышеписанное соборное деяние великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, изволил утвердить своею государевою самодержавною рукою: божиею милостию царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержец, во утверждение сего соборного деяния и в совершенное гордости и проклятых мест искоренение моею рукою подписал. Вопросы и задания 1. Вспомните, что такое служебно-родовое местничество? Чем была продиктована отмена местничества? 2. Какова была роль комиссии 1681–1682 годов и собора 1682 года в разработке и осуществлении реформы? 3. В чем значение уничтожения местничества?
|
|
| |