Четверг, 09.01.2025, 15:37
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Исторический словарь на уроках VIII-нач XVI вв.
poj35Дата: Вторник, 18.03.2014, 13:07 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Первое известие о Москве (по Ипатьевскойлетописи)  В 1147 г. пошел Юрий воевать Новгородскуюволость и, придя, взял Новый Торг и всю Мсту. А к Святославу послал Юрий,
повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь
вверх по Протве; и дружина Святослава набрала там пленных. И прислал к нему
Юрий со словами: «Приди ко мне, брат, в Москву». Святослав поехал к нему с
сыном своим Олегом и с небольшою дружиной и взял с собой Владимира
Святославича. А Олег поехал вперед к Юрию и подарил ему барса. Вслед за ним
приехал его отец Святослав, и они сердечно встретились с поцелуями в пятницу, в
день похвалы святой Богородицы, и были веселы. На другой день повелел Юрий
устроить большой пир («обед силен») и оказал князьям великую честь; и дал
Святославу, в знак любви, много даров, и одарил сына его Олега, и Владимира
Святославича, и Святославовых мужей, и так отпустил их. (...)

Пергамен Телячья или баранья кожа, выделаннаяособым образом и применявшаяся для письма. Назван по древнему городу Пергам в
Малой Азии, где впервые начал изготовляться
во II в. до н.э.

Перелог Система земледелия,распространенная у восточных славян лесостепной и степной полосы
в VIII –XI вв. Участок степи распахивался, засевался и
использовался до истощения естественного плодородия почвы, после чего люди
переходили («перекладывались») на аналогичный участок по соседству. 

Повесть о Петре и Февронии Произведениедревнерусской литературы (XVI в.), рассказывающее о любви крестьянки и князя.
Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает
обещание жениться на ней. Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись
к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что
княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Князь уходит
вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию
вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела
их чудесным образом соединяются в одном гробу.

Повестьо Шевкале В год 6834 (1326) (…)В том же годуАлександру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на
великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших
грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль,
сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех
князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый
зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста
и начал говорить, наученный диаволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я
пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к
тебе». И царь велел ему так сотворить.Беззаконный же Шевкал, разоритель
христианства, пошел на Русь со многами татарами, и пришел в Тверь, и выгнал
великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе,
исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан –
насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно
оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить
их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить,
велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.И случилось
так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий
диакон-тверянин, – прозвище ему Дудко, – повел кобылицу, молодую и очень
тучную, напоить водой к Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень
огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте!».И началась между ними
драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчассбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем,
и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули
тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала.
Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле
стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в
Орду, и там возвестили о кончине Шевкала. (…) Убит же был Шевкал в 6835 (1327)
г. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю –
пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных
взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь
Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский
великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с
княгиней и детьми своими и остался в Пскове.

Повесть о белом клобуке Произведениедревнерусской литературы, создано в конце XV в. в окружении новгородского
архиепископа Геннадия. Обосновывало идею превосходства церковной власти над
светской, утверждая, что белый клобук передан новгородским архиепископам
непосредственно Папой Римским Сильвестром.

Повоз Система сбора дани,которую ввела княгиня Ольга, вместо полюдья, установив ее фиксированный размер
(уроки) и место сбора (погосты).

Погост По налоговой реформекнягини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где
располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным
и правильным поступлением налогов в казну.

Подсечно-огневое земледелие Системаземледелия, распространенная у восточных славян лесной полосы
в VIII –XI вв. Деревья подрубали, они засыхали
на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля
удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась
до истощения. На ранее использованный участок земледельцы
возвращались через 25–30 лет после восстановления лесного покрова.

Половцы Тюркоязычный народ,пришедший в конце XI в. из Заволжья в причерноморские
степи. Хозяйство половцев было основано на кочевом скотоводстве.
В XII в. начинают появляться ремесла. Племенами половцев управляли
ханы. Большую роль в жизни племени играли грабительские набеги. Половецкое
войско составляла конница, что делало его очень подвижным. Иногда
в сражениях участвовали даже женщины. В 1054 г. половцы
впервые сталкиваются с русскими войсками и потом на много лет
становятся то врагами, то союзниками Руси. Половецкие отряды часто
использовались русскими князьями в междоусобных войнах. После монгольского
нашествия XIII в. часть половцев вошли в состав Золотой Орды, часть –
ушли в Европу.

Полюдье В Киевской Руси объездкнязем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

Поместье Вид феодальногоземлевладения в России. Впервые поместья появляются в XIV в. как
земельные владения, предоставляемые за несение военной службы без права
передачи земли по наследству (так называемое условное землевладение).
На протяжении XVI–XVII вв. наблюдается процесс сближения поместья
с вотчиной. В начале XVIII в. этот процесс завершится слиянием
поместья и вотчины. Владельцы поместий называются помещиками.

Посадник В эпохусуществования Древнерусского государства наместник князя. Позднее этот термин
стал обозначать высшую государственную должность в Новгороде и Пскове
(до конца XV – начала XVI в.). Посадники избирались на вече
из представителей наиболее знатных и богатых боярских родов.

Поучение Владимира Мономаха Памятник древнерусской литературы. Авторомего является великий князь Владимир Всеволодович Мономах, княживший
в Киеве в 1125–1132 гг. По форме «Поучение»
представляет собой высказывание, обращенное к читателям, в данном
случае к сыновьям князя. Произведение это во многом автобиографичное.
Основная тема «Поучения» – это призыв к детям и всем, кто будет
читать «эту грамоту», руководствоваться в своих действиях не личными
или семейными интересами, а тем, что будет полезно своей земле,
государству. Подобную манеру поведения Мономах демонстрирует
на собственном примере. Свою мысль Мономах подкрепляет не только
цитатами из Священного писания, но и рассказами
из собственной жизни. Помимо общегосударственного порядка, следует
заботиться также о церкви, о бедных, не давать «сильным» губить
«ни худого смерда», «ни убогую вдовицу».

Путь «из варяг в греки» Один важнейших торговых путейДревнерусского государства, связывающий Прибалтику с Византией. Путь начинался
«из варяг», то есть из Балтийского (Варяжского) моря, далее шел по реке Неве в
Ладожское озеро. Оттуда по реке Волхов до Ильменского озера (Новгород Великий),
далее по реке Ловать. Потом суда тащили волоком по суше до верховий Днепра
(район современного Смоленска). Затем спускались по Днепру, обнося пороги, в
Черное море и, наконец, достигали Константинополя, столицы Византийской
империи.Этот торговый путь возник на рубеже IX–X вв. и продолжал
действовать вплоть до второй половины XII в. Из Византии везли вино,
пряности, дорогие украшения, ткани, книги, иконы и т.д. На юг отправляли хлеб,
ремесленную продукцию, лес, мех, мед, воск.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz