poj35 | Дата: Четверг, 27.03.2014, 13:16 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| ПРОДОЛЖЕНИЕ 4. Городская реформа Создавая систему самоуправления в России, правительство неизбежно должно было распространить ее и на городское население. Города в России испытывали массу проблем, связанных с организацией их хозяйственной жизни, поддержанием порядка, благоустройством, снабжением. Можно было легко предвидеть, что после отмены крепостного права городское население начнет быстро расти и все эти проблемы станут еще более острыми. Между тем старые, дореволюционные органы городского управления работали, как правило, совершенно неудовлетворительно. После того, как в ходе создания единого русского централизованного государства были уничтожены веча, городское население оказалось под жестким контролем верховной власти, видевшей в нем прежде всего даровую рабочую силу и источник доходов. Те органы городского управления, которые создавались здесь в XVII — XVIII веках, занимались почти исключительно сбором податей и принуждением горожан к отбыванию государственных повинностей. Собственно городские проблемы были для них всегда на заднем плане. Подобное положение попыталась изменить Екатерина II своей знаменитой “Жалованной грамотой городам” 1785 года. В соответствии с этим документом в городах создавались выборные думы из представителей разных слоев городского населения, которые в первую очередь должны были заниматься именно местными делами. Думам предписывалось осуществлять текущее управление городом, наблюдать за состоянием домов, улиц, площадей, проводя в случае необходимости ремонтные работы, контролировать подвоз товаров и продовольствия. Добросовестное выполнение всех этих задач должно было оживить городскую жизнь и способствовать городскому благоустройству. Однако подобные органы, в которых была заложена идея самоуправления, совершенно не прижились в самодержавно-крепостнической России, быстро превратившись в фикцию. В предреформенную эпоху они давным- давно существовали только на бумаге. Вся реальная власть в городах принадлежала представителям администрации — генерал-губернаторам, губернаторам, городничим, которые, работая на центр, очень мало думали о местных интересах. В результате строительство системы городского самоуправления приходилось начинать практически с нуля. В 1870-м году Александр II подписал “Городовое положение”, подготовленное Министерством внутренних дел. Городская реформа проводилась на тех же началах, что и земская: более чем в 500 городах России вводились органы городского самоуправления — городские думы, избираемые сроком на 4 года. Думы из своей среды выбирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы — городские управы. В организацию выборов городских дум, в отличие от земств, лег не сословный принцип, а имущественный. К выборам допускались все, кто платил городские налоги, — то есть домовладельцы. Дальнейшее их распределение по трем куриям полностью зависело от имущественного достатка. В первую курию входили наиболее зажиточные горожане, на долю которых приходилась одна треть общей суммы городских налогов. Во вторую — плательщики второй трети, горожане среднего достатка; в третью — многочисленная “городская мелкота”, уплачивающая последнюю треть общей суммы. Таким образом, от небольшого числа городских богачей в думе было столько же представителей, как от значительно большего числа людей зажиточных и несравненно большего числа людей небогатых. В результате подобным образом организованных выборов городское управление оказывалось в руках крупной буржуазии и богатого дворянства. Функции городского самоуправления были схожи с земскими: думы и управы занимались делами, связанными с благоустройством города — забота о мостовых, освещении, водоснабжении и тому подобное, попечением о местной торговле и промышленности, здравоохранением и народным образованием, принятием санитарных и противопожарных мер. Так же, как и земства, городские думы получали средства в основном за счет самообложения — основным источником этих средств для них был сбор с промышленных и торговых заведений в размере 1% от их доходов. При этом следует особо отметить, что только 40% от этих, как правило, не очень значительных сумм использовались городскими думами по назначению. Остальные 60% уходили на содержание полиции, городских тюрем, казарм для солдат и т.п. — то есть думы в этих случаях тратились на нужды правительственные. И все же при весьма скромных возможностях новые органы самоуправления заметно оживили городскую жизнь и способствовали развитию городов, как в хозяйственном, так и в культурном отношении. 5. Судебная реформа Современники справедливо считали судебную реформу наиболее последовательной из всех реформ 1860-х — начала 1870-х годов. Действительно, она была хорошо продумана, решительно проведена и в корне изменила положение дел в сфере судопроизводства. “Судебные уставы”, на которых основывался новый суд, были утверждены Александром II в ноябре 1864 года. В соответствии с ними прежде всего менялась вся структура судебных органов. Прежде всего в ходе реформы создавались два вида суда, практически независимые друг от друга, — мировой и коронный (государственный)суд. Мировой суд нужен был для того, чтобы разгрузить коронный суд от массы дел, связанных с мелкими правонарушениями и незначительными исками (до 500 рублей). Этот суд был выборным, максимально упрощенным и не требовал у тех, кто обращался в него, почти никаких денежных затрат. Уезд делился научастки, каждый из которых находился в ведении определенного мирового судьи. Сами судьи выбирались на три года уездными земскимисобраниями. Они должны были иметь образование (не ниже среднего) и обладать определенным имуществом. Сам судебный процесс в мировом суде проходил гласно, был
открыт дляпосетителей. Мировой судья заслушивал дело, опрашивал участников и свидетелей, и сразу же выносил приговор: штраф (не более 300рублей) или арест (до 6 месяцев). Недовольные приговором моглиобжаловать его на регулярно собиравшемся съезде мировых судей данного уезда. Коронный суд действовал от лица государства и являлся частью государственной системы, но занимал в ней совершенно особое место. Россия делилась на судебные округа, охватывавшие несколько смежных уездов; в каждом округе создавался окружной суд, через который проходила основная масса как уголовных, так и гражданских дел, связанных с преступлениями, совершенными на этой территории. С целью гарантировать следователей и судей новой судебной системы от какого-либо давления со стороны любого начальства “Судебные уставы” сделали их несменяемыми. Следователи и судьиназначались сверху, министром юстиции, должны былиотчитываться в своей деятельности, жалованье получали из казны — но уволить их можно было только по суду, обвинив в совершении должностного преступления и доказав справедливость этого обвинения в открытом, гласном суде. Таким образом новым следователям исудьям не грозил дамоклов меч, висевший над всеми обычнымичиновниками: увольнение за то, что не угодил начальству, не выполнил указаний сверху, проявил в своей деятельности независимость. Над окружными судами стояли судебные палаты, каждая из которых контролировала по несколько смежных судебных округов, — сюда шли отчеты о движении дел в окружных судах; сюда же можно было подать апелляцию (жалобу) на приговор окружного суда и при определенных обстоятельствах добиться пересмотра своего дела. Желая обезопасить новый суд от какого-либо давления извне, со стороны администрации, реформаторы в то же время стремились поставить судебные органы под самый строгий контроль в отношении соблюдения законов. С одной стороны такой контроль над окружными судами и судебными палатами осуществлял Сенат, принимавший и рассматривавший кассации, т.е. жалобы на нарушение закона в ходе судебного процесса (в отличие от апелляции, в которой выражается несогласие с приговором по существу). С другой стороны был организован прокурорский надзор, подчиненный министру юстиции: за каждым окружным судом, равно, как и за каждой судебной палатой наблюдал особый прокурор, следивший за всем ходом следствия и суда. Министр юстиции в случае необходимости мог возбудить судебное разбирательство дела провинившегося судьи или следователя. Главным достоинством нового суда была, несомненно, его открытость, гласность. Судебный процесс должен был проходить при открытых дверях, в помещениях, вмещавших достаточно большое количество публики; представители прессы имели право подробно освещать его в печати. Допросы обвиняемого, истца, свидетелей, предъявление улик и так далее — все это было построено по принципу своеобразного состязания между двумя сторонами: прокурором, представлявшим обвинение, и адвока- том (присяжным поверенным), выступавшим в качестве защитника обвиняемого. В отличие от судей, следователей и прокуроров адвокаты не были представителями Министерства юстиции; они вообще не имели никакого отношения к государственным органам — по сути, это были служащие по вольному найму. Сразу же после судебной реформы была создана корпорация (объединение) присяжных поверенных, в которую входили адвокаты, имевшие высшее юридическое образование. Интересы обвиняемого они представляли за соответствующую плату от него. Если у обвиняемого не было средств, адвоката ему нанимало государство, естественно, за минимальную плату. Между тем, услуги таких знаменитых адвокатов, как В.Д. Спасович, Ф.Д.Плевако идругих стоили очень дорого — но, как правило, затраты себя оправдывали: эти защитники славились тем, что добивались оправдательных приговоров в самых, казалось бы, безнадежных делах. Председатель окружного суда (судья) и два его товарища (заместителя) следили за тем, чтобы судебное заседание проходило строго в рамках закона. Исход же дела определялся присяжными заседателями — фигурами в русском суде принципиально новыми. В них олицетворялась одна из главных идей “Судебных уставов”: суд должен носить не формальный характер, а “праведный”, опираясь не на “совершенные доказательства”, а на общечеловеческие понятия о правде и справедливости. Именно поэтому судьба обвиняемого отдавалась в руки его сограждан, не имевших не только юридического, а нередко и вообще никакого образования. Списки возможных присяжных заседателей создавались специальными комиссиями при окружных судах. В них могли войти все физически здоровые мужчины данного округа в возрасте от 25 до 70 лет. Сословная принадлежность, уровень материальной обеспеченности и образования при этом не играли никакой роли. В романе Л.Н. Толстого “Воскресенье” дано чрезвычайно живое и достоверноеизображение суда присяжных — недаром писатель очень основательно консультировался по этому вопросу у А.Ф. Кони. Одной из самых характерных черт этого суда является как раз разнообразнейший состав присяжных: вместе с главным героем романа, богатым и знатным князем Нехлюдовым в него входят и учитель гимназии, и отставной полковник, и купец второй гильдии, и приказчик-еврей, и мужик-артельщик… Нередко, когда судебные дела выносили на сессии в глухие уездные городки, среди присяжных преобладали неграмотные крестьяне. В списки не вносили лишь священнослужителей, офицеров, солдат срочной службы и учителей народных школ — их занятия считались настолько важными, что отвлекать от них не полагалось. Вне списка оставались также “лица, находящиеся в услужении” — лакеи, швейцары и прочая прислуга. Все же прочие, внесенные в списки, по мере необходимости могли быть привлечены к исполнению своих временных обязанностей . В обязанности же эти входило присутствие на судебных заседаниях, в ходе которых присяжные должны были максимально полно ознакомиться со всеми обстоятельствами того или иного дела, оценить достоинство доказательств обвинения, приводимых прокурором, и защиты, исходящих от адвоката. Процесс завершался заключительным словом председателя суда, в котором он, обращаясь к присяжным, четко ставил перед ними вопросы относительно вины подсудимого. Получив лист с этими вопросами, присяжные удалялись в особое помещение, где должны были также четко и по возможности единогласно ответить на них, искренне и честно высказавшись о степени виновности подсудимого, смягчающих обстоятельствах и так далее. От их ответов зависела человеческая судьба: именно на них основывался приговор, который выносил судья, обращаясь к соответствующим статьям закона. 6. Новый суд в пореформенной России Новый суд производил сильное впечатление еще на уровне замыслов реформаторов, воплощенных в “Судебных уставах”.
Когда же эти замыслы были реализованы — окончательный переход к новой судебной системе произошел к 1866 году — то впечатление, произведенное ими на самые разные слои русского общества, превзошло все ожидания. В первые годы после реформы попасть на заседания суда присяжных было не так легко — вне зависимости от важности рассматриваемого дела. Многие же из этих дел становились событием общественного значения — широко и оживленно обсуждались в публике, вызывали бурную полемику в прессе. Причины столь большой популярности нового суда легко понять: в стране, веками жившей своей потаенной жизнью, совершенно безгласно, под мощным диктатом чиновников всевозможных рангов, в этой стране теперь человеческие судьбы решались открыто, путем публичного исследования и обсуждения, причем суть решения определялась не отвлеченными формулами, а совестью тех, кто его выносил… В то же время новый суд почти сразу стал вызывать подозрительность и недовольство правительства. Одной из главных причин подобного отношения была поразительная мягкость приговоров: присяжные разных окружных судов, не сговариваясь, оправдывали обвиняемых даже тогда, когда весь ход процесса, казалось бы, убеждал в их неоспоримой виновности. Пытаясь объяснить эту черту суда присяжных, которая действительно бросалась в глаза, современники называли разные причины: талантливость русских адвокатов и бездарность прокуроров, особенности национальной психологии… Но все сходились на том, что сознательно или бессознательно присяжные противопоставляли свою снисходительность беспощадной жестокости правящей бюрократии. Присяжные, представлявшие самые разные слои населения, с пониманием и сочувствием относились к доводам адвокатов, которые, как правило, стремились объяснить сам факт того или иного преступления тяготами русской жизни, разнообразными пороками государственного и общественного устройства. Подобные тенденции раздражали власть даже тогда, когда касались процессов, носивших сугубо уголовный характер. Когда же, с конца 1860-х годов пошли один за другим процессы политические, когда присяжные раз за разом стали выносить оправдательные приговоры тем, кого власть с полным основанием считала своими непосредственными противниками — стало очевидно, что новая судебная система приходит во все большее противоречие с господствующей самодержавно-бюрократической системой. Стремясь вернуть судебную систему под свой контроль, власть прежде всего пересмотрела принцип несменяемости, который делал неуправляемыми две наиболее значительные фигуры нового суда — следователя и судью. В отношении следователей нехитрый, чисто бюрократический способ нейтрализовать их самостоятельность нашли уже в 1867 году: вместо полноценных следователей все чаще стали назначать “исправляющих должность следователя”, которых можно было в любой момент с этой должности снять. В отношении судей правительство, правда, не рискнуло применить эту уловку, зато министру юстиции было дано право перемещать их из одного судебного округа в другой, что стало мощным средством воздействия — кому захочется менять Петербург или Москву на Тобольск или Хабаровск. Но главный удар был направлен против суда присяжных. Не доверяя “непокорным судейским” и тем более присяжным заседателям, правительство постаралось передать политические дела под контроль куда более надежных органов. С 1871 г. дознание по таким делам стали вести жандармские офицеры, а сами эти дела нередко слушались не в окружных судах, а в особом Присутствии Сената, где вместо присяжных судьбы подсудимых решали высшие сановники-сенаторы. После же провального для правительства процесса Веры Засулич, политические дела почти автоматически передавались в военные суды, где роль присяжных играли строевые офицеры. В обоих случаях приговоры, естественно, были такими, какие требовались верховной власти. 7. Реформы в других сферах русской жизни Чрезвычайно важными с государственной точки зрения были реформы в военной сфере, подготовленные и проведенные под руководством Дмитрия Алексеевича Милютина, который, так же как и его брат Николай, был одним из самых ярких представителей либеральной бюрократии в России. Центральной из этих реформ стал “Устав о воинской повинности”, утвержденный Александром II в 1874 году. По этому уставу вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность. Она распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, для флота — 7 лет действительной службы и 3 года пребывания в запасе. Значительная часть призывников освобождалась от службы по семейным льготам — единственный сын, единственный кормилец в семье и ряд других. Сроки службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет для закончивших начальную школу, до 3 лет — городскую, до 1,5 — гимназию и до полугода — для имевших высшее образование.
Таким образом, несмотря на декларированную всеобщность воинской повинности, основная тяжесть военной службы по- прежнему падала на крестьянство и городские низы, образовательный уровень которых оставался очень низким.
Милютин упорно работал и над совершенствованием управления армией. Еще в 1864 году он добился коренного переустройства в этой сфере, создав стройную, строго централизованную систему: Россию разделили на 15 военных округов; во главе войск, расквартированных на территории того или иного военного округа, находился командующий; командующие округами подчинялись непосредственно военному министру. Подобная система значительно упростила военную организацию, сделав ее более управляемой по сравнению с дореформенной, когда военные силы России делились на армии и корпуса.
И, наконец, Милютин много сделал для совершенствования военного образования. Вместо закрытых военных учебных заведений — корпусов — были созданы военные гимназии, близкие по программе к средней школе и открывавшие путь в любое высшее учебное заведение (кроме университетов). Военное министерство во главе с Милютиным очень серьезно относилось к разработке учебных программ и комплектованию штата педагогов в своих гимназиях. Характерно, что многие представители интеллигенции предпочитали отдавать своих детей именно в военные гимназии, а не обычные, “штатские”, переживавшие при реакционном министерстве Д.А. Толстого не самые лучшие времена. Если увыпускника военной гимназии было желание продолжить карьеру по этой линии, то он мог сделать это, поступив в одно из многочисленных специализированных юнкерских училищ — пехотных, кавалерийских, артиллерийских, военно- инженерных. Эти училища готовили офицеров для соответствующих родов войск. Послужив определенное время в армии, можно было усовершенствовать свое военное образование. С этой целью был создан ряд военных академий — Генерального штаба, Артиллерийская, Военно-морская и другие. Окончание академии значительно облегчало продвижение по службе; одна- ко сдать вступительные экзамены и учиться там было очень нелегко — Д.А. Милютин стремился создать военную элиту из наиболее талантливых, энергичных, хорошо образованных офицеров. Важной составляющей частью военных реформ стало перевооружение русской армии и флота. На флоте место деревянных парусных кораблей заняли паровые металлические суда. Сухопутные войска получили скорострельные винтовки и новую артиллерию. Развитие экономики России в пореформенную эпоху порождало все более острую потребность в различных специалистах и просто в образованных или хотя бы грамотных людях. Этим диктовалась необходимость серьезных перемен в сфере народного просвещения. В начальном образовании определяющее значение имело “Положение о начальных училищах”, утвержденное в 1864 году. Оно предоставило право общественным учреждениям и частным лицам открывать начальные школы. Именно это “Положение” позволило создать сеть земских школ. Их основным конкурентом были церковно-приходские школы, в которых обучение чтению, письму и счету сочеталось со стремлением воспитать учеников в духе официальной идеологии. Частных начальных школ возникло совсем немного. Новый гимназический устав, утвержденный в том же 1864 году, стал важным шагом на пути развития среднего образования. Главной его положительной чертой было то, что он отменял сословный принцип при приеме в гимназию. Но в то же время этот устав положил начало довольно сомнительному разделению гимназий на классические и реальные. В классических гимназиях ведущую роль играло преподавание древних языков, прежде всего латыни; из этих гимназий открывался прямой (даже без экзаменов) путь в университет. В реальных же гимназиях, преобразованных позже в училища, детей загружали математикой, черчением и другими предметами, дававшими “технические познания”, годные “для занятия различными отраслями промышленности и торговли”. Из этих гимназий путь в университет был закрыт; окончив их, учащиеся могли поступать в лучшем случае в высшие технические учебные заведения. Эта своеобразная реформа была вызвана прежде всего борьбой с “опасным” увлечением молодежи 1860-х годов естественными науками. Имелось ввиду создать, с одной стороны, образцовые гимназии со строжайшей учебной дисциплиной и усиленным преподаванием латыни, которой тоже приписывалось мощное дисциплинирующее воздействие — в этих заведениях должна была обучаться и воспитываться будущая чиновничья элита. Второстепенные же, по мысли правительства, реальные училища должны были готовить техническую интеллигенцию, для власти неприятную, но без которой в пореформенной России никак нельзя было обойтись. Ради этого Министерство просвещения во главе с Д.А. Толстым пошло на разрушение, сложившейся к этому времени единой сети гимназий с хорошо разработанными разносторонними учебными программами и опытными преподавателями. И, наконец, новый Университетский устав, принятый в 1863 году, сыграл важную роль в развитии высшего образования. Он предоставил университетам довольно серьезную автономию, практически ликвидированную в николаевские времена. Совет университета получал право самостоятельно решать все научные, учебные и хозяйственные вопросы. Устав предусматривал выборность ректора и деканов с последующим утверждением их министром народного просвещения. Подведем итоги. 1. Реформы, которые проводила власть, были начаты с большим размахом и охватили самые важные сферы русской жизни. 2. Однако, в своей реформаторской деятельности власть была непоследовательна: отменяя крепостное право, она сохранила зависимость крестьян от помещиков; создавая принципиально новые структуры — органы самоуправления, суд присяжных, она поставила их под контроль самодержавно-бюрократического чиновничьего аппарата. 3. В результате большинство из этих реформ не столько разрешили, сколько усугубили противоречия, терзавшие Россию, закрывавшие ей путь к спокойному, планомерному развитию. ВОПРОСЫ
7. Насколько, с вашей точки зрения, оправдана передача решения судебного дела в руки присяжных заседателей, «людей с улицы»? Попробуйте оценить положительные и отрицательные стороны суда присяжных. 8. Дайте оценку нововведениям, которые появились в российском суде, с точки зрения возможности защиты прав и свобод личности. 9. Почему, на ваш взгляд, именно судебная реформа была самой последовательной из всех реформ 60 – 70-х гг. XIX в.? 10. Сравните способ формирования армии путем рекрутских наборов и всеобщей воинской повинности. Какой способ более выгоден для государства? Почему? 11. Почему воинскую повинность, введенную в России в 1874 г. можно называть всеобщей лишь условно? 12. Укажите основные отличия между старым Университетским уставом 1835 г. и новым уставом 1863 г. В чем состояла «либеральность» нового устава?
|
|
| |