poj35 | Дата: Четверг, 27.03.2014, 13:32 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Тема № 43.1.1 Наука и образование первой половины XIX в.
1. система высшего, среднего и начального образования в России сложилась при: 1) Петре I, 2) Екатерине II, 3) Александре I, 4) Николае I
2. Укажите неверный ответ. Реформа 1803 г. в области образования имела результатом: 1) созданиев каждом губернском городе гимназии, 2) открытие в каждом уездном городе уездного училища, 3) создание в сельской местности приходских училищ, 4) образование Министерства народного просвещения, 5) доступ детей крепостных крестьян во все типы учебных заведений.
3. Укажите неверный ответ. В годы царствования Николая I развитие образовательной системы характеризовалось: 1) особым вниманием к религиозному образованию, 2) ростом числа учебных заведений, 3) сокращением числа учебных заведений, 4) открытием высших технических училищ
4. Используя материал учебника, покажите в таблице различия между существовавшими типами учебных заведений.
Приходские училища
Уездные училища
Гимназии
5. Продолжите фразу: Наиболее значимым был вклад в биологию (И.А. Двигубскогго, И.Е. Дядьковского, К.М. Бэра), так как он сумел……
6. Подготовьте сообщение о вкладе в развитие медицины Н.И. Пирогова. Составьте развёрнутый план сообщения.
7. Дайте определение понятий: нептунисты, плутонисты.
8. Продолжите фразу. Главным достижением в развитии отечественной астрономии в начале XIX в. было ……
9. Кто из российских математиков начала XIX в. произвёл переворот в развитии геометрии? В чём состоял этот переворот?
10. Общество «Арзамас» «Арзамас» не имел собственно никакой определённой формы. Это было общество молодых людей (из которых некоторые достигли впоследствии высших степеней государственной службы), связанных между собой живым чувством любви к родному языку, литературе, истории… Направление этого общества, или, лучше сказать, этих приятельских бесед, было преимущественно критическое… В заключении заметим, что частные, так сказать, домашние общества, состоящие из людей, соединённых… свободным признанием и личными талантами… имели и имеют… ощутительное, хотя некоторым образом невидимое влияние на современников (из «Литературных воспоминаний» графа С.С. Уварова) Похороны А.С. Пушкина 1837 г. Февраль 1. похороныПушкина. Это были действительно народные похороны. Всё, что сколько-нибудь читает и мыслит в Петербурге – всё стекалось к церкви, где отпевали поэта… Тут же по обыкновению были и нелепейшие распоряжения. Народ обманули: сказали, что Пушкина будут отпевать в Исаакиевском соборе… а между тем тело было из квартиры вынесено ночью и поставлено в Конюшенной церкви. В университетах получено строгое предписание, чтобы профессора не отлучались от своих кафедр и студенты присутствовали бы на лекциях. Греч получил строгий выговор от Бенкендорфа за слова, напечатанные в «Северной пчеле»: «Россия обязана Пушкину благодарностью за 22-летние заслуги его на поприще словесности…» И всё это делалось посреди всеобщего участия к умершему, среди всеобщего глубокого сожаления. Боялись – но чего? (из «Дневника» цензора А.В. Никитенко) Что объединяет членов литературных обществ? Объясните слова Уварова о том, что литературные кружки имели «невидимое влияние на современников» Ответьте на вопрос Никитенко: чего боялось правительство «обманывая народ»? Объясните, как вы понимаете слова цензора: «Это были действительно народные похороны».
11. Прочитайте два высказывания. Кто прав? Своё мнение обоснуйте
«Горе от ума» представляется сатирой, стоящей, так сказать, на втором плане искусства. При максимальных достоинствах сатира всё же бескрыла, как басня (из критической статьи поэта В. Ходосевича) Своей комедией Грибоедов подвёл черту под надеждами на Просвещение, учредившего культ разума, способного вразумить и толпу и её повелителей. То, что до поры казалось досадной чередой неудач… не, не сработал довод рассудка… теперь предстало как закономерность (из книги писателя Ст. Рассадина «Русские, или Из дворян в интеллигенты») plv �oe���:all'>
применять для сварки металлов, решал проблемы, связанные с электролизом. Превращением тепловой энергии в электрическую занимался Э.Х. Ленц,который сформулировал закон теплового действия тока. В 1832 году П.Л. Шиллинг провел испытание первой линии электромагнитного телеграфа. Позже Б.С. Якоби создал пишущий телеграфный аппарат. Впервыев мире подземная кабельная телеграфная линия соединила Петербург с Царским селом. Впоследствии линии телеграфа прокладывались уже только по воздуху. Телеграф в те годы использовался лишь для правительственной связи. Якоби изобрел также электродвигатель с вращающимся рабочим валом, а в 1838 году открыл гальванопластику — способ снятия точных металлических копий методом электролитического осаждения металла. Новая методика тут же была внедрена в практику. Так, с помощью гальванопластики были изготовлены медные барельефы, украсившие Исаакиевский собор в Петербурге, а затем применение этого способа позволило в 1840-е годы осуществить в короткий срок денежную реформу.
Ученый-металлург П.А. Аносов, разрабатывая разные способы плавки, совершенствовалтехнологию литья стали. П.А. Аносов учился в свое время в Горном корпусе. Корпус гордился своими коллекциями. Здесь, между глыбами полудрагоценных камней и редких слитков, Аносов увидел прекрасное холодное оружие: старинные восточные сабли, мечи, кривые ножи, украшенные гравировкой. Его воображение поразили сабли из булатной стали, которые могли рубить железные прутья и дробить камень. Но секрет производства булата был утерян. После окончания корпуса Аносова командировали на Южный Урал, в Златоустовский горный округ. Здесь он изобрел способ получения легированной стали — то есть стали, имеющей в своем составе особые примеси, делающие её более прочной и ковкой. Сталь, выплавленная по способу Аносова, почти не уступала булату. Кроме того, ученый первым в мировой науке разработал методику применения микроскопа для изучения структуры металла. Но целью ученого было раскрыть секрет булата. После долгих экспериментов ему это удалось. На Златоустовском заводе началось производство булатного оружия. Особенно тщательно изготовленные сабли и шашку поднесли императору Николаю I. Аносовское булатное оружие выставлялось на русских и международных выставках, неизменно получая награды. В 1815 году по Неве пошел первый пароход, устройство которого отличалось примитивностью: в корпус обычного деревянного судна просто-напросто встраивался паровой котел. И все же техническая новинка сразу прижилась: число пароходов все увеличивалось, а в 1840-х годах они появились на реках Сибири, пароходное сообщение открылось на Волге и Каме, а затем и на Черном море. Развитие торговли настоятельно требовало внедрения новой техники. Русские предприниматели основывали пароходные общества, финансировали исследования. Громадное практическое значение для обширной империи имело строительство железных дорог, строительство которых в России началось практически одновременно с другими западноевропейскими державами. Но темпы строительства значительно отставали. В 1837 году состоялось торжественное открытие Царскосельской железной дороги. Сам император Николай I придавал огромное значение строительству. В молодости он посещал Великобританию, где внимательнейшим образом изучал технические новинки, и в особенности английские паровозы. И поэтому открытие первой ветки железной дороги стало делом первостепенной важности. К середине века протяженность железных дорог составляла всего лишь около тысячи верст. Однако начало было положено. Русские инженеры занимались благоустройством городов.
Под руководством замечательного ученого-инженера А.И. Дель- вига был выстроен водопровод в Москве и Нижнем Новгороде. В области медицины первое место по праву принадлежит замечательному врачу, ученому и организатору Николаю ИвановичуПирогову. После проведения опытов над животными Пирогов начал в 1847 году применять наркоз при операциях. А во время военных действий на Кавказе учёный первым в мире стал использовать во время проведения неотложных операций наркоз и накладывать неподвижную гипсовую повязку прямо на поле боя. Пирогова вполне заслуженно называют отцом военно-полевой хирургии. Да и сам термин «военно-полевая хирургия» впервые применён именно Пироговым.
5. Путешествия, географические открытия Для такой огромной страны, как Россия, важнейшей задачей являлось изучение собственных территорий, границ и сопредельных земель. В первой половине XIX века в России было организовано около 50 крупных морских экспедиций. Первая русская кругосветная экспедиция, продолжавшаяся три года, отправилась в путь в 1803 году. Корабли «Надежда» и «Нева» под командованием члена-корреспондента Академии наук И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского имелицель: исследовать северную часть Тихого океана. Во время путешествия участники экспедиции исследовали побережье острова Сахалин, Дальний Восток, острова центральной части Тихого океана, Аляску и Алеутские острова. Моряки посетили Гавайские острова и открыли остров, названный именем Лисянского. Наибольших результатов добилась кругосветная экспедиция на шлюпах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Перед нимистояла задача исследования северных широт. Путешественники продвигались среди ледяных полей, то сре- ди жестоких ветров, то в густых туманах. Сотрудники экспедиции вели наблюдения за антарктическими льдами и айсбергами, наносили на карту острова, береговую линию. В 1820 г. экспедиция обнаружила Антарктиду, последний, шестой континент Зем- ли. Между тем, многие географы того времени категорически отрицали существование материка на южном полюсе. В конце 1840-х годов на фрегате «Паллада» была предпринята экспедиция в Японию для заключения торговых соглашений. Во главе экспедиции находился вице-адмирал Е.В. Путятин, а в составе дипломатической миссии — будущийклассик русской литературы И.А. Гончаров. Все морские экспедиции были настоящими комплексными научными предприятиями. Обычно в них принимали участие специалисты Академии наук: астрономы, натуралисты, и даже художники.Ими изучались океанические течения, температуры на разных глубинах, удельный вес воды, приливы и течения, глубины, соленость, плотность воды, метеорологические явления; собирались зоологические коллекции, ботанические гербарии; велисьэтнографические исследования. Русские моряки собрали богатейший научный материал. В 1845 году в Петербурге начало свою деятельность Русское Географическое общество, которое существует и до сих пор. Среди его учредителей были Ф.П. Литке, Ф.П. Врангель, астроном В.Я. Струве и другие, а первые заседания проходили на квартире знаменитого «собирателя слов» В.И. Даля. На одном из первых заседаний общества с докладом выступил адмирал Ф.П. Врангель, который рассказывал о методах достижения полюса. Его практическими рекомендациями впоследствии пользовались полярные исследователи разных стран. Никакие достижения в науке и технике не могли преодолеть все возраставшую отсталость России от стран Запада. Без отмены крепостного права и проведения серьёзных социальных преобразований дальнейшее развитие страны, ее экономики, торговли и культуры было невозможно.
ВОПРОСЫ
1. Как развитие науки и техники в эту эпоху было связано с развитием промышленности и сельского хозяйства? 2. Чем был обусловлен интерес общественности и правительства к развитию науки? 3. В чем заключалось сходство и различие политики в области образования Екатерины II, Александра I и Ни- колая I? 4. Какие достижения русской науки в первой половине XIX века можно назвать наиболее значительными и по- чему?
|
|
| |