poj35 | Дата: Четверг, 27.03.2014, 13:52 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Тема № 41.5.2Время надежд и разочарований: внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. 7.1. В ожидании перемен Итак, миновало трагическое, но одновременно и триумфальное для Российской державы, время Наполеоновских войн. Блистательное отражение могущественного врага дорого обошлось стране. Война унесла жизни около 2 млн. человек. Россия была разорена, целые губернии опустошены, многие деревни и города сожжены, финансы полностью расстроены. Но несмотря на это, воодушевленная победой держава с оптимизмом и верой в перемены к лучшему смотрела в будущее, быстро отстраивала города и залечивала послевоенные раны. 13 июля 1814 г., ранним утром, царь без свиты и торжества прибыл в Петербург и отправился в Казанский собор, где отслужил благословенный молебен. Он пресытился славой, достиг вершины земного величия, стал Агамемноном — вождем всех вождей. Надо сказать, что прогрессивные слои тогдашнего общества с большим нетерпением ждали от своего императора крупных политических перемен. Они надеялись, что правительство не только возобновит, но и расширит прежнюю реформаторскую деятельность, облегчит участь героического народа. Побывав в заграничных походах, русские солдаты и офицеры познакомились с более развитыми европейскими странами, увидели тамошний быт. Они уже стали воспринимать печальную российскую действительность более осознанно и критически.
Передовые дворянские умы вслух мечтали о будущей конституции, попечители учебныхокругов на торжественных заседаниях произносили речи о политической свободе, называя ее «последним и возвышеннейшим даром Бога». Крестьяне надеялись на то, что царь наградит их за патриотизм и отменит ненавистное крепостное право. Многие народы Российской империи (например Польша) ждали буржуазных реформ и послаблений в национальной политике. Сам Александр безусловно понимал необходимость перемен и должен был считаться с настроениями общества. Став всесильным, по сути, европейским диктатором, он мог со значительно меньшей опаской оглядываться на мнение собственного дворянства и вернуться к реализации своих мечтаний, дабы упредить народный гнев. Надо отметить, что примерно до 1820 г. у Александра еще были живы симпатии к конституции и верность мечтам о либеральном переустройстве России. Какие же действия монарха укрепляли у его современников надежду на перемены? Александр I на деле подтвердил свои либеральные взгляды введением конституций в подвластных России Финляндии и Польше. В значительной степени именно по настоянию русского императора была дарована конституция Франции, удержавшая ничему не научившихся Бурбонов от восстановления абсолютизма. 7.2. Последний всплеск правительственного либерализма: Польская конституция и «Уставная грамота Российской империи» Осенью 1815 г. царь Александр первый раз вступил на территорию, присоединенного к России по решению Венского конгресса, Царства Польского. Император надел польский мундир, на котором вместо Андреевской звезды красовался польский орден Белого орла, и в таком виде, окруженный сановниками королевства, верхом на лошади въехал в Варшаву. Чтобы приобрести расположение своих новых подданных, он рассыпал царские милости на все сословия народа. По отзыву современницы, император был «всегда любезен… Он произносил столько комплиментов, что их невозможно было запомнить. Я даже заметила, что когда он находился в Варшаве, стрелка барометра веселья поднималась вверх». 15 ноября 1815 г. Александр I даровал Царству Польскому долгожданную конституцию, некоторые черты которой имели несомненное сходство с планом М.М. Сперанского Александр даровал полякам конституционно — парламентское правление, разумеется,под верховной властью российского самодержца, который объявлялся польским царем, а корона Царства Польского провозглашалась наследственной для русских правителей. Интересы российского императора в Польше представлял царский наместник. Власть императора в Польше ограничивалась конституцией. Высший законодательный орган — Сейм (национальный парламент) состоял из двухпалат: верхней (Сената), члены которой пожизненно назначались императором и нижней (Палаты депутатов). Последние избирались прямым голосованием.
Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Лишались этогоправа только крестьяне, которые, однако, были лично свободными. Все государственные должности замещались только поляками, документация велась на польском языке. Царство Польское получило и собственную армию, в которой служило почти 40 тыс. человек. В составе российских вооруженных сил формировался Польский корпус под командованием наместника императора. Однако, вопросы внешней политики находились всецело в ведении царского правительства. Конституция гарантировала свободу печати, вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища. Вводился общий для всех сословий суд при независимости и несменяемости судей, с гласным судопроизводством, хотя за царем сохранялось право изменять или даже отменять любое судебное решение. Для своего времени польская конституция несомненно была прогрессивным явлением, ибо способствовала политическому пробуждению народа. Современники даже признавали ее наиболее либеральным конституционным актом в Европе. Она стала самым крупным шагом Александра I на пути реформ за все его царствование. Таким образом, завоеванная страна получила учреждения более свободные, нежели страна-завоевательница.
15 марта 1818 г. при открытии первого Польского сейма Александр произнес свою знаменитую тронную речь. Император на примере Польши пытался доказать всем противникам ограничения самодержавия, что конституционное правление вовсе не угрожает спокойствию государства Варшавские речи Александра I молниеносно разнеслись по всей России и произвели сильнейшее впечатление как на либералов, так и на консерваторов. Первым — вселили надежды на конституционные намерения царя, а вторым — страх. Ежели, рассуждали они, Россия получит конституцию, то вслед за этим неминуемо последует отмена крепостного права А тем временем Александр перешел от слов к делу. С мая 1818 г. начались работы над проектом русской конституции. Его подготовка была поручена Николаю Николаевичу Новосильцеву. К осени 1820 г. конституционный проект был закончен. Назывался он — «Государственная уставная грамота Российской империи». В ней воплощались идеи М.М. Сперанского о превращении России в парламентарную монархию. Слово конституция в «Уставной грамоте…» ни разу не упоминалось, и все же это была именно конституция, хотя и весьма ограниченная.
Законодательную власть царь должен был разделить с органом народного представительства — законосовещательным парламентом, названным сеймом (как Государственная дума в проекте Сперанского), однако предполагалось, что он будет двухпалатным. По «Уставной грамоте» сенаторы верхней палаты — назначались царем, а кандидаты в депутаты нижней — избирались на основе возрастного и имущественного ценза. Императору принадлежало право окончательного отбора депутатов из числа избранных кандидатов (из кандидатов в депутаты император отбирал половину, из которой и состояла уже собственно нижняя палата). Участие крестьянства в выборах полностью исключалось. Согласно «Уставной грамоте» Россия получала федеративное устройство и должна быласостоять из 10-12 наместничеств, в каждом из которых, как и в проектеСперанского, создавался свой представительный орган (местный двухпалатный сейм). Авторы проекта сохранили за императором огромные полномочия. Конституциясохраняласуверенитет императорской власти. В статье 12 говорилось: «Государь естьединственный источник всех властей гражданских, политических, законодательных и военных». - Император объявлялся главой Православной церкви и государства; - за ним сохранялось право законодательной инициативы (сейммог лишь рассматривать законопроекты, предложенные монархом); - по всем обсуждаемым вопросам требовалось окончательное утверждение императора; - монарх объявлялся главой исполнительной власти («Государь есть верховная глава общего управления империи»); - он должен был возглавлять вооруженные силы; - заключать договора; - император имел право назначать всех чиновников; - осуществлять помилование преступников и т.д.
Проект предусматривал передачу исполнительной власти Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.
А была ли хоть в чем-то ограничена власть самодержца? Да! Сейм обладал правом вето и тем самым, безусловно, ограничивал законодательнуювласть монарха. Без сейма император мог издавать только «уставы, указы, рескрипты и постановления», но отнюдь не законы. Специальная глава была посвящена провозглашению гражданских свобод (под «гражданами» понимались лишь представители свободных сословий): декларировались свобода слова, печати, вероисповеданий, равенство всех перед законом, право на частную собственность, неприкосновенность личности (никто не мог быть арестован без предъявления обвинения и наказан иначе, как по суду и на основании действующего закона). Таким образом, это был хоть и небольшой, но все-таки шаг по пути к ограничению абсолютизма, по пути к буржуазному праву и буржуазной монархии. Хотя в целом «Уставная грамота…» гораздо меньше ограничивала самодержавие, чем проект Сперанского, оставляла в неприкосновенности все дворянские привилегии и никак не решала проблемы крепостного права, однако ее принятие вывело бы Россию на путь к представительному строю и гражданским свободам. Но этот шаг Александром I сделан не был. Он так и не смог (или не захотел) реализовать мечту своей юности. Почему? 7.3. Проекты отмены крепостного права «Увижуль, о друзья! народ неугнетённый Ирабство, падшее по манию царя, Инад отечеством свободы просвещенной Взойдетли наконец прекрасная заря?» так заканчивает Пушкин свое стихотворение «Деревня» Да… что и говорить, многие тогда надеялись, что Александр вознаградит крестьян за проявленный в войне патриотизм и своей милостью дарует им волю. «С божьей помощью крепостное право будет уничтожено еще в мое царствование» — возвестил император весной 1814 года на званом вечере в парижском салоне мадам де Сталь. Несмотря на то, что деятельность императора в последние годы царствования была явно противоречива, тем не менее, представляется несомненным искреннее стремление Александра приступить на практике к ликвидации крепостного права. Это стремление, думается, было вполне определенной и целенаправленной государственной политикой. Нужно учитывать и тот факт, что император с юных лет усвоил предостережение своего учителя Лагарпа: «Ропот — это первые языки пламени, из которого рождается пожар революции». А крестьянский ропот в то время слышался отовсюду: «Мы избавили отечество от тирана, а нас опять тиранят господа!»
Первым шагом царя стала отмена в 1816-1819 годах крепостного права в прибалтийских («остзейских») губерниях России (т.е. на территории современных Эстонии, Литвы и Латвии). Правда, особенно восторгаться смелостью Александра не стоит, ведь крестьян освободили по просьбе эстляндского, курляндского и лифляндского дворянства. Местные помещики хотели увеличить доходность своих хозяйств, тесно связанных с рынком, а низкая производительность крепостного труда этому препятствовала Остзейские крестьяне получили личную свободу, но без земли, которая провозглашалась собственностью помещиков, а крестьяне превращались в арендаторов. Среди русского дворянства поползли упорные слухи, что император намеревается покончить с крепостничеством во всей стране. И эти слухи имели под собой реальную почву.
Александр I действительно обратился сразу к нескольким сановникам с предложением составить проекты отмены крепостного права. Надо сказать, что готовились они в глубочайшей тайне. Некоторые разрабатывали такие проекты по собственной инициативе. Но Александр и на этот раз не решился довести задуманное до конца. Все проекты отмены крепостного права, даже весьма умеренные и в принципе выгодные для помещиков, были положены под сукно. Почему?
|
|
| |