Первые князья
| |
poj35 | Дата: Вторник, 14.05.2013, 09:18 | Сообщение # 16 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Из «Повести временных лет». Гибель князя Игоря В год 6453(945). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь — пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще».И отпустилдружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени Вопросы и задания1. О каких политических особенностях Древнерусскогогосударства можно узнать из этого источника?.
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 14.05.2013, 09:25 | Сообщение # 17 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Из «Повести временных лет». Походы Святослава В год 6472(964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку-реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал им: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам — по щелягу от рала даем».В год 6473(965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и город их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.В год 6474(966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил... <м>&В год 6476(968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. И изнемогали люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из Киева к ним. И стали тужить люди в городе, и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, — сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев его, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему на ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную.И вышла Ольга свнуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Пре-тичу: «Кто это пришел?» А тот ответил ему: «Люди той стороны [Днепра]». Печенежский князь снова спросил: «А ты не князь ли уж?» Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы пригрозить печенегам. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Так и сделаю». И подали'они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы, а тот дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города. И нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Услышав эти слова, Святослав с дружиною скоро сел на коней и вернулся в Киев; приветствововал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир . Вопросы и задания 1. На основе документа попытайтесь определитьглавную цель внешней политики Святослава 2. По мнению историка Н.М.Карамзина, Святослав«славу побед уважал более государственного блага», а историк С.М.Соловьев считал, что «Святослав никогда не имел на Руси значения князя». Выскажите свое мнение о Святославе — воине и государственном деятеле.
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 14.05.2013, 09:28 | Сообщение # 18 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Из «Повести временных лет». Призвание Рюрика
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани,— и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те ва¬ряги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, вот так и эти про¬зывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка (наряда) в ней нет. Приходи¬те княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со свои¬ми родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах находники, а коренное население в Нов¬городе славяне, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Белоозе¬ре весь, в Муроме мурома. И над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и от¬просились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые по¬строили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
Вопросы и задания 1. Представьте информацию источника о призвании Рюрика в виде сценария фильма, где кадр первый — жизнь славян после изгнания варягов, кадр второй — решение о призвании князя и т.д. При¬думайте название вашего фильма. Можно ли считать этот фильм документальным? Почему? 2. Соотнесите сведения летописца и данные исторической карты. Определите первоначальные границы Древнерусского государства. В чем проявляется его полиэтничность?
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 14.05.2013, 09:33 | Сообщение # 19 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Историк А. Г. Кузьмин о появлении славян на исторической арене Великое переселение народов и развал Гуннской державы при¬вели к исчезновению многих племен и рассеянию сравнительно небольшими группами остатков народов, некогда сотрясавших Европу. Своеобразный биологический взрыв и бурное рассе¬ление славян в VI — VII вв. чуть ли не по всему европейскому континенту — факт, также заслуживающий особого осмысле¬ния: славян вроде бы не видно в «битвах народов» в IV — V вв., но расселяются они в основном с той территории, на которой всего за несколько поколений исчезали целые народы. Видимо, первостепенную роль в том и другом случае играла специфика социальной организации. У славян всюду преобладала терри¬ториальная община, которая предполагала равенство всех ее членов, в том числе и недавних военнопленных-рабов. Эта осо¬бенность облегчала ассимиляцию славянами остатков многих раздиравшихся внутренними противоречиями племен и наро¬дов. Но сама ассимиляция также что-то привносила из опыта и культуры ассимилированных, постепенно обособляя друг от друга и разные славянские племена. Это неизбежно проявляет¬ся, например, в ряде ремесел, а иногда и во всей хозяйственной структуре (когда хлебопашцы оказываются у моря, им многое приходится менять в привычном укладе).
Вопросы и задания 1. О каких особенностях устройства славянского общества говорит историк? Приведите аргументы за и против его мнения. 2. Как особенности устройства славянского общества повлияли на историю славянских народов?
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 14.05.2013, 09:41 | Сообщение # 20 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Византийский историк Прокопий Кесарийский о славянах и антах
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и зако¬ны одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дроти¬ками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык, доста¬точно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов (иранские кочевые племена), грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И не¬когда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности I оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки. Вопросы и задания 1. Сгруппируйте информацию документа по проблемам: а) условия жизни славянских племен; б) общественные отношения; в) рели¬гиозные верования. 2. О какой стадии развития славянского общества повествует автор документа? 3. Как вы думаете, какие дополнительные источники необходимо привлечь, чтобы информация о славянах была более полной и до¬стоверной? 4. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение об авторе документа.
|
|
| |
|