Понедельник, 23.12.2024, 17:09
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Москва в XIX в.
poj35Дата: Пятница, 27.04.2012, 11:15 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Москва в XIX в.
В течение XIX столетия жизнь России разительно измени¬лась. Также разительно изменилась и жизнь ее старой столи цы — Москвы. К концу века это был совершенно иной город как по своему внешнему виду, так и по составу жителей.
Самым страшным испытанием для Москвы в XIX столе¬тии был 1812 год. Нашествие Наполеона, разграбление горо¬да, осквернение храмов, наконец, пожар, уничтоживший три четверти городских домов... Когда же Москва отстроилась вновь, то это уже был другой город, несомненно, более бла¬гоустроенный, но... другой.
Кремль пострадал очень сильно. Все, что можно было раз¬грабить, было разграблено, многое сгорело. Отступая, Напо¬леон приказал взорвать храм Василия Блаженного, а также стены и башни Кремля. Однако взорвалась лишь верхушка Никольских ворот и упала часть кладки по обе стороны от этих ворот. В 1816 —1820 гг. башня над воротами была над-строена, стена восстановлена.
Ров у Кремля в 1817—1819 гг. был засыпан, на образо¬вавшейся площади устроен плавный спуск к реке. Вдоль сте¬ны был разбит бульвар из двух рядов деревьев. У Спасских и Никольских ворот поставили часовни.
В XIX в. Красная площадь существенно преобразилась. В 1804 г., еще до нашествия Наполеона, она была целиком замощена булыжником. После пожара 1812 г. полуразрушен¬ные здания торговых рядов были снесены. Площадь значи¬тельно расширилась после засыпки рва, где раньше, при Ива¬не Грозном, осуществлялись публичные казни.
По проекту архитектора О.И.Бове в 1815 г. на Красной площади появилось первое здание Верхних торговых рядов. Перед ним в 1818 г. установили памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому работы И. П. Мартоса. В 1875 — 1881 гг. на месте бывшего здания Земского приказа появил¬ся Исторический музей (архитектор В. О. Шервуд, инженер А.А.Семенов). В 1889—1893 гг. было выстроено второе зда¬ние Верхних торговых рядов — для своего времени один из грандиознейших в мире пассажей (архитектор А.Н. Поме¬ранцев, инженер В.Г.Шухов). В 1892 г. Красная площадь была освещена электрическим светом.
В XIX в. значительные изменения произошли и на других площадях и улицах. Розничная торговля из Китай-города в значительной степени переместилась в магазины. (Здесь оста¬лась лишь оптовая торговля.) К уже существовавшим гости¬ным дворам добавилось много новых, потеснивших жилые дома. Появились биржи, конторы, банки. Монастырские под¬ворья превратились в гостиницы для купцов. Харчевни за¬менялись трактирами и ресторанами.
Более всего от нашествия 1812 г. пострадал Белый город. Во время пожара более двух третей его домов сгорели. После изгнания врага началось большое строительство под руковод¬ством знаменитого архитектора О.И.Бове, который возгла¬вил Комиссию «фасаднической части», целью которой было создание единого архитектурного ансамбля старой столицы.
Деятельность О.И.Бове в Москве тесно связана с реали¬зацией крупнейших архитектурных проектов. Среди них та¬кие, как реконструкция Водовзводной башни Кремля, пла¬нировка Театральной площади (Бове — автор проекта Пе¬тровского театра, предшественника современного Большого театра, построенного в 1856 г.). Благодаря стараниям Бове у стен Кремля появился Александровский сад с липовыми аллеями, декоративными кустами и пышными цветниками. По рисункам Бове для сада были выполнены решетка, грот-руины и фонтан. Бове участвовал в архитектурной отделке Манежа, но еще более он известен проектом возведенных к 1834 г. у Тверской заставы Триумфальных ворот в честь по¬беды в войне 1812 г. В XX в. Триумфальные ворота были разобраны, а затем восстановлены в конце Кутузовского про¬спекта.
Осип Бове построил несколько десятков зданий, украсив¬ших Москву, в том числе особняк Гагариных на Новинском бульваре (разрушен в 1941 г. во время налета фашистской авиации).
В течение XIX в. значительная часть дворянских особня¬ков, особенно в черте Белого города, перешла в руки пред¬ставителей буржуазии. Вкусы и потребности нового социаль¬ного слоя также отразились на облике города. Появились га¬лереи и пассажи, универсальные магазины. Под магазины, как правило, отдавали помещения первого этажа, но иногда их размещали и на вторых этажах. Рядом открывались раз¬личные конторы.
Во второй половине XIX в. наружный облик торговых улиц существенно изменился. «От низу до верху все было усеяно вывесками, покрыто ими как обоями, — писал известный бытописатель Москвы Иван Кокорев. — Вывеска цеплялась за вывеску, одна теснит другую; гигантский вызолоченный сапог горделиво высится над двухаршинным кренделем; око¬рок ветчины красуется против телескопа; ключ в полпуда ве¬сом присоединяется бок о бок с исполинскими ножницами. Эти вывески натуральные, осязательно представляющие пред¬меты. А вот богатая коллекция вывесок-картин: узкоглазые жители Срединного царства красуются на дверях чайного ма газина, чернокожие индийцы грандиозно покуривают сига¬реты при входе в продажу табака...», пышные платья озна¬чали место работы парижской модистки, процесс бритья озна¬чал цирюльню и т. д.
К концу XIX в. количество вывесок поубавилось. Они за¬пестрели фамилиями владельцев и названиями фирм, торго¬вых домов, магазинов. Теперь вывески делали в расчете на грамотного посетителя, ибо таковыми теперь стали уже мно¬гие москвичи.
Важным событием в жизни Москвы явилось создание коль¬ца Садовых улиц, которое появилось в 1816 —1823 гг. Зем¬ляной вал, частично уничтоженный пожаром 1812 г., был снесен, шедший перед ним ров — засыпан. Проезжая часть Садового кольца получилась всего 20 м в ширину, на тротуа¬ры с обеих сторон потребовалось около 4 м. Остальная часть высвободившихся земель была отдана домовладельцам под обязательное устройство палисадников, из-за чего Садовое кольцо, собственно, и получило свое название. Поскольку Са¬довое кольцо проходило по разным районам города, к основ¬ному названию добавлялось местное, например Садово-Куд-ринская улица, Садово-Триумфальная улица и т. д. На неко¬торых участках в названиях сохранилось и воспоминание об укреплениях (Крымский вал, Земляной вал).
Во второй половине XIX в. за Садовым кольцом появилось много заводов и фабрик. Строительство сопровождалось ро¬стом рабочих кварталов. Некоторые предприятия строили для рабочих так называемые казармы: дома из красного кир¬пича с минимумом удобств и тесными комнатами. Рабочим, не получившим жилья в казармах, приходилось хуже. Они ютились в деревянных домишках, часто снимали комнаты за дорогую плату. Позднее специально для рабочих стали стро¬ить коморочно-коечные квартиры.
К концу XIX в. между Садовым кольцом и заставами были построены все существующие и по сегодняшний день вокзалы. К вокзалам протянулись от центра первые линии конки.
Железные дороги способствовали переселению в Москву рабочих с семьями не только из ближайших, но и из дальних губерний. В связи с этим в последней четверти века неимо¬верно возросли цены на жилье. В Москве участились эпиде¬мии тифа, холеры и других болезней, причем не только в ра¬бочих кварталах, но и в центре города. «Отцы города» — бо-гатые фабриканты, крупные торговцы и домовладельцы — вынуждены были строить больницы для беднейшего населе¬ния. Сооружались также богадельни для стариков, ночлежные дома, дома дешевых квартир, школы. Почти все это возводилось на деньги благотворителей.
Между заставами и окружной железной дорогой застройка шла не менее интенсивно. Местность эта не входила в черту города, считалась уездной, поэтому и земля здесь стоила де¬шевле, чем в городе. Так появились густонаселенные посел¬ки: Марьина Роща, Петровское-Разумовское и др. За застава¬ми разместились большие городские кладбища, скотобойни, свалки — все, что нежелательно иметь в черте города.
Москва разрасталась и все же продолжала оставаться гряз¬ным и пыльным городом. По ночам на улицах царил полу¬мрак. И это несмотря на то, что у домов стояли керосиновые, а ближе к центру и газовые фонари.
Состояние покрытий московских улиц было излюбленной темой сатирических заметок в газетах, ибо булыжные мосто¬вые изобиловали ямами, ухабами и рытвинами. Это вызыва¬ло многочисленные аварии: часто ломались экипажи, кале¬чились люди.
Недоставало и чистого воздуха. Как вспоминали старожи¬лы, источников зловония было предостаточно. Канализация в городе отсутствовала. Дворы зачастую не имели специаль¬но приспособленных выгребных ям.
Вот как описывает приближение к Москве М.Е.Салтыков-Щедрин в «Пошехонской старине»: «Верстах в трех полоса¬тые верстовые столбы сменились высеченными из дикого кам¬ня пирамидами, и навстречу понесся тот специфический за¬пах, которым в старое время отличались ближайшие окрест¬ности Москвы.
— Москвой запахло! — молвил Алемпий на козлах.
— Да, Москвой... — повторила матушка, проворно зажи¬мая нос».
С каждым годом, особенно в связи с ростом заводов и фа¬брик, потребности города в воде нарастали, но воды катастро¬фически не хватало. Еще в 1775 г. Екатерина II во время по¬ездки в Троице-Сергиеву лавру отметила прекрасный вкус воды в подмосковном поселке Мытищи и повелела провести ее в Москву. Строительство водопровода затянулось надолго. В 1804 г. в Москву из Мытищ поступало до 40 тыс. ведер воды. После 1823 г. в селе Алексеевском мытищинскую воду стали перекачивать паровыми машинами на водоподъемной станции. Далее она шла в Москву самотеком по чугунным трубам. Позже построили несколько резервуаров для воды на разных этажах Сухаревой башни. В Москве вода собиралась в фонтанах, откуда ее развозили по городу водовозы. Однако во второй половине XIX в. все фонтаны и бассей¬ны вычерпывались до дна уже к полудню. Кроме того, водо¬провод из Мытищ постепенно изнашивался, вода засоря¬лась.
Резкие изменения в лучшую сторону произошли в послед¬нее десятилетие XIX в., когда Москва, как и вся Россия, всту¬пила в эпоху бурного промышленного и культурного разви¬тия.
В эти годы у города появился умный и заботливый хозя¬ин — городской голова Н.А.Алексеев (1852 —1893). Круп¬ного промышленника и мецената избирали главой москов¬ского самоуправления на протяжении двух сроков, с 1885 по 1893 г. За эти 8 лет Москва преобразилась, и прежде всего резко улучшилось санитарное состояние города.
В 1892 г. для приема мытищинской воды у села Алексе-евское (ныне — проспект Мира) были выстроены две большие водонапорные башни, получившие название Крестовских. Они стали своего рода воротами при въезде на Троицкую до¬рогу. На верхнем этаже каждой из башен находился резер¬вуар на 150 тыс. ведер мытищинской воды. Этот водопровод снабжал Москву водой до 30-х гг. XX в., когда в город стала поступать волжская вода по каналу имени Москвы.
В конце XIX в. во многих местах сносили двухэтажные здания и строили большие, в 5 — 6 этажей, доходные дома, квартиры в которых сдавались в наем. Большей частью это были обычные дома, но на престижных улицах возводились дома в псевдорусском стиле или стиле модерн. В домах были ванны, горячая вода, электрическое освещение, лифты и газ.
Особо следует отметить заботу Алексеева о культуре Мо¬сквы. При его содействии к городу перешла художественная коллекция, собранная П.М.Третьяковым; было построено новое здание Строгановского художественного училища; от¬крыто более тридцати начальных училищ и многое другое.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие перемены в жизни России повлияли на изменение обли¬ка Москвы в XIX в.?
2. Как повлиял на Москву пожар 1812 г.? Что изменилось в Мо¬скве после этого пожара?
3. Какую роль в жизни Москвы сыграла деятельность Н. А. Алек-сеева?
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz