poj35 | Дата: Пятница, 27.04.2012, 11:27 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Попытки реформирования советского общества во второй половине XX в. После смерти И. В. Сталина перед руководством СССР пе¬риодически вставали задачи ускорения развития различных сфер жизни общества. Провозглашаемая задача строитель¬ства коммунизма, постоянное соревнование с развитыми стра¬нами заставляли искать пути к возобновлению форсирован¬ного развития. Однако использовать сталинские методы в новых условиях было невозможно, да и былого эффекта они теперь не могли иметь. Поэтому власть во многом шла по иному пути реформирования. Реформы 1950-х — начала 1960-х гг. носили противоре¬чивый характер. В свое время Сталин наметил определенные экономические рубежи, на которые страна должна была вый¬ти в ближайшее время. При Н.С.Хрущеве СССР вышел на эти рубежи, но в изменившихся условиях их достижение дало не столь значительный эффект. Укрепление народного хозяйства СССР началось с перемен в аграрном секторе. Было решено установить приемлемые цены на сельхозпродукцию, изменить налоговую политику, чтобы колхозники были материально заинтересованы в сбы¬те продукции. В перспективе было намечено увеличение пен¬сионного обеспечения, смягчение паспортного режима. Каж¬дый колхоз принимал устав. Планировалось также увеличить денежные доходы колхозов. К 1953 г. большинство колхозов не имели электричества, дома освещались свечами, керосиновыми лампами, а иногда и лучинами. Электроэнергия, вырабатываемая на колхозных станциях, стоила гораздо дороже, чем энергия ГРЭС. В 1954 г. по инициативе Н.С.Хрущева началось освоение целинных земель. Позже приступили к переустройству хо¬зяйственного уклада колхозников. Хрущев предложил стро¬ить для сельских жителей здания городского типа и прово¬дить другие меры по благоустройству быта. Послабление в паспортном режиме открыло шлюзы для миграции еолычсп го населения в город. 1950-е годы характеризуются колоссальными успехом и и развитии промышленности. Главной задачей ставите» дл.ш. нейший подъем всех отраслей экономики. Особенно должен был вырасти сектор тяжелой промышленности. Большое вни¬мание уделялось тем отраслям, которые обеспечивали разви¬тие техники. Планировалось увеличить продукцию химиче¬ских предприятий. Первостепенное значение уделялось про¬грамме сплошной электрификации страны. Правительство провело ряд мероприятий по повышению благосостояния народа. Был введен закон о государственных пенсиях. В средних и высших учебных заведениях отменили плату за обучение. Рабочих тяжелой промышленности пере¬вели на сокращенный рабочий день, при этом не уменьшая зарплату. Население получало различные денежные пособия. Все рабочие и служащие имели право на отпуск. Выросли материальные доходы населения. Одновременно с повыше¬нием зарплаты было проведено снижение цен на товары мас¬сового потребления: отдельные виды ткани, одежды, товары для детей, часы, лекарства и т. п. Рабочий день сокращался до 6 — 7 часов, а в предпразд¬ничные и праздничные дни длился еще меньше. Рабочая не¬деля стала короче на два часа. С 1 октября 1962 г. были от¬менены все налоги с зарплаты рабочих и служащих. Преобразования Н. С. Хрущева закончились вместе с его отставкой в октябре 1964 г. Однако и его преемник Л.И.Бреж¬нев вынужден был сразу приступить к проведению опреде¬ленных реформ, поскольку уже в 1960-е гг. в стране прояви¬лись первые признаки политического и экономического кри¬зиса. В 1960-е гг. система, ранее провозглашавшая принципы равенства, начала саморазлагаться. Все больше людей жела¬ли иметь автомобили, дачи, модные вещи, совершать поезд¬ки за границу, делать то, что раньше считалось символом мещанства и осуждалось официальной пропагандой. Эконо¬мика 1960 —1970-х гг. по-прежнему была замкнутой, не включенной в мировую экономическую систему. Попытки реформировать ее, внести нечто новое носили поверхностный характер. Реформы, предпринимаемые Хрущевым, а затем А.Н.Косыгиным, не затрагивали ни государственной соб¬ственности, ни плановой экономики. Реорганизации, прово¬димые в ней, сводились в основном к созданию новых коми¬тетов и министерств. И все же попытки усовершенствовать экономику предпри-нимались. В марте 1965 г. было намечено установить более обоснованные цены на сельхозпродукцию, упорядочить нало¬говую политику, поднять материальную заинтересованность колхозников. Планировалось также начать пенсионное обес¬печение сельских жителей, смягчить для них паспортный ре¬жим. Коллективные хозяйства могли теперь вносить измене-ния в свои уставы в соответствии с местными условиями. Пла¬нировалось увеличить денежные доходы колхозов. Затем было предложено приступить к хозяйственному переоснащению колхозов, постройке для сельских жителей двухэтажных жи¬лых домов городского типа. Было также принято решение об изменении практики планирования и заготовок сельскохозяй¬ственной продукции. Теперь сельхозпродукцию стали заку-пать по твердым ценам, составленным с учетом особенностей отдельных зон и районов страны. При поставке продукции сверх плана выплачивалась пятипроцентная надбавка, подоб¬ная же надбавка полагалась и за поставку скота. С экономи¬чески слабых колхозов списывались задолженности Госбанку, заготовительным организациям и МТС за приобретенную у них технику и оборудование. Были снижены налоги с подсоб¬ных хозяйств колхозников. Все эти мероприятия, однако, не затронули главных форм собственности, они носили половинчатый характер и не мог¬ли полностью поправить положение на селе. Предпосылки хозяйственной реформы 1965 г. в промыш¬ленности складывались в процессе экономических экспери¬ментов. Был принят закон об управлении промышленностью через советы народного хозяйства, подчиненные советам ми¬нистров союзных республик. Переломным моментом в осуществлении экономической реформы стал сентябрьский пленум ЦК 1965 г. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Вводилась оптовая торговля продукцией производства. Оптовые цены приближа¬лись к розничным. На пленуме были подвергнуты резкой кри¬тике недочеты в планировании отраслей народного хозяйства, где достигнутые успехи оценивались по количеству выпущен¬ной валовой продукции, что во многом сдерживало техниче¬ский прогресс и не содействовало качеству выпускаемых то¬варов. Было признано необходимым ограничить централизо¬ванное планирование несколькими показателями (объем реа¬лизованной продукции, фонд заработной платы, прибыль). Теперь предприятия сами планировали свои показатели роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливали величину средней заработной платы своим ра¬бочим и служащим. Руководители предприятий получили возможность распоряжаться полученной прибылью и исполь¬зовать ее для переоснащения своего предприятия новой тех¬никой, а также направлять полученные средства на повыше¬ние заработной платы. Были созданы единые Госплан, Госснаб и Госкомцен СССР. Реформирование промышленности заключалось в основ¬ном в перестройке структуры топливного комплекса. Если раньше в топливной промышленности чаще использовали уголь, то теперь все шире стали применять нефть и газ. В 1960-е гг. добыча нефти и газа значительно выросла, но особенно много стали добывать нефти. В некоторых областях основой теплоснабжения стал природный газ. Промышлен¬ность постепенно отказывалась от использования угля, так как производительность труда в этом случае снижалась. Активное использование природного газа способствовало упрощению производственных конструкций, улучшению ка¬чества выпускаемой продукции, сокращению физического труда. Кроме того, крупные города стали более защищенны¬ми с экологической точки зрения. Было газифицировано и большинство жилых домов, так как это было удобно и эко¬номично. По многим показателям восьмая пятилетка (1965 —1970) стала лучшей из всех за послевоенные годы, в ходе ее в стране удалось приостановить снижение темпов роста производства. Однако переход на новые условия хозяйствования прохо¬дил с большим трудом. Министерства и их многочисленные главки не могли действовать с полным эффектом в проводи¬мой А.Н.Косыгиным реформе и продолжали работать по-старому, согласовывая все принимаемые решения с отрасле-выми отделами ЦК КПСС. В свою очередь, руководители пред¬приятий воспользовались предоставленной возможностью для занижения производственных планов и завышения заработ¬ной платы для своих рабочих и служащих, что вело к диспро¬порциям в росте производительности труда и заработной пла¬ты. Это вынудило правительство искать средства для латания дыр в бюджете страны с помощью фондов предприятий, что сразу же свело на нет весь смысл реформы, главной особен¬ностью которой было предоставление хозяйственникам права свободно распоряжаться фондами своих предприятий. Кроме того, реформа оказалась не в ладах с научно-тех¬ническим прогрессом. Для обеспечения стабильной работы, привлечения достижений науки и техники предприятию был жизненно важен определенный резерв мощности. В условиях же сохранения затратного хозяйствования предприятия ча¬сто были вынуждены отказываться от внедрения новшеств в экономику. Привыкнув трудиться в условиях жесткого централизо¬ванного планирования, большинство руководителей предпри¬ятий и отраслей не смогли перейти на новую систему работы, которая требовала самостоятельности хозяйственного мыш¬ления. Лишь некоторые хозяйственники на местах сумели перестроиться и добились неплохих экономических резуль¬татов. Во всех странах мира на рубеже 1970 —1980-х гг. прохо¬дил новый этап научно-технической революции (НТР), свя¬занный с широким внедрением в промышленность и быт ми¬кроэлектронной техники. Советский Союз отставал в разви¬тии новых технологий от США и европейских стран, а также Японии и Южной Кореи. Экономика страны по-прежнему держалась на добыче и продаже сырья, хотя Советский Союз и был на первом месте в мире по производству стали и чугу¬на. Как и раньше, лучшие предприятия входили в состав военно-промышленного комплекса, который оказывал серьез¬ное влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны. Предприятия, по-прежнему настроенные на выпуск вало¬вой продукции (несмотря на реформу 1965 г.), мало нужда¬лись в научных разработках, проводившихся в научно-иссле¬довательских институтах, а те, в свою очередь, нередко за¬нимались проблемами, далекими от реальных нужд произ¬водства. Вместо технического перевооружения уже имеющих¬ся предприятий министерства предпочитали возводить новые предприятия-гиганты, надеясь слить в едином процессе нау¬ку и производство. Так появились научно-производственные объединения (НПО), но из-за недостаточного финансирования многие из них развалились. В то время как на предприятиях других стран использо¬вались новейшие технологии, в Советском Союзе преобладал ручной и малоквалифицированный труд. Лишь некоторые заводы (ВАЗ, КамАЗ) соответствовали мировым стандартам, но построены они были специалистами из Западной Европы и оснащены импортным оборудованием. Проводя социальную политику, государство старалось улучшить условия жизни населения. Оно подняло зарплату низкооплачиваемым работникам, увеличило пенсии по инва¬лидности и старости. Однако потребности населения постоянно росли, что создавало условия для роста недовольства во всех социальных группах. В 1985 г. к власти пришел М. С. Горбачев. На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. было объявлено о проведении в стра¬не масштабных реформ с целью изменения общества. Был выдвинут лозунг ускорения. Особенно много внимания пред¬полагалось уделить развитию машиностроительной отрасли. Было также принято решение прекратить новое строитель¬ство и сосредоточиться на завершении начатого. Перестройка, согласно плану Горбачева, была направлена на подъем экономики, оздоровление общества, ограничение влияния КПСС. Первыми перестроечными законами, кото¬рые приняло и утвердило правительство, стали постановле¬ние «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Закон о госприемке. Но антиалкогольная кампания провали¬лась, поскольку из-за сокращения производства спиртного государство не получило прибыли от продажи алкоголя, глав¬ной статьи пополнения бюджета. Попытки совершенствования методов управления эконо¬микой путем централизации (создание бюро Совета Мини¬стров по машиностроению, Госагропрома) не принесли пред¬полагаемых результатов. После кратковременного подъема 1985 —1986 гг. темпы развития экономики начали резко сни¬жаться. С 1986 г. политику ускорения распространили и на об¬щественно-политическую сферу, провозгласив борьбу с бюро¬кратизмом, а затем и «демократизацию». Власть во главе с Горбачевым увидела выход в движении в сторону рыночной экономики. Правительство Н. И. Рыжкова в 1987 г. разработало программу такого перехода с использо¬ванием опыта времен нэпа. Начался второй этап экономиче¬ских реформ. Стали расширять права предприятий, внедрять хозрасчет, самофинансирование и частичное самоуправление. Предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, освобождались от контроля со стороны госу¬дарства. Одновременно в 1986 — 1988 гг. приняли законы об индивидуальной трудовой деятельности и кооперации. Эти законы провозглашали равноправие частного, кооперативно¬го и государственного секторов экономики. Было также раз¬решено создавать совместные предприятия с участием ино¬странного капитала. Но все эти реформы оказались губитель-ными для экономики. Освободившись от контроля, директо¬ра многих предприятий первым делом повысили зарплаты себе и своим подчиненным. Потребление в целом стало расти быстрее, чем производство. Установились прочные связи ди¬ректоров предприятий с криминальным миром. Все это вело к развалу экономики и, как следствие, к снижению уровня жизни населения. Дальнейшее ухудшение обстановки вызвало разработку проектов новых реформ. В 1989 —1990 гг. обсуждались мно¬гие программы, большинство из которых сводились к быстро¬му переходу к рыночной экономике. Так, особой популярно¬стью пользовалась программа «500 дней», обещавшая прове¬сти переход к рынку за год с небольшим и без дальнейшего снижения уровня жизни населения. Руководство РСФСР под¬держало программу «500 дней», однако Горбачев отверг ее. Все дальнейшие преобразования в сфере экономики были свя¬заны с необходимостью решения назревавших проблем, не¬допущения общего развала хозяйственной системы. Параллельно с экономическими с 1988 г. в СССР начались и политические реформы (создание Съезда народных депута¬тов, постоянно действующего Верховного Совета, проведение альтернативных выборов, отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли партии в политической системе, введение поста Президента СССР, расширение прав союзных республик и т.д.) Все эти реформы на фоне провалов в эко¬номике лишь дестабилизировали обстановку. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Каковы были причины предпринимаемых высшим руковод¬ством СССР реформ? В чем состояла главная суть всех этих ре¬форм? 2. Каковы были результаты реформ в СССР в 1960—1980-е гг.? 3. Почему реформаторам не удалось достичь своих целей?
|
|
| |