9 Внешняя политика
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:36 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Андрусовское перемирие «5. А которые городы и земли в сей прошлой войне от коруны Польской и Великого княжества Литовского завоёваны суть, и оставают во владении и в Державе его царского величества, се есть Смоленск со всею Северскою землёю, с городами и с уездами, которые от того краю от Витебского и от Полоцкого и от Лифлянд, от Лютинского yездoв до Смоленска, то есть Дорогобуж, белая Невль, Себеж, Красное, також и Велиж, хотя издавна до Воеводства Витебского належащий с своими местами и с уездами, а с другого края, где есть Cеверскиe городы, около Чернигова все городы и земли, какими ни есть прозвищами и урочищами названные, оставатись имеют все в стороне его царского величества... 11. Иные також все вязни от зачатия нынешней войны пойманные, так духовные, яко и мирские, шляхта и войсковые люди, старшие и молодшие и челядь разная всякого чину и полу и богомолия люди, также казаки Украинские, Татарове, под королевским величеством живущие, земляне и иные все служилые, хотя и в молодых летах будучие, так в коруне Польской, как и в Великом княжестве Литовском, в местностях, или в домах, или в бою, в замках, в местах, и где ни есть пойманные, хотя б ныне, в везенье были, или на службе его царского величества и у господ бояр заставали, хотя б там в государстве его царского величества с русскими особами поженились, или на веру русскую перекрестились, либо на дворах князей, во владении его царского величества будучих, или у мещан по городам в работе обреталися, также и жидов тех, которые в веру русскую не крестилися, всех с жёнами и с детьми и с животами их, никого не тая, и к заставанию не принуждаючи, доброю верою в сторону его королевского величества и Речи Посполитой взволить и выпустить его царское величество укажет; и которые б из них похотели в сторону его царского величества добровольно остаться, то им вольно иметь быть. А которые польского и литовского народа женский пол и жидовки вышли замуж за русских людей: и тем оставаться в сторону его царского величества при мужьях своих... 18. И то постановили есмь, чтоб обои великие государи послали до хана Крымского и в своих грамотах сей утверженный покой ему объявили, чтоб для соседства Xaн Крымский с своими ордами был нашим великим государем в общей дружбе и в любительных ссылках, а от войны достаточно перестал, понеже великие государи наши уж меж собою в братской любви пребывают; а буде хан Крымской тем возгордит и в соседстве общим приятелем быти не похочет, и войны своей достаточно не престанет, тогда так в Украйне, как и в Киеве, и в Запорогах, и в иных Украйных городех, по обоим сторонам реки Днепра обои войска, так коруны Польския и Великого княжества Литовского, как и государства его царского величества Московского, с Украйными тамошними людьми против Орды и хановых сил всегда готовы быти имеют и отпор давати, как общему неприятелю будут также и в Запорогах к на Дону спомочной и оборонной промысл над бусурманы не престанет…» «Договоро перемирии на 13 лет и 6 месяцев между Государством Российским и Польским, учинённый на съезде в деревне Андрусове полномочными послами 30 января 1667 года»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:36 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Нерчинскиймирный договор «…Река, имянем Горбица, которая впадает, идучи вниз, в реку Шилку, с левые стороны, близ реки Чёрной, рубеж между обоими государствы постановить. Такожде от вершины тоя реки Каменными горами, которые начинаются от той вершины реки и по самым тех гор вершинам, даже до моря протягненными, обоих государств державу тако разделить, яко всем рекам малым или великим, которые с полудневные стороны с их гор впадают в реку Амур, быти под владением Хинского государства. Такожде всем рекам, которые с другие стороны тех гор идут, тем быти под державою царского величества Российского государства. Прочие ж реки, которые лежат в средине меж рекою Удью под Российского государства владением и меж ограниченными горами, которые содержатца близ Амура, владения Хинского государства, и впадают в море и веяния земли посреди сущие, меж тою вышепомянутою рекою Удью и меж горами, которые до границы надлежат не ограничены, ныне да пребывают, понеже на оные земли заграничение великие и полномочные послы, не имеюще указу царского величества, отлагают не ограничены до иного благополучного времени, в котором при возвращении с обоих сторон послов царское величество изволит и бугдыханово высочество похочет о том обослатися послы или посланники любительными пересылки, и тогда или через грамоты или чрез послов тые назначенные неограниченные земли покойными и пристойными случаи успокоити и разграничить могут. Такожде река, реченная Аргун, которая в реку Амур впадает, границу постановить тако, яко всем землям, которые суть стороны левые, идучи тою рекою до самых вершин под владением Хинского хана да содержитца, правая сторона: такожде все земли да содержатца в стороне царского величества Российского государства и все строение с полудневные стороны той реки Аргуни снесть на другую сторону тоя ж реки. Город Албазин, которой построен был с стороны царского величества, разорить до основания и тамо пребывающие люди со всеми при них будущими воинскими и иными припасы да изведены будут в сторону царского величества и ни малого убытку или каких малых вещей от них тамо оставлено будет…» Нерчинский мирный договор междуРоссией и Китаем ограницах и условиях торговли, 27 августа 1689 г.
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:36 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О Смоленской войне «Воспользовавшись междуцарствием в Речи Посполитой, наступившим вслед за кончиной 30 апреля 1632 г. короля СигизмундаIII Вазы, и обострением отношений поляков с Турцией и Крымским ханством, московский царь Михаил Фёдорович предпринял попытку отвоевать Смоленскую и Чернигово-Северскую земли. Эти земли были уступлены польско-литовскому государству по Деулинскому перемирию 1618 г. В августе 1632 г. московские полки,насчитывавшие до 30 тыс. человек, перешли польскую границу. Войсками командовал боярин Михаил Борисович Шеин, защитник Смоленска во время осады города поляками в 1609–1611 гг. Вначале успех сопутствовал русской армии. В октябре — декабре 1632 г. русские овладели Серпейском, Дорогобужем, Белым,Рославлем, Невелем, Себежем, Трубчевском, Новгородом-Северским и Стародубом. Основные московские силы двинулись к Смоленску 5 декабря 1632 г.— город был окружён к концу января 1633 г., но осадная артиллерия прибыла только вмарте 1633 г.План М. Б. Шеина взять Смоленск штурмом не удался. В мае и июне были предприняты две безуспешные попытки. В декабре началась осада Смоленска, которая, однако, затянулась на восемь месяцев. Тем временем в Польше закончилось «бескоролевье»: на престол был избран сын Сигизмунда Владислав IV, что позволило Речи Посполитой сосредоточить свои усилия на борьбе с Россией. Польско-литовской дипломатии удалось спровоцировать в июле 1633 г.набег крымского хана на окраины Московского государства. Это заставило многих дворян южных земель оставить стан русских войск и отправиться на защиту своих вотчин. Собрав значительную армию в 23 тыс. человек, Владислав IV в августе 1633 г. блокировал армию М. Б. Шеина под Смоленском и отрезалпути подвоза продовольствия. В начале октября Владислав IV разгромил Дорогобуж, главную базу снабжения московской армии. Хотя поляки не смогли одержать победу в открытом бою, но голод, зимние холода и требования иностранных наёмников вынудили М. Б. Шеина искать мира с неприятелем. Он самостоятельно вступил в переговоры с польскими представителями и 15 февраля 1634 г. подписал почётнуюкапитуляцию — остатки русской армии отступили от Смоленска. Виновниками неудачного исхода войны были признаны М. Б. Шеин и окольничий А. В. Измайлов. Их публично казнили по приговору Боярской думы. Но война продолжалась. Двухмесячная осада поляками города Белого на севере Смоленщины закончилась безрезультатно. Путь поляков к Москве прикрыла русская армия, сформированная в Можайске (около 10 тысяч человек во главе с князем Д. М. Черкасским и князем Д. М. Пожарским). В польской армии началось массовое дезертирство. Угроза войны с Османской империей побудила Владислава IV начать мирные переговоры с Михаилом Фёдоровичем. 4 июня 1634 г. в селе Семлево нареке Поляновке (между Вязьмой и Дорогобужем) был заключён Поляновский мир, подтвердивший в целом условия Деулинского перемирия с двумя изменениями. Речь Посполитая уступила Московскому государству Серпейскую волость, а польский король за 20 тыс. рублей отказался от притязаний на русский престол и признал царём Михаила Фёдоровича. Предложение о создании русско-польского военного и политического союза и даже конфедерации было Москвой отвергнуто». С.Либрович. «Исторический очерк», 1904 г.
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:36 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Решение Земского соборао воссоединении Украины с Россией «Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и всё Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру греческаго закона и на святые божии восточные церкви восстали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им на гонителей християнские веры и святых божиих церквей, на поляков, помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 1651-м году присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви божии, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унею. И хотя православную християнскую веру искоренить и святые божии церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и местех святые божии церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных християн духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чём и слышати жалостно. И они у царского величества запорожские черкасы милости просят со многим слёзным челобитьем, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и всё Войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь его царское величество для православные христианские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надёжен. А собою они с поляки миритца отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят». «РешениеЗемского собора о воссоединении Украины с Россией»
|
|
| |
|