Понедельник, 20.01.2025, 20:06
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
16.2Литература и журналистика
poj35Дата: Четверг, 27.03.2014, 13:33 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Тема № 43.1.3Литература и журналистика

1. Литература. 1800–1830-е годы
Первая
половина XIX века — эпоха расцвета русской литературы.
В
это время сменяются разные литературные стили: если на
рубеже
XVIII–XIX веков господствовал классицизм, то в начале векараспространяется сентиментализм, а ему на смену
приходит
романтизм. Во второй четверти века главенствующие позиции все большезанимает реализм.
На
положении «живого классика» в конце XVIII — начале
XIX
века находился Гаврила Романович Державин.

Он
имел неоспоримый литературный авторитет, и поэты следующего поколения
осознавали себя учениками старейшины
русских
поэтов.
Державин
нарушал каноны классицизма, сочетая в своей
речи
«высокий» и «низкий» стили, используя в поэзии элементы разговорной речи.
Совершенно особое место в русской литературе занимает Иван Андреевич Крылов.
Крылова
не смущали просторечия, он смело вводил в свою
поэзию
устную речь с ее неправильностями, черпал средства из
языка
простого народа. Его строки точны и лаконичны:
«Вком есть и совесть и закон,
Тотне украдет, не обманет,
Вкакой бы нужде не был он;
Авору дай хоть миллион —
Онворовать не перестанет».
Крылов
не стареет: множество его стихотворных строчек стали пословицами и поговорками,
вошли в повседневный разговорный язык: «У сильного всегда бессильный виноват,
…ты виноват уже тем, что хочется мне кушать», «Ты всё пела? это дело:
так
поди же попляши!», «Над хвастунами хоть смеются, а часто в
дележе
им доли достаются», «Ай, Моська! знать, она сильна, что
лает
на Слона!», «А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты
не
годитесь», «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит
Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку».
В
конце XVIII века внимание читателей привлекло новое имя — Николай Михайлович Карамзин.
На
журнальных страницах появились «Письма русского путешественника». Написанные
легким слогом, они увлекательно рассказывали о дорожных впечатлениях автора,
описывали театры, учебные заведения и парламенты, бытовые привычки и домашний
обиход европейских народов, разговоры с известными писателями. Карамзин
стремился познакомить своего
читателя
с литературной, политической и общественной жизнью Западной
Европы.
Свойственные
сентиментализму черты в полной мере проявились в повести Карамзина «Бедная
Лиза». Это была первая
подобная
повесть в русской литературе, которая всецело погружала читателя во внутренний
мир человека, его переживания.
Современники
зачитывались повестью «Бедная Лиза», переписывали от
руки,
проливали над ней слезы. В Москве, у стен Симонова монастыря показывали пруд,
где утопилась обманутая Лиза. Сюда приходили помечтать и
погрустить,
назначали друг другу свидания, на деревьях вырезали свои инициалы, и даже
длинные строки: «В струях сих бедная скончала Лиза дни.
Коль
ты чувствителен, прохожий, вздохни!» Но сентиментализм быстро выходил измоды, и появились уже другие, иронические, надписи: «Здесь утопилася Эрастова
невеста. Топитесь, девушки! На всех достанет места!».
Последователем
Карамзина являлся Василий Андреевич
Жуковский, которому былауготовлена долгая жизнь в литературе. Он пользовался всеобщей любовью и
уважением со стороны людей самых разных взглядов благодаря прекрасным свойствам
души. Но жизненный путь этого человека был очень непростым.
Василий
Андреевич являлся ярчайшим представителем романтизма. Для романтиков характерен
интерес к истории и к
традициям
народного творчества.
Была
воскрешена забытая поэтическая форма — средневековая
баллада. Автором первыхрусских баллад стал.
Баллада
«Светлана» (1808) начинается строками, которыми
восхищался
в свое время Пушкин:
«Разв крещенский вечерок
Девушкигадали:
Заворота башмачок,
Снявс ноги, бросали…».
Русский
романтизм, испытывая на себе сильное влияние западноевропейских идей, тем не
менее, имел одно значительное отличие. Главным для русских романтиков
становится образ «человека из народа». Как писал В.Г. Белинский,«народность
есть
альфа и омега эстетики нашего времени… Короче: "народность" сделалась
высшим критерием, пробным камнем достоинства всякого поэтического произведения
и прочности всякой
поэтической
славы».
Особенно
ярко народность, по мнению Белинского, впервые в
русской
литературе проявилось в творчестве А.С. Пушкина.
Роман
«Евгений Онегин» Белинский некогда назвал «энциклопедией русской жизни»,
полагая, что «наша народность состоит в верности изображения картин русской
жизни». Именно начиная с «Евгения Онегина» роман — психологический, социальный
и бытовой — становится господствующей формой русской
литературы.
Литературная
деятельность Пушкина, как и многих поэтов той поры, началась очень рано. Первое
его стихотворение было опубликовано еще в период учебы Пушкина в Царскосельском
лицее. Стихи В.А. Жуковского, В.Ф.Одоевского и М.Ю. Лермонтова тожепоявлялись в сборниках ученической поэзии, в то время, когда они учились в Благородном
пансионе Московского университета.
Поэт-гусар
Денис Давыдов рассказывал, как однажды его
друзья,
тогда учившиеся в Благородном пансионе, показали
сборник
стихов «Аониды», изданный Карамзиным. Он увидел
их
имена под напечатанными там «стансами и песенками», и
это,
вспоминает бравый партизан, «воспламенило его честолюбие» — юноша начал сам
сочинять стихи.
Вершиной
пушкинского творчества стали три месяца, которые поэт провел в усадьбе Болдино
за пятьсот верст от Москвы.
Он
не мог уехать, потому что из-за эпидемии холеры все дороги
были
перекрыты карантинными постами. И за время своего вынужденного заточения Пушкин
написал «Повести покойного
Ивана
Петровича Белкина», «Историю села Горюхина», «Маленькие трагедии», более
тридцати стихотворений, и многое
другое.
Для
Пушкина характерно особое отношение к поэзии: она
должна
была не только рождать «сладкие звуки, молитвы», не
только
возвышать, но и «жечь сердца людей», являться выражением свободной мысли. Не
случайно со временем Пушкин пришел к публицистике, изданию журнала, перешел от
«шалуньи-
рифмы»
к «суровой прозе». Он писал, что «проза требует мыслей и мыслей — без них
блестящие выражения ничему не служат!».
Двойственность
политики Николая I ярко проявилась в отношении к Пушкину. То поэта отправляли в
ссылку, то царь публично изъявлял по отношению к нему милость. Разрешив Пушкину
вернуться в столицу, царь удостоил его аудиенции, на которой обещал покровительство
и свободу от цензуры: «Я сам буду
твоим
цензором», — заявил Николай I. Но иллюзии по отношению к царю сохранялись
недолго. Был запрещен «Медный всадник», который государь лично прочёл и
потребовал внести изменения.
Пушкин
не раз прибегал к заступничеству Жуковского, который пытался защитить великого
поэта.
Именно
Пушкин стал первым русским национальным
поэтом.
«Шекспиром
комедии» назвал Белинский Александра
СергеевичаГрибоедова,автора пьесы «Горе от ума». Конфликт пьесы одновременно личный и социальный, не
случайно
комедия
пользовалась особой популярностью в декабристской
среде.
Автору
«Горе от ума» так и не довелось увидеть свою комедию напечатанной: цензура
наложила свой запрет и в журнале
появились
лишь отрывки из этой пьесы. Весь текст «Горе от
ума»
без изъятия увидел свет лишь в 1862 году.

Комедию
переписывали от руки, и она очень скоро стала широко известной. Множество строк
комедии настолько вошло в
языковой
обиход, что мы не всегда вспоминаем их источник.
Важной
вехой на пути от романтизма к реализму стало творчество Михаила Юрьевича
Лермонтова.
Романтизму
этого периода было свойственно представление
о
противостоянии героя обществу
Имя
Лермонтова сделалось известным широкой читающей
публике,
когда в списках повсеместно распространилось стихотворение «Смерть поэта».
Роман
«Герой нашего времени» закладывает основы русского реалистического романа.
Согласно трагическому мироощущению Лермонтова, социально-психологическая среда
обрекает
человека
на разочарование, отверженность, взаимное непонимание.
В
этот период начинается «золотой век» русской литературы.
Поэзия
считается вершиной литературы, но постепенно ее позиции теснит проза.

3. Журналистика
Журналисты
александровской эпохи писали, что «нынче в
моде
издавать журналы». И действительно, начинается подлинная «эра журналов».
Русская литература как будто набиралась
сил
— крупные современные произведения еще не появлялись, и
потому
особое значение имели небольшие нравоучительные
рассказы,
повести, заметки, особенно переводы и переложения,
которые
публиковались в периодических изданиях.
В
1802 году выходит первый номер поистине новаторского
журнала
— «Вестник Европы» под редакцией Николая Михайловича Карамзина. Здесь
публиковались выдержки из ино-
странной
прессы, статьи и речи государственных деятелей, редакция знакомила читателей с
общественной и литературной
жизнью
Европы.
Начало
было положено. Число периодических изданий в
первой
половине XIX в. стремительно росло.
Журналы
были самых разнообразных направлений: научные, общественно-литературные,
ведомственные, литературно-
художественные.
Александр
Иванович Герцен писал о том, что журналы являются «лучшим способом
распространить просвещение в обширной стране». Но журналы не только решали просветительские
задачи, сообщая информацию читателям, но и вырабатывали привычку к постоянному
чтению, формировали литературные вкусы, открывали читателям зарубежную
литературу и философию, раздвигали границы повседневности.
Накануне
Отечественной войны 1812 года появляются первые русские журналы патриотического
направления
.
Цензура,
существовавшая в царствование Александра I, имела мало общего с цензурой
николаевской эпохи. Подавление декабристского восстания в 1825 году изменило
атмосферу в стране. Император Николай I в 1826 году принял новый цензурный
устав,
который современники назвали «чугунным». Цензор по
своему
усмотрению мог заменять одни слова на другие, сокращать текст.
Направление
многих журналов определялось позицией одного из главных идейных лагерей той
эпохи. Так, славянофильскую позицию занимали «Москвитянин» М.П. Погодина и
«Отечественные
записки» А.А. Краевского, западническую — «Телескоп»Н.И. Надеждина.
Структура
журналов стала более сложной. Наряду с художественными произведениями и
критическими статьями в них регулярно публиковались научные очерки,
публицистические статьи. Журналы начинали оказывать серьезное влияние на формирование
мировоззрения общества.
Долго
добивался права издавать свой журнал Александр Сергеевич Пушкин, и лишь в 1836
году вышел первый номер
«Современника».
Пушкину удалось привлечь к работе в журнале лучших поэтов, писателей и ученых
России. Помимо беллетристики и поэзии, здесь публиковались научные статьи, информация
о новинках искусства, науки и культуры, географических
открытиях.
Самым
популярным разделом в журналах был критический,
где
рецензенты подробно разбирали все новинки литературы.
Особенный
интерес стал вызывать раздел литературной критики с приходом в русскую
литературу Виссариона Григорьевича Белинского. В конце 1830-х — начале40-х годов вся читающая Россия с нетерпением ожидала выхода нового номера
журнала
«Отечественные записки», в котором регулярно печатался Белинский.
Белинский
разработал особый жанр критического фельетона. Его статьи отличалисьнезависимостью мнений, легкостью изложения, остроумием,
ясно
выраженной позицией автора. Фельетоны Белинского были выдержаны в тоне
разговора с читателем. Особенный интерес вызывали ежегодные
обозрения,
посвященные литературным произведениям, появившимся за
истекший
год.
Авторитет
Белинского был весьма велик, к его мнению прислушивались,
его
цитировали, в спорах пользовались его аргументами.
Для
Белинского критический разбор литературных произведений становился поводом для
разговора о реальной жизни, о
подлинных
человеческих типах. В каждой своей статье он стремился исследовать общественные
реалии с помощью литературы. В конце 1847 г. Виссарион Григорьевич написал
статью-
письмо,
которое А.И. Герцен справедливо считал завещанием
Белинского.
Это было знаменитое письмо Гоголю по поводу его
книги
"Выбранные места из переписки с друзьями". В «Письме к
Гоголю»
журналист писал, что «публика видит в русских писателях своих единственных
вождей, защитников и спасителей от
русского
самодержавия, православия и народности». «Письмо»
Белинского
раздвигало рамки литературы и становилось, по
сути,
политической декларацией. Виссарион Григорьевич говорил об «ужасном зрелище
страны, где люди торгуют людьми..,
где
нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже
и полицейского порядка, а есть только
огромные
корпорации разных служебных воров и грабителей».
Письмо
Белинского переписывали от руки, во множестве копий
оно
распространялось по всей России.
Между
тем, цензура внимательнейшим образом следила за
каждым
выходившим журналом. Время от времени власти
штрафовали,
задерживали выпуск или даже закрывали разные
издания.
Так, были запрещены «Литературная газета» А. Дель
вига,
«Европеец» И. Киреевского, затем и «Московский телеграф» Н. Полевого,
«Телескоп» Н. Надеждина.
После
революционных событий 1848 года в Западной Европе
цензура
ужесточилась: все сколько-нибудь сомнительное подвергалось запрету, не
допускалось никакой критики действий
правительства
или церкви, о тяжелом положении крестьян не
позволяли
даже упоминать и т.д. Был учрежден Верховный цензурный комитет во главе с
министром народного просвещения,
куда
вошли министры внутренних и иностранных дел
.

4. Литература в 1830–1840-е годы
После
восстания декабристов в стране наступила реакция. Как
мы
уже знаем, правительство и консервативная часть дворянства главнымисточником крамолы считали литературу и просвещение. Именно они и стали
основной мишенью властей. В
1826
году был принят новый цензурный устав, состоявший из
230
параграфов. За деятельностью цензурных комитетов надирало III отделение.
Многие
испытали на себе тяжесть новых порядков. Кого-то отправляли в ссылку на Кавказ,
подобно Лермонтову, или в крепость, как это случилось с И.С. Аксаковым,а еще легче было
очутиться
на гауптвахте, где побывали многие — от старика-цензора С.Н. Глинки, который
пропустил в печать какие-то строки,
сочтенные
властями двусмысленными, до И.С. Тургенева, который осмелился назватьГоголя в некрологе «великим писателем».
Как
сказано в басне Ивана Андреевича Крылова,
«Амой бедняжка Соловей,
Чемпел приятней и нежней,
Темстерегли его плотней».
В
эпоху Николая I образованные люди, общественность, интеллигенция
не
могли оказывать воздействие на экономику, тем более политику страны,
а
вот их влияние в области литературы, художественного творчества, бытового
поведения было значительным. Александр Иванович Герцен точно заметил: «у
народа, лишенного общественной свободы, литература —
единственная
трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей
совести. Влияние литературы в подобном обществе
приобретает
размеры, давно утраченные другими странами Европы».
Интерес
к отечественной истории пробуждает к жизни исторический роман. А.С. Пушкин
пишет «Историю пугачевского
бунта»,
«Капитанскую дочку», «Арапа Петра Великого» «Бориса
Годунова»,
М.Ю. Лермонтов — «Купца Калашникова», а Н.В. Гоголь — «Тараса Бульбу», И.И.
Лажечников — «Ледяной дом»,
А.А.
Бестужев-Марлинский — «Роман и Ольга».
Более
того, исторический контекст позволял писателям, обращаясь к прошлому страны,
рассказывать о настоящем.
Необычайный
успех выпал на долю романа Михаила Николаевича Загоскина «ЮрийМилославский, или русские в
1612
году». Загоскина называли даже «русским Вальтером Скоттом».
Одним
из основоположников русской фантастики стал Владимир Федорович Одоевский,который интересовался наукой и техникой. В его романе к земле приближается
комета, которая грозит планете гибелью, а люди
достигают
Луны, и это помогает справиться с перенаселением Земли.
Литературный
критик В.Г. Белинский заявил в 1830-е годы,
что
на смену пушкинской эпохи приходит «гоголевский
период».
После
появления «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николай Васильевич Гоголь сразуже занял место одного из ведущих русских писателей.
Гоголь
перемешивал с мистикой и фантастикой реальную жизнь, что помогало писателю
неожиданно, по-новому изображать действительность.
Необычен
язык гоголевских персонажей: Гоголь активно использовал просторечие и
разнообразные социально-профессиональные жаргоны. Жеманный выговор дам города
N, чиновничий жаргон, язык простонародья — все
это
было оправдано принципом реалистического изображения действительности, когда
язык действующих лиц соответствует языку изображаемой среды.
Сильнейшее
впечатление произвела комедия «Ревизор», которую отличает глубокий психологизм,
свойственный Гоголю
юмор
и наблюдательность. В «Ревизоре» «я решился собрать в
одну
кучу все дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в
тех случаях, где больше всего требуется
от
человека справедливости, и за одним разом посмеяться над
всем»,
— писал сам Гоголь.
Высшее
общество восприняло «Ревизор» как грубую карикатуру, как злую насмешку над
русской провинцией.
Цензура
не позволила ставить «Ревизора» на сцене. И тут
неожиданно
вмешался император Николай I: он не только велел
поставить
пьесу, но и наградил Гоголя бриллиантовым
перстнем,
заявив во всеуслышанье: «Всем досталось, а мне
больше
всего».
В
конце XVIII — начале XIX века литературный труд считался
благородным,
достойным дворянина занятием. Наградой был
успех
у читателей, драгоценная табакерка или перстень, полученный от императора. И
деньги это высокое занятие не пачкали.
Издатель
А.Ф. Смирдин одним из первых ввел постоянную
выплату
гонорара авторам. Труд писателя становился профессиональным. Высокие гонорары
издатель выплачивал Пушкину.
Известно,
что за свою жизнь литературным трудом поэт заработал примерно 250 тысяч рублей.
Для сравнения приведем цифры: пуд соли в те годы стоил рубль, крепостной
крестьянин с
землей
— в среднем 450 рублей, свою квартиру в Петербурге на
Мойке
Пушкин снимал за 4500 рублей, а за дачу платил 500 рублей в месяц.
Неуклонно
расширялся круг читающей публики. Литература
все
больше становилась занятием профессионалов. Над этими
переменами
размышлял Пушкин: «Десять лет тому назад литературой занималось у нас малое
число любителей. Они видели
в
ней приятное, благородное упражнение, но еще не отрасль
промышленности»,
это было «изящное и аристократическое занятие». Но времена изменились. Сам поэт
говорил, что он имеет
доход
«с 36 букв русской азбуки».
Гоголь
провозглашал социальную полезность искусства. Он
был
уверен, что искусство может и должно вызывать в человеке
стремление
к добру.
1830–1840-е
годы стали временем распространения в реалистической литературе так называемой
«натуральной школы», основателем которой стал Гоголь. К «натуральной школе» принадлежали И.А. Гончаров, Н.А. Некрасов,И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.И. Панаев.
Героем
произведений писателей этого направления стал «маленький человек» и его судьба.
Место просвещенного дворянина
занял
разночинец, мелкий чиновник, крепостной крестьянин,
причем
подчеркивался интерес не только к внешности героя, но
и
к его привычкам, бытовой обстановке.
Писатели
обращаются к изображению реальной повседневности, описанию нравов и
общественных типов, показывая
зависимость
человека от окружающей среды. «Натуральной
школе»
был свойственен критический взгляд на жизнь
«верхов»,
стремление к честному, предельно откровенному наблюдению над жизнью. Не
случайно противники «натуральной
школы»,
всячески насмехаясь над писателями этого направления, на карикатурах изображали
их роющимися в помойке.

Вершиной
творчества Н.В. Гоголя стала поэма «Мертвые
души».
Сюжет
«Мертвых душ», как и «Ревизора», был подсказан Гоголю Пушкиным. Это эпическое
произведение Николай Васильевич закончил в 1840 году, но лишь спустя два года
удалось
его
напечатать. Цензурный комитет дал такое разрешение лишь
с
условием внесения значительных поправок.

Европейское
революционное движение привело к тому, что в
конце
1840-х годов внутренняя политика правительства императора Николая I еще более
ужесточилась.
Но
развитие великой классической русской литературы остановить было невозможно. В
конце 1840-х годов публикуют свои первые произведения писатели, чье творчество
развернется в полной силе уже во второй половине XIX века — Ф.М. Достоевский и И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов. Николаевскоеправление традиционно считается периодом торжества деспотизма. Но для русской
литературы первая половина XIX века — время расцвета. Многократно расширилась
читающая аудитория. Значительным было влияние литературы на умы и настроения образованных людей.

ВОПРОСЫ

1. Чем вызван пристальный интерес русской общественности в
первой половине XIX века к национальному прошлому?
2. Какое время и почему называют «золотым веком» русской
культуры?
3. С чем связано становление реалистического направления в
русской литературе первой половины XIX века?
Прикрепления: 16.2__.doc (105.0 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz