poj35 | Дата: Четверг, 27.03.2014, 13:49 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Тема № 41.6.2Причины и характер движения декабристов. Организации декабристов 8.1. Причины декабристского движения Движение декабристов самым тесным образом связано с Отечественной войной 1812 года. Эта война вызвала небывалый патриотический подъем во всех слоях российского общества.
Мощное народное движение, направленное против захватчиков, заставило многих образованных людей изменить свое отношение к народу. После того массового героизма, который был проявлен крестьянами, к ним уже трудно было относиться просто как к быдлу — рабочему скоту. В обществе все больше распространялось совсем другое отношение к простым мужикам и бабам — как к героям Это новое отношение ярко проявляется в литературе и изобразительном искусстве послевоенных времен. Один из героев 1812 года, будущий участник декабристского движения Фёдор Глинка писал в своих знаменитых «Письмах русского офицера»: «Иноземцы с униженной покорностью отпирали богатые замки и приветствовали в роскошных палатах вооруженных грабителей Европы (армию Наполеона — А.Л.); русский бился до смерти на пороге дымной хижины своей. Вот чего не предчувствовали иноземцы, чего не ожидали враги наши!». А вот посмотрите очень популярные после войны «листы» художника Теребенева — главными героями их являются мужики и бабы, изгоняющие захватчиков из своего Отечества. Пусть и в несколько карикатурной форме, художник очень ярко выразил свое восхищение крестьянами. Заграничные походы еще больше укрепили это новое и очень сильное чувство восхищения своим народом, но в то же время заставили всерьез задуматься о будущем своей страны.
Русские офицеры наглядно убедились в том, насколько свободней и благополучней живут в Европе, чем в самодержавно- крепостнической России. Народ-герой заслуживал лучшей участи. Вообще, сторонники перемен, по началу возлагали на царя самые серьезные надежды. Хорошо помня реформы начала правления Александра I, они ожидали их продолжения. Недаром С.П. Трубецкой,стоявший у самых истоков декабристского движения, писал впоследствии, что первоначальная идея создать тайное общество, родившаяся в кругу молодых офицеров, была связана со стремлением негласно «поддерживать и подкреплять желания государя», помогать ему бороться с противниками преобразований. Однако вскоре выяснилось, что бороться предстоит с самим государем Прогрессивно настроенная молодежь очень быстро разочаровалась в царском правительстве и прежде всего в самом царе. Посмотрите, на примере Пушкина, как всего за три года изменилось отношение к императору: Тебе,наш храбрый царь, хвала, благодаренье! Когдаполки врагов покрыли отдаленье, Воброню ополчась, взложив пернатый шлем, Коленапреклонив пред вышним алтарем, Тыбраней меч извлек и клятву дал святую Отига оградить страну свою родную. 1815 Ура!в Россию скачет Кочующийдеспот. Спасительгорько плачет, Заним и весь народ. 1818 По мере того, как в стране нарастала реакция и определяющей фигурой стал Аракчеев с его идеалом беспощадной муштры и палочной дисциплины, сторонники реформ начинали переходить от слов к делу. Впервые в России здесь появляются тайные революционные общества, члены которых готовы были сделать все возможное, чтобы вывести страну на новый уровень развития. Итак, в итоге, мы можем записать причины декабристского движения: 1. Одной из причин декабристского движения был мощный взрыв патриотизма в обществе, вызванный героической борьбой русского народа в 1812 году. 2. В результате заграничных походов это чувство патриотизма было оскорблено сознанием того, что русский народ живет значительно хуже других европейских народов. 3. В первые послевоенные годы стало очевидно, что верховная власть не желает изменить положение в стране к лучшему. Все это вместе взятое заставило передовых представителей русского общества попытаться произвести перемены своими силами. 8.2. Первые декабристские организации С каждым годом становилось все очевидней, что никаких реформ не будет, что все перемены — к худшему. Общее настроение, царившее в этом кругу, замечательно выразил А.Н. Муравьёв,писавший: «Польша получила конституцию, а Россия в награду за свои героические усилия в 1812 году получила — военные поселения!». Отношение к власти становилось все более критическим. В столичном обществе, в среде молодых офицеров, прошедших через наполеоновские войны, все чаще слышались речи самого обличительного характера.
Первой организацией, с которой обычно ведется отсчет декабристского движения, стал «Союз Спасения», созданный в 1816 году. В 1818 году он был преобразован в «Союз Благоденствия». Обе организации по своему социальному составу носили исключительнодворянский характер. Главными действующими лицами в них были гвардейские офицеры, прошедшие Отечественную войну и заграничные походы: С.П. Трубецкой,И.Д. Якушкин, П.И. Пестель, находившиеся друг сдругом в родстве А.Н. и Н.М.Муравьёвы и братья М.И. и С.И. Му- равьёвы-Апостолы. Сами члены обширного рода Муравьёвых, участвовавшие в декабристском движении, говорили про себя: «Нас в этом деле целый муравейник». Обе эти организации стремились решить самые главные вопросы русской жизни, их цели, безусловно, совпадали: введение конституции и ликвидация самодержавия. Но, в то же время, очевидны были и принципиальные различия между ними.
Прежде всего это касалось численности организаций. Если в «Союзе спасения» было от 10 до 12 человек в 1816 году и до 30 человек в 1818, то «Союз благоденствия», начав свою деятельность с 30 человек в 1818 году, довел ее до 200 человек в 1821. Резко отличались средства, с помощью которых члены организаций собирались достичь своих целей. Если «Союз спасения» делал ставку на хорошо подготовленный одиночный удар: захват власти с помощью заговора и военного переворота, то «Союз благоденствия» разрабатывал программу длительного воздействия на разные слои населения страны. Свою задачу члены этой организации видели в подготовке народа, общества и власти к переменам путем пропаганды передовых взглядов, распространения просвещения и филантропическойдеятельности. Столь различные средства порождали и разные организационные принципы этих двух «Союзов». Так, в «Союзе спасения» был принят устав, разработанный Пестелем, который предусматривал конспирацию,практически военную дисциплину и строгую централизацию: безоговорочное подчинение низших членов организации высшим — рядовых «братьев» начальникам — «мужам», а «мужей» — «боярам», которые представляли собой самую верхушку руководства «Союза спасения Что же касалось «Союза благоденствия», который собирался действовать исключительно мирными средствами, и организационные принципы были куда мягче. Устав этого общества, называвшийся «Зеленая книга», предусматривал разделения «Союза» на отдельные управы, каждая из которых обладала значительной самостоятельностью и свободой по отношению к руководству, Коренной управе. Точно также и отдельные члены каждой управы были достаточно независимы в своих действиях от руководства «Союза благоденствия». Подчеркнуто революционный заговорщический характер «Союза спасения» в значительной степени был связан именно с оскорбленным патриотическим чувством его членов: конституции, дарованные Александром I Финляндии и Царству Польскому, несмотря на то, что многие поляки поддерживали Наполеона, была воспринята здесь, как издевательство по отношению к русскому народу-победителю, оставленному царем в прежнем рабстве. Под влиянием этого чувства, учредители «Союза спасения» поставили вопрос не только о военном перевороте, но и о цареубийстве: М.С. Лунин первым среди декабристов выдвинул проект цареубийства, а И.Д.Якушкин вызвался единолично убить Александра I. Однако уже в 1817 году настроение большинства членов «Союза спасения» изменилось. Речь Александра I на сейме в Варшаве была понята ими как обещание распространить польский конституционный опыт на всю Российскую империю. Еще не забытые надежды на царя-ре форматора снова ожили. Вот под влиянием этих настроений, которые становились все сильнее, организацию и решено было преобразовать на более мирный лад, не столько революционный, сколько реформаторский. «Союз спасения», впрочем, почти себя не проявлял; вся деятельность его сводилась к обсуждению своих внутренних проблем — целей, средств, организационных принципов. А вот «Союз благоденствия», в который в 1818 году преобразовался «Союз спасения», довольно быстро стал заметным явлением русской общественной жизни. Особенно заметна была пропагандистская деятельность «Союза», которая велась самыми различными средствами. С этой целью использовалась периодическая печать, где постоянно публиковались пропагандистские материалы, статьи, стихи и прозаические произведения, нацеленные на то, чтобы, приучить читающую публику критически относиться к русской действительности, приобщить ее к новым взглядам на жизнь. То, что невозможно было опубликовать из-за цензуры, распро странялось в списках— например, стихи молодого Пушкина, который в те годы былвесьма близок к декабристам. А, кстати, помните ли Вы знаменитое пушкинское стихотворение «К Чаадаеву», в котором, так замечательно выражен общий дух стремления к свободе, характерный для тех времен. Покасвободою горим, Покасердца для чести живы, Мойдруг, отчизне посвятим Душипрекрасные порывы! Товарищ,верь: взойдет она, Звездапленительного счастья, Россиявспрянет ото сна, Ина обломках самовластья Напишутнаши имена! Помимо призывов и обличений члены «Союза» пытались в меру своих сил, оставаясь в рамках законности, изменить жизнь к лучшему, хотя бы небольшой части самого угнетенного российского сословия — крепостного крестьянства. Это относилось прежде всего к тем членам «Союза благоденствия», которые сами были помещиками, — от них требовалось создать для своих крестьян более или менее благоприятные условия существования, не томить их непосильной барщиной, не употреблять по отношению к ним телесных наказаний. В полной мере это относилось и к крепостным, одетым в шинели, — русским солдатам. В то время, как в армии, с легкой руки Аракчеева, возрождалась палочная дисциплина, офицеры-реформаторы пытались противостоять ей. Не то, что ударить — оскорбить солдата ругательством для члена «Союза благоденствия» считалось совершенно недопустимым. Примером здесь может служить Михаил Орлов, командовавший полком, из которого он полностью изгнал телесные наказания, добившись при этом образцовой дисциплины и выучки солдат, — полк отличался на всех смотрах. Именно эта деятельность и называлась в «Союзе» «филантропией» — человеколюбием Члены «Союза благоденствия» искренне надеялись на то, что подобная деятельность подготовит почву для серьезных реформ в России. «Будем работать, и свобода сама, как спелый плод, упадет к нам в руки», — эта фраза была весьма популярна в обществе. Однако надеждам на мирное развитие страны, надеждам на царя-реформатора суждено было вновь рассеяться. С конца 1810-х годов, когда в России вводятся военные поселения и начинается погром университетов, все больше членов «Союза» склоняется к тому, чтобы вернуться на путь революционной борьбы. Но прежде, чем вновь уйти в подполье, необходимо было освободиться, как от принципиальных противников революционного движения, так и от множества случайных людей, которыми оброс «Союз». В 1821 году «Союз благоденствия» был распущен по инициативе его руководителей. 8.3. Северное и Южное общества Однако именно те, кто ликвидировал «Союз благоденствия», совсем не собирались отказываться от организованной борьбы за свои идеалы. Избавившись от балласта, они тут же постарались вывести этуборьбу на принципиально новый уровень. В том же 1821 году создаются новые организации, имевшие уже революционный характер. Одна из них — Северное общество — находилась в Петербурге; другая — Южное общество — в маленьком городке Тульчине, где располагался штаб русской ар мии расквартированной на Украине. Хотя Северное и Южное общества возникли независимо друг от друга, между ними вскоре были налажены связи — ведь организаторами и главными действующими лицами здесь были бывшие члены «Союза благоденствия», хорошо знавшие друг друга. Сохраняя независимую организацию, эти общества действовали в одном направлении, стремясь, как и предшествовавший им «Союз спасения», захватить власть и сверху провести благие перемены: ликвидировать самодержавие и отменить крепостное право. Руководители Северного и Южного обществ периодически встречались, сверяя свои планы. Именно на этом этапе декабристского движения были разработаны четкие программы предстоящих преобразований. НикитаМуравьев сталавтором «Конституции» — программы Северного общества; Павел Пестель написал«Русскую правду», принятую в качестве программы Южным обществом. Обе программы имели революционный характер, расходясь при этом в конкретных предложениях. Первое, что бросалось в глаза — это серьезное расхождение в решении принципиально важного вопроса о государственном строе в России после победы революции. Муравьёв: «В "Конституции" законодательная власть принадлежит Народному вече. Этот орган формируется путем выборов, в которых участвует взрослое мужское население страны, однако, не все: выборы проводятся на основе достаточно высокого имущественного ценза. Исполнительная власть принадлежит императору, который, обладая наследственной властью, присягает тем не менее на верность Конституции». Таким образом, Никита Муравьев предлагал заменить самодержавие конституционной монархией, политическими правами в которой будут пользоваться только зажиточные граждане. И, кстати, Пестель упрекал северян за то, что они «на место аристократии крови (то есть дворянства) хотят ввести аристократию богатств (то есть буржуазию)». Сам Пестель в этой части своей «Русской правды» был более последователен и демократичен. Он был решительным сторонником республиканского правления и противником имущественного ценза. Пестель: «Законодательная власть передается Народному вече, но с тем условием, чтобы оно формировалось путем выборов, в которых участвует все взрослое мужское население страны без каких бы то ни было имущественных ограничений. Исполнительная же власть должна находиться у правительства — Державной думы из пяти человек, — которое избирается Народным вече и ответственно перед ним». Серьезно различались подходы Муравьева и Пестеля к организации местного управления. Муравьев придерживался федеративного принципа. Муравьёв: «Россия должна быть разделена на “державы”, каждая из которых самостоятельно решает свои внутренние вопросы. Центральное правительство во главе с императором лишь координирует и согласовывает деятельность местных органов власти». Пестель же придерживался унитарного принципа. Пестель: «Россия делится на области, безоговорочно подчиняющиеся центральным органам власти. Местные управленцы, назначаемые сверху, должны работать, исходя исключительно из указания центра». Не менее серьезны были и различия в тех частях «Конституции» и «Русской правды», где речь шла о социально-экономических отношениях, которые предполагалось установить в России после отмены крепостного права. В «Конституции» вопрос решался следующим образом. Муравьёв: «Крестьяне получают свободу и небольшое количество земли в собственность — по две десятины на двор. Основная масса пахотных земель остается у помещиков, в экономическую зависимость от которых неизбежно должно попасть малоземельное крестьянство». Пестель же предлагает гораздо более сложное решение крестьянского вопроса, причем совершенно очевидно, что положение трудовой массы населения волнует его гораздо больше, чем массы населения волнует его гораздо больше, чем Муравьева. Пестель: «Вся пахотная земля делится на частный фонд (это, прежде всего, помещичьи имения) и фонд общественный, который создается из земель государственных и частично конфискованных у помещиков. Из общественного фонда крестьяне получат землю в пользование в количестве, достаточном для ведения нормального хозяйства. Помещичьи же хозяйства, таким образом, в перспективе лишатся работников. Тем самым они обречены на разорение и постепенный переход в руки крестьян, которые получат право покупать частную землю в собственность». Северяне, следуя более умеренной «Конституции» Никиты Муравьева, действительнонадеялись, что она будет понята и принята значительной частью населения России. Народное вече они хотели созвать как можно скорее после революции и тем самым передать власть выборным представителям от народа. Сами они к власти совершенно не стремились. Иное дело Пестель. Хорошо понимая, что его радикальную программу можно осуществить в России только силой, создатель «Русской правды» прямо говорил, что после восстания нужно захватить власть в свои руки, установить режим жесткой военной диктатуры, котораябудет беспощадно бороться с противниками перемен и подготавливать народ к демократическим преобразованиям. Что касалось самих этих преобразований — проведения всеобщих выборов в Народное вече, создание выборной Державной думы и так далее, — то они откладывались на неопределенный срок. Подобные заявления Пестеля вызывали негодование северян, сравнивавших лидера южан с Наполеоном — человеком,использовавшим революцию в своих интересах. У Пестеля, кстати, действительно было некоторое внешнее сходство с Наполеоном. Подводя итоги нашей беседе о декабристских обществах запишем: Декабристское движение прошло в своем развитии несколько этапов: 1. 1816 — 1818 гг. — заговорщический «Союз спасения». 2. 1818 — 1821 гг. — реформистки настроенный «Союз благоденствия». 3. 1821 — 1825 гг. — Северное и Южное общества, члены которых возвращаются к заговорщической тактике, значительно расширив свой состав и приобретя опыт в противостоянии власти. В этих организациях впервые были разработаны четкие программы декабристского движения. Следует отметить, что разработка программных документов, бесконечные споры по поводу отдельных их положений — все это отодвигало на задний план принципиально важный вопрос о том, как приступить к реальному осуществлению этих программ: как захватить власть в свои руки? Дальше возобновившихся и крайне неопределенных разговоров о цареубийстве дело здесь не шло. В результате неожиданная смерть Александра I и те события, которые последовали за этим, застали декабристов врасплох. 8.4. Междуцарствие Александр I провел свои последние дни в Таганроге. Царь оказался так далеко от столицы по причинам семейного характера: его супруга, Елизавета Алексеевна, была больна чахоткой. Таганрог же находился в Приазовье, которое славилось своим здоровым климатом. Александр и Елизавета отбыли туда на неопределенный срок с немногочисленной свитой и жили в Таганроге очень скромно, «по-семейному», в небольшом доме. В последние годы правления царя все чаще мучили приступы меланхолии, он производил впечатление человека, разочарованного и в окружающих, и в самом себе. Но физически Александр был вполне здоров и смерти его никто не ожидал. Царь заболел во время поездки в Крым, где он знакомился с организацией тамошних военных поселений, и после недолгой болезни, диагноз которой придворные врачи так толком и не смогли поставить, скончался 19 ноября 1825 года.
По закону после смерти бездетного Александра на престол должен был взойти его следующий по старшинству брат КонстантинПавлович,который в это время был наместником в Царстве Польском. Казалось, так и будет. При первых известиях о смерти Александра столичные книготорговцы поспешили выставить в витринах своих лавок портреты Константина. Более того, тогдашний министр финансов Е.Ф.Канкрин приказалотчеканить «образцовую» рублевую монету с изображением Константина Павловича. Однако, к полной неожиданности для всей России оказалось, что существует завещание, написанное Александром I еще в 1823 году, по которому на престол должен был взойти не Константин, а третий по старшинству брат, Николай Павлович Сам Константин на престол не стремился. Он отдавал себе отчет в своих многочисленных слабостях и не чувствовал себя в силах управлять огромной страной. Известно к тому же, что на Константина самое тяжелое впечатление произвела насильственная смерть его отца, императора Павла, своего сходства с которымон не мог не сознавать. По свидетельству одного гвардейского офицера, на другой день после цареубийства Константин сказал ему: «Брат, если хочет, пусть царствует. Я, попомни мои слова, на престол не взойду никогда». И Константин не раз просил старшего брата «снять с него это бремя», избавить от престолонаследия.
Эта совершенно излишняя секретность привела к страшной сумятице и неразберихе в верхах после неожиданной смерти Александра I. Положение еще больше осложнялось огромными расстояниями, которые отделяли друг от друга главных героев этих событий. Александр I умер в Таганроге; Константин, которого все считали законным наследником престола, находился в это время в столице Царства Польского — Варшаве; а Николай, совершенно неожиданно для всех, провозглашенный наследником указом умершего царя, — в Петербурге. Между этими городами началось оживленное сообщение.
Первым делом из Таганрога был отправлен курьер в Варшаву, к Константину Павловичу. Чуть позже курьерская тройка понеслась в Петербург, к матери умершего царя, Марии Федоровне — тогда об этом событии узнал и Николай. Оба брата оказались совершенно не готовы к тому, что произошло и явно не знали, как вести себя в подобной ситуации. Между Варшавой и Петербургом завязались сложные переговоры. Константин сразу же, как только получил известие о смерти старшего брата, подтвердил свое нежелание царствовать.
Причем сделал это в свойственной ему манере: когда один из адъютантов, желая, очевидно, угодить великому князю, обратился к нему, как к государю: «Ваше величество…», Константин набросился на него с кулаками, послал под арест. Он тут же написал письмо, в котором подтверждал свое отречение от престола в пользу Николая. Это письмо он доверил гостившему в Варшаве, самому младшему из братьев, Михаилу Павловичу, который тут же помчался с ним в Петербург. Между тем, Николай познакомился с завещанием старшего брата, но не рискнул действовать по его воле. Дело в том, что Николай был человеком очень жестким и требовательным по отношению к подчиненным; его не любили в Петербурге, особенно в гвардии. В этой ситуации Николай решил не торопиться. 27 ноября, на другой день после получения известий из Таганрога, Николай в Большой церкви Зимнего дворца сам первым принял присягу Константину и привел к ней дворцовые караулы . Константин был провозглашен императором. Только когда стало окончательно ясно, что Константин ни за что не приедет в столицу, Николай рискнул провести переприся гу. В ночь на 14 декабря на чрезвычайном заседании Государственного Совета он прочел манифест о своем вступлении на престол. Узнав о переприсяге, которая была назначена на утро 14 декабря, члены Северного общества решили этими обстоятельствами воспользоваться в полной мере. ВОПРОСЫ
1. Укажите причины возникновения декабристских организаций. 2. Сравните взгляды преддекабристских и декабристских организаций. 3. Сравните цели, методы и состав «Союза спасения» и «Союза благоденствия». 4. Дайте сравнительную характеристику программам Северного и Южного обществ декабристов.
|
|
| |