Воскресенье, 05.01.2025, 15:15
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
3 .1 Реформы .1М.М. Сперанского
poj35Дата: Четверг, 27.03.2014, 13:55 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Тема № 41.1.5 РеформыМ.М. Сперанского
4.1. «Канцелярский Наполеон»
Итак,
время, о котором пойдет речь в этой лекции, с 1808 по
1812
годы, является вторым приступом к либеральным реформам Александра I.
Преобразования, которые задумал император, являлись не только способом
выведения России на путь прогресса, но и методом укрепления трона, методом
борьбы с угрозой революции. Александр считал, что революцию можно
предотвратить
путем своевременно принятых мер — проведения
необходимых
политических реформ, так сказать, путем «революции сверху», без участия
народных масс. 
Кроме
того, поражения русских войск в войнах с Наполеоном
сильно
подорвали престиж царя. Говорили, что с поля под
Аустерлицем
русский император вернулся более побежденным,
чем
его армия. Заключение Тильзитского мира с Наполеоном в
1807
году в России восприняли как унижение национального достоинства. Ведь еще недавно
с амвонов всех русских церквей Бо-
напарта
называли «тварью, от которой и благость Божия отступила». Авторитет Александра
и правительства резко падал. В
дворцовых
кругах царя окрестили «приказчиком Наполеона» и
стали
открыто говорить о необходимости смены правителя. 
В
это тяжелое для царя время Александр Павлович решает —
вернуть
к себе прежнее расположение общества, по крайней
мере
его либеральной части, можно только возвратом к тем внутренним преобразованиям,
которые были замыслены, но не
были
осуществлены в первые годы царствования. Как мы знаем,
Негласный
комитет уже к 1804 г. окончательно прекратил свое
существование.
На этот раз главным сотрудником императора в
деле
разработки этих преобразований явился новый государственный деятель — Михаил
Михайлович Сперанский. 
Итак,
после Эрфурта (осенью 1808 г.) Александр I назначает
Сперанского
своим главным советником в государственных делах. Его стали приглашать на обеды
во дворец. Вскоре Михаил
Михайлович
настолько сблизился с государем, что они проводили долгие часы в доверительных
беседах. Александр I не оставил
своих
юношеских конституционных мечтаний. В конце 1808
года
император предложил Сперанскому составить общий
проект
государственных преобразований «того, что целесообразно преобразовать». Причем
Сперанский подчеркивал, что
основная
идея проекта была ему предписана самим Александром I
Михаил
Михайлович на время превратился в отшельника,
оставляя
свой кабинет только для бесед с царем о готовившейся
реформе.
Созданию плана предшествовала большая подготовительная работа: Сперанский и его
сотрудники изучили существовавшие тогда европейские конституции, обратились к политическому
опыту Франции, Великобритании, Соединенных штатов
Америки.
План
составлялся с необычайной быстротой: он был начат в
конце
1808 г., а в начале октября 1809 г. на столе императора
уже
лежал знаменитый «проект» Сперанского «Введение к уло-
жению
государственных законов». Это был первый и самый значительный и всеобъемлющий
план реформы политической
жизни
России.
«Весь
разум моего плана состоял в том, — писал Сперанский,

чтобы посредством законов и установлений, утвердить власть
правительства
на началах постоянных и тем самым сообщить
действию
сея власти более правильности, достоинства и истинной силы».
4.2. "Введение к уложению государственных законов" В.О.Ключевского.
Давайте
остановимся на основных положениях реформы
Сперанского.
Как же не допустить в России революцию? Михаил
Михайлович
отвечал на этот вопрос так: необходимо придать
самодержавному
строю формы конституционной монархии, ввести элементарную законность,причем законы в виде
конституциидолжендаровать России сам император. Михаил
Михайлович
сформулировал эту мысль во «Введении к Уложению государственных законов» —
своего рода черновом наброске возможного проекта конституции. В то время как на
западе
конституции
были устраиваемы «отрывками» и после жестоких
государственных
переворотов, российская конституция будет
обязана
своим существованием благодетельной мысли верховной власти, от которой зависит,
следовательно, выбрать время ее
введения
и дать ей самые правильные формы. 
Оценивая
фактическое состояние дел в империи, Сперанский
писал:
«Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и
рабы
помещичьи. Первые называются свободными только по
отношению
ко вторым, действительно же свободных людей в
России
нет, кроме нищих и философов». Впервые в истории
страны
Сперанский предложил закрепить законом сословное деление общества и заявил о
необходимости обеспечения гражданских прав и свобод. Все население, согласно
«Введению к
уложению…»,
разделялось, на три сословия: дворянство, люди
среднего
состояния (купцы, мещане и государственные крестьяне) и «народ рабочий»
(крепостные крестьяне и лица, работающие по найму — рабочие, прислуга и т.д.). 
Принадлежность
человека к тому или иному сословию определялась его происхождением и наличием
собственности. Согласно проекту Сперанского общие гражданские права предоставлялись
всем сословиям, включая крепостных, хотя и в неравной степени.
Главным
среди гражданских прав было положение о том, что
никто
не мог быть наказан и ни у кого не могло быть отнято имущество без судебного
приговора. Все повинности должны были
исполняться
лишь в соответствии с законом, а не по чьему-либо
произволу.
Согласитесь — эти права сильно ограничивали самовластие помещиков. Кроме того,
всякий мог приобретать движимую и недвижимую собственность и распоряжаться ею
по своему
усмотрению;
переходить из одного сословия в другое. 
Политические
права, дававшие возможность избирать и быть
избранными,
получали только представители «свободных» сословий: дворяне и люди «среднего
состояния», причем на основе имущественного ценза.
Если
есть у тебя капиталы и имущество, имеешь право участвовать в выборах, нет —
лишаешься политических прав. Сперанский полагал — чем больше у человека
имущества, тем выше
его
заинтересованность в защите прав собственности, тем
больше
он будет заботиться о «доброкачественности законов». 
Стало
быть в условиях России это означало, что большинство населения из процесса
выборов исключалось. 
По
проекту Сперанского, в основу государственного устройства был положен принцип
разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной. Все учреждения
(законодательные, исполнительные и судебные) сверху донизу, от сельской волости
до вершины управления имеют выборный характер.
Высшим
органом законодательной власти должна была стать
нижняя
палата парламента — Государственная дума, исполнительной — министерства,судебной — Сенат
Система
законодательной власти мыслилась в виде пирамиды, построенной по принципу
административного деления: в
каждой
волости избираются депутаты в волостную Думу; ее депутаты в свою очередь
избирают представителей в окружную
Думу;
а депутаты окружной — в губернскую. В Петербурге ежегодно должна была
собираться Государственная дума во главе с
канцлером,
образуемая из депутатов от всех губерний империи. 
Законодательная
власть осуществляется совместно императором
и
Государственной думой, причем право законодательной инициативы принадлежит
только монарху. Однако, ни один законопроект не получает силы без рассмотрения
в Государственной
думе.
Суждения Думы должны быть свободными и выражать
«мнение
народное» — подчеркивал Сперанский. 
Высшую
исполнительную власть осуществляют министерства, а на местах — губернские,
окружные и волостные управления. Министерства за свои распоряжения несут
ответственность
перед
законодательной властью (Государственной думой). 
В
порядке же судебном мыслилось, что «верховным судилищем для всей империи» будет
Сенат, а под его руководством
должны
действовать суды волостные, окружные и губернские. 
Члены
Сената пожизненно назначаются из числа лиц, избранных губернскими Думами. Во
всех трех первых судебных инстанциях вводится институт присяжных заседателейи судебное
разбирательство
является гласным.
Кроме
того, учреждался совещательный орган при царе, состоящий из представителей аристократии
— Государственный
совет
(верхняя палата парламента). Он был призван служить
связующим
звеном между императором и тремя высшими органами власти. Предполагалось, что
Госсовет будет рассматривать
все
законы, уставы и учреждения, которые в дальнейшем (в случае их одобрения
императором) поступали бы «к предназначенному им совершению в порядке
законодательном, судебном и
исполнительном»,
— как было записано в плане Сперанского. 

Члены
Госсовета, также как и Сената, министры, канцлер Государственной думы не избираются,
а назначаются и увольняются
царем.
Как
мы видим, проект Сперанского не был излишне радикальным, он не нарушал прерогативимператора как самодержавного монарха, но ставил эти прерогативы в определенныезаконные рамки. Таким образом, эти реформы означали бы
прорыв
России из феодального самовластия к началам буржуазного права.
В
чем же заключался принципиально новый подход Михаила
Михайловича
к управлению государством? 
Хотя
реальная законодательная власть и оставалась в руках
императора
и высшей бюрократии, действия властей, по проекту
Сперанского,
должны были контролироваться общественным
мнением
— Государственной думой, всероссийским представительным (т.е. выборным)
органом.
4.3. Указы о придворных званиях и об экзаменах на чины
Сперанский,
сам являясь государственным чиновником, прекрасно понимал значение
работоспособной «чиновничьей армии» для успешной реализации задуманных
преобразований
такого
масштаба. Ему нужны были образованные, честные, знающие дело исполнители, как
он сам. Ежедневно сталкиваясь с
огромным
количеством деловых бумаг, он имел возможность
убедиться
в крайне низком, в большинстве случаев, уровне подготовки российских
чиновников. Именно поэтому Михаил Михайлович и решился предпринять некоторые
частные меры,
имевшие
внутреннюю связь с готовившимися реформами. 

6
августа 1809 года был опубликован Указ об экзаменах на
чины.
Сперанский писал, что до сих пор в России «учение… не
было…
поставляемо условием необходимым и обязанностию непременною для вступления в
службу и занятия гражданских
мест».
Августовский Указ требовал, чтобы чины коллежского
асессораи статскогосоветника давались не по выслуге лет,
как
прежде, а только после предъявления университетского ди-
плома
или сдачи экзамена по специальной программе. 

Надо
сказать, что чин коллежского асессора давал право на
личноедворянство,а статского советника — на потомственное. Кроме того, начиная с чина
коллежского асессора и выше
чиновники
имели большие привилегии и высокие оклады. Не
трудно
догадаться, что желающих получить эти чины было немало, а вот сдать экзамены
многим почтенным старикам, мечтающим о служебном повышении, было попросту не
под силу. 
Среди
малообразованных чиновников начался страшный переполох — их спокойному существованию
пришел конец. Потерпевшие от новых служебных порядков просто возненавидели
Сперанского.
4.4. Результаты политической реформы М.М. Сперанского
Хотя
Александр I и признал начинания Сперанского «удовлетворительными и полезными»,
фактически из проекта были ре-
ализованы
только учреждение Государственного совета и министерская реформа.
Госсовет
(высший законосовещательный орган при императоре) был образован вместо
Непременного совета 1 января 1810
г.
и просуществовал как своеобразный памятник Сперанскому
вплоть
до 1917 года. Все законодательные проекты теперь должны были рассматриваться
только через Госсовет. В обязанности
членов
Совета, кроме того, входило распределение финансовых
средств
между министерствами и заслушивание годовых отчетов
министров.
Решения Госсовета представлялись на утверждение
государя;
«высочайше утвержденное мнение Государственного
совета»
становилось законом.
Однако,
самодержцы, начиная с Александра I, часто пренебрегали мнением Совета. За
1810-1825 гг. Александр I в 83 случаях поддержал меньшинство Госсовета против
большинства, а в
четырех
случаях — даже единственного члена Совета. Император, как и прежде, единолично
решал многие важнейшие вопросы и все больше входил во вкус самодержавного
правления. 
Государственным
секретарём был назначен М.М. Сперанский, причем в его руках кроме дел,
входивших в общее собрание Совета, соединялись все нити государственных преобразований
и всей тогдашней законодательной деятельности. 

Михаил
Михайлович стал самым влиятельным сановником России, фактически вторым после
императора лицом в государстве. 
Положение
его в стране было таковым, что даже членам императорской фамилии приходилось
обращаться к нему с просьбами.
Вслед
за Госсоветом по плану Сперанского были преобразованы и министерства.
Преобразование
министерств проходило в 1810-1811 гг. 
Была
установлена единообразная структура министерств, определены функции,
ответственность и штаты каждого из них. 
Государственную
думу наметили собрать 1 сентября 1810 г.,
однако
появиться на свет ей было суждено лишь веком позже, в
1906
г. В начале XIX века дворянство этого не допустило: выборность в законодательные
органы нарушила бы монополию дворянства на власть.
Надо
сказать, что проект встретил упорное сопротивление
придворных,
чиновников и помещиков-крепостников, считавших его слишком радикальным и
опасным. 
Российское
первое сословие еще не оправилось от испуга, вызванного Великой французской
революцией, и воспринимало
любые
изменения, затрагивающие интересы дворянства (в
частности
предоставление гражданских прав крепостным), как
преддверие
революции.
Поддержка
реформам отсутствовала не только со стороны
дворянства,
но и со стороны близких Александру людей. Он увидел, что к его друзьям уже
пристроился целый легион приспособленцев, которые мечтают не о благе России, а
о том, чтобы
закрепить
свою власть и помыкать Государем на основе закона. 
Царь
приостановил реформы Сперанского. 
Сам
монарх так определил причину неудачи реформ: «Некем
взять!».
Накануне смерти Александр I с прискорбием заметил:
«Петр
Великий имел увесистый кулак, чтобы не бояться своих
подданных».
А он боялся… безумно боялся нового дворцового
переворота;
в памяти императора были живы воспоминания о
страшной
кончине отца. Думается, немаловажную роль в решении этого вопроса сыграл и
характер царя. Александр, как обычно, колебался; сомнения всегда терзали его
душу. Император побоялся широты, новизны и скороспелости этих проектов, убедился
в их непопулярности.
Нельзя
умолчать и о том, что безграничная власть монарха,
огромная
ответственность за судьбу России меняла изначально
восторженную
природу Александра. Из якобинца, сторонника
радикальных
реформ, романтика, мечтавшего об «общем
благе»,
он все более и более превращался в умудренного опытом
самодержца.
Тем
не менее, реформаторские поиски М.М. Сперанского заложили основу, на которой в
последствии разрабатывались новые проекты преобразований.
4.5. Финансовая реформа М.М. Сперанского
К
середине 1811 года Сперанский ясно почувствовал, что над
ним
сгущаются тучи. Консервативно настроенная часть дво-
рян
и чиновников начала открытую войну против «поповича»
(так
презрительно называли Сперанского в высшем обществе,
намекая
на недворянское происхождение). В его адрес посыпались насмешки и оскорбления:
-
Что не говорите, господа, а чужак он и есть чужак… Женился на англичанке, завел
у себя в доме английские порядки…
Официальные
места посещает в простом сюртуке «английского
фасона»…

-
Ваша правда, mon cher… в этаком-то виде, без камзола, этот
выскочка
осмеливается посещать самого Государя…
-
Даже выезда богатого не имеет… Ездит по городу в простой
коляске…
одно слово — простолюдин!
Началась
самая настоящая травля Сперанского. В ход пошли излюбленные средства интриганов

сплетни,
доносы, подмётные письма. Александру I стали нашептывать всяческиенебылицы, попросту клеветать на государственного секретаря, при этом умело
играя на самолюбии и мнительности царя:
-
Осмелюсь предостеречь… в высших кругах все считают, что
Сперанский
узурпировал власть и имеет большое влияние на
Ваше
Императорское Величество. Вы уж слишком доверяете
своему
любимцу, Государь… А между тем, Михаил Михайлович
позволяет
себе критиковать Ваше Величество, причем вселюдно,
обвиняя
в непоследовательности в государственных делах. 

-
Достоверно известно и другое… Михаил Михайлович — глава революционного
масонства в России! А братство, как известно, организация, способная вызвать
революцию в любой
стране…
он хочет поколебать наши вековые устои! 
-
Сперанский покусился на святая святых — власть монарха,
которому
принадлежат «Богом данные права». Он хитро подкопался под самодержавие,
Государь.
-
Страшно подумать, не токмо вымолвить, но факты на лицо

Вспомните Эрфурт и его встречи с Бонапартом. Сперанский
хотел
ввести в России наполеоновские законы и всегда был
поклонником
этого «антихриста»…
-
Он и сейчас находится в преступных сношениях с Наполеоном… ведет двойную игру.
Выражу общее мнение, Ваше Величе-
ство,
Сперанский — государственный изменник и французский
шпион!
Это
обвинение, в условиях обострившихся российско-французских отношений, было
особенно тяжелым. Угроза вторжения
войск
Наполеона резко усилила консервативные настроения в
правящих
кругах.
Немалую
роль в падении первого сановника империи сыграла и записка «О древней и новой
России», составленная в 1811
году
Николаем Михайловичем Карамзиным. Придворные
круги
пером талантливого литератора и историка предупредили
царя
от имени всего российского дворянства, что увлекаться реформами опасно для
социально-политической стабильности
державы.
Карамзин гневно и страстно обрушился на внутреннюю политику Александра I, в
частности его реформаторскую
деятельность.
Он решительно высказался против любых либеральных преобразований в стране, доказывая
необходимость
сохранения
старых порядков — самодержавия и крепостного
права.
Под
угрозой дворянского бунта Александр I принес «жертву
общественному
мнению», он «сдал» своего единомышленника
по
реформаторской деятельности и принял решение об отставке
Сперанского.
Таким образом царь надеялся вернуть себе расположение дворянства, утраченное
после Тильзита. Немаловажную роль при этом сыграли намерения императора
объединить
общество
накануне приближающейся войны с Наполеоном. 

Вечером
17 марта 1812 г., после продолжительной беседы с
Александром
I, Михаил Михайлович вернулся домой и застал у
себя
министра полиции А.Д. Балашова с предписанием покинуть столицу. Почтовая
кибитка уже стояла у ворот. В эту же
ночь
в сопровождении частного пристава Сперанский высочайшим повелением был
отправлен в Нижний Новгород в ссылку. Осенью, по новому доносу, его под конвоем
перевели в Пермь
под
строгий надзор полиции. Михаил Михайлович не мог предполагать, что ему будет
суждено возвратиться в столицу только
через
9 лет. Среди дворянства ссылка Сперанского вызвала шумное ликование
Итак,
борьба либералов и консерваторов закончилась победой последних. Предстоящие
события 1812 года на долгие годы
отодвинули
планы реформирования России. Александр I вновь к
ним
вернулся лишь после окончания войны. Самая значительная в русской истории
попытка постепенного превращения неограниченной монархии в монархию
конституционную пока не
удалась,
хотя объективная потребность в этом ощущалась как самим самодержавием, так и
передовой частью общества. 
Л.Н.
Толстой, устами своего персонажа князя Андрея, высоко
оценил
заслуги М.М. Сперанского перед Отечеством: «… а я скажу, что ежели что-нибудь
сделано хорошего в нынешнее царствование, то все хорошее сделано им — им одним…
И потомство
отдаст
ему справедливость…».
 
ВОПРОСЫ

1. Можно ли считать план преобразования М.М. Сперанского
«Революцией сверху»?
2. В чём состоят причины взлёта и опалы Сперанского?
3. Что вызвало необходимость проведения финансовой реформы?
4. Как следует понимать известную реплику Александра I
«Некем взять!»? Насколько он был прав?
Прикрепления: 3-1_-1.-.doc (102.0 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz