Воскресенье, 05.01.2025, 15:00
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Лабораторные работы 18 в.
poj35Дата: Пятница, 06.12.2013, 11:58 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Используя текст учебника, а также приведённые нижедокументы, ответьте на вопросы.
 
Документ № 1. С.Ф. Платонов о Федоре Алексеевиче
Федор Алексеевич вступил на престол четырнадцати лет. Еще
мальчиком был он чрезвычайно хилым и болезненным. В царской семье господствовал
раздор, происходила борьба между двумя партиями: с одной стороны, стояла партия
Наталии Кирилловны Нарышкиной, мачехи Федора, с другой – сестер и теток царя,
около которых группировалась родня первой жены царя Алексея, Марии Ильиничны, -
Милославские… влияние Милославских… недолго длилось: их заменили любимцы царя
Федора, постельничий Языков и стольник Лихачев, люди образованные, способные и
добросовестные. Близость их к царю и влияние на дела были очень велики.
Немногим меньше было значение князя В.В. Голицына. В наиболее важных внутренних
делах времени Федора Алексеевича непременно нужно искать почина этих именно
лиц, как руководивших тогда всем в Москве.
 
 Документ № 2. С.Ф.
Платонов о Софье Алексеевне
…Софья, ученица Симеона Полоцкого, личность безусловно умная
и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей
московских царевен; образование расширило её умственный кругозор, выработало в
ней широкие запросы жизни, а отсутствие стесняющего внешнего авторитета
родительской власти позволило Софье искать ответы на эти вопросы вне терема.
Она тесной сердечной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того
времени, князем В.В. Голицыным, и вмешивалась в общественную жизнь. Кровными
узами привязанная к дворцовой партии Милославских, Софья прониклась ее
интересами. Как сильная и страстная натура, она лучше и сильнее чувствовала эти
интересы и стала руководительницей этой партии.
 
Документ № 3. Пашков Б.Г. о Федоре Алексеевиче
От слабого, болезненного Федора нельзя было ожидать личного
участия в тех преобразованиях, в которых нуждалась Россия. Федор мог быть
преобразователем, лишь находясь в четырех стенах своей комнаты и спальни.
Соответствующим было его воспитание. Федор владел польским языком, знал латынь,
хотя и похуже, чем его покойный брат Алексей. Федор мог складывать вирши…
 
Документ № 4. Ништадский мирный договор. 30 августа 1721 г.
/извлечение/
4. Его королевское величество Свейское уступит сим за себя и
своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его
царскому величеству и потомкам и наследникам Российского государства в
соврешенное непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, через
е.ц. величества оружия от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию,
Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена, который ниже сего
в артикуле разграничения означен и описан с городами и крепостями: Ригою,
Дюнаминдом, Пернавою, Ревелем, Дерптом, Наровою, Выборгом, Кексгольмом и всеми
прочими к помянутым провинциям надлежащими городами, крепостями, гавенами,
местами, дистиктами, берегами с островами: Эзель, Даго и Меном и всеми другими
от Курляндской границы по Лифляндии, Эстляндским и Ингерманландским берегам и
на стороне оста от Ревеля в фарватере к Выборгу, на стороне зюйда и оста
лежащими островами, со всеми на сих островах, как в вышеупомянутых провинциях,
городах и местах обретающимися жителями и поселениями и генерально со всеми
принадлежностьми… 5. Против того же е.ц. величество обещает в 4 недели по
размене ратификаций о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, е. кор-му
величеству и короне Свейской и паки испражнить Великое княжество Финляндское…
Сверх того хощет е.ц. величество обязан быть и обещает е. кор-му величеству и
королевству Свейскому сумму двух миллионов ефимкою, исправно, без вычета…
заплатить и отдать… 6. Е. кор-е величество Свейское о коммерции сим себе
выговорил, что ему в вечные времена свободно быть имеет в Риге и в Равеле и
Аренсбурге ежегодно на 50 000 рублей хлеба покупать… не платя никаких пошлин
или иных налогов в Швецию свободно вывезен быть имеет… 16. Коммерции имеют
свободно и беспомешательно междо обоими государствами и к оным принадлежащими
землями, подданными и жительми как на земле, так и водою учреждены, и сколь
скоро возможно, через особливый трактат к пользе обоих государств учреждены
быть…
 
Документ № 5. М.И. Погодин о Петре I
В руках /Петра/ концы всех наших нитей соединяются в одном
узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся вс этою колоссальною фигурою,
которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам
древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку
над нами и которой, кажется, никогда не потерям мы из виду, как бы далеко не
ушли в будущее. Документ № 6. Г.В. Плеханов. История русской общественной мыли
/ извлечение/ Европеизируя Россию, Петр доводил до его крайнего политического
конца то бесправие жителей по отношению к государству, которое характеризует
собой восточные деспотии. Не церемонясь с трудящимся населением…
царь-преобразователь не считал нужным церемониться и со служилыми людьми…
Приобретение разного рода технических знаний /изучение навигационной науки и
инструментов/ тоже сделалось одним из видов натуральной повинности дворянства.
В свою очередь глава государства дорожил дворянством лишь в той мере, в какой
оно исполняло свою обязанность служить и готовиться к службе… Установляя…
знаменитую «Табель о рангах», Петр пояснял, что люди знатной породы не получат
никакого ранга до тех пор, пока они не покажут заслуг государству и отечеству…
Таким образом, порода отступала перед чином… Европеизуя Россию, Петр и здесь
довел до крайности ту черту ее строя, которая сближала ее с восточными
деспотами. По недоразумению, указанная черта принималась иногда за признак
демократизма… На самом деле она не имеет с демократизмом ничего общего. Строй,
характеризуемый преобладанием этой черты, прямо противоположен
демократическому: в нем все порабощены, кроме одного, между тем, как в
демократическом все свободны, по крайней мере формально. В обширном промежутке
между этими двумя крайностями помещаются все конституции, характеризуемые
свободой более или менее значительного числа привилегированных…
Вопросы и задания
Петровская эпоха известна как эпоха бурной реформаторской
деятельности в России. Можно ли утверждать, что накануне этой эпохи реформы уже
проводились? Если да, то какие?
Как произошло падение Софьи? Почему Пётр одержал верх в
борьбе за власть над царевной Софьей?
Почему России был нужен выход в Азовское море? Решал ли он
вопрос о превращении нашей страны в мировую морскую державу?
Что такое генеральное сражение? Докажите, что Полтавская
битва была генеральным сражением Северной войны.
Представьте человека, который уехал из России в начале
царствования Петра и вернулся в завершающий период его правления. Какие
перемены в стране показались бы ему более значительными? Что бы больше всего
поразило? А что бы он нашёл неизменным?
Какое влияние, на Ваш взгляд, Пётр Великий оказал на историю
России?
 Расскажите о
восстании 1682 г. в Москве.
Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику Софьи.
Дайте характеристику Фёдору Алексеевичу и Софье Алексеевне.
Расскажите о битве под Нарвой. Чем объяснить поражение Петра
под Нарвой? Какие уроки извлёк царь из этой неудачи? Какие преобразования им
были тогда произведены?
Каковы итоги Северной войны? В чём причины победы России?
Охарактеризуйте Петра Великого. В чем проявилась
противоречивость этого человека?
Прикрепления: 1___.docx (16.3 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 06.12.2013, 11:58 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Тема 2 Внешняя политика России в начале XVIII в.
 
Документ № 1 "Разсуждение" П.П. Шафирова о
причинах Северной войны. 1722 г.
 
   …По тем шведским
внушениям… и доныне пребывают, что сия война… без праведных причин, для единого
токмо властолюбия, начата есть… Того ради некоторой верной патриот из
российского народа, для оправдания своего всемилостивейшего самодержца… в
начатии сея войны, от таких неправедных клевет и шведских внушений… показать…
причины, ради которых… христианский монарх… принужден был начать сию войну
против короны Шведской…
   …первые древние
причины следующие:
   Что провинция
Карелия и Ингрия, или Карельская и Ижорская земли, со всеми принадлежащими ко
оным уездами, городами и местами, издревне Всероссийской империи принадлежали,
то не могут и сами шведы отрицать…
   Но ежели б кто во
оправдание шведское восхотел представить, что понеже те провинции чрез формальный
трактат с российской стороны в шведскую уступлены: того ради не надлежало б с
нарушением оного трактату оные отбирать. И на то ответствуется, хотя бы царское
величество и не имел оных важных причин против короны Шведской войны начинать,
то по всем правилам натуральным и гражданским… должен был, как отец отечества
для превращения тех неправедно с нарушением прежнего вечного мира, и
добровольно заключенного оборонительного союза, от короны своей отторгнутых
наследных провинций, усмотря благовременно, войну начать, и чрез правдивое свое
оружие того своего властного, и с награждением убытков взыскивать, что обманом
отнято, и насилием во время упадку и почитай самого падения Российского
государства взято.
   Да рассудите всяк…
причтено ль то тому будет за неправду, ежели б кто, впадши в разбойники, всего
имения своего был лишен, и от угождения потеряния живота своего устрашась, для
спасения того все свое протчее имение оным хищникам отдал, и еще и письмом и
клятвою утвердил, что он то уступает им добровольно, и впредь в вечные времена
взыскивать не будут, а потом бы освободясь от той опасности, стал чрез
порядосный суд на тех разбойниках того похищенного взыскивать, и в награждение
претерпенного страху, увечья и убытков, вящше нежели его похищенных было, претендовать,
но и наказания смертного на тех хищников по правам искать?...
   …Однакож его
царское величество… не допускал… без новых от короны Шведской ему причин, оную
начать и содержал тот, хотя и принужденной от предков своих учиненной мир,
свято и нерушимо. И лутче восхотел оружие свое против врагов имени христианской
мстить. Но правосудие божие, не оставляющее никакой неправедной обиды без
воздаяния, ожесточа сердце шведское, допустило их до такой слепоты, что сами
тот огонь древних обид под пеплом давнего времени и забвения кроющееся,
новоучиненными его царское величества особе угрозами, последующим образом
воздуть восхотели…
 
1.            Кто
является автором документа. Какой период времени он описывает?
2.            Как автор
"Разсуждения" объясняет необходимость войны со Швецией?
3.            Можно ли
доверять автору документа? Каковы были причины Северной войны для России? Для
Швеции?
4.            Как вы
считаете, Северная война была справедливой или захватнической?
5.            Впоследствии
Пётр сказал, что начал войну как слепой, не зная противника. Прокомментируйте
высказывание царя.
 
Документ № 2 П.-Д. Мартен Младший. Полтавская баталия 27
июня 1709 года.
 
 
 
6.            Определите
время, место и круг людей, изображенных на картине.
7.            Какое
событие изображено на ней?
8.            Как вы
думаете, какой момент битвы изобразил художник?   Почему именно этот?
9.            На какие
группы условно можно разделить людей, изображенных на этом полотне? Кто
находится в центре ком-позиции? Какими художественными средствами автор
расставляет нужные ему акценты в картине?
10.          Какова
главная идея этой картины? Что хотел сказать художник?
11.          В чём
проявился полководческий талант Петра в Полтавской битве?
 
Документ № 3 В. Нестеренко. Триумф Российского флота. 1994
 
 
 
 
12.          Определите
время, место и круг людей, изображенных на картине.
13.          Какое
событие изображено на ней? Предположите, после какой морской битвы произошли
отражённые в карти-не события?
14.          На какие
группы условно можно разделить людей, изображенных на этом полотне? Кто
находится в центре ком-позиции? Какими художественными средствами автор
расставляет нужные ему акценты в картине?
15.          Какова
главная идея этой картины? Что хотел сказать художник?
16.          Нет ли, по
вашему мнению, преувеличений в изображении события художником? Почему?
17.          Представьте,
как это же событие могло быть изображено шведским художником? В чем, на ваш
взгляд, были бы различия? Чем они были бы обусловлены?
18.          Что нового
о Северной войне вы узнали на основе этих источников?
19.          Каковы
итоги Северной войны для России? Швеции? Других стран Европы?
20.          Оцените
итоги войны с позиции современной России.
Прикрепления: _2______XVIII_..docx (14.2 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 06.12.2013, 11:58 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Тема 3 Экономика России во второй половине XVIII в.
 
Документ № 1 Экономика России во второй половине XVIII в.
 
 
 
1.            Выпишите
города, ставшие центрами: а) металлургии, б) текстильной промышленности
2.            Используя
карту, выпишите названия городов, где происходили крупные ярмарки
 
Документ № 2  ИЗ
«ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ»
Великий двигатель земледелия — свобода и собствен¬ность.
Когда каждый крестьянин будет уверен, что то, что принадлежит ему, не
принадлежит другому, он будет улучшать это. Государственные налоги ему не
тя¬желы, ввиду того, что они очень умеренны, и если го¬сударство вовсе не
нуждается в увеличении доходов, земледельцы могут располагаться, как им удобно,
лишь бы они имели свободу и ответственность.
ИЗ «ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ» (1796 год)
...Вот удобный способ: поставить, что как только отны¬не
кто-нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с
момента покупки ее но¬вым владельцем, а в течение сотни лет все или по край¬ней
мере большая часть земель меняют хозяев, и вот народ свободен.
 
Документ № 3 А. П. СУМАРОКОВ О КРЕСТЬЯНСКОЙ СВОБОДЕ
Задача ради решения, что полезнее обществу, чтоб кре¬стьянин
имел собственным имением пожитки ли одни, или и земли, до изъяснения решена
быть не может. ...Прежде надобно спросить: потребна ли ради общего
благоденствия крепостным людям свобода? На это я скажу: потребна ли канарейке,
забавляющей меня, воль¬ность или потребна клетка и потребна ли стерегущей мой
дом собаке цепь? Канарейке лучше без клетки, а собаке без цепи. Однако одна
улетит, а другая будет грызть людей. Так одно потребно для крестьянина, дру¬гое
ради дворянина.
...Лутчее, не имети крестьянам земли собственной, да и
нельзя, ибо земли все собственные дворянские. Так еще спрос: должны ли дворяне крестьянам
отдавать куп¬ленные, жалованные, наследственные и прочие земли, когда они не
хотят, и могут ли в России землями вла¬деть крестьяне, ибо то право дворян. Что
ж дворянин будет тогда, когда мужики и земля будет не его? А ему что останется?
Впрочем, свобода крестьянская не ток¬мо обществу вредна, но и пагубна, а почему
пагубна, того и толковать не надлежит.
3.            Кто
является автором документа № 2?
4.            Почему
императрица считала двигателем экономики страны свободу и собственность?
5.               Каково мнение по вопросу отмены крепостного
права у Сумарокова? Предположите, почему? Почему А. П. Сумароков считал свободу
крестьянства вредной для об¬щества?
6.            Оцените
перспективы отмены крепостного права путём, предложенным Екатериной.
7.            Как она
видела обеспечение освобождения крестьян в конце своего царствования?
8.            0 каких
явлениях в экономике страны свидетельст¬вовало появление капиталистах крестьян
и крестьян-отходников? Как вы ду¬маете, что препятствовало более интенсивному
развитию капиталистических отношений?
9.            Как вы
думаете, какое влияние оказало Вольное экономиче-
10.          ское
общество на развитие российской экономики? Можно ли считать это об¬щество
свидетельством политики «просвещенного абсолютизма» в экономи¬ке?
11.          Какие
явления в сельском хозяйстве свидетельствовали о развитии ка¬питалистических
отношений?
12.          Выделите
особенности развития российской промышленности во второй половине XVIII в.
Какие новые отрасли промыш¬ленности получили развитие в этот период?
13.          акие
новшества в развитии российской торговли появились в царствование Екатерины II?

14.          Как вы
ду¬маете, к каким последствиям мог привести выпуск бумажных денег? О каких
процессах в экономике говорит выпуск ассигнаций? Как вы думаете, каковы были
причины нехватки денег в стране?
15.          В чем вы видите
противоречивость результатов экономического развития России во второй половине
XVIII в.?
 
Прикрепления: _3______XVIII_..docx (12.8 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 06.12.2013, 11:58 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Тема 4 Павел I
 
Репродукция картины Курдюмова “Приготовление к вахтпараду
при Павле I”.
 
 
 
1.            Что
изображено на картине? Чем именно занимаются люди? Как одеты люди? Где это
видно точно и чётко, где да-ётся общим фоном? Почему? Что этим хотел сказать художник?
Какие у людей причёски?
2.            Какие
цвета использовал художник? Как художник используют свет? Почему именно так?
3.            Каково
отношение художника к изображённому на картине: он поддерживает, осуждает или
относится к явлению нейтрально? Как вы думаете, почему?
4.            Предположите,
часто ли проводилось мероприятие, изображенное на картине?
5.            Как вы
считаете, каково было отношение солдат к данной процедуре? Почему?
6.            Как,
по-вашему мнению, такая щепетильность к нарядам солдат отражалась на их
боеспособности?
7.            В чём
ценность информации, которую несёт в себе данная картина? Можно ли на основе
картины охарактеризо-вать историческую эпоху?
 
 
Картина А.Бенуа "Парад при Павле I" 1907 г.
 
 
 
8.            К
правлению какого русского императора относится картина? Назовите даты правления
этого императора? 
9.            Какое
явление изображено на картине? К чему оно относится: к политическому событию, к
историческому деятелю, к военным приготовлениям, к повседневной жизни России?
10.          Кто
изображён на первом плане на картине? Кто изображён на среднем плане? Чем
заняты отдельные фигуры? Что изображено на заднем плане? Как расположены фигуры
на картине: поодиночке, группами, строем? Как Вы думае-те, почему? В каком
положении находятся фигуры на картине – в статичном или в движении? Чем именно
занима-ются эти люди? Как одеты люди на картине?
11.          Объективно
ли изображение парада на картине? Был ли художник современником происходящих
событий?
12.          Каково
отношение художника к изображённому на картине: он поддерживает, осуждает или
относится к явлению нейтрально? Как вы думаете, почему? Какова авторская
позиция художника?
13.          Почему на
картине Михайловский замок изображён недостроенным? С какой целью художник
нарисовал памят-ник перед зданием Михайловского замка?
14.          Чья
статуя, по вашему мнению, изображена на картине? Знаете ли вы, какие слова
выбиты на постаменте этой конной статуи?
15.          Для чего
на переднем плане А.Бенуа нарисовал верстовой столб и шлагбаум? Почему они не
изображены слева, справа или на заднем плане? Какой вывод можно сделать о
проблеме безопасности? Придавалось ли ей большое значение при Павле или не
придавалось значения вовсе?
16.          Как
композиция картины передаёт атмосферу правления Павла I? Соответствует ли
изображение Павла, выгова-ривающего что-то офицеру, торжественности парада?
Почему художник изобразил парад не в ясный, солнечный, летний, день, а в сырую,
промозглую, зимнюю, петербургскую погоду?
17.          Что нового
вы узнали об исторической эпохе, которой посвящена картина?
 
Пояснительный текст к репродукции.
На картине изображён мрачный зимний день. Тёмное небо.
Сыплет снег. В глубине плац-парада – мрачное здание строящегося Михайловского
замка. Император и два его сына на конях (справа) только что подъехали. Павел
вызывает из строя несколько провинившихся солдат и офицеров. Они онемели от
ужаса, видя безумный, уничтожающий взгляд Павла, и слыша его гневный голос. На
втором плане проходят полки под громыхание оркестра. За полками бегут солдаты,
которые подбирают упавшие с голов неудобные кивера и шляпы. “...я с давних пор
питал какое-то особенное чувство к личности Павла, нечто даже похожее на
сочетание благоговения с нежностью и жалостью... странное существо – художник.
Вот я, например, всеми силами души ненавижу войну, военщину, строевое рабство,
а между тем нахожу какое-то необъяснимое наслаждение...изображать и как бы
временно перевоплощаться и в безумного Павла, и в каждого из этих фрунтовых
мучеников. Да мне и этот мрачный день, и этот мокрый снег, и эта серая стужа –
всё это ненавистно, но мне нравится воскрешать в памяти и изображать в картинах
такие видения”. (Из книги А.Бенуа. “Мои воспоминания”. Гл. 3).
 
18.          Дополните
свое предположение об отношении художника к императору.
19.          Как вы
считаете теперь, узнав об отношении художника к Павлу I, можно ли доверять
изображённому на картине?
 
Отрывок из работы М.В. Клочкова "Павел и Франция"
 
   Император Павел
Петрович принес на престол унаследованную им от отца и пышно развившуюся в
гатчинском бездействии страсть к фронтовому учению на прусский манер. Свой
деловой день в Петербурге он, по примеру Фридриха II, начинал вахтпарадом на
плацу перед дворцом для отдельных частей столичного гарнизона по наряду.
Раздражительность императора Павла проявлялась на этих парадах в самых
несдержанных и резких формах, часто по ничтожным поводам. Малейшая
неисправность в амуниции, едва заметная неточность в фронтовых движениях или
ружейных приемах вызывали у него бурные припадки гнева, во время которых, по
свидетельству современников, лицо его покрывалось пятнами, глаза расширялись и
вспыхивали недобрыми огоньками, с уст срывались сиповатым перехваченным голосом
грубые и жестокие слова, а иногда государь доходил до того, что собственноручно
бил тростью виноватых офицеров. Из-за пустяков офицеры разжаловались в рядовые
или прямо с парада ехали в ссылку, служить в глухой провинции; целые полки
иногда подвергались опале и штрафам.
Вот почему обычно приказ о назначении той или иной части на
утро в вахтпарад подвергал в трепетный ужас и офицеров ее и нижних чинов. Ночь
перед вахтпарадом в казармах проходила без сна, в лихорадочной, спешной
подготовке к страшному смотру: подучивались солдаты, не усвоившие в
совершенстве уставную шагистику, чистилась и подгонялась амуниция, каждый
ремешок, каждая пуговка на свое точно установленное место. Много хлопот
доставляла сложная форменная прическа: голову каждого солдата искусные полковые
парикмахеры натирали сначала сухим мылом; потом смачивали квасом; по сырому
обильно пудрили мукой; прочесывали затем волосы гребнем этой «клестер-кор»
засохнуть; между тем сзади к волосам прикрепляли железный прут, в 8 вершков
длиною, для образования косы, а вокруг головы надевали обруч из проволоки, к
которому прикреплялись с обеих сторон на высоте половины уха громадные
войлочные букли. На эту прическу сверху надевалась неуклюжая широкополая
треуголка, или высокая гренадерская шапка... Надо было офицерам перед смотром
также поднять должным образом «дух» солдат; тут прибегали, по личным привычкам
каждый, к разным средствам: кто к ободряющему шутливому слову, кто к палке, которой
предусмотрительно снабжены были по форме офицеры павловского времени... (М.В.
Клочков. Павел и Франция. Сб. Отечественная война и Русское общество. С-Пб.
1912 г.)
 
20.          Сравните
изображение парадов на картинах и их описание в отрывке работы М.В. Клочкова.
Есть ли отличия? По-чему?
21.          Как вы
понимаете выражение: " Надо было офицерам перед смотром также поднять
должным образом «дух» сол-дат; тут прибегали, по личным привычкам каждый, к
разным средствам: кто к ободряющему шутливому слову, кто к палке, которой
предусмотрительно снабжены были по форме офицеры павловского времени..."?
22.          Попытайтесь
объяснить необходимость применения жестких мер к солдатам и офицерам с позиции
императора Павла I. При этом вспомните о жесткой дисциплине в армии Чингисхана,
которая позволила завоевать огромные пространства.
23.          Павел I
был сторонником армии Фридриха II. Что вы знаете об этом императоре? Вспомнив
события середины XVIII в., расскажите, когда и при каких обстоятельствах
русская армия, обученная на совершенно других принци-пах, разгромила
"хвалёную" армию этого императора. Какие выводы можно из этого
сделать?
Прикрепления: _4__I.docx (15.8 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz