Четверг, 24.07.2025, 05:34
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
19 Московское государство в конце XV- начале XVI в
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:22 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
«О казаках»
 
 
«Первоначальной родиной казачества
считается линия пограничных со степью русских городов-крепостей, шедшая от
средней Волги на Рязань и Тулу, потом круто переламывающуюся на юг и
упирающаяся в Днепр по черте Путивля и Переяслава. Здесь сложился класс вольных
людей с оружием в руках, уходивших в степь для разных промыслов. Этим людям,
постоянно сталкивающимися в степи с татарскими воинами и добытчиками и было
присвоено тюркское название казаки, потом распространившуюся на вольных людей и
в северной Руси. Древнейшее известие о казачестве говорит о казаках рязанских,
оказавших своему городу услугу в столкновении с татарами в 1444 г. В 16 веке городовыеказаки, и прежде всего рязанские стали оседать военно-промысловыми артелями в
открытой степи, в области верхнего Дона».
 
В.О. Ключевский. «Курс русской истории»
Прикрепления: 0207011.doc (26.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:23 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
«Просветитель» ИосифаВолоцкого
 
 
«Скажем сейчас об одной из ересей: о
том, что они лживо говорят, определяют, отрекаются и не исповедуют воистину и
нелживо Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, но говорят,
будто Бог Отец Вседержитель не имеет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и
Сопрестольных Себе и будто нет Святой 
Троицы…
…Худший из всех грехов — еретичество —
гнуснее любого беззакония. Многие сейчас поддались дьяволу, исказили правую
веру, говорили безрассудные слова и уклонились в различные ереси, ибо превратно
толковали многие книги Божественного Писания, а потому отступили от истинной
христианской веры к жидовству. Я говорю о протопопе Алексее, попе Денисе,
Федоре Курицыне и их единомышленниках, которые на свою погибель сначала в
Великом Новгороде, а после во многих других городах и селениях посеяли
жидовское учение и исказили Божественное Писание…».
Прикрепления: 8390223.doc (25.5 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:23 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Двуглавый орел
 
 
«…Почувствовав себя и по политическому
могуществу, и по православному христианству, наконец, и по брачному родству
преемником павшего дома византийских императоров, московский государь нашел и
наглядное выражение своей династической связи с ними: с конца XV в. на его
печатях появляется византийский герб — двуглавый орел».
 
В. О. Ключевский. «Курс русскойистории» 
Прикрепления: 3282093.doc (25.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:23 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Местничество
 
 
«Образование национального
великорусского государства отразилось в боярском сознании своего рода теорией
аристократического правительства. Основное положение этой теории можно выразить
так: московский государь для управления соединенной под его властью Русской
землей призывает родовитых сотрудников, предки которых некогда владели частями
этой земли. Объединение Великороссии, сообщив великому князю московскому
значение всеземского, национального государя, и собранным под его рукой местным
правителям внушило идею всеземского правительственного класса. Такой взгляд
боярства на свое значение не остался только политическим притязанием, но
облекся в целую систему служебных отношений, известную в нашей истории под
названием местничества. Прежде чем обратиться к его изучению, объясню, что я разумею
под московским боярством…
…Своеобразный отпечаток клали на
аристократическое значение боярства два недостатка, какими страдало
местничество. Вводя в государственную службу ценз породы, оно ограничивало
верховную власть в самой щекотливой ее прерогативе, в праве подбора подходящих
проводников и исполнителей своей воли: она искала способных и послушных слуг, а
местничество подставляло ей породистых и зачастую бестолковых неслухов.
Оценивать служебную годность происхождением или службою предков значило
подчинять государственную службу обычаю, который коренился в нравах и понятиях
частного быта, а в сфере публичного права становился по существу своему
противогосударственным. Таким обычаем и было местничество, и государственная власть
могла терпеть его, пока или сама не понимала настоящих задач своих, или не
находила в неродословных классах пригодных людей для службы. Петр Великий
смотрел на местничество строго государственным взглядом, назвав его «зело
жестоким и вредительным обычаем, который как закон почитали». Так местничество
поддерживало ежеминутную молчаливую досаду московского государя на свое
боярство. Но, подготовляя вражду, оно не увеличивало, а скорее ослабляло силы
класса, для которого служило главной, если не единственной политической опорой.

Сплачивая родичей в ответственные
фамильные корпорации, оно разрознивало самые фамилии, мелочным сутяжничеством
за места вносило в их среду соперничество, зависть и неприязнь, чувством узко
понимаемой родовой чести притупляло чутье общественного, даже сословного
интереса и таким образом разрушало сословие нравственно и политически. Значит,
местничество было вредно и государству, и самому боярству, которое так им
дорожило».
 
В.О. Ключевский. «Курс русской истории»
Прикрепления: 7890455.doc (29.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:23 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Нил Сорский
 
 
«Нил Сорский происходил из боярской
фамилии Майковых, постригся в Кирилловом монастыре, путешествовал по востоку и,
воротясь в отечество, устроил небольшую обитель на реке Соре. Он стоял за
отшельническое или скитское житие и проповедовал, чтобы монахи помышляли о
спасении своей души, а не об имениях своих и чтобы они кормились трудами своих
рук. Иван Васильевич, озабоченный возраставшими государственными нуждами,
особенно необходимостью содержать большую военную силу, едва ли не сам
содействовал возбуждению помянутого вопроса: очевидно, он был не прочь отобрать
монастырские земли, чтобы раздавать их потом военнослужилому сословию или детям
боярским».
 
Д. И.Иловайский
Прикрепления: 3100795.doc (25.5 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:24 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Новые символы и титулымосковского великого князя —государя всея Руси
 
 
«Почувствовав себя в новом положении и
еще рядом с такой знатной женой, наследницей византийских императоров, Иван
нашел тесной и некрасивой прежнюю кремлевскую обстановку, в какой жили его
невзыскательные предки… Из Италии выписаны были мастера, которые построили
Ивану новый Успенский собор, Грановитую палату и новый каменный дворец на месте
прежних деревянных хором. В то же время в Кремле при дворе стал заводиться тот
сложный и строгий церемониал, который сообщал такую чопорность и натянутость
придворной московской жизни. Точно так же как у себя дома, в Кремле, среди
придворных слуг своих, Иван начал выступать более торжественной поступью и во
внешних сношениях, особенно с тех пор, как само собою, без бою, при татарском
же содействии, свалилось с плеч ордынское иго, тяготевшее над Северо-Восточной
Русью два с половиной столетия (1238−1480). В московских правительственных,
особенно дипломатических, бумагах с той поры является новый, более
торжественный язык, складывается пышная терминология, незнакомая московским
дьякам удельных веков. В основу ее положены два представления: это мысль о
московском государе как о национальном властителе всей Русской земли и мысль о
нем как о политическом и церковном преемнике византийских императоров… В
сношениях с западными дворами, не исключая и литовского, Иван III впервые
отважился показать европейскому политическому миру притязательный титул
государя всея Руси, прежде употреблявшийся лишь в домашнем обиходе, в актах
внутреннего управления, и в договоре 1494 г. даже заставил литовское правительствоформально признать этот титул. После того как спало с Москвы татарское иго, в
сношениях с неважными иностранными правителями, например с ливонским магистром,
Иван III титулует себя царем всея Руси. Этот термин, как известно, есть
сокращенная южнославянская и русская форма латинского слова «цесарь», или по
старинному написанию «цьсарь», как от того же слова по другому произношению
«кесарь» произошло немецкое Каiег. Титул царя в актах внутреннего управления
при Иване III иногда, при Иване IV обыкновенно соединялся со сходным по
значению титулом самодержца — это славянский перевод византийского
императорского титула… Оба термина в Древней Руси значили не то, что стали
значить потом, выражали понятие не о государе с неограниченной внутренней
властью, а о властителе, не зависимом ни от какой сторонней внешней власти,
никому не платящем дани…
…Царями по преимуществу Древняя Русь
до половины XV в. звала византийских императоров и ханов Золотой Орды, наиболее
известных ей независимых властителей, и Иван III мог принять этот титул, только
перестав быть данником хана. Свержение ига устраняло политическое к тому
препятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание: Иван III мог
теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и независимым
государем, какими были византийские императоры, и верховным властителем Руси,
бывшей под властью ордынских ханов. Усвоив эти новые пышные титулы, Иван нашел,
что теперь ему непригоже называться в правительственных актах просто по-русски
Иваном, государем великим князем, а начал писаться в церковной книжной форме:
«Иоанн, божиею милостью государь всея Руси». К этому титулу как историческое
его оправдание привешивается длинный ряд географических эпитетов, обозначавших
новые пределы Московского государства: «Государь всея Руси и великий князь
Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и
Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных», т. е. земель».
 
В. О. Ключевский. «Курс русскойистории»
Прикрепления: __________.doc (31.0 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:24 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Послание старца Филофеяк великому князю Василию
 
 
«…И если хорошо урядишь свое царство —
будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и
теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские
царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же
не бывать. И твое христианское царство другим не сменится…».
Прикрепления: ______.doc (20.5 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:24 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Сказание о князьях Владимирских
 
 
«В то время некий воевода новгородский
именем Гостомысл, умирая, созвал всех владетелей новгородских и говорит им: «О
мужи новгородские! Даю вам совет: пошлите в Прусскую землю человека мудрого и
призовите от знатных тамошних родов правителя себе». Они пошли в Прусскую землю
и нашли там некоего князя именем Рюрик из рода римского императора Августа, и
упросили его посланцы от всех новгородцев идти к ним княжить. Князь Рюрик
пришел в Новгород с двумя братьями, одному имя Трувор, другому — Синеус, а
третий был его племянник по имени Олег. И с того времени назван был Новгород
Великим, и начал великий князь Рюрик первым княжить в нем в 6375 г. От великого князяРюрика в четвертом колене был князь Владимир, который просветил Русскую землю
святым крещением в 6496 (988) году. Откуда пошло поставление великих князей
русских и как начали они венчаться на великое княжение святыми бармами и
царским венцом? В 6622 г.(1114) великим князем Киевским стал Владимир Всеволодович Мономах, правнук
великого князя Владимира, просветившего Русскую землю, от которого он четвертое
колено. Мономахом прозван он был по такой причине. Когда сел он в Киеве на
великое княжение, то начал держать совет со своими князьями, с боярами и с вельможами,
говоря так: «Когда я был еще мал, то слышал от царствовавших до меня и
державших скипетр великой России о том, что великий князь Олег ходил на
Царьград и взял с него большую дань на всех своих воинов, потом великий князь
Всеслав Игоревич ходил и взял с Константинополя еще большую дань. А мы, божьей
милостью наследники своих прародителей и отца своего великого князя Всеволода
Ярославича, удостоены богом быть наследниками того же жребия, и ныне же прошу у
вас, моих советников, князей, бояр, воевод и всего над нами христолюбивого
воинства, и да превознесется вашей храбростью и мужеством имя святой и
живоначальной Троицы по божьей воле и нашему повелению! Какой совет мне
дадите?» Отвечали великому князю Владимиру Всеволодовичу князья, бояре его и
воеводы: «Написано ведь, что сердце царево в руке божьей, а мы все рабы твои,
под твоей властью». Великий же князь Владимир собирает самых искусных, разумных
и рассудительных воевод, ставит их чиноначальниками, сотниками, пятидесятниками
и, собрав многочисленное войско, направил его во Фракию, область Царьграда, и
пленил многих и возвратился с большим богатством и в здравии восвояси. 
Был тогда в Царьграде благочестивый
царь Константин Мономах, воевавший в то время с персами и латинянами. И
собирает мудрый царь совет и снаряжает своих послов к великому князю Владимиру
Всеволодовичу: митрополита ефесского Неофита от Азии и двух епископов,
митулинского и мелетинского, стратига антиохийского, владыку иерусалимского
Евстафия и других благородных. Со своей царственной шеи снимает он крест из
животворящего древа, на котором был распят владыка Христос, снимает со своей
головы царский венец и ставит его на золотое блюдо; повелевает принести
сердоликовый кубок, с которым пировал римский царь Август, посылает и ожерелье,
называемое святые бармы, которое носил на своих плечах, и цепь, кованную из
аравийского золота, и много других царских даров. Вручил их митрополиту
Неофиту, епископам и своим благородным послам и отпустил их к великому князю
Владимиру Всеволодовичу со словами: «Прими от нас, боголюбивый и благоверный
князь, эти честные дары на славу и честь, на венчание твоего вольного и
самодержавного царствования и рода твоего. Послы наши будут молить тебя о том,
о чем просим мы во имя твоего благородства: о мире и о любви, чтобы божий храмы
не опустошались и все православие пребывало в покое под властию нашего царства
и твоего вольного самодержавия, великой России; и да назовешься ты
боговенчанным царем, венчанный этим царским венцом рукою святейшего митрополита
Неофита и епископами». И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович
называется Мономахом, царем великой России, и во все времена великий князь
Владимир пребывал в мире и согласии с царем Константином. С тех пор и доныне
великие князья владимирские венчаются на великое княжение Российское тем
царским венцом, который прислал греческий царь Константин Мономах».
Прикрепления: 6456009.doc (32.5 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:24 | Сообщение # 9
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Судебник Ивана III «Окрестьянах и холопах»
 
 
«Лета 7006-го месяца септемвриа уложил
князь великий Иван Васильевич всея Руси с детми своими и с бояры п суде как
судити бояром и околничим…
Статья57. О христианскомотказе. А христианом (крестьянам) отказыватися из волости, ис села в село, один
срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни
осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двое публь, а в лесех полтина. А
которой христианин поживет за ким год да пойдет прочь, и он платит четверть
двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы
поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора, а четыре годы поживет,
и он весь двор платит…
Статья62. О межах. А ктосореть межу или грани ссечет из великого князя земли боярина и манастыря, или
боярской и монастырской у великого князя земли, или боярской или монастырской у
боярина или боярской у монастыря и кто межу сорал или грани ссек, ино того бити
кнутием, да исцу взяти на нем рубль. А христиане промежу себя в одной волости
или в селе кто у кого межу переорет или перекосит, ино волостелем или
поселскому (управляющему дворцовыми селами) имати на том за боран (денежный
штраф) по два алтына и за рану присудят, посмотря по человеку и по ране и по
рассужде-нию…
Статья66. О полной грамоте(самопродажа в рабство). По полной грамоте холоп. По тиуньству и по ключю по
сельскому холоп з докладом и без докладу, и с женою и с детми, которые у одного
государя; а которые его дети у иного или себе учнут жиги, то не холопи; а по
городцкому ключю (служба) не холоп; по робе холоп, по холопе роба, приданой
холоп, по духовной холоп».
Прикрепления: __III____.doc (28.0 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтовuCoz