35 Быт новые черты в жизни
| |
poj35 | Дата: Четверг, 28.11.2013, 09:08 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О Конке «Первые общественные экипажи в Москве — вагоны так называемой конно-железной дороги — появились в середине 70-х годов... Вагон конки с открытым «империалом», т. е. местами на крыше, куда вели с парадной и задней площадок узенькие винтообразные лестницы и куда допускались только мужчины, тянули по рельсам парой весьма плохоньких тощих лошадей в шорах, которыми управлял, помахивая кнутом, стоящий на передней площадке кучер, дёргавший при посредстве шнура привешенный к крыше колокольчик. При подъёме в гору к паре лошадей, везущих вагон, прицеплялась цугом пара лошадей с мальчишкою-форейтором, одетым в форменное коричневое с светлыми пуговицами пальто, а летом в тёмную блузу. В особенно трудных и крутых местах прицеплялись две пары таких тощих лошадей, их долго и усердно нахлёстывали и кучер и форейторы, и только после такого воздействия, сопровождаемого громкими побудительными криками и звонками, вагон благополучно поднимался в гору... Конка была средством сообщения... демократическим. В ней ездил преимущественно мелкий московский обыватель. Люди с положением, тем более московская аристократия, на конках не ездили. Правда и то, что этот способ передвижения был очень медленным. Первоначально проложена была почему-то только одна колея рельсов с разъездами, на которых встречались и разъезжались вагоны, идущие в противоположных направлениях. Иногда вагону приходилось очень долго стоять на разъезде в ожидании встречного. Вот почему конка, когда надо было спешить, была средством передвижения непригодным. Учителя средних московских учебных заведений ездили на уроки всегда на извозчиках». М. М. Богословский. «Москва в1870–1890-х годах»
|
|
| |
poj35 | Дата: Четверг, 28.11.2013, 09:08 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О Хитровке «…Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окружённая облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка — жуть берёт свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков. Это торговки съестными припасами сидят рядами на огромных чугунах или корчагах с «тушёнкой», жареной протухлой колбасой, кипящей в железных ящиках над жаровнями, с бульонкой, которую больше называют «собачья радость»... Хитровские «гурманы» любят лакомиться объедками. «А ведь это был рябчик!» — смакует какой-то «бывший». А кто попроще — ест тушёную картошку с прогорклым салом, щековину, горло, лёгкое и завёрнутую рулетом коровью требуху с непромытой зеленью содержимого желудка — рубец, который здесь зовётся «рябчик». А кругом пар вырывается клубами из отворяемых поминутно дверей лавок и трактиров и сливается в общий туман, конечно, более свежий и ясный, чем внутри трактиров и ночлежных домов, дезинфицируемых только махорочным дымом, слегка уничтожающим запах прелых портянок, человеческих испарений и перегорелой водки. Двух- и трёхэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев... На площадь приходили прямо с вокзалов артели приезжих рабочих и становились под огромным навесом, для них нарочно выстроенным. Сюда по утрам являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу. После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников: последние скупали всё, что попало. Бедняки, продававшие с себя платье и обувь, тут же снимали их и переодевались вместо сапог в лапти или опорки, а из костюмов — в «сменку до седьмого колена», сквозь которую тело видно... Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова). В доме Румянцева были два трактира — «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко — «Каторга». Названия, конечно, негласные, но у хитрованцев они были приняты. В «Пересыльном» собирались бездомники, нищие и барышники, в «Сибири» — степенью выше — воры, карманники и крупные скупщики краденого, а выше всех была «Каторга» — притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых. «Обратник», вернувшийся из Сибири или тюрьмы, не миновал этого места. Прибывший, если он действительно «деловой», встречался здесь с почётом. Его тотчас же «ставили на работу». Полицейские протоколы подтверждали, что большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке». В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи»
|
|
| |
poj35 | Дата: Четверг, 28.11.2013, 09:09 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Сватовство «Общественная жизнь среди купечества была мало развита. Купцы, кроме своих лавок и амбаров, трактиров и ресторанов да перегащивания друг у друга, почти не появлялись в общественных местах, а потому купеческие сынки и дочки, нравственность которых строго охранялась стариками, не могли встречаться и знакомиться друг с другом в общественных местах, поэтому-то в Москве и существовал чуть не целый класс людей, специально занимающихся сватовством. Свахи, реже сваты, только тем и жили, что ходили по домам, где были женихи и невесты; они узнавали всю подноготную и сватали молодых людей друг у друга... Деловой разговор они вели только с отцами и матерями женихов и невест, которых родители часто не спрашивали, хотят они жениться и выходить замуж, — главное заключалось в равенстве положения и в приданом. Если та и другая сторона находили партию подходящей, то сватовство сразу же принимало деловой характер и сваха приносила в дом жениха роспись приданого за невестой. Каждая роспись, по традиции, начиналась такими словами: «Роспись приданого. В первую очередь — Божье благословение: иконостас с тремя иконами в серебряных вызолоченных ризах и к ним серебряная лампада...» Дальше шло описание золотых, серебряных, бриллиантовых и жемчужных вещей, зимних шуб, причём подробно описывалось, на каком меху, с каким воротником и чем покрыта каждая шуба, сколько бархатных, шёлковых, шерстяных и ситцевых платьев, какая мебель, сундуки; подробно описывалось бельё, число дюжин простынь, наволочек, одеял, сорочек, вплоть до носовых платков. Роспись рассматривалась, обсуждалась, происходила буквально торговля: покупатель выторговывал, а продавец твёрдо держал свою цену. Наконец дело с приданым слаживалось, и сватовство шло дальше — назначались смотрины, где жених знакомился с невестой...» И. А. Белоусов
|
|
| |
|