Воскресенье, 05.01.2025, 14:11
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
12 Общественное движений во время правление Николая I
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 09:53 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
«Православие,Самодержавие, Народность»
 
 
«Посреди всеобщего падения религиозных
и гражданских учреждений в Европе, не взирая на повсеместное распространение
разрушительных начал, Россия к счастию сохранила доселе тёплую веру к некоторым
религиозным, моральным, и политическим понятиям, ей исключительно
принадлежащим. В сих понятиях, в сих священных остатках её народности,
находится и весь залог будущего её жребия. Правительству, конечно, в
особенности Высочайше вверенному мне министерству, принадлежит собрать их в
одно целое и связать ими якорь нашего спасения, но сии начала, рассеянные
преждевременным и поверхностным просвещением, мечтательными, неудачными
опытами, сии начала без единодушия, без общего средоточия, и коим в течение
последних 30-ти лет предстояла беспрерывная борьба продолжительная и упрямая,
как согласить их с настоящим расположением умов? Успеем ли мы включить их в
систему общего образования, которая соединяла бы выгоды нашего времени с
преданиями прошедшего и надеждами будущего? Как учредить у нас народное
воспитание, соответствующее нашему порядку вещей и не чуждое Европейского духа?
По какому правилу следует действовать в отношении к Европейскому просвещению, к
Европейским идеям, без коих мы не можем уже обойтись, но которые без искусного
обуздания их грозят нам неминуемой гибелью? Чья рука и сильная и опытная, может
удержать стремление умов в границах порядка и тишины и откинуть всё, что могло
бы нарушить общее устройство?
Тут представляется во всём объёме
Государственная задача, которую мы принуждены решить без отлагательства,
задача, от коей зависит судьба Отечества — задача столь трудная, что одно
простое изложение оной приводит в изумление всякого здравомыслящего.
Углубляясь в рассмотрение предмета и
изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля,
каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без
коих Россия т может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1. Православная Вера.
2. Самодержавие.
3. Народность.
Без любви к Вере предков, народ, как и
частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишать
их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и
политическом предназначении. Это было бы измена в пространном смысле. Довольно
одной народной гордости, чтобы почувствовать негодование при такой мысли.
Человек, преданный Государю и Отечеству, столько же мало согласится на утрату
одного из догматов нашей Церкви, сколько и на похищение одного перла из венца
Мономаха.
Самодержавие представляет главное
условие политического существования России в настоящем её виде. Пусть мечтатели
обманывают себя самих и видят в туманных выражениях какой-то порядок вещей,
соответствующий их теориям, их предрассудкам; можно их уверить, что они не тают
России, не знают её положения, её нужд, её желаний. Можно сказать им, что от
сего смешного пристрастия к Европейским формам мы вредим собственным
учреждениям нашим; что страсть к нововведениям расстраивает естественные
сношения всех членов Государства между собою и препятствует мирному,
постепенному развитию его сил. Русский Колосс упирается на самодержавии, как на
краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав
Государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими;
они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных
степенях и различествуют в просвещении и в образе мыслей, и в отношениях к
Правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном
воспитании. Правительство не нуждается конечно в похвальных себе словах, но
может ли оно не пещись о том, чтобы спасительное убеждение, что Россия живёт и
охраняется спасительным духом Самодержавия, сильного, человеколюбивого,
просвещённого, обращалось в неоспоримый факт, долженствующий одушевлять всех и
каждого, во дни спокойствия, как и в минуты бури?
Наряду с сими двумя национальными
началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: Народность.
Дабы Трон и Церковь оставались в их могуществе, должно поддерживать и чувство
Народности, их связующее. Вопрос о Народности не имеет того единства, какое
представляет вопрос о Самодержавии; но тот и другой проистекают из одного
источника и совокупляются на каждой странице Истории Русского народа.
Относительно Народности, всё затруднение заключается в соглашении древних и
новых понятий; но Народность не состоит в том, чтобы итти назад или
останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав,
подобно человеческому телу, переменяет наружный вид по мере возраста: черты изменяются
с летами, но физиономия изменяться не должна. Безумно было бы противиться сему
периодическому ходу вещей; довольно того, если мы не будем добровольно скрывать
лицо под искусственной и нам не сродной личиной; если мы сохраним
неприкосновенным святилище наших народных понятий; если мы примем их за
основную мысль Правительства, особенно в отношении к Народному Воспитанию.
Между обветшалыми предрассудками, восхищающимися единственно тому, что было у
нас за полвека и новейшими предрассудками, которые без жалости стремятся к
разрушению существующего, посреди сих двух крайностей, находится обширное поле,
на коем здание нашего благосостояния — твёрдо и невредимо укрепиться может».
 
 
«Доклад министра народного просвещенияС. С. Уварова императору Николаю I»
 
 
 
Прикрепления: --.doc (31.0 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 28.11.2013, 09:53 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Из «Философских писем»Петра Чаадаева
 
 
«Я, кажется, говорил вам однажды, что
лучший способ сохранить религиозное чувство — это соблюдать все обряды,
предписываемые церковью. Это упражнение в покорности, которое заключает в себе
больше, чем обыкновенно думают, и которое величайшие умы возлагали на себя
сознательно и обдуманно, есть настоящее служение Богу. Ничто так не укрепляет
дух в его верованиях, как строгое исполнение всех относящихся к ним
обязанностей. Притом большинство обрядов христианской религии, Внушённых высшим
разумом, обладают настоящей животворной силой для всякого, кто умеет
проникнуться заключёнными в них истинами. Существует только одно исключение из
этого правила, имеющего в общем безусловный характер, — именно когда человек
ощущает в себе верования высшего порядка сравнительно с теми, которые
исповедует масса,— верования, возносящие дух к самому источнику всякой
достоверности и в то же время нисколько не противоречащие народным верованиям,
а, наоборот, их подкрепляющие; тогда, и только тогда, позволительно
пренебрегать внешнею обрядностью, чтобы свободнее отдаваться более важным
трудам. Но горе тому, кто иллюзии своего тщеславия или заблуждения своего ума
принял бы за высшее просветление, которое будто бы освобождает его от общего
закона! Вы же, сударыня, что вы можете сделать лучшего, как не облечься в
одежду смирения, которая так к лицу вашему полу? Поверьте, это всего скорее
умиротворит ваш взволнованный дух и прольёт тихую отраду в ваше существование».

 
П. Я. Чаадаев. «Философские письма»,1836 г.
Прикрепления: 6519539.doc (22.5 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz