Воскресенье, 01.12.2024, 02:37
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
владимир мономах
poj35Дата: Вторник, 04.10.2011, 16:15 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Поучение Владимира Мономаха
А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился в разъездах и на охотах с 13 лет. Сначала я к Ростову пошёл сквозь землю вятичей; послал меня отец… из Смоленска пошёл во Владимир. Той же зимой послали меня в бересты братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным. Затем ходил в Переславль к отцу, а после Пасхи… - в Сутейске мир заключать с поляками «…»
Затем послал меня Святослав в Польшу... Святослав умер, и я опять пошёл в Смоленск, а из Смоленска той же зимой – в Новгород; весной – Глебу в помощь. А летом с отцом под Полоцк «…»
А в ту зиму повоевали половцы Стародуб весь, и я, сидя с черниговцами и со своими половцами, на Десне взяли в плен князей Асадука и Саука, а дружину их перебили «…»
А в Вятическую ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его «…»
И потом Олег на меня пришёл со всею половецкою землёю к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог; пожалел я христианских душ и сел горящих.… И отдал брату отца его стол, а сам пошёл на стол отца своего в Переяславль…. И ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и жёнами. И облизывались на нас половцы точно волки «…»
А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая до вечерни. А всего походов было восемьдесят три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать «…»
…Два тура метали меня рогами вместе с конём, олень меня один бодал… вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил.… И Бог сохранил меня невредимым…»
Что надлежало делать отроку моему, то сам делал – на войне и на охотах, ночью и днём, в жару и стужу, не давал себе покоя.
…Весь распорядок в доме у себя также сам устанавливал «…»
Также и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным.

ВОПРОСЫ:

1. Как враги относились к Владимиру Мономаху?
2. Каково значение охоты в жизни русских князей?
3. Каковы взаимоотношения русских князей с половцами?

ЗАДАНИЯ:
1. Определите основные направления деятельности Владимира Мономаха. Что он оставил себе в заслугу? Почему?
2. Сформулируйте кодекс чести русского князя согласно документу.
Прикрепления: __.doc (28.0 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 07.10.2011, 15:45 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
«Поучение» Владимира Мономаха
(Извлечение)
…Ибо как Василий учил, собрав юношей: душой быть чистым, непорочным, телом- слабым, в разговоре – негромким, соблюдая слово Господине: есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться , с равными и подчиненными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших, с дурными женщинами не общаться, глаза опуская долу, а душу ввысь, сеты избегая, не пытаться поучать беспечных во власти, ни во что почитать всенародную славу.
Старых почитай как отца, а молодых как братьев; в доме своем не будьте беспечны, но за всем следите; не полагайтесь на ключника или слугу, чтобы не посмеялись к вам приходящие над домом вашим, ни над вашим столом. Пойдя на войну, не отсиживайтесь, не оглядывайтесь на воевод , ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сами снаряжайте охрану и ночью, расставив стражу со всех сторон, рядом с воинами ложитесь и пораньше вставайте; оружие с себя никогда не снимайте второпях не разгледев по небрежности, внезапно ведь человек погибает. Остерегайся лжи, и пьянства, и блуда, ибо от них душа погибает и тело. Отправляясь каким путем по своим землям, не позволяйте слугам вред причинять ни своим, ни чужим, ни в деревнях, ни на пашнях, чтобы не стали нас проклинать. Куда ни пойдете, где ни пристанете, напоите и накормите убогого, но больше всего почитайте гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, знатный или посол; если не можете почтить его даром – едой да питьем приветьте, ибо они, повсюду бывая, прославят человека по всем землям – или добрым, или злым.
Смерти, дети мои, не страшась, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, какое вам Бог пошлет; ибо если я от войны, и дикого зверя, и от воды, и с коня свалившись, уберегся, никто из вас не повредится и не убьется, пока не будет от Бога повеления, а если уж от Бога наступит смерть то ни отец ни мать, ни братья не смогут отнять от нее; но если и доброе дело – остерегаться самому, то Божие обережение лучше человеческого

Вопросы к документу: 1. Какую цель преследовал Владимир Мономах, создавая «Поучение»? 2. К кому обращается Владимир Мономах в своем «Поучении»? 3. Какие идейные и нравственные принципы утверждались в «Поучении?
Прикрепления: 7140656.doc (28.0 Kb) · 2579557.docx (13.7 Kb)
 
poj35Дата: Четверг, 27.09.2012, 11:02 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Из книги «Мир истории» академика Б.А. Рыбакова.
«Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспомина-ли и во дворцах, и в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нем былины как о победителе грозного половецкого хана Тугоркана — «Тугарина Змеевича», и из-за одинаковости имен двух Владимиров влил эти былины в старый цикл киевского эпоса Владимира I...
Неудивительно, что в конце XV века московским историкам заметнее всего в родном прошлом была фигура Мономаха, с именем которого они связали легенду о царских регалиях, будто бы полученных Владимиром от императора Византии...
Неудивительно, что в мрачные годы усобиц русские люди искали уте-шения в своем величественном прошлом; их взгляды обращались к эпо¬хе Владимира Мономаха. «Слово о погибели Русской земли», написанное накануне татаро-монгольского нашествия, идеализирует Киевскую Русь, воспевает Владимира Мономаха и его эпоху...
Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в сво¬ей политической борьбе использовать не только меч рыцаря, но и перо пи-сателя».
1. Укажите хронологические рамки великого княжения Владими¬ра Мономаха. Какие царские регалии, будто бы им полученные, имел в виду историк?
2. Как вы понимаете утверждение, что великий князь в полити¬ческой борьбе использовал «не только меч рыцаря, но и перо писателя»? Приведите не менее двух положений.
3. Почему «Слово о погибели Русской земли воспевает Владими¬ра Мономаха? Назовите не менее трёх заслуг великого князя
 
poj35Дата: Четверг, 27.09.2012, 11:35 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
В год 6611 . Вложил Бог в сердце князьям русским, Святополку и Владимиру, и собрались на совет в Долобске. И сел Святополк с дружиною своею, а Владимир со своею в одном шатре. И стала совещаться дружина Святополкова и говорить, что «не годится ныне, весной, идти, погубим смердов и пашню их». И сказал Владимир: «Дивно мне, дружина, что лошадей жалеете, которыми пашут; а почему не подумаете о том, что вот начнет пахать смерд и, приехав, половчанин застрелит его стрелою, а лошадь его заберет, а в село его приехав, возьмет жену его, и детей его, и все его имущество?» И ничего не смогла ответить дружина Святополкова. И сказал Святополк: «Вот я готов уже». И встал Святополк, и сказал ему Владимир: «Это ты, брат, великое добро сотворишь земле Русской».
И послали к Олегу и Давыду (Святославичам), говоря: «Пойдемте на половцев, да будем либо живы, либо мертвы». И послушал Давыд, а Олег не захотел, сказав причину: «Нездоров».
Владимир же, попрощавшись с братом своим, пошел в Переяславль, а Святополк за ним, И Давыд Святославич, и Давыд Всеславич, и Мстислав, Игорев внук, Вячеслав Ярополчич, Ярополк Владимирович. И пошли на конях и ладьях, и пришли пониже порогов, и стали в порогах у острова Хортицы. И сели на коней, а пехотинцы, выйдя из ладей, шли полем четыре дня и пришли на Сутень.
Половцы же, услышав, что идет русь, собрались без числа много и стали совещаться. И сказал Урусоба: «Попросим мира у руси, так как крепко они будут биться с нами, ибо много зла сотворили мы русской земле». И сказали Урусобе молодые: «Ты боишься руси, но мы не боимся. Перебив этих, пойдем в землю их и завладеем городами их, и кто избавит их от нас?»
…И пошли полки как лес, конца им не было видно, и русь пошла против них. И великий Бог вложил ужас великий в половцев, и страх напал на них и трепет от лица русских воинов, и оцепенели сами, и у коней их не было быстроты в ногах. Наши же с весельем на конях и пешие пошли за ними. Половцы же, увидев, как устремились на них русские, не дойдя, побежали перед русскими полками. Наши же погнались, рубя их. В день 4-го апреля совершил Бог великое спасенье, а на врагов наших дал нам победу великую. И убили тут в бою двадцать князей: Урусобу, Кчия, Арсланапу, Китанопу, Кумана, Асупа, Куртка, Ченегрепую Сурьбаря и прочих князей их, а Белдюзя захватили.
После того сели братья совещаться, победив врагов своих, и привели Белдюзя к Святополку, и стал Белдюзь предлагать за себя золото, и серебро, и коней, и скот. Святополк же послал его к Владимиру. И когда он пришел, начал спрашивать его Владимир: «Знай, это клятва захватила вас! Ибо сколько раз, дав клятву, вы все-таки воевали Русскую землю? Почему не учил ты сыновей своих и род свой не нарушать клятвы, но проливать кровь христианскую? Да будет кровь твоя на голове твоей!» И повелел убить его, и так разрубили его на части
…взяли тогда скот, и овец, и коней, и верблюдов, и вежи с добычей и с челядью, и захватили печенегов и торков с вежами. И вернулись на Русь с полоном великим, и со славою, и с победою великою.
Вопросы 1) О Каких событиях рассказывает летописец, когда они произошли ?. 2) Кто и почему был организатором похода в степь ? 3) Какие отношения были у русских князей с половцами
 
poj35Дата: Вторник, 14.05.2013, 09:21 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Из «Моления Даниила Заточника» (XII в.) Что такое злаяжена? Торговка плутоватая, кощуница бесов­ская. Что такое злая жена? Людская
смута, ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса,
защитница греха, заграда от спасения. Если какой муж смотрит на красоту жены
своей и на ее ласковые и льстивые слова, а дел ее не проверяет, то дай бог ему
лихорадкой болеть, и да будет он проклят. Хорошая жена — венец мужу своему и
беспечалие, а злая жена — горе лютое и разорение дому. Ибо злая жена ни ученья
не слушает, ни священника не чтит, ни Бога не боится, ни людей не стыдится, но
всех укоряет и всех осуждает. Нет на земле ничего лютее женской злобы. Вопросы и заданияНа основе документа составьте портрет «злой» и«доброй» жены в понимании жителей Руси.
Прикрепления: ___-XII_-.docx (11.3 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 14.05.2013, 09:29 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Из «Поучения» Владимира Мономаха (XII в.)

...При старых молчать, премудрых слушать... не свирепство¬вать словом, не хулить в беседе... Старых чтите, как отца, а мо¬лодых, как братьев...
В дому своем не ленитесь, но сами смотрите за всем; не по¬лагайтесь ни на тиуна (управителя), ни на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим... Остерегайтесь лжи и пьянства — от этого по¬гибает душа и тело...
На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни шли походом по своим землям, не давайте отрокам, ни своим, ни чужим, причинять вреда ни жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Напоите и накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его дарами, — то пищей и питьем: ибо они, по пути, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым...
Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь... Леность — мать всему дурному, [ленивый] что и знает, то забудет, а чего не знает, тому не учится.

Вопросы и задания
1. Какие нравственные качества прославляет Владимир Мономах? Можно ли причислить их к христианским добродетелям?
2. Какие из «поучений» не утратили своего значения в наши дни?
Прикрепления: 6327141.docx (11.9 Kb)
 
poj35Дата: Вторник, 14.05.2013, 09:31 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Из Лаврентьевской летописи. О вече на Руси Новгородцы жеиздревле, и смоляне, и киевляне, и половча-не, и все волости, как на думу, на
веча сходятся; что старейшие [города] решат, на том и пригороды станут. 
Вопросы и задания1. О чем свидетельствует данное сообщение летописи?
2. Какие выводы о политическом устройстве ДревнейРуси можно сделать на основе данного документа?
Прикрепления: __-___.docx (10.5 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz