Алексей Михайлович
| |
poj35 | Дата: Понедельник, 07.11.2011, 10:53 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Ключевский В.О Курс русской истории. 1988.
Для патриарха Никона русское церковное общество было единым церковным стадом с единым высшим пастырем; но в нём в разное время и из разных источников возникли и утвердились некоторые местные церковные мнения, обычаи и обряды, отличные от принятых в церкви греческой, от которой Русь приняла христианство. Таковы были двуперстное крёстное знамение, образ написания имени Исус, служение литургии на семи, а не на пяти просфорах, хождение по-солонь, т. е. по солнцу (от левой руки к правой, обратившись лицом к алтарю), в некоторых священнодействиях, например при крещении вокруг купели ил при венчании вокруг аналоя, особое чтение некоторых мест символа меры ( «царствию его несть конца»), (« и в духа святого, истинного и животворящего»), двоении возгласа аллилуйя. Так как вообще текст русских богослужебных книг был неисправен, то … патриарх Никон с самого начала своего управления русской церковью ревностно принялся за устранение этих неисправностей. В 1654 г. он провел на соборском соборе постановлении переиздать церковные книги, исправив их по верным текстам, по славянским пергаментным и древним греческим книгам. С православного Востока и из разных углов России в Москву навезли горы древних рукописных книг греческих и церковно-славянских; исправленные по ним новые издания разосланы были по русским церквам с приказанием отобрать и истребить неисправные книги, старопечатные и старописьменные. На церковном соборе 1655 г. он объявил, что хотя он русский и сын русского, но вера его и убеждения – греческие. В том же году после торжественной службы в соборе он снял с себя русский клобук и одел греческий. Он начал с того, что своею властью без Собора в 1653 г. перед великим постом разослал по церквам указ, сколько следует класть земных поклонов при чтении известной молитвы св. Ефрема Сирина, причём предписывал креститься тремя перстами. Потом он ополчился против русских иконописцев своего времени, которые отступали от греческих образцов в писании икон и усвояли приёмы католических живописцев. Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего московского унисонного пения новое киевское партесное, а так же завел небывалый обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения.
Вопросы и задания для учащихся
1. Чем была вызвана необходимость проведения церковной реформы во второй половине XVII в.? 2. Подумайте, как население России должно было реагировать на нововведения? Учтите реакцию не только священнослужителей, но и простого народа. Не забудьте о той роли которую религия играет в жизни русского человека XVII столетия. 3. В чём на ваш взгляд, недостатки реформы Никона? 4. Подумайте, какое влияние на ход реформы оказал сам патриарх как личность со своими взглядами, убеждениями, пристрастиями и т.д.
|
|
| |
poj35 | Дата: Понедельник, 07.11.2011, 10:54 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Никон
В это день патриарху представился удобный случай для беседы в присутствии царя, и он много говорил о том, что такая живопись, какова на этих образах, недозволительна. При этом он сослался на свидетельство нашего владыки патриарха Макария и в доказательство незаконности новой живописи указывал на то, что она подобна изображениями франков. Патриархи предали анефеме и от церкви и тех, кто станет изготовлять подобные образа, и тех, кто будет держать их у себя. Никон брал эти образа правою рукою один за другим, показывал народу и бросал их на железные плиты пола, так что они разбивались, и приказал их сжечь. Царь стоял близ нас с открытою головой, с видом кротким, в молчании внимая проповеди. Будучи человеком, очень набожным и богобоязненным, он тихим голосом стал просить патриарха, говоря: « Нет, отче, не сожигай их, но пусть их зароют в землю». Так и было сделано. Никон, поднимая правою рукою, всякий раз при этом восклицал: « Эта икона из дома вельможи такого-то, сына такого-то», т.е. царских сановников. Целью его было пристыдить их, чтобы остальной народ, видя это, принял себе в предостережение. После того Никон стал говорить о крестном знамении, ибо русские не крестятся подобно нам сложенными тремя пальцами, но складывают их подобно архиерею, когда тот благословляет. При этом Никон также сослался на свидетельство нашего владыки патриарха. Об этом предмете наш учитель ещё раньше говорил Никону, что такое крестное значение недозволительно; и теперь он всенародно чрез переводчика сказал следующее: « В Антиохи, а не в ином месте, верующие во Христа (впервые) были наименованы христианами . Оттуда распространились обряды. Ни в Александрии, ни в Константинополе, ни в Иерусалиме , ни на синае, ни даже в Валахии и Молдавии, ни в земле казаков никто так не крестился, но всеми тремя пальцами вместе…». <…>
Вопросы 1) О каком событии идет речь в документе, когда оно произошло 2) Назовите сторонников и противников этих преобразований
|
|
| |
poj35 | Дата: Понедельник, 07.11.2011, 10:55 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Церковный раскол. Аввакум. «Житие протопопа Аввакума» ( отрывок)
Как привезли меня из монастыря Пафнутьева к Москве и поставили перед вселенскими патриархами, то и наши все тут же что лисы сидели. Бог отверз грешные мои уста, и посрамил их Христос. Последнее слово ко мне рекли: «Что-де ты упрям? Вся-де наша Палестина – и сербы, и албанцы, и волохи, и римляне, и ляхи – все-де тремя перстами крестятся. Один ты стоишь на своем упрямстве». А я им: «Вселенские учителя! Рим давно упал и лежит невсклонно пестро стало от насилия турского Магмета - немощные есте стали. И ведь приезжайте к нам учиться. У нас Божию благодатию самодержавство. До Никона – отступника в нашей России все было православие чисто и непорочно и церковь немятежна…» Вопрос. в чем и почему расходился во взглядах Аввакум с вселенскими патриархами
|
|
| |
poj35 | Дата: Понедельник, 07.11.2011, 10:56 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Из «Жития протопопа Аввакума»*: О церковной реформе Патриарха Никона
Стойте твердо в вере и незыблемо, страха человеческого не убойтесь, не ужасайтесь, Господа же Бога нашего святите в сердцах ваших. Когда же был патриархом змей [Никон], и начал казнить правоверие , повелевая тремя перстами креститься, а пост великий в церкви в пояс творить поклоны. Мы же , со отцы и братиею, не умолчав, начали обличать еретика. А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живые писать (иконы) , устраивает по- фряжскому , то есть по- немецкому. Святые образы изменили и все церковные уставы и поступки: да еще бы христианам милым не горько было! Да и надобно так правоверным всем: сгореть, да и в будущем вечно живы будем в Христе Иисусе. Он же ( Никон) нас мучил много, и разослал на ссылки всех .Епископа Павла Коломенского , муча, и в Новгородских пределах огнем сжег; Данила , костромского протопопа , муча много, и в Астрахани в земляной тюрьме заморил. Со мною уже60 человек у всенощной взял , муча и бив прокляная , в тюрьме держал, сослал тысяч будет с 20 за Сибирь – и волоча вперед и назад 12 лет. А Соловецкий монастырь в осаде 7 лет от никониан сидит. На Москве старца Авраамия, Исаю Салтыкова в костре сожгли. А иные ревнители закона собираются во дворы с женами и детьми, и сжигаются огнем своею волею. Боярныя Феодосья Прокопьевна Морозова и сестра ее Евдокия Прокопьевна княгиня Урусова в Боровске , в землю живы закопаны, во многих муках, и пытках, и домов разорение, алчут и голодают.
Вопросы: 1. как понимал Аввакум смысл церковной реформы? 2. как относится Аввакум к реформе и лично к Никону и почему? 3. к чему призывает Аввакум верующих? Обоснуйте свое отношение к этому. 4. как вы думаете, что привело в лагерь сторонников Аввакума представителей разных сословий? О чем это свидетельствует?
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 14.05.2013, 13:15 | Сообщение # 5 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Отрывки из двух писем к царю Алексею Михайловичу.. Да ты же,великий государь, собрал собор... И егда позван я на собор, и ты, великий государь, подходя ко мне, говорил: «Мы, де, тебя позвали на честь, а ты, де, шумишь»... я поневолепротив своихписаных слов говорил тебе, государю, прекословно и досадно, и в том прощения же прошу....И сих радивсех моих вин отвержен есмь в Ферапонтов монастырь в ссылку, и есть тому шестой год... И есмь ныне болен и наг, и бос... руки больны, левая не поднимается, очи чадом и дымом выело, и есть на них бельма, из зубов кровь идет... Сего ради молю и тебе, великаго государя, прошу, ослаби ми мало...* * *
С великою нуждею доволокся до Колмогор, а в Пустоозер-ской острог до Христова Рожества не возможно стало ехать... Воистинну, царь-государь, глаголем ти: смело дерзаете, но не в пользу себе... Пал ся еси велико, а не востал искривлением Никона, богоотметника и еретика, а не исправлением, умер еси по души ево учением, а не воскрес... Жаль нам твоея царския души и всего дому твоего, зело болезнуем о тебе, да пособить не можем ти, понеже сам ты пользы ко спасению своему не хощешь. Вопросы и задания 1. Назовите имена авторов писем. 2. Что объединяло авторов писем во время ихнаписания?
|
|
| |
|