44 Экономические реформы 1958-1991 гг.
| |
poj35 | Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:49 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Из закона (30 июня 1987 г.) «О государственномпредприятии (объединении)» «Статья1. Государственное предприятие (объединение) и его задачи <…> 2. На государственном предприятиитрудовой коллектив, используя как хозяин общенародную собственность, создаёт и приумножает народное богатство, обеспечивает сочетание интересов общества, коллектива и каждого работника. Предприятие является социалистическим товаропроизводителем, производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги в соответствии с планом и договорами, на основе полного хозяйственного расчёта, самофинансирования, самоуправления, сочетания централизованного руководства и самостоятельности предприятия. Предприятие осуществляет свою деятельность в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в связи, науке и научном обслуживании, торговле, материально-техническом снабжении, сфере услуг и других отраслях народного хозяйства. Предприятие, независимо от своего профиля, осуществляет производство товаров народного потребления и оказывает платные услуги населению. Оно может вести одновременно несколько видов деятельности (аграрно-промышленную, промышленно-торговую, промышленно-строительную, научно-производственную и другие). 3. Главной задачей предприятия является всемерное удовлетворение общественных потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции (работах, услугах) с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны и обеспечение на этой основе роста благосостояния своего коллектива и его членов. Требования потребителя обязательны для предприятия, а их полное и своевременное удовлетворение — высший смысл и норма деятельности каждого трудового коллектива. <…> Статья2. Принципы деятельности предприятия <…> 2. Предприятие действует на принципах полного хозяйственного расчёта и самофинансирования. Производственная, социальная деятельность предприятия и оплата труда осуществляются за счёт заработанных трудовым коллективом средств. Предприятие из выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), возмещает свои материальные затраты. Прибыль или доход является обобщающающим показателем хозяйственной деятельности предприятия. Часть прибыли (дохода) должна использоваться предприятием для выполнения обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом. Другая часть поступает в его полное распоряжение и вместе со средствами на оплату труда образует хозрасчётный доход коллектива, являющийся источником жизнедеятельности предприятия. 3. Деятельность предприятия в условиях полного хозяйственного расчёта и самофинансирования осуществляется в соответствии с принципом социалистического самоуправления. Трудовой коллектив, являясь полноправным хозяином на предприятии, самостоятельно решает все вопросы производственного и социального развития. Достижения и потери в работе предприятия непосредственно сказываются на уровне хозрасчётного дохода коллектива, благополучии каждого работника. Предприятие для повышения заинтересованности трудового коллектива в результатах своей деятельности широко использует новые прогрессивные методы социалистического хозяйствования, в частности коллективный подряд, арендные отношения, кооперативные формы. (абзац введён Законом СССР от 03.08.1989) Предприятие как самостоятельный товаропроизводитель может выступать на рынке ценных бумаг и выпускать для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов акции, осуществлять целевые займы. <…> Статья6. Управление предприятием <…> 2. На предприятии осуществляется выборность руководителей (как правило, на конкурсной основе), обеспечивающая улучшение качественного состава руководящих кадров и усиление их ответственности за результаты деятельности. Принцип выборности применяется в отношении руководителей предприятий, структурных единиц объединений, производств, цехов, отделений, участков, ферм и звеньев, а также мастеров и бригадиров. 3. Руководитель предприятия, структурной единицы объединения выражает интересы государства и трудового коллектива. Он избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива тайнымили открытым голосованием (по усмотрению собрания или конференции) сроком на 5 лет и утверждается вышестоящим органом. <…> Руководитель предприятия, структурной единицы объединения может досрочно освобождаться от должности вышестоящим органом на основании решения общего собрания (конференции) трудового коллектива или по его уполномочию — совета трудового коллектива. Избранный трудовым коллективом руководитель головной структурной единицы (головного предприятия) утверждается вышестоящим органом в должности руководителя объединения. <…> Статья 14. Труд и заработная плата <…> Заработная плата каждого работника определяется конечными результатами работы, личным трудовым вкладом работника и максимальным размером не ограничивается. <…> Статья18. Кредит и расчёты <…> Предприятие в условиях полного хозяйственного расчёта и самофинансирования пользуется банковским кредитом на производственные и социальные цели и на условиях строгого соблюдения принципов кредитования: обеспеченности, целевого характера, срочности, возвратности и платности кредитов. <…> К предприятиям, нарушающим условия кредитования, применяются санкции. При систематическом нарушении сроков погашения ссуд предприятие теряет право на новый кредит… <…> Статья23. Создание и прекращение деятельности предприятия <…> Деятельность предприятия может быть прекращена: если отпала необходимость в его дальнейшей работе и оно не может быть реорганизовано, или по другим основаниям, предусмотренным законодательством; при длительной убыточности и неплатёжеспособности предприятия, отсутствии спроса на его продукцию и в случае, когда принятые предприятием и вышестоящим органом меры по обеспечению рентабельности работы не дали результатов; при решении вопроса о передаче имущества предприятия в целом в аренду организации арендаторов или кооперативу».
|
|
| |
poj35 | Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:50 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Из Постановления ЦК КПСС«О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (16 мая 1985 г.) «В современных условиях, когда всё полнее раскрываются созидательные силы нашего социалистического строя, преимущества советского образа жизни, особое значение приобретают строгое соблюдение принципов коммунистической морали и нравственности, преодоление вредных привычек и пережитков, прежде всего такого уродливого явления, как пьянство, злоупотребление спиртными напитками. Не может не вызывать серьёзной озабоченности то обстоятельство, что проблема пьянства и алкоголизма в стране за последние годы обострилась. Намечавшиеся ранее меры по устранению пьянства и алкоголизма осуществляются неудовлетворительно. Борьба с этим социально опасным злом ведётся кампанейски, без необходимой организованности и последовательности. Недостаточно скоординированы в этом деле усилия государственных и хозяйственных органов, партийных и общественных организаций. По-настоящему не развёрнута антиалкогольная пропаганда. Она нередко обходит острые вопросы, не носит наступательного характера. Значительная часть населения не воспитывается в духе трезвости, недостаточно осведомлена о вреде употребления спиртных напитков для здоровья нынешних и особенно будущих поколений, для общества в целом. Совершенно нетерпимыми являются факты, когда в средствах массовой информации, в отдельных произведениях литературы, в кино и по телевидению проповедуются идеи «культурного» умеренного употребления спиртных напитков, в привлекательном виде изображаются всевозможные застолья и питейные ритуалы. Многие партийные, советские, общественные организации не дают решительного отпора укоренившимся несостоятельным взглядам на пьянство как на неизбежное и непреодолимое явление. Злоупотребление алкоголем зачастую не расценивается как аморальное, антисоциальное поведение. По отношению к пьяницам не используется в полной мере сила закона и общественного мнения. Подавляющее большинство советских людей единодушны в том, что употребление спиртного наносит большой экономический и моральный ущерб, что оно нетерпимо в жизни нашего общества. В своих письмах в центральные в местные органы они требуют принять действенные меры по искоренению пьянства, алкоголизма и самогоноварения. Рассматривая преодоление пьянства и алкоголизма как социальную задачу большой политической важности, ЦК КПСС потребовал от ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов партии, министерств и ведомств СССР, Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов, партийных, профсоюзных, комсомольских организаций и хозяйственных руководителей разработать и осуществить комплекс всесторонне обоснованных организационных, административно-правовых мер, направленных на решительное усиление анти-алкогольной борьбы и повышение её эффективности. Подчёркнута необходимость придать этой работе подлинно массовый, всенародный характер, создавать в каждом трудовом коллективе обстановку нетерпимости к пьянству, к любым нарушениям трудовой дисциплины и порядка. Считать совершенно недопустимым употребление алкогольных напитков на предприятиях, в организациях, учреждениях и учебных заведениях, на устраиваемых банкетах и приёмах. Партийным организациям предложено ужесточить спрос с членов партии, и прежде всего с руководящих работников, злоупотребляющих алкоголем, не пресекающих фактов пьянства, уклоняющихся от непосредственного участия в борьбе с этим злом. Партийных, советских, хозяйственных, профсоюзных и комсомольских руководителей, имеющих пристрастие к спиртным напиткам, допускающих устройство выпивок, необходимо освобождать от занимаемых должностей, а коммунистов привлекать за это и к строгой партийной ответственности, вплоть до исключения из рядов КПСС. Комитету партийного контроля при ЦК КПСС, местным партийным комитетам и их партийным комиссиям дано указание предъявлять повышенные требования к коммунистам за неукоснительное соблюдение намеченных мер по преодолению пьянства и алкоголизма. ЦК КПСС подчеркнул, что долг каждого коммуниста, каждого руководителя — показывать личный пример активной борьбы с пьянством, борьбы за повсеместное искоренение самогоноварения. Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР и Академии педагогических наук СССР рекомендовано совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать общегосударственную комплексную программу профилактики и преодоления пьянства и алкоголизма, включая социальные, экономические, демографические, воспитательные, правовые, психологические и медико-биологические аспекты этой проблемы. ЦК КПСС обязал ЦК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы КПСС повысить ответственность партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций, органов здравоохранения за усиление антиалкогольной работы в трудовых и учебных коллективах, по месту жительства населения, особенно в общежитиях, рассматривая её как непременное условие укрепления трудовой, производственной дисциплины в общественного порядка, оздоровления быта трудящихся и членов их семей. Умело и настойчиво разъяснять населению, что употребление алкоголя разрушает здоровье человека, пагубно сказывается на будущих поколениях, причиняет большой материальный и моральный ущерб обществу».
|
|
| |
poj35 | Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:50 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Из статьи кандидататехнических наук, члена-корреспондента Международной АкадемииОбщественных наук С. Г. Покровского, о причинах взрыва реактора на Чернобыльской АЭС «26 апреля 1986 года произошёл взрыв на реакторе 4 энергоблока Чернобыльской АЭС. Взрыв произошёл при проведении эксперимента по изучению возможностей использования энергии, вырабатываемой турбиной, продолжающей вращаться по инерции после остановки реактора, для электропитания реакторного оборудования. Горячий реактор после остановки становится крупным потребителем электроэнергии. Главные циркуляционные насосы (ГЦН) в течение длительного времени должны прогонять через реактор охлаждающую воду для расхолаживания активной зоны. Остановка реактора была плановой на перезагрузку топлива. На реакторах данного типа РБМК часть топлива заменяется непрерывно по ходу работы реактора. Но темп такой замены недостаточен. Приходится останавливать реактор и производить уже масштабную замену. Для ядерных реакторов существует понятие запаса реактивности. В начале кампании он максимален. Для компенсации избытка реактивности в активную зону вводятся так называемые стержни системы управления и защиты (СУЗ). Это стержни из стали, в состав которой входит элемент бор, который хорошо поглощает нейтроны с тепловой энергией, вызывающие деление ядер урана-235 в реакторе. В нижнем положении концы стержней СУЗ погружены в отверстия в дне реактора для того, чтобы исключить их горизонтальные колебания. В первоначальном конструктивном исполнении эти стержни погружались в фиксирующие отверстия не сталью, а графитовыми окончаниями. <…> Особенностью реактора РБМК является то, что тело реактора не является единой активной зоной. При работе реактора на мощности в нём возникает несколько активных зон, которыми и управляют. Этим активным зонам не нужны специальные отражатели нейтронов. В качестве отражателя выступает графитовая кладка замедлителя, которая окружает действующую локальную активную зону, в которой происходит управляемая реакция. Графитовые наконечники СУЗ, входя в реактор, создают именно локальную активную зону на той высоте, где они в данный момент находятся. По мере их движения вниз вместе с ними перемещается и зона цепной реакции. Движущиеся вслед за наконечниками основные поглощающие части стержней СУЗ глушат реакцию. Но на это нужно время. Возникающие при делении ядер урана быстрые нейтроны достаточно легко проходят через любые препятствия. А те нейтроны, которые поглощают стержни СУЗ, медленные, тепловые, т. е. движущиеся с тепловыми скоростями. Они сталкиваются с атомами графитового замедлителя и хаотически меняют направление своего движения. Быстро добраться до поглощающих стержней они не могут. Если уж возник мощный нейтронный поток при неконтролируемом развитии цепной реакции в зоне прохождения графитовых наконечников, то за время до угасания он произведёт ещё весьма большое количество делений. Опять же действующая ниже локальная активная зона будет подпитывать нейтронный поток в угасающей зоне. И также поддерживать реакцию. Для того, чтобы реакция заглохла достаточно быстро, необходимо введение в кладку реактора большого количества пропитывающих её насквозь поглощающих атомов. Теперь вспомним про взрыв гремучей смеси в верхней части реактора. Он разрушает трубопроводы конструкции и тем самым вызывает резкое снижение давления на выходе из топливных охлаждаемых водой каналов. Распространение сигнала о снижении давления по теплоносителю происходит со скоростью звука. В верхней части реактора, где теплоноситель представляет собой двухфазную пароводяную смесь эта скорость никак не меньше, чем в водяном паре при соответствующей температуре. Сотни метров в секунду. В однофазной воде ниже по реактору — это уже тысячи метров в секунду. Перегретая вода становится при понижении давления метастабильной жидкостью. И с такой же скоростью — со скоростью звука — начинает переходить в стабильное состояние пара. Данный процесс быстро распространяется на всю воду, температура которой выше температуры кипения при 1 атмосфере, т. е. на воду, разогретую выше 100 градусов. Пар, в отличие от конденсированной воды, способен двигаться по охлаждающим тепловыделяющие элементы каналам со сверхзвуковыми скоростями. И условия для этого есть. Давление в каналах реактора РБМК 70 атмосфер. Противодавление всего 1 атмосфера. Возникает ударная волна, причём не одна, а несколько последовательных. Канал реактора становится как бы пушечным стволом. А металл стенки канала не предназначен для работы в режиме пушечного ствола. Он разрушается. Скорость процессов разрушения также имеет масштаб скорости звука в металле. Тысячи метров в секунду. Возникают условия для прорыва паров воды из канала в графитовую кладку. При этом скорость поступления воды в виде паров много выше, чем если бы она поступала в жидком состоянии. Вода взаимодействует с реакторной кладкой, имеющей температуру около 700 градусов, с образованием генераторного газа — смеси водорода и угарного газа СО. Оба эти газа способны насквозь пропитывать графит кладки. Графит кладки не является единым кристаллом, это графит высокой чистоты, т. е. прошедший заводскую обработку. Кирпичи кладки — спрессованные частицы графита. Пространство между частицами начинает заполняться генераторным газом. В этом генераторном газе полностью сохраняется элементный состав подпитывающей воды. А вода поглощает нейтроны значительно сильнее, чем графит. И поступает она в кладку быстро. Это и есть требуемый объёмный поглотитель нейтронов, который начинает гасить ядерную реакцию. Причём везде, где она возникает, поскольку скорость движения паров и газов через графитовую кладку никак не меньше скорости опускания СУЗ и их графитовых наконечников. Быстрая разгрузка давления в топливных каналах приводит к следующему эффекту. Тонкие (около 0,1 мм) циркониевые оболочки твэлов под давлением распухшего за эксплуатационную кампанию и раскалённого топлива лопаются, как яичная скорлупа, пар вступает в контакт с керамическим топливом и взрывает его. Образуется аэрозоль, который вовлекается в высокоскоростное движение пара вверх по каналу. Топливо в форме аэрозоля выстреливается в зенит из каналов, как из орудийных стволов через разрушенное надреакторное пространство. Разрушение твэлов и вынос топлива из локальной активной зоны вверх становятся важнейшими факторами окончательного глушения ядерной реакции. Несмотря на то, что уходящее вверх топливо на каждом уровне заменяется поступающим снизу, эта замена неполная. Концентрация атомов топлива быстро падает в каждом из сечений. А превышение критичности реактора, вносимое графитовыми наконечниками СУЗ, всё-таки не слишком велико. Теоретически возможно и разрушение твэлов проникшими в них парами воды. Проникновение возможно через трещины, возникшие при взаимодействии перегретых циркониевых оболочек с водой. При том самом взаимодействии, которое вызвало образование гремучей смеси, начавшей разрушать верхнюю часть конструкции. Но из реактора всё-таки оказалось выброшено до 90 % топлива. Пар не смог бы быстро проникнуть практически на полную высоту твэлов через непрерывно взрывающиеся керамические топливные таблетки за единственную секунду, которую природа предоставила на гашение ядерной реакции. А вот быстрая разгрузка внешнего давления и вызванная этим фрагментация циркониевых оболочек почти повсей длине сборок на всю высоту реактора — вполне реалистичный быстрый процесс. Наконец, раскалённый генераторный газ высокого давления, насытив поры кладки графита, взрывает её, начиная с верхней части реактора. Совместная работа заведомо направленных вверх сверхзвуковых пароаэрозольных потоков и присоединяющегося к ним взрыва графитовой кладки — разносят реактор и выбрасывают в атмосферу топливо в форме аэрозоля и покидающих этот аэрозоль газообразных осколков деления. За ударной волной, которая образуется при взрыве верхней и средней части графитовой кладки, возникает волна разрежения, которая доканчивает разрушение. Именно на развитие такого взрыва потребовались зафиксированные 3 секунды. Действительно, скорость распространения газа по пористой кладке не превышает нескольких десятков метров в секунду. А габариты конструкции реактора по высоте масштаба 20 метров. Покаони не заполнены газом до достаточно высокого давления, нет и причин для разрыва оболочки и взрыва кладки. Газ направляется в сторону наименьшего сопротивления, т. е. в сторону незаполненных газом участков кладки. Первоначальное давление внутри кладки — около 1 атмосферы. Оно является условием устойчивости тонкой оболочки кладки при штатной работе. Атмосферное давление снаружи — атмосферное же и внутри. После взрыва важнейшие газообразные и парообразные нуклиды, покидают горячий поток в атомарном и молекулярном состоянии. Это пары легкоплавкого цезия и молекулы йода. Среди них долгоживущие йод-131, цезий-134 и цезий-137, которые и разносятся на большие расстояния и создают основной фон современного загрязнения больших территорий Украины, Белоруссии и РСФСР. Имеющий более высокую температуру плавления весьма опасный стронций-90 остаётся в основном в аэрозольных частичках разрушенного топлива. Там же остаётся плутоний. Поскольку аэрозольные частички, образовавшиеся при разрушении топливных таблеток имеют достаточно большие размеры, плутоний и стронций в основном остаются в пределах 30-километровой зоны осаждения аэрозольных частиц в результате баллистического полёта после выстрела ими из реактора. А вот пары цезия и йода, находящиеся в атомарном и молекулярном виде, достигают вместе с восходящим парогазовым потоком зоны образования облаков и далее ветром выносятся туда, где выпадают в форме осадков».
|
|
| |
poj35 | Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:51 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Из текста докладнойзаписки С. Шаталина, Н. Петракова, Г. Явлинского «О программе, разработанной группой подруководством академика С. С. Шаталина» (1990 г.) «Наше общество в результате многолетнего господства тоталитарной социально-политической системы оказалось в состоянии глубокого кризиса. Нерешительность правительства, допущенные им просчёты в экономической политике, поставили страну на грань катастрофы. Жизнь людей становится всё труднее, а надежды на лучшее будущее утрачиваются. Переломить ситуацию могут только хорошо продуманные и энергичные действия, поддержанные народом, опирающиеся на его солидарность и патриотизм. <…> Программа ставит задачу: всё, что возможно, взять у государства и отдать людям. Есть серьёзные основания считать, что возвращение народу значительной части собственности и ресурсов на различных условиях обеспечит их гораздо более эффективное хозяйское использование и позволит избежать многих негативных явлений в процессе перехода к рынку. Необходимо решительно сократить все государственные расходы, в том числе по скрытым от общества статьям. <…> Мы также должны обратиться за помощью к другим странам. Они поддержат нас, если признают нашу программу достаточно решительной и компетентной, если будут уверены в том, что предоставленная помощь будет использована разумно и эффективно на благо людей. <…> Экономическое содержание предполагаемой программы — переход к рынку, создание основ общества с новой экономической системой. Созданная у нас система экономических отношений и управления народнохозяйственным комплексом повинна в том, что в богатейшей стране трудолюбивый народ живёт на уровне, совершенно не соответствующем богатству территории, его таланту и усилиям. <…> Предлагаемая программа определяет пути перехода к экономической системе, способной устранить это положение и предоставить всем гражданам реальную возможность сделать свою жизнь значительно лучше. Таким образом, программу можно рассматривать как программу реализации прав граждан на лучшую, более достойную жизнь. Право на собственность реализуется посредством разгосударствления и приватизации, передачи государственной собственности гражданам. Именно в возвращении собственности народу проявится в первую очередь социальная ориентация экономики. Это не акт реванша, а восстановление социальной справедливости, форма закрепления права человека на его долю в национальном богатстве страны, уже накопленном, и в том, что будет накоплено в будущем. Приватизация, что следует отметить особо, это форма распределения ответственности за состояние, и уровень развития общества между всеми её членами, которые пожелают на себя эту ответственность взять. Приватизация должна быть абсолютно добровольной и не напоминать коллективизацию наоборот. Собственность в руках каждого — это гарантия стабильности общества, одно из важных условий предотвращения социальных и национальных потрясений. Человек, имеющий собственный дом и земельный участок, которые он всегда может передать или оставить своим детям, человек, владеющий акциями или иными финансовыми активами, объективно заинтересован в стабильности общества, социальном или национальном согласии. И наоборот, наш печальный опыт показывает, сколь опасным для общества, для его нормальной жизни и развития является человек, которому нечего терять. <…> Принципиально важным является то, что государство не может и не должно бесплатно раздавать своё имущество. Собственность необходимо заработать, ибо в даровое имущество человек плохо верит и мало ценит. Вместе с тем часть государственного имущества следует считать уже заработанной людьми, и оно может быть предоставлено им бесплатно или за символическую плату. Речь в первую очередь идёт о давно занимаемых квартирах с минимальным метражом на человека, о небольших садовых участках и многом другом. Немедленно вслед за этим должна начаться работа по созданию до конца года 50–60 акционерных компаний на базе крупных государственных предприятий, а также передача или продажа за символическую плату определённых (уже фактически заработанных) категорий жилья и земельных участков. <…> Местные Советы оценивают стоимость торговых предприятий, предприятий службы быта, местной промышленности, мелких и средних предприятий других отраслей. После проведения анализа финансового состояния этих предприятий в печати публикуются их списки с указанием сроков и условий приватизации. Затем в условиях полной гласности о ходе приватизации начинается продажа нежилых помещений, мелких предприятий: мастерских, магазинов, ателье, киосков. Программа нацелена на то, что-бы люди могли использовать имеющиеся у них деньги для приобретения собственности. Перенесением значительной части спроса на эти цели удастся избежать и существенного роста цен при их поэтапном «освобождении». <…> Основная нагрузка по реализации прав граждан на собственность ложится на специально созданные органы по приватизации и на комитеты по земельной реформе при областных (районных) Советах народных депутатов. <…> В первый же день начала реализации программы официально декларируется равенство прав любых физических и юридических лиц на ведение хозяйственной деятельности. Объявляется программа приватизации, преобразования крупных государственных предприятий в акционерные общества, продажи мелких предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и других. В этом же заявлении говорится о предоставлении гарантий прав собственности на любой вид имущества, кроме принадлежащего исключительно государству. Объявляется амнистия осуждённых по статьям за предпринимательскую деятельность, сами эти статьи изымаются из уголовного и административного законодательства. Одновременно усиливается борьба с преступлениями против собственности граждан. Законодательно обеспечивается благоприятная обстановка для вывода из государственной собственности предприятий по инициативе трудовых коллективов путём обращения их в Фонд государственного имущества или республиканские Комитеты по управлению государственным имуществом. Государство будет стимулировать развитие международных хозяйственных связей, поездок за границу на работу или учёбу. Попытки построить систему, отгороженную от внешнего мира, практически обрекли на деградацию и застой большинство отраслей нашей экономики. Открытие внутреннего рынка заставит отечественных предпринимателей конкурировать с дешёвыми импортными товарами как внутри страны, так и за рубежом, что придаст нашему хозяйству динамичность и гибкость в удовлетворении потребностей рынка, а значит, и потребителя. В числе прав и свобод новой экономической системы право потребительского выбора занимает не последнее место. Отечественный потребительский рынок на сегодня оказался практически полностью разрушенным. <…> Среди многих причин такого положения в первом ряду — инфляционные, не обеспеченные товаром деньги, выплачиваемые населению в основном в последние несколько лет. Постоянно раздающиеся упрёки в том, что у людей якобы масса «лишних» денег и их надо каким-то образом изъять, безнравственно по своей сути. Можно ли считать «лишними» сбережения, немногим превышающими полторы тысячи рублей на душу населения? <…> Реформа направлена на нормализацию состояния потребительского рынка путём либерализации ценообразования. А в переходный период путём формирования товарных резервов, в том числе за счёт поставок по импорту с учётом предстоящего поэтапного перехода к свободным ценам на многие виды товаров. Вводится свободный курс купли-продажи валюты, разворачивается валютный рынок. Ряд крупных банков получит право торговли валютой по рыночным ценам, а советским гражданам будет разрешено хранить валюту в банках. <…> Переход к свободным ценам будет осуществляться поэтапно, начиная с тех товаров, которые не входят в число предметов потребления первой необходимости и приобретаются в основном слоями населения с высокими доходами. Тем самым тяжесть роста цен ляжет в первую очередь именно на них. В соответствии с программой продукты должны быть дифференцированы по сортности. Широкая дифференциация цен на товары в зависимости от их сорта сочетается с низкими ценами на круг товаров первой необходимости. Поэтапно увеличивается доля свободных цен (по мере реализации мероприятий по финансовой стабилизации экономики). При продаже высококачественных продуктов на первых порах может взиматься специальный налог для поддержания низких цен на имеющиеся в продаже продукты массового спроса. Ни в коем случае нельзя начинать реформу с отмены государственных дотаций на мясомолочные продукты. Их следует сохранить, передав местным Советам право более справедливого распределения этой помощи. <…> Экономическая свобода предприятий заключается в предоставлении им возможности действовать в интересах своих работников, собственников-акционеров и государства и в соответствии с рыночной конъюнктурой, самостоятельно определять объёмы и структуру производства, объём продаж, цены на свою продукцию, выбирать партнёров. <…> В целях поддержания экономической стабильности сложившиеся хозяйственные связи будут, очевидно, заморожены до июля 1991 года. Однако вслед за этим предприятия получат право самостоятельно определять номенклатуру и объём производства, потребителей и поставщиков, организовывать свободный сбыт продукции по всей стране. <…> Предприятия выйдут из системы отраслевых монополий и должны будут налаживать горизонтальные связи со своими партнёрами. Они смогут также приобретать на оптовом рынке материальные ресурсы, в том числе объекты незавершённого строительства и т. п., свободно реализовывать излишки оборудования, материальных запасов и иного имущества, и сдавать в аренду свои основные фонды. Будет предоставлено право непосредственного участия во внешнеэкономической деятельности. Предприятия смогут покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке. Обретая новые права, расширяя сферу своей экономической свободы, предприятия должны учитывать, что программа предполагает для них жёсткие ограничения: повышение платы за кредиты, сокращение до нуля дотаций из бюджета, резкое снижение государственных капитальных вложений, сокращение государственных закупок, иностранная конкуренция. Осознание этих реалий поможет предприятиям лучше распорядиться обретаемой свободой. <…> Наше общество имеет безусловное право жить лучше уже сегодня, а не в отдалённом завтра, и предлагаемая программа перехода к рыночной экономике нацелена на возможно более полную реализацию этого права».
|
|
| |
poj35 | Дата: Четверг, 28.11.2013, 13:51 | Сообщение # 5 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Михаил Горбачёв опрограмме «500 дней» «XXVIII съезд КПСС углубил размежевание реформаторских и консервативных сил в партии. Нам удалось отстоять перестроечную линию, подтвердить взятый курс, в том числе на рыночные реформы. <…> На первый план вновь выдвинулась экономическая реформа. Теперь борьба шла не между сторонниками и противниками вхождения в рынок — этот вопрос казался уже решённым. Открыто против рынка, пожалуй, не выступала ни одна заметная политическая сила. Страсти переместились в плоскость выбора путей и способов перехода к рыночным отношениям. И одной из самых драматичных страниц перестройки стала острейшая полемика вокруг выбора программы перехода к рынку между правительственной программой Рыжкова – Абалкина и программой Шаталина – Явлинского, получившей название «500 дней». <…> Сторонники правительственной программы рассуждают так: будь она принята, страна вошла бы в рынок плавно, без потрясений и могла избежать нынешнего кризиса. А те, кто за программу Шаталина – Явлинского, считают, что, прими её Горбачёв, он получил бы мощную поддержку демократических сил и можно было бы одним мощным усилием «перескочить кризис», создать полноценный рынок. <…> История правительственной программы весны 1990 года восходит к Первому съезду народных депутатов СССР. В принятом им постановлении «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР» ставилась задача прийти к новой модели экономики, включая радикальное обновление отношений собственности, становление полнокровного социалистического рынка, избавление государства от функций непосредственного вмешательства в оперативное управление хозяйственными единицами. Тогда же было решено создать Государственную комиссию по экономической реформе, и Рыжков предложил назначить её председателем академика Л. И. Абалкина. Директор Института экономики Академии наук давно слыл «рыночником» и имел в связи с этим немало неприятностей в брежневские времена. Я одобрил этот выбор, поскольку уже неплохо знал Леонида Ивановича, ценил в нём и высокий профессионализм, и в не меньшей мере твёрдость характера. Признаюсь, своим резким выступлением на Первом съезде он вызвал у меня раздражение. Но очень скоро я понял, что академик правильно оценивает ситуацию.Был в пользу его назначения и другой веский мотив. Уже первый этап работы над программой экономических преобразований (я имею в виду июньский Пленум ЦК 1987 года) убедил в том, что здесь не обойтись без тесного альянса власти и науки. Академия ведь и раньше привлекалась к разработке всевозможных программ. В институтах сочинялись записки, в ЦК представлялись проекты, сами учёные вместе с аппаратчиками месяцами готовили на загородных дачах доклады для начальства. Но в «святая святых» номенклатуры, в кабинеты вершителей судеб интеллектуалам «въезд» был заказан - ну, может быть, за исключением одиночек. Теперь же мы собрались «онаучить» управление. <…> …едва ли возможно оспорить сам замысел — привлечь к управлению наряду с опытными практиками одарённых теоретиков. <…> …основной заботой комиссии стала программа реформы. Было предложено к рассмотрению три варианта. Первый, так называемый эволюционный, предусматривал постепенное преобразование нынешних форм ведения хозяйства, умеренные структурные сдвиги. Преимущество отдавалось административным методам. Не покушались, по крайней мере, в обозримом будущем, на реформу ценообразования. Второй вариант, радикальный, включал одновременное снятие всех ограничений для рыночных механизмов, полный отказ от контроля за ценами и доходами, массовый переход к новым формам собственности. По сути дела, это тот самый вариант, который с начала 1992 года начала осуществлять команда Гайдара под лозунгом «шоковой терапии». Так вот, ещё тогда было описано, что в наших условиях он сулит разлад денежного обращения и галопирующую инфляцию, резкий спад производства, массовую безработицу, значительное снижение жизненного уровня населения и его расслоение, усиление социальной напряжённости. Картинка, хорошо узнаваемая сегодня. Наконец, радикально-умеренный вариант, предполагающий комплекс предварительных мер для создания стартовых условий перехода к новому механизму; развитие рыночных отношений, но при сохранении регулирующей роли государства, контроля за ценами, доходами, инфляцией; сильная социальная поддержка, особенно малообеспеченных слоёв населения. Комиссия Абалкина предлагала сделать выбор в пользу третьего варианта. <…>Программа экономической реформы предполагала осуществить в течение 1990 года серьёзные меры в интересах насыщения потребительского рынка, без чего невозможно было двигаться дальше. А это, в свою очередь, обязывало установить более действенный контроль за движением товарной массы и денежных доходов населения. Госплан основную ставку делал на рост рыночных ресурсов товаров и услуг, а задача «связать» излишнюю денежную массу и вывести её из оборота оказалась отодвинутой на задний план. <…> Во многих отношениях концепция реформы, выдвинутая в 1990 году, не предусматривала продвижения по сравнению с намётками 1987 года. А в некоторых случаях было даже отступление. Например, сохранялся, хотя и с оговорками, госзаказ. Реформа цен и ценообразования подменялась разработкой и введением оптовых и закупочных цен с начала 1991 года, о розничных ценах умалчивалось. Вместо перехода от централизованного распределения к оптовой торговле ресурсами намечалось увеличивать долю продукции, реализуемой предприятиями сверх государственного заказа по свободным или регулируемым ценам. <…> Поддержав программу, Второй съезд фактически проголосовал за доверие правительству, но окончательного решения не принял, поручив её доработать и «о результатах доложить Верховному Совету». Тем самым мы опять теряли время. В конце 1989 – начале 1990 года экономический кризис в стране начал вступать в свою острую фазу. Уже в декабре произошло абсолютное снижение промышленного производства, ускорился развал потребительского рынка, стал быстро обесцениваться рубль. Стало ясно, что экономика стоит перед серьёзными потрясениями. <…> Нужна комплексная экономическая реформа, а не разрозненные мероприятия. Покончить с хозяйственным безвластием. В переходный период не обойтись без мер административного характера там, где они необходимы. Но как бы не переусердствовать. Ведь самое простое в этой ситуации — нажать, прижать, запретить. В этом мы большие мастаки. Хозяйственное безвластие надо одолевать прежде всего на базе экономических методов, развития рыночных форм. И действовать, действовать!.. Как реагировало правительство на быстро ухудшающуюся ситуацию и столь острое обсуждение проблем рынка на Политбюро? Там продолжалось противоборство между двумя основными тенденциями, можно сказать, крыльями — традиционно-технократическим и экономическим, тяготеющим к рыночным реформам. Перетягивание каната не могло продолжаться бесконечно. Нужно было делать выбор, приставать к какому-то берегу: возвращаться к прежней централистской системе или решительней идти к новым, рыночным механизмам. Собственно, и выбора-то уже не было, хотя бы потому, что вернуть прошлое никто был не в состоянии. <…> Борьба вокруг перехода к рынку ожесточилась. <…> Трудности рождения рыночной программы обуславливались не только чрезвычайной сложностью самой проблемы, но и растущим отторжением правительства со стороны демократической оппозиции и части общественности. Любой его шаг принимался в штыки, подвергался нападкам и издёвкам прессы. А тут появился новый фактор — суверенизация республик, без учёта которой нечего было надеяться на успешное продвижение экономических преобразований. Да к тому же новое российское руководство старалось перехватить инициативу в гонке к рынку. Начался лихорадочный поиск новых идей и людей, которые могли удовлетворить его «заказ». На этой почве состоялось «явление Явлинского народу». С чьей стороны исходила инициатива, кто кого нашёл — мне трудно судить. Мало кому известный молодой экономист был привлечён Абалкиным в аппарат комиссии по экономической реформе Совмина Союза, принимал участие в работе над правительственной программой перехода к рынку. Явлинский давал для комиссии свои собственные разработки, отличавшиеся большим радикализмом, акцентом на монетаристские методы. Что-то из них принималось комиссией, что-то отвергалось, главным образом из-за недостаточной реалистичности. Однако это не воспринималось как особая позиция, не выходило за рамки рабочих дискуссий. Но вот Явлинский получает от Силаева приглашение войти в российское правительство в качестве заместителя премьера по вопросам экономической реформы. Тогда этот вопрос до меня не доходил, да и вообще я его просто не знал. Позднее мне рассказали, что Явлинский советовался с Абалкиным и Рыжковым, получил их согласие. Рассчитывали, что такая «личная уния» экономистов увеличит шанс на сотрудничество между союзным и российским правительством. Не тут-то было. Явлинский предложил российскому руководству свою программу. Она отличалась от предложенной союзным правительством, вдобавок эти отличия искусственно акцентировались, чтобы подчеркнуть превосходство российского подхода, его размах».
|
|
| |
|