Ярослав Мудрый
| |
poj35 | Дата: Четверг, 29.09.2011, 16:05 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Домашнее задание Повесть временных лет «В год 6562 (1054). Скончался великий князь русский Ярослав. Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыны мои; живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И, если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить , в распрях и междоусобиях , то погибните сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск». И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять (один другого со стола), сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому». И так он завещал сыновьям своим жить в любви». Вопросы и задания к документу 1. От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании? 2. Как характеризует князя Ярослава Мудрого составленное им заявление? 3. Какие сведения о порядке наследования престола мы можем получить из данного источника? 4. Что можно сказать о роли Киевского князя в организации управления государством, опираясь на данный источник?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 07.10.2011, 15:49 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Ярослав 2 1.Если убиет муж мужа, то мстить брату брата, или отцу, или тиун княжа; если не будет кто мстить за него, то положить за голову 80 гривен, если будет княж муж или тиун княжа; если будет русин, или гридь, или купец, либо тиун боярский, или мечник, или изгой, или словенин, то 40 гривен положить и за него. 2. По Ярославе же паки объединившись сыновья его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их; и отменили убиение за голову, но кунами выкупать; а ино все якоже Ярослав судил, такоже и сыновья его установили. О убийстве 3. Если кто убиет княжа мужа в разбои, а головника не ищут, то виревную платить, в чьей же верви голова лежит, то 80 гривен; паки ли людин, то 40 гривен. О княжи муже 9. Если в княжи отроке, или в конюшем, или в поваре, то 40 гривен. 10. А за тиуна, за огнищанина, и за конюшии, то 80 гривен. 11. А в сельском тиуне княже или в ратаинем, то 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Тако же и за боярского. О татьбе же 38. Если крадет скот на поле, или овец, или коз, или свиней, 60 кун 39. Если крадет гумно или жито в яме, то колико их будет крало, то всем по 3 гривны и по 30 кун. А се уроки скоту 41. Если за кобылу 7 кун, аза вола гривна, а за корову 40 кун… а за порося ногата, за овцу 5 кун, за барана ногата… за жеребенка 6 ногат… О холопстве 106. Если холоп бежит, а заповесть господин, если слышав кто или зная и ведая, что есть холоп, а даст ему хлеба или укажет ему путь, то платить ему за холопа 5 гривен, а за робу 6 гривен. 113. Если холоп, бегая будет (т.е. находясь в бегах- Э.У.) добудет товара, то господину долг, господину же и товар, а не лишаться его. 115. Если холоп крадет кого-либо, то господину выкупать и либо выдать, с кем будет крал а жене и детям не надо, но если с ним крали и хоронили, то всех выдать… Вопросы: 1. Как называется данный документ? Когда он появился? 2. Какие социальные категории упоминаются в этом документе? Выпишите их в порядке подчинения и определите их социальные функции. ( Для выполнения этой части задания можно воспользоваться справочной литературой.) 3. Какие денежные единицы упоминаются в тексте? Напишите их в порядке уменьшения их стоимости. 4. Какие виды преступлений рассматриваются в этих частях? 5. Что такое «вира» и «вервь»? 6. В чем историческое значение этого документа? 7. В чем заключается ценность этого документа как исторического источника
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 07.10.2011, 15:49 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Ярослав Мудрый создал княжеские мастерские по переписке книг и переводам с греческого языка. В мастерские набирали детей дружинников «И даяти нача на учение книжное». Казалось бы, благое дело! Между тем известно, что матери этих юношей оплакивали их: «Плакаху по ним акы по мртвеци». Почему монахов считали живыми мертвецами? Почему матери оплакивали своих сыновей, направляемых на учение книжному делу?
|
|
| |
poj35 | Дата: Четверг, 27.09.2012, 11:41 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Династические союзы детей Ярослава …Ярослав вошел в свойство со многими знаменитыми государями Европы. В Польше царствовал тогда Казимир, внук Болеслава Храброго: изгнанный в детстве из отечества вместе с материю, он удалился (как рассказывают историки польские) во Францию и, не имея надежды быть королем, сделался монахом. Наконец вельможи польские, видя мятеж в государстве, прибегнули к его великодушию: освобожденный папою (Римским) от уз духовного обета, Казимир возвратился из кельи в чертоги царские. Желая пользоваться дружбою могущественного Ярослава, он женился на сестре его, дочери Св. Владимира. Польские историки говорят, что брачное торжество совершилось в Кракове; что добродетельная и любезная Мария, названная Доброгневою, приняла веру латинскую и что король их взял за супругою великое богатство, множество серебряных и золотых сосудов, также драгоценных конских и других украшений. Собственный летописец наш сказывает, что Казимир дал Ярославу за вено - то есть за невесту свою - 800 человек: вероятно, россиян, плененных в 1018 году Болеславом. Сей союз, одобренный здравою политикою обоих государств, утвердил за Россиею города Червенские; а Ярослав, как искренний друг своего зятя, помог ему смирить мятежника смелого и хитрого, именем Моислава, который овладел Мазовиею и хотел быть Государем независимым. Великий князь, разбив его многочисленное войско, покорил сию область Казимиру. Нестор совсем не упоминает о дочерях Ярославовых; но достоверные летописцы чужестранные именуют трех: Елисавету, Анну и Анастасию, или Агмунду. Первая была супругою Гаральда, принца Норвежского. В юности своей, выехав из отечества, он служил князю Ярославу; влюбился в прекрасную дочь его, Елисавету, и, желая быть достойным ее руки, искал великого имени в свете. Гаральд отправился в Константинополь; вступил в службу императора Восточного; в Африке, в Сицилии побеждал неверных; ездил в Иерусалим для поклонения Святым Местам и чрез несколько лет, с богатством и славою возвратясь в Россию, женился на Елисавете, которая одна занимала его сердце и воображение среди всех блестящих подвигов геройства. Наконец он сделался королем норвежским. Вторая княжна, Анна, сочеталась браком с Генрихом I, королем французским… В 1048 году - по известию древней рукописи, найденной в С. Омерской церкви - король отправил послом к Ярославу епископа Шалонского, Рогера: Анна приехала с ним в Париж и соединила кровь Рюрикову с кровию государей французских. По кончине Генриха I, в 1060 году, Анна … удалилась в монастырь Санлизский; но чрез два года, вопреки желанию сына, вступила в новое супружество с Графом де-Крепи (Нормандским). Один французский летописец говорит, что она, потеряв второго, любезного ей супруга, возвратилась в Россию: но сие обстоятельство кажется сомнительным. Сын ее, Филипп, царствовал во Франции, имея столь великое уважение к матери, что на всех бумагах государственных Анна вместе с ним подписывала имя свое до самого 1075 года… Третья дочь Ярославова, Анастасия, вышла за короля венгерского, Андрея I. Вероятно, что сей брачный союз служил поводом для некоторых Россиян переселиться в Венгрию, где в разных графствах, на левой стороне Дуная, живет доныне многочисленное их потомство, утратив чистую веру отцов своих. …Кроме Владимира, Ярослав имел пятерых сыновей: Изяслава, Святослава, Всеволода, Вячеслава, Игоря. Первый женился на сестре Казимира Польского… а Всеволод, по сказанию Нестора, на греческой царевне… О супружестве других сыновей Ярославовых не можем сказать ничего верного. Историки немецкие пишут, что дочь Леопольда, графа Штадского, именем Ода, и Кунигунда, Орламиндская графиня, вышли около половины XI века за князей российских, но, скоро овдовев, возвратились в Германию и сочетались браком с Немецкими Принцами. Вероятно, что Ода была супругою Вячеслава, а Кунигунда Игоревою… Вопросы 1) на основании брачных союзов детей Ярослава сделайте вывод о международном положении Руси. 2) С кем и почему были заключены брачные договоры ?
|
|
| |
poj35 | Дата: Четверг, 27.09.2012, 11:52 | Сообщение # 5 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| В память сего знаменитого торжества Великий Князь заложил на месте сражения великолепную церковь и, распространив Киев, обвел его каменными стенами; подражая Константинополю, он назвал их главные врата Златыми, а новую церковь Святою Софиею Митрополитскою, украсив ее золотом, серебром… и драгоценными сосудами. Тогда был уже митрополит в нашей древней столице, именем Феопемпт - вероятно, грек, - который, по известию Нестора, в 1039 году вновь освятил храм Богоматери, сооруженный Владимиром, но поврежденный, как надобно думать, сильным Киевским пожаром 1017 года. Ярослав начал также строить монастыри: первыми из них были в Киеве монастырь Св. Георгия и Св. Ирины. Сей государь, по сказанию летописца, весьма любил церковные уставы, духовных пастырей и в особенности черноризцев, не менее любил и книги Божественные; велел переводить их с греческого на славянский язык, читал оные день и ночь, многие списывал и положил в церкви Софийской для народного употребления. Определив из казны своей достаточное содержание иереям, он умножил число их во всех городах и предписал им учить новых христиан, образовать ум и нравственность людей грубых; видел успехи веры и радовался, как усердный сын церкви и добрый отец народа. Вопросы 1) Когда и в честь какого события была заложена церковь Святой Софиии. 2) Что сделал Ярослав для распространения христианства в стране 3) Почему потомки прозвали его мудрым ?
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 14.05.2013, 09:23 | Сообщение # 6 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Из «Повести временных лет». Похвала Ярославу Мудрому В год 6545(1037). Велика ведь бывает польза от учения книжного: книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания... Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.Ярослав же этот,как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им богом, и посещать часто церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещеными. Вопросы и задания 1. Какие деяния летописец считает заслугами ЯрославаМудрого? Согласны ли вы с мнением автора источника? 2. В чем воплощена « великая для души польза », помнению летописца? Как он аргументирует свою мысль (обратите внимание не только на содержание, но и на форму повествования)?
|
|
| |
|