Воскресенье, 05.01.2025, 15:17
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Лабораторные работы 16-17 в.
poj35Дата: Пятница, 06.12.2013, 12:00 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Лабораторная работа №1 Переписка Ивана Грозного и АндреяКурбского как ис-торический источник.
 
 Документ № 1 Царево
государево послание во все его Российское царство об измене клятвопреступников
– князя Андрея Курбского с товарищами.
…Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и
жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала...
Почему же ты взялся быть учителем моей душе и телу? Кто тебя
поставил судьей или властителем надо мной? Разве же ты даешь ответ за мою душу
в день Страшного суда?.. И кто тебя сделал архиереем и позволил принять на себя
учительский сан?
Подумай, какая власть создавалась в тех странах, где цари
слушались духовных и советников, и как погибали эти страны! Неужели и нам
посоветуешь так поступать, чтобы тоже прийти к гибели? Это ли благочестие не
подавлять злодеев, не управлять царством и отдать его на разграбление
иноплеменникам? Этому, по-твоему, учат святители? Хорошо и поучительно!
Одно дело – спасать свою душу, а другое дело – заботиться о
телах и душах других людей; одно дело – отшельничество, одно дело –
мона-шество, одно дело – священническая власть, а другое дело – царское
правление. Отшельническая жизнь – жить подобно агнцу, который ничему не
противится, или птице, которая не сеет, не жнет и не собирает в житницы; монахи
же, хотя и отреклись от мира, но имеют уже заботы, правила и даже заповеди,–
если они не будут всего этого соблюдать, то совместная жизнь расстроится;
священническая власть требует многих запретов, наказаний за вину: у священников
существуют высшие и низшие должности, им разрешаются украшения, слава и
почести, а инокам это не подобает; царской же власти позволено действовать
страхом, и запрещением, и обузданием, а против злейших и лукавых преступников –
последним наказанием. Пойми же разницу между отшельничеством, монашеством,
священничеством и царской властью. Прилично ли царю, например, если его бьют по
щеке, подставлять другую? Это ли совершеннейшая заповедь; как же царь сможет
управлять царством, если допустит над собой бесчестие? А священнику подобает
так делать,– пойми же поэтому  разницу
между  царской и священнической властью!
Даже у отрекшихся от мира существуют многие тяжелые наказания, хоть и не
смертная казнь. Насколько же суровее должна наказывать злодеев царская власть!
Не может осуществиться и ваше желание править теми городами
и областями, где вы находитесь. Ты сам своими бесчестными очами видел, какое
разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники и правители,
и потому можешь понять, что это такое. Пророк говорил об этом; «Горе дому,
которым управляет женщина, горе городу, которым управляют многие!» Как видишь,
управление многих, даже если они сильны, храбры, разумны, но не имеют единой
власти, будет подобно женскому безумию. Ибо так же, как женщина не способна
остановиться на едином решении – то решит одно, то другое, так и многие
правители царства: один захочет одного, другой другого. Вот почему желания и
замыслы многих людей подобны женскому безумию.
Все это я указал тебе для того, чтобы ты понял, какое благо
выйдет из того, что вы будете владеть городами и управлять царством вместо
царей,– имеющему разум следует это понять...
…Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как
иностранцев или как нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и в
пище! Ни в чем нам воли не было; ни в чем не поступали с нами, как следует
поступать с детьми. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь
Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и
положив ногу на стул, а на нас и не смотрит – ни как родитель, ни как
властелин, ни как слуга на своих господ. Кто же может перенести такую гордыню?
Как исчислить подобные тяжелые страдания, перенесенные мною в юности? Сколько
раз мне и поесть не давали вовремя!
Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Всё
расхитили коварным образом, – говорили, будто детям боярским на жа-лованье, а
взяли себе, а их жаловали не за дело, назначали не по достоинству; бесчисленную
казну нашего деда и отца забрали себе и наковали себе из нее золотых и
серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их
наследственное достояние; но известно всем людям, что при матери нашей у князя
Ивана Шуйского шуба была мухояровая, зеленая на куницам, да еще на ветхих, –
так если бы это было их наследственное имущество, то чем сосуды ковать, лучше
бы шубу переменить, а сосуды ковать, когда есть лишние деньги...
…Если бы ты был воинственным мужем, ты бы не считал своих
прежних бранных подвигов, а стремился бы к новым; потому ты и считаешь свои
бранные подвиги, что ты оказался беглецом, не вынесшим бранных подвигов и
захотевшим покоя...
Пишешь, что мы не увидим твоего лица до дня Страшного суда,
– видно, ты дорого ценишь свое лицо. Но кому же нужно такое эфиопское лицо
видеть?..
Писал ты свое письмо, выступая как бы судьей или учителем,
но ты не имеешь на это права, ибо повелеваешь с угрозами. Как все это
на-поминает коварство дьявола! Он ведь то заманивает и ласкает, то гордится и
пугает; так и ты: то, впадая в безмерную гордость, ты воображаешь себя
правителем и пишешь обвинения против нас, то притворяешься беднейшим и
скудоумнейшим рабом. Как и другие, бежавшие от нас, ты написал свое письмо
собачьим, неподобающим образом – в исступлении ума, в неистовстве, по —
изменнически и по-собачьи, как подобает одержимому бесом…
 
Дано это крепкое наставление в Москве, царствующем
православном граде всей России в 7072-м году, от создания мира в 5-й день июля
[5 июля 1564 г.].
 
 
Документ № 2 Второе послание. 1577 год.
 
Писал ты, что я растлен разумом хуже язычника. Я же ставлю
тебя самого судьею между мной и тобой: вы ли растлены разумом или я, который
хотел над вами господствовать, а когда вы не захотели быть под моей властью,
разгневался на вас? Или растлены вы, которые не только не захотели повиноваться
мне и слушаться меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как
хотели, а меня устранили от власти, на словах я был государь, а на деле
нисколько не властвовал? Сколько напастей я от вас испытал, сколько
оскорблений, сколько обид и упреков! И за что? В чем была моя вина перед вами с
самого начала? Чем и кого я оскорбил?.. А чем лучше меня был Курлятев? Его
дочерям покупают всякие украшения и желают им здоровья, а моим шлют проклятия и
желают им смерти. Много такого было. Сколько мне было от вас бед – не исписать.
А с женой моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у
меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв. А если скажешь, что я после
этого не стерпел и не соблюл чистоты – 
так ведь все мы люди. А ты для чего взял стрелецкую жену? А если бы вы с
попом (Сильвестром) не восстали на меня, ничего бы этого не случилось: все это
случилось из-за вашего самовольства. А зачем вы захотели князя Владимира
посадить на престол, а меня с детьми погубить? Разве я похитил престол или захватил
его благодаря войне и кровопролитию? По божьему изволению с рождения был я
предназначен к царству; как меня отец благословил на государство, уже и
вспомнить не могу; на государском престоле вырос. А князю Владимиру с какой
стати следовало быть государем? Он – сын четвертого удельного князя. Какие у
него достоинства, какие наследственные права быть государем, кроме вашей измены
и его глупости? В чем моя вина перед ним?..
...Вы мнили, что вся Русская земля под ногами вашими, но
мудрость ваша ни во что поставлена по божьей воле. Вот ради этого я и
наво-стрил свое перо, чтобы тебе написать. Вы ведь говорили: «Нет людей на
Руси, некому обороняться», – а ныне вас нет; кто же нынче занимает сильнейшие
германские крепости?.. Не ждут бранного боя германские города, но склоняют
головы свои перед силой животворящего креста! А где случайно за грехи наши
явления животворящего креста не было, там бой был. Много всяких людей отпущено:
спроси их, узнаешь.
Писал ты нам, вспоминая свои обиды, что мы тебя в дальние
города, разгневавшись, посылали, – так теперь мы не пожалев своих седин, и
дальше твоих дальних городов слава богу, прошли и ногами коней наших
переступили все ваши дороги – из Литвы и в Литву, пешком ходили, и воду во всех
тех местах пили, – теперь уж Литва не посмеет говорить, что не везде ноги наших
коней были. И туда, где ты надеялся от всех своих трудов успокоиться, в
Вольмер, место покоя твоего, привел нас бог: настигли тебя, и ты еще дальше
поехал.
Итак, мы написали тебе лишь немногое из многого. Рассуди
сам, как и что ты наделал, за что божье провиденье обратило на нас свою
милость, рассуди, что ты натворил. Взгляни внутрь себя и сам себе раскрой
содеянное тобой. Видит бог, что написали мы это тебе не из гордости или
надменности, но чтобы напомнить тебе о необходимости исправления, чтобы ты о
спасении души своей подумал.
 
Писано в нашей вотчине, Ливонской земле, в городе Вольмере,
в 7086 году [1577], на 43-й год нашего правления, на 31-й год нашего
Российского царства, 25-й – Казанского, 24-й – Астраханского.
 
Вопросы и задания.
1.            Перечислите
по пунктам обвинения, предъявляемые Иваном Грозным Андрею Курбскому.
2.            Прокомментируйте
выражение: «Подумай, какая власть создавалась в тех странах, где цари слушались
духовных и советников, и как погибли эти страны!». Приведите конкретные примеры
из истории.
3.            Какая
разница, по мнению Ивана, между властью духовной и царской? Ваше отношение к
этому вопросу?
4.            Согласны
ли вы с выражением: «Горе дому, которым управляет женщина, горе городу,
ко-торым управляют многие!»?
5.            Какие
трудности начала своего правления перечисляет Иван Грозный.
6.            «А с
женой моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не
было бы и Кроновых жертв.» О каких жертвах идёт речь?
7.            О чём
идёт речь: «так теперь мы не пожалев своих седин, и дальше твоих дальних
городов слава богу, прошли и ногами коней наших переступили все ваши дороги –
из Литвы и в Литву, пешком ходили, и воду во всех тех местах пили, – теперь уж
Литва не посмеет гово-рить, что не везде ноги наших коней были.»?
Прикрепления: 1________..docx (17.4 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 06.12.2013, 12:01 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Тема 2  Смутное время
 
Документ №1. Время Бориса Годунова глазами поэта К.Д.
Бальмонта
 
В глухие дни Бориса Годунова
Во мгле Российской пасмурной страны
Толпы людей скиталися без крова,
А по ночам всходило две луны.
 
Два солнца по утрам светило с неба,
С свирепостью на дальний мир смотря.
И вопль протяжный: "Хлеба! Хлеба! Хлеба!" –
Из тьмы лесов стремился на царя.
 
На улицах иссохшие скелеты
Щипали жадно чахлую траву,
Как скот – озверены и неодеты,
И сны осуществились наяву.
 
Гроба, отяжелевшие от гнили,
Живым давали смрадный адский хлеб,
Во рту у мертвых сено находили,
И каждый дом был сумрачный вертеп…
 
Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух пересекся.
 
1.            Кто
является автором документа. Какой период времени он описывает?
2.            Как автор
описывает бедствия народа в начале XVII в.? Связаны ли бедствия народа только с
голодом?
3.            Какие
документы конца XVI в., ухудшающие положение крестьян вы знаете? В чём их
сущность? Каковы причи-ны и последствия их принятия?
4.            Предположите,
какие ещё кроме крестьян слои населения могли быть недовольны своим положением?
5.            Как вы
думаете, почему внутренняя политика Бориса Годунова, направленная на снижение
остроты последст-вий голода, так и не смогла преодолеть Смуту?
6.            Как вы
думаете, почему историки связывают причины Смуты с правлением Ивана Грозного, а
не Бориса Году-нова?
7.            В.О.
Ключевский назвал одной из причин Смуты последствия опричнины:
"Современники поняли, что опричнина, выводя крамолу, водила анархию,
оберегая государя, колебала самые основы государства, направленная против
воображаемой крамолы, она подготовляла действительную". Прокомментируйте
высказывание истори-ка.
8.            Сделайте
вывод о причинах Смуты.
9.            Что
означает строчка "И в эти дни Димитрий встал из гроба"? Закономерно
ли, с вашей точки зрения, появление самозванчества в России?
 
 
Документ №2. 
Э.Лисснер Войско Болотникова под Москвой
 
 
 
10.          Определите
время, место и круг людей, изображенных на картине.
11.          Какое
событие изображено на ней?
12.          На какие
группы условно можно разделить людей, изображенных на этом полотне?
13.          Какова
главная идея этой картины? Что хотел сказать художник? Какова позиция автора
картины: он одобряет или осуждает происходящее? Поясните свое мнение.
14.          Некоторые
историки называют восстание под руководством И. Болотникова крестьянской
войной. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения по данному вопросу.
15.          Выскажите
своё отношение к изображённому на картине.
 
Документ №  К. Вениг.
Последние минуты Дмитрия Самозванца. 1879
 
 
 
16.          Определите
время, место и круг людей, изображенных на картине.
17.          Какое
событие изображено на ней?
18.          Какие
события предшествовали моменту, изображённому на картине?
19.          В начале
похода Лжедмитрия активно поддерживало казачество. Предположите, почему? Какие
ещё силы и по-чему поддержали самозванца?
20.          Какова
главная идея этой картины? Что хотел сказать художник? Какими приемами и
средствами он этого дос-тиг?
21.          Дайте собственную
оценку правлению Лжедмитрия. Выделите причины падения его власти.
 
 
Документ №4  М.
Песков. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861
 
 
 
22.          Определите
время, место и круг людей, изображенных на картине.
23.          Какое
событие изображено на ней?
24.          На какие
группы условно можно разделить людей, изображенных на этом полотне?
25.          Какова
главная идея этой картины? Что хотел сказать художник? Какими приемами и
средствами он этого дос-тиг?
26.          Как народ
отнесся к словам Минина? Предположите, почему.
27.          Укажите
отличия Второго ополчения от Первого. Перечислите причины победы Второго
ополчения над поль-скими войсками.
 
 
Документ №5   А.
Кившенко. Призвание на царство Романовых - Михаила Федоровича
 
 
28.          Определите
время, место и круг людей, изображенных на картине.
29.          Какое
событие изображено на ней?
30.          На какие
группы условно можно разделить людей, изображенных на этом полотне?
31.          Какова
главная идея этой картины? Что хотел сказать художник? Какими приемами и
средствами он этого дос-тиг?
32.          Предположите,
почему выбор пал именно на Михаила Романова.
33.          Каковы
могли быть мотивы будущего царя, который категорически отказывался занять
русский престол?
34.          Некоторые
историки считают Смуту гражданской войной. Согласны ли вы с этой точкой зрения.
Своё мнение обоснуйте.
35.          Многие
историки считают, что с избранием Михаила на царство Смута завершилась.
Согласны ли вы с данной точкой зрения? Свою позицию аргументируйте.
Прикрепления: _2__.docx (14.0 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 06.12.2013, 12:02 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Используя текст учебника, а также приведённые нижедокументы, ответьте на вопросы.
 
Документ № 1 Григорий Котошихин /подьячий/ о царской власти
Как прежние цари после царя Ивана Васильевича обираны на
царство: и на них были иманы письма /т.е. взята подпись-обязательство/… что им
без суда и без вины никакого не казнити ни за что, а мыслити о всяких делах с
бояры и с думными людми соопча… А нынешнего царя /Алексея Михайловича/ обрали
на царство, а писма он на себя не дал никакого… пишеца «самодержцем» и
государство свое правит по своей воле… А отец его блаженной памяти Михаил
Федорович, хотя «самодержцем» писался, однако без боярского совету не мог
делать ничего». «А кому лучится о каких делах бить челом царю самому и в
приказах судиям, и в городах, и в войне воеводам или послам, и в челобитных
своих пишут бояре и окольничьи и думные всякого чин служилые люди… «бьет челом
холоп твой князь или боярин» и простой человек полуименем, и посадские люди и
крестьяне пишутся в челобитных своих «рабами и сиротами». О службе «А куды
лучитца царю идти в поход и бояре и окольничие и думные люди и спальники,
бывают с ним вместе, кого похочет с собою взять, а иным велит остатца на
Москве, для приказных дел». Всем чинам: боярам, думным людям, дьякам, подьячим,
стольникам, стряпчим и другим давались за службу земли и царское жалованье.
Вознаграждались также и те, кого посылали с царскими грамотами в другие страны.
Кроме тгоо, в дорогу дается царское жалованье: запасы хлебные и съестные: мясо
и рыба, да питья – вина горячие, меды разные, пива. О посольских делах «А как
они /послы/ приедут к которому государю, то должны сообщать, «что присланы они
от государя своего к тому государю для великих дел и для дружбы и любви…
наперед бы их, послов, несли к тому государю от царя дары…, а грамоту царскую
вез подьячий».
 
Документ №2. Адам Олеарий /секретарь голштинского
посольства/. Фрагмент из книги «Описание путешествия в Московию».
«Что касается русского государственного строя… это монархия,
неограниченная. Государь, каковым является царь или великий князь, получивший
по наследию корону, один управляет всей страной, и все его подданные, как
дворяне и князья, так и простанародье: горожан и крестьяне, являются его
холопами и рабами, с которыми он обращается как хозяин со своими слугами… Уже с
молодых лет внушают они своим детям, чтобы они говорили о его царском
величестве как о боге и почитали его столь же высоко, поэтому они часто
говорят: «Про то знает Бог да великий князь… все, чем они владеют, принадлежит
не столько им, сколько Богу и великому князю…». …Царь забоится, как это
понятно, о своем величии… Он не подчинен законам и может по мысли своей и по
желанию давать и устанавливать законы и приказы. Главный судья Земского приказа
Леонтий Плещеев обирал простой народ… драл с него паче всякой меры. Когда
тяжущиеся приходили к нему… он выматывал у них даже мозги из костей так, что и
та и другая сторона становились нищими». Воеводское управление «Царства,
области и города, подвластные московскому владычеству, управляются
наместниками, называемыми у московитян воеводами, которых управление однакоже,
продолжается редко более трех лет. Они управляют все согласно с
постановлениями, которые в 1649 г. Алексей велел составить по древним неписаным
обычаям и, напечатав, хотел сделать общим законом, а так как лица, пользующиеся
расположением государя, получают даром его милости, точно водопроводные трубы
аоду, но никому не отводят ее даром, то необходимо располагать этих любимцев к
себе множеством подарков для получения должности. А чтобы с лихвой воротить
свои убытки на это, воеводы, не уважая предписаний закона, не довольствуются
стрижкой народного стада, им вверенного, но не боятся содрать с него шкуру, в
той уверенности, что жалобы имеют такой сиплый голос, что не дойдут до царского
уха… Приговоры продают с торга; решают в пользу той стороны тяжущихся, которые
приносят больше. Преступники покупают себе безнаказанность, а злодеи притупляют
лезвие меча правосудия, подставляя под удар его золотые щиты».
 
Документ № 3. Г.В. Плеханов. История русской общественной
мысли
…И на западе верховная власть в огромнейшем большинстве
случаев победила центробежные стремления народов… Но было бы крайне ошибочно
отрицать на этом основании относительное, однако совсем немаловажное
своеобразие русского исторического процесса. Подчиняя себе феодальное
дворянство, французские короли не ограничивали его прав на землю и не
принуждали его к службе. Поэтому возвышение монарха во Франции не означало
закрепощения государству дворянского сословия… Наоборот… служилые люди Московского
государства недаром называли себя… царскими «холопами». Они были закрепощены
государству так же, как были закрепощены ему крестьяне… Основным началом
русского общественного строя московского времени было полное подчинение
личности интересам государства. Внешние обстоятельства жизни Московской Руси,
ее упорная борьба за существование с западными и восточными соседями требовали
крайнего напряжения народных сил. В обществе развито было сознание о первейшей
обязанности каждого подданного служить государству по мере сил и жертвовать
собою для защиты Русской земли и православной христианской веры…
 
Документ № 4.Из переписной книги Москвы 1638 г.
В Китае-городе от Ильинского кресца по Неглиненские ворота.
… Ромашка Полиектова сапожника, а у него наймит Власка Володимирец… Серешки
Васильева манатейник /т.е. мастер по изготовлению монашеских одеяний-мантий/.
Конюшенного приказу седельного мастера Сенки Петрова, у нево два сына Ивашка да
Спирка… Ивашка Иванова хлебника… Минки Ермолаева, мапожника, а каменщик он же…
Суконные сотни теглеца Якушки Власова серебреника… Епифанка Михайлова сына
сусальника, у него найми Фомка Власов… Семена Иевлева сына шапочника сидит в
лавке в Шапочном ряду, у него ученик Петрунька Ондропов… Портного мастера
Олешки Матвеева… Михалка Васильева сына Попова шапочника… Федьки Григорьева
шапочника… Панкрата Дмитриева сына скорнячка… Юрка Офонасьева сына плетника…
Государева портного мастера Микифорка Микифорова… Денежного мастера Михалка… да
у нево живет сусед работной человек Олешка. Жданка плотника. У него сын
Куземка… Тимошки Олексеева свечника, у нево ученик… Троенка Девятого портного
мастера, у нево ученик Осипка… Воинка Томилова сына сапожника… Ечатного двора
набощик Левка Григоьев… Далее перечислены имена пушечных, плавильных, зелейных,
колокольных и других мастеров и их учеников.
 Вопросы и задания
1.            Как и
почему на протяжении века менялась роль и значение отдельных государственных
органов? Что в этих изменениях говорит об укреплении центральной власти?
2.            Какие
особенности государственного стоя России выделял Плеханов?
3.            Как
политическое развитие России в XVII в. повлияло на развитие хозяйства?
4.            Чем
объяснить, что промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем сельское
хозяйство? Что такое мануфактура?
5.            Можно ли
считать появление мануфактур признаком нового в экономическом развитии России?
6.            Чем
российские мануфактуры отличались от мануфактур в странах Западной Европы?
Почему значительная часть мануфактур, возникших в XVII в. прекратили своё
существование?
7.            Какие
типы мануфактур появились в России? Сравните их. Какова. На ваш взгляд,
дальнейшая судьба мануфактур разного типа?
8.Нарисуйте схему государственного управления России в XVVV
в. и охарактеризуйте каждый орган управления.
9.Сравните состав, порядок формирования и функции таких
органов власти как Боярская дума, Земский Собор, приказы, заполнив таблицу
                Порядок
формирования           Состав  Функции
  Боярская дума
Земский Собор
Приказы                            

 
 
10.  В чём Григорий
Котошихин видел отличие правления Алексей Михайловича от правления Михаила
Федоровича?
11.Как подписывали свои челобитные к царю люди различных
слое общества? О чём это говорит?
12. Чем занимались различные служилые люди, окружающие царя?
13.Как оценивал Олеарий характер правления в России в XVII
в.? Какие нравственные основы лежали. По его мнению, тогда в воспитании детей?
Как обращались правители с народом? Как должны были управлять царские воеводы
на местах? Как они в действительности управляли? Почему воеводы редко управляли
боле трёх лет?
14.Какие существуют точки зрения об экономическом развитии
России в XVII в.?
15.Назовите новые черты в развитии экономики. Какие
ремесленные специальности перечислены в документе?
16.Что говорит об успехах торговли в XVII в.? Что тормозило
её развитие?
Прикрепления: _3_-_____XVII_..docx (16.3 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 06.12.2013, 12:02 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Тема 4 Социально-экономическое и политическое развитие вXVII в.
 
Документ № 1 Карта Экономика России в XVII в.
 
1.            Какое
значение для стабилизации экономического положения страны имело внедрение в
сельское хозяйство трехполья и развитие хозяйственной специализации?
2.            Найдите
на карте и укажите районы товарного производства: а) хлеба, б) льна и конопли,
в) пушного промысла, г) кочевого скотоводства
3.            Что такое
натуральное хозяйство? Дайте характеристику мелкотоварного производства.
Сделайте вывод, в чём отличие товарного хозяйства от натурального? Найдите на
карте и укажите районы, специализирующиеся на производстве: а) полотна, б)
железа, в) добыче соли, г) поташа.
4.            Как вы
думаете, почему использование наёмного труда приносило ремесленникам больше
выгод, чем занятие личным трудом?
5.            В чём
отличие мануфактуры от ремесленной мастерской? Найдите на карте и укажите районы,
где возникли первые казённые и частные мануфактуры.
6.            Какие
явления в российской экономике XVII в. позволяют историкам делать вывод о
формировании всероссий-ского рынка?
7.            Почему
Россия в торговом развитии отставала от западных стран? Найдите на карте и
назовите города, кото-рые проявилось в XVII в.
 
Документ № 2 Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его
государевой комнате. 1893
 
 
 
8.            Определите
время, место и круг людей, изображенных на картине.
9.            Как
назывался орган управления, изображённый на картине. Каков порядок его
формирования и его функции?
10.          На какие
группы условно можно разделить людей, изображенных на этом полотне?
11.          Какова
главная идея этой картины? Что хотел сказать художник? Почему стоящий боярин
изображён с поник-шей головой?
12.          О каких
изменениях в политическом строе страны можно сделать на основе этой картины?
 
 
Документ № 3 Земский собор
 
 
 
13.          Определите
время, место и круг людей, изображенных на картине.
14.          Как
назывался орган управления, изображённый на картине. Каков порядок его
формирования и его функции?
15.          На какие
группы условно можно разделить людей, изображенных на этом полотне?
16.          Какова
главная идея этой картины? Что хотел сказать художник?
17.          О каких
изменениях в политическом строе страны можно сделать на основе этой картины?
 
Документ № 4 Иностранец А. Олеарий о Российской системе
управления
 
   Русское управление
должно считаться находящимся в близком родстве с тираническим.
   С малых лет
(вельможи) внушают… детям, чтобы они говорили о его царском величестве как о
Боге и почитали его столь же высоко. Они говорят, что все, чем они владеют,
принадлежит не столько им, сколько Богу и великому князю. Никто из них, под
страхом телесного наказания, не смеет самовольно выехать из страны. Ни один
купец не имеет права без соизволения царя перейти границу и вести за границею
торговлю.
   Жалованье он (Царь)
всегда уплачивает очень правильно, а иным выдаёт его за несколько месяцев
вперед; поэтому-то народ отовсюду так часто является к нему на службу. У него
имеется также многочисленный придворный штат.
  У великокняжеских
слуг и придворных замечается то же явление, что и при дворах большинства
государей. некоторые, имеющие более близкий и частый доступ к государю, гораздо
своекорыстнее, грубее и скупее других. Поэтому, чтобы привлечь их на свою
сторону, нужно относиться к ним почтительно и делать им подарки, зачастую не
ради того, чтобы они что-либо хорошее сделали, но чтобы они не сделали
чего-нибудь худого. С помощью подарков, которые они зовут "посулами",
можно всего добиться.
   Государственные
советники и бояре не только привлекаются ко двору для государственных дел, но
служат и в канцеляриях для гражданских дел и судопроизводства, которые русские
называют "приказами".
   Во всех приказах
находится очень много писцов, пишущих красивым почерком и довольно хорошо
обученных счетному искусству. Для счета упот-ребляют они косточки от слив,
которые каждый имеет при себе в небольшом кошельке.
   Брать подарки,
правда, воспрещено всем под угрозою наказания кнутом, но втайне это все-таки
происходит; особенно писцы охотно берут "посулы", благодаря которым
часто можно узнавать и о самых секретных делах, находящихся в их руках.
 
18.          Кто
является автором документа? Можно ли, по-вашему мнению, доверять свидетельству
иностранного автора?
19.          Какие
черты российской политической системы управления отражены в документе?
20.          В чем, на
ваш взгляд, состояли преимущества государевой службы перед другими видами
занятий населения?
21.          Что нового
о политическом строе России XVII вв вы узнали на основе работы с источниками?
22.          На основе
работы с документами сделайте вывод о возможности охарактеризовать политический
строй России в XVII в. как самодержавный.
Прикрепления: _4--_____XVII_..docx (13.8 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 06.12.2013, 12:02 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
5 Народные восстания в XVII в.
 
Документ №1.   Э.
Лисснер. Соляной бунт в Москве
 
 
 
1.            Определите
время, место и круг людей, изображенных на картине.
2.            Какое
событие изображено на ней?
3.            На какие
группы условно можно разделить людей, изображенных на этом полотне?
4.            Какова
главная идея этой картины? Что хотел сказать художник?
5.            Как вы
думаете, какой именно момент бунта изображён на картине? Своё мнение поясните.
 
Документ №2. 
Московское восстание 1648 г. по Летописному рассказу
 
   1648 г. июня в 2
день праздновали Стретение чудотворной иконы Владимирской… И на праздник
Стретения чудотворной иконы было смятение в мире, били челом всею землею
государю на земского судью Левонтия Степанова сына Плещеева, что от него в миру
стала великая налога и во всяких разбойных и и татиных делах по его Левонтию
научению от воровских людей напрасные оговоры. И государь царь того дни всей
земле его Левонтия на выдал.
   И того же дня
возмутились миром на его Левонтия заступников, на бояриня… Бориса иванова сына
Морозова, да на окольничьего Петра Тихонова сына Траханиотова… и иных многих
единомышленников их, и домы их миром разбили и разграбили.
   И июня в 3 день,
видя государь царь такое в миру великое смятенье, велел его земского судью
Левонтия Плещеева всей земле выдать головою, и его Левонтия миром (на Красной
площади) прибили. И начали миром просить и заступников его Бориса Морозова и
Петра Траханиотова. И государь царь выслал на Лобное место с образом
чудотворной иконы Владимирской патриарха Иосифа Московского и всея Руси, с ним
митрополит Серапион Сарский и Подонский, и архиепископ Серапион Суждальский, и
архимандриты, и игумены, и весь чин священный, да с ним государь послал и бояр
своих… Указал государь впредь Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти в Москве
не бывать и не владеть и на городах у государевых дел ни в каких приказах не
бывать. И на том государь царь к Спасову образу прикладывался и миром и всею
землею положись на его государьскую волю.
   И того же дня…
Борис Морозов и Пётр Траханиотов наученьем дьявольским… велели людям своим всю
Москву выжечь. И они люди их большую половину Московского государства выжгли:
от реки Неглинной Белый город до Чертольской стены каменного Белого города, и
Житной ряд и Мучной и Соляной, и от того миру стал всякий хлеб дорог… И многих
людей зажигальщиков переимали и к государю царю для их изменичья обличения
приводили, а иных до смерти побивали…
   Государь велел
Петра Траханиотова казнить на Красной площади. А того Бориса Морозова государь
царь у миру упросил, чтобы его сослать с Москвы в Кириллов монастырь на
Белоозеро, а за то его не казнить, что он вскормил государя.
 
6.            Является
ли автор документа современником происходящего?
7.            В чём
автор видит причины восстания в Москве?
8.            Какие
социальные слои участвовали в восстании? Какие требования они выдвигали?
9.            Какой в
документе предстаёт царская власть?
10.          Как вы
думаете, почему в документе нет сведений о суде и доказательствах вины Морозова
и Трахатиотова?
11.          Какую роль
играла Православная церковь в "бунташных" событиях?
12.          Сравните
интепретацию событий в документе № 1 и 2. Есть ли различия? Какие? Чем их можно
объяснить?
13.          Дайте
собственную оценку итогам и значению восстания.
 
 
Документ №3. Э. Лисснер. Медный бунт в Москве
 
 
 
14.          Определите
время, место и круг людей, изображенных на картине.
15.          Какое
событие изображено на ней?
16.          На какие
группы условно можно разделить людей, изображенных на этом полотне?
17.          Какова
главная идея этой картины? Что хотел сказать художник?
18.          Как вы
думаете, какой именно момент бунта изображён на картине? Своё мнение поясните.
19.          Сравните
изображение бунта в док. № 1 и № 3. Укажите общее и различия
 
Документ №4. 
Восстание в Москве 1662 г. по рассказу Г. Котошихина
 
   Да в то же время
делали деньги полтинники медные с ефимок, и крестьяне, увидев в одну пору худые
деньги, неровные и смешанные, не почали в города возить сено и дрова и съестные
припасы, и начала быть от тех денег на всякие товары дороговизна великая. А
служилым людям царское жалованье давали полное, а они покупали всякие запасы и
харчь и товары вдвое ценою, и от того у них в году жалованья не доставало и
скудость начала быть большая. Хотя о тех деньгах был указ жестокий и казни,
чтоб для них товаров и запасов никаких цен не повышали: одако на то не
смотрели. И видя царь, что в тех деньгах не было прибыли, а смута начала быть
большая, велел на Москве, и в Новгороде, и во Пскове… делать на дворах свои
деньги медные, алтынники, грошевики, копейки против старых серебряных копеек, и
от тех денег меж крестьян потомуж была смута…
   И в скором времени,
на Москве и в городах, объявились в тех медных деньгах многие воровские, и тех
людей хватали и пытали всячески, где они эти деньги взяли…
   …И умыслили идти в
город к царю и просить тех бояр, чтоб им царь выдал на убиение; и проведали,
что царя на Москве нет, и они скопом все вместе тысяч пять пошли к царю в
Коломенское… царь их уговаривал тихим обычаем, чтоб они возвратились и шли
назад к Москве, а он… учинит сыск и указ… И они начали царю говорить сердито и
невежливо с угрозами: "будет он добром им тех бояр не отдаст, и они у него
начнут имать сами, по своему обычаю". Царь, видя их злой умысел, что
пришли не по доброму… закричал стрельцам, и людям боярским, которые при нём
были, тех людей бить и рубить до смерти и живых ловить… И потопилось их в реки
больше 100 человек, а пресечено и преловлено больше 7000 человек, а иные
разбежались. И того же дня около села повесили 250 человек, а остальным всем
был указ, пытали и жгли, и по сыску за вину отсекали руки и ноги…
   И видя царь, что в
деньгах начало быть воровство великое и кровопролитье учинилось, а те медные
деньги подешевели… и в государстве серебряными деньгами началась скудость, а на
медные деньги было все дорого и многие помирали с голоду: и царь велел медные
деньги отставить и не трогать, а приносить те медные деньги в казну… и за рубль
медных денег положено было серебряным по 10 денег (5 копеек).
 
20.          Является
ли автор документа современником происходящего?
21.          В чём
автор видит причины восстания в Москве?
22.          Как вы
думаете, почему документы не упоминают факты жестокого подавления восстания
1648 г., а в ходе Мед-ного бунта было казнено "более 7000 человек" и
"правых и виноватых", как сообщает Котошихин?
23.          Почему
царь так жестоко обошёлся с челобитчиками, если потом всё-таки предпринял меры
к стабилизации де-нег?
24.          Дайте
собственную оценку итогам и значению восстания.
 
Документ №5  К.
Вещилов. Стенька Разин на Волге. 1908
 
 
25.          Определите
время, место и круг людей, изображенных на картине.
26.          Какое
событие изображено на ней?
27.          Каковы
причины восстания С. Разина?
28.          На какие
группы условно можно разделить людей, изображенных на этом полотне?
29.          Какова
главная идея этой картины? Что хотел сказать художник?
 
 
Документ №6 
"Прелестные письма" Сетепана Разина. 1670 г.
 
1. Грамота от Степана Тимофеевича Разина. Пишет вам Степан
Тимофеевич всей черни. Хто хочет Богу да государю послужить, да великому
войску, да Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников
вывадить и мирских кровопивцев вывадить…
2. От донских и от яицких атаманов молодцов, от Степана
Тимофеевича и от всего войска Доснкого и Яицкого… Стоять бы вам, русские люди и
татарове и чуваши, за дом пресвятой Богородицы и за всех святых, и за великого
государя и великого князя Алексея Михайловича, … и за благоверных царевичей, и
за веру православных христиан… А которые дворяне и дети боярские и мурзы и
татарове, похотев заодно тое стоять за дом Богородицы… и вам бы, чернь, тех
дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не трогать и домов их не разорять…
   А с сею войсковой
памятью послан наш войсковой казак Ахпердя мурза Килдибяков, и вам бы, чернь,
его во всем слушать и спору не держать. А буде его слушать ни в чем не станете,
и вам бы на себя не пенять.
 
30.          Кто является
автором документа? Когда и связи с чем он был написан?
31.          Как вы
думаете, о каких изменниках и кровопийцах говорит Разин?
32.          На основе
документа сделайте вывод о национальном составе восставших.
33.          Какие
строки документа свидетельствуют о том, что восставшие верили в то, что царь не
знает о деятельности "кровопийцев" на местах?
34.          Можно ли
считать, что методы привлечения сторонников у Степана Разина были
демократическми7
35.          Как вы
думаете, почему Степан Разин называл никона своим союзником и единомышленником,
ведь бывший патриарх был в период своего могущества крупным землевладельцем
патриаршей области?
36.          Историк
XIX в. Н.И. Костомаров писал, что носители "прелестных" писем
воздействовали на население "всякими способами и говорили разное: в одном
месте проповедовали казацкое равенство и уничтожение властей; в дру-гом
возбуждали толпу именем царевича; ополчали православных за гонимого патриарха;
там подущали старо-обрядцев враждою против нововведений". Какие выводы
можно сделать о программе восставших и методах её достижения.
37.          Что нового
о народных восстаниях середины XVII в. вы узнали на основе работы с
документами?
38.          Дайте
сравнительную характеристику городских восстаний и восстания С. Разина. Укажите
общее и различия.
39.          Какое
влияние восстания середины XVII в. оказали на жизнь страны?
Прикрепления: 5____XVII_..docx (16.6 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 06.12.2013, 12:03 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Используя текст учебника, а также приведённые нижедокументы, ответьте на вопросы.
 
Документ № 7. «Житие» Протопопа Аввакума.
Извлечение. Начало реформ Никона. Первое заточение Аввакума.
/По вызову царя митрополит Никон приехал в Москву из Великого Новгорода для
поставления в патриархи/. Егда же приехал, с нами яко лис; челом да «здорово!».
Ведает, что быть ему в патриархах, и чтобы откуля помешка какова не учинилась…
Егда поставили патриархом, так друзей не стал и в крестовую пускать )т.е. в
залу для аудиенций духовенства/. А се и яд отрыгнул: в пост великий прислал
память /т.е. письменное предписание/… В памяти Никон пишет: «По преданию святых
апостол и святых отец не подобает во церкви метания творити на колену, но в
пояс бы вам творити поклоны, еще же и тремя персты бы есте крестились». Мы же
задумалися, сошедшееся между собою; видим яко зима хошет бытии; сердце озябло и
ноги задрожали… /Начались аресты и казни противников Никона/… Также меня взяли
от всеношной Борис Нелединский со стрельцами; человек со мною шестьдесят взяли;
их в тюрьму отвели, а меня на патриархове дворе на цепь посадили ночью. Егда же
рассветало в день недельный /т.е. в воскресенье/, посадили меня на телегу и
ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на
цепи кинули в темную палатку, ушла в землю, и сидел три дня, ни ел, ни пил…
Никто ко мне не подходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох
довольно…. На утро архимандрит с братьею пришли и вывели меня; журят мне, что
патриарху не покорился, а я от Писания своего браню да лаю. Сняли большую цепь
да малую наложили. Отдали чернцу под начал, велели волочить в церковь. У церкви
за волосы дерут и под бока толкают, и в глаза плюют…
 
Документ №2. «Житие» протопопа Аввакума. Извлечение.
Ссылка в Сибирь Также послали меня в Сибирь с женою и
детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая
часть помянуть. Пропотопица младенца родила, - больную в телеге и повезли до
Тобольска; три тысячи верст недель с тринадцать волокли телегами и водою и
саньми половину пути… Посеем указ пришел, велено меня из Тобольска на Лену
вести за сие, что браню от Писания и укоряю ересь Никонову… Также сел опять на
корабль свой… поехал на Лену. А как приехал в Енисейский острог, другой указ
пришел: велено в Дауры вести… Было в Дайрской земле нужды великие годов с шесть
или семь, а во годы отрадило… Также с Перчи реки паки назад возвратился к Русе.
 
 Документ № 3.
«Прелестные грамоты» Степана Разина и других руководителей восстания
1) Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам
Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и
великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно
изменников выводить и мирских кравапивцев вывадить. И мои казаки како промысь
станут чинить, и вам бы итить к ним в совет, и кабальным и апальным шли бы в
полк к моим казакам. 2) От донских и яицких атаманов молотцов, от Степана
Тимофеевича и от всего великого войска Донского и Яицкого паметь Цывильского
уезду розных сел и деревень черней русским людем и татаром и чюваше и мордве.
Стоять бы вам, чернее, русские люди и татаровя и чюваша за дом пресвятые
богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя
Алексея Михайловича… и за благоверных царевичев, и за веру православных
христиан. А как ис Цывильска к вам к чернее… высыльщики в Цывильский уезд по
селом и по деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вам
бы, чернее, в осад в Цывильск не ходить… А с войсковой памяти вам, чернь, списывать,
отдавать списки по селам церковным причетчикам дьячком в слово в слово.
 
Документ № 4. Фрагмент «Статейного списка русского
посольства во главе с Василием Бутурлиным о Переяславской раде 1654 года января
4-9»
«…И как собралося великое множество всяких чинов людей,
учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман
вышел под бунчуком /знамя гетмана/, а с ним судьи и есаулы, писарь и все
полковники. Когда все умолкли, начал речь гетман ко всему народу, говоря: «Для
того ныне собрали есмя раду, явную всему народу чтоб есте себе с нами обрали
государя из четырех послов которого вы хощите. Первый царь есть турецкий,
который многажды через послов своих призыва нас под свою область; второй хан
крымский; третий – король польский, который, будет сами похочем, и теперь еще
нас в прежнюю ласку принятии может; четвертый есть православный Великая Россия
Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси самодержец
восточный, которого мы уже 6 лет безпрестрастными молении нашими себе просим –
тут которого хотите избирайте. Царь турский есть бусурман /т.е. человек иной
веры/4 всем вам ведамо, как братия наши, православнии христиане греки беду
терпят… от безбожных утеснений. Крымский хан тож бусурман, которого мы по нужди
и дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое
нещадное пролитие крови христианские от польских панов утеснения – никому вам
сказывать не надобедь… А православный христианский великий государь, царь
восточный, есть с нами единого благочестия греческого закона, единого
исповедания…»
Вопросы и задания
Почему была проведена церковная реформа? Что в ней, на ваш
взгляд, лежит на поверхности, а что скрыто от невнимательного взгляда?
Почему в рядах противников реформы оказались люди, принадлежащие
к противоположным по имущественному положению слоям населения?
Чем были вызваны городские восстания середины XVII в.? Как в
них отделить повод от причины?
Какие изменения в экономической, политической жизни страны
привели к восстанию под предводительством Степана Разина?
Почему разинцы использовали имена царевича Алексея и бывшего
патриарха Никона, утверждая, что они в их рядах?
Сравните внешнюю политику России времен Ивана Грозного и
периода 30-80-х гг. XVII в. Сами придумайте вопросы для сравнения
 Какую роль играла
Русская православная церковь в жизни страны?
В каких сферах проявлялась эта роль? В чём она усиливалась,
а в чём ослаблялась?
Охарактеризуйте личности Никона и Аввакума. Что их роднит, а
что отличает?
Расскажите о Соловецком восстании.
Расскажите о «Соляном бунте» и о «Медном бунте».
 Чем можно доказать,
что несмотря на поражения восстания середины XVII в. оказали значительное
влияние на российскую жизнь того времени?
Охарактеризуйте этапы восстания под руководством Разина.
Какие основные задачи стояли перед Россией во внешней
политике после Смутного времени?
Охарактеризуйте территориальные изменения, которые произошли
в результате войн России в 30-80-х гг. XVII в.
Прикрепления: _7__-_-_..docx (16.1 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 06.12.2013, 12:03 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Тема 8 Внешняя политика в XVII в.
 
Документ №8.  М.
Хмелько. Переяславская Рада
 
 
 
1.            Определите
время, место и круг людей, изображенных на картине. Есть ли на картине реальные
исторические лица?
2.            Какое
событие изображено на ней? Какие события предшествовали этому?
3.            На какие
группы условно можно разделить людей, изображенных на этом полотне?
4.            Какова
главная идея этой картины? Что хотел сказать художник? Какова позиция автора
картины: он одобряет или осуждает происходящее? Поясните свое мнение.
5.            Как
Хмельницкий мог объяснять необходимость вхождения Украины в состав России?
6.            Как свою
позицию могли объяснять противники политики Хмельницкого?
7.            Представьте,
что картину на эту тему написал художник – противник присоединения Украины к
России. Предпо-ложите, что и как там было бы изображено?
8.            Дайте
собственную оценку происходящим событиям.
 
 
Документ №2.  Наказ
первому якутскому воеводе П.П. Головину о путях в Восточную Сибирь и
исследовании Яку-тии. 1638 г.
 
 
   …Присылали к
государю в Москве из сибирских ближних городов и острогов государевы ясачные и
поминочные мягкие рухляди с лишком, а ныне во многих сибирских городах
государевы ясачные и поминочные рухляди против окладу не добирают и… потому де
в тех сибирских городах и в острогах государевой соболиной и всякой мягкой
рухляди недобор, что у ясачных людей в угодьях зверь выловился, а ныне многие
ясачных людей угодья, где они прежде сего зверь добывали стали за русскими
людьми, что русских людей преред прежним в Сибири умножилось, а иные де ясачных
людей угодья заняты пашнями, и вперед для того в тех сибирских ближних городах
государеву ясаку будет недобор же.
   …Великая река Лена
угодна и пространна, и людей по ней разных землиц кочевых и сидячих и соболей и
иного всякого зверья много… А… идти на ту великую реку Лену из Мангазеи судами
Тазом и Волочанкою реками вверх… на каюках до Енисейского волоку десять дней, а
волоку мало больше полуверсты, да с того волоку судами ж в озера, а из озер
режмами ж до реки Турухана ходу два дня, а Туруханом и Шаром вниз до
Туруханского зимовья десять дней, а от Туруханского зимовья Шаром же и
Туруханом и через Енисей идти же вниз два дни, а Тунгускою рекою идти вверх до
устья реки Титеи и до реки Чоны волоком два дни, и в том де месте зимовать и
делать суды, а на весну идти Чоною рекою до реки Вилюя десять дней, а Вилюем
рекою до великой реки Лены три недели. А по тем рекам по Чоне и по Вилию живут
люди многие: синягири, нанагири, соболей и лисиц и горностаев и бобров и иного
всякого зверья и рыбы у них много… А по великой реке Лене вниз идти греблею до
полунощного океана два месяца и больше, а парусною погодою добежит и неделю. А
по обе стороны великие реки Лены и до устья полунощного океана якуты, тунгусы,
маяды, нанагири, кояты, каригили и иные многие кочевеые и сидячие люди. Да в
тое же де великую реку Лену ниже Вилюйского устья впали с обе стороны многие
великие реки, а по тем рекам живут осей, тунгусы, мамагири, баяхты и иныи
многие люди, а соболей и всякого зверя и рыбы по тем по всем рекам много же.
  …Сдужилые люди с
товары и пристав под которою землицею приманивали тех землиц людей торговать и
имали у них жен и детей, и животы их и скот грабили, и насильства им чинили
многие, и от государевы высокие руки тех диких людей отгоняли, а сами богатели
многим богатством, а государю приносили от многого своего богатства малое…
   А а верх де по Лене
и по Ангаре и по Оке рекам можно и пашни завести, и те землицы можно привести
под государеву царскую высокую руку в вечное холопство немногими ратными
людьми, двумя стами человек, с огненным боем, и больше де того людей не
надобно.
 
9.            В чём
воевода видел причины снижения поставок ясака из Западной Сибири?
10.          Как вы
думаете, какое влияние на хозяйственное развитие этого региона оказала
колонизация земель русскими людьми?
11.          Каковы
мотивы, по мнению автора документа, необходимости освоения новых земель?
12.          Как вы
думаете, способствовало ли освоение новых территорий в Сибири развитию
экономики Российского го-сударства?
13.          Как вы
думаете, какое значение для продвижения на восток имел тот факт, что
проживающими там людьми "не владеет никто"?
14.          Что
нового на основе приведённых документов вы узнали о внешней политике Алексея
Михайловича. Дайте собственную оценку этой политике.
Прикрепления: _8____XVII_..docx (13.8 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz