15 Усиление Московского княжества
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:31 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия «Влияние митрополита наукрепление княжеской власти» «Еще в 1299 году митрополит Максим оставил опустошенный Киев, где не мог найти безопасности, и переехал на жительство во Владимир. Последний город был столицею великих, или сильнейших, князей только по имени, ибо каждый из них жил в своем наследственном городе; однако пребывание митрополита во Владимире при тогдашнем значении и деятельности духовенства сообщало этому городу вид столицы более, чем предание и обычай. После этого ясно, как важно было для какого-нибудь города, стремившегося к первенству, чтоб митрополит утвердил в нем свое пребывание; это необходимо давало ему вид столицы всея Руси, ибо единство последней поддерживалось в это время единым митрополитом, мало того, способствовало его возрастанию и обогащению, ибо в него со всех сторон стекались лица, имевшие нужду до митрополита, как в средоточие церковного управления; наконец, митрополит должен был действовать постоянно в пользу того князя, в городе которого имел пребывание, Калита умел приобресть расположение митрополита Петра, так что этот святитель живал в Москве больше, чем в других местах, умер и погребен в ней. Гроб святого мужа был для Москвы так же драгоценен, как и пребывание живого святителя: выбор Петра казался внушением божиим, и новый митрополит Феогност уже не хотел оставить гроба и дома чудотворцева. Петр, увещевая Калиту построить в Москве каменную церковь Богоматери, говорил: «Если меня, сын, послушаешься, храм Пречистой Богородицы построишь и меня упокоишь в своем городе, то и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои и город этот славен будет, святители станут в нем жить, и подчинит он себе все остальные города». Другие князья хорошо видели важные последствия этого явления и сердились; но помочь было уже нельзя».
С.М. Соловьев. «История России с древнейших времен»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:31 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия «О Чолхане» «Брал он, млад Щелкан, Дани-невыходы, Царски невыплаты. С князей брал по сту рублев, С бояр по пятидесят, С крестьян по пяти рублев; У которова денег нет, У тово дитя возмет; У которова дитя нет, У того жену возмет; У котораго жены-та нет, Тово самово головой возмет… А немного он судьею сидел: И вдовы-та безчестити, Красны девицы позорити, Надо всеми наругатися, Над домами насмехатися… И оне с ним раздорили, Один ухватил за волосы, А другой за ноги, И тут ево разорвали. Тут смерть ему случилася, Ни на ком не сыскалося». «Повесть о Щелкане»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:31 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Житие благоверного князяМихаила «…К несчастью, княгиня Агафья (Кончака) в Твери скоропостижно скончалась, и князь Георгий (Юрий) обвинил Тверского князя перед ханом в том, что тот ее отравил. Возвели на него и другие клеветы и напраслины, и хан Узбек вызвал великого князя Михаила в Орду на суд. Близкие его и сыновья умоляли его не ездить туда самому, а послать одного из них, но великий князь отвечал им: — Дети мои, знайте, что не вас зовет хан, а меня. И если я к нему не поеду, родина будет разорена и много христиан погибнет. Не лучше ли мне отдать жизнь мою за них? …Целые дни проводил страдалец в чтении ежедневных служб и Псалтири. Он предвидел свой близкий конец. Надзора за ним почти не было, бежать было возможно, но тогда пострадали бы приближенные, и он решил остаться. …Вдруг в палатку вбежал отрок, бледный и взволнованный. — Государь, — сказал он, — Георгий (Юрий) и Кавгадый едут с большой толпой к твоей палатке! — Знаю, зачем едут: хотят убить меня, — кротко отвечал страстотерпец. В это время Георгий и Кавгадый остановились и послали вперед убийц, а сами остались ждать. Убийцы сначала разогнали всех окружающих, а в это время святой князь, стоя неподвижно, молился в последний раз на земле. Потом они набросились на него как звери, схватили его за колоду и бросили о стену палатки с такой силой, что он упал, а стена проломилась. Князь все же встал, но они опять бросили его на землю, топтали ногами, осыпали ударами. Наконец, один из убийц вонзил ему в бок нож и, перевернув его несколько раз, вырезал ему сердце. Это произошло 22 ноября 1318 г., между двумя и тремячасами по полудни…».
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:32 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Московский Кремль приИване Калите. «В начале правления Ивана Калиты московская крепость представляла собой крепость вал с деревянными стенами конца XIII в. настоящей бедой для Москвы стали многочисленные пожары, которые приносили огромный ущерб городу. Пожары 3 мая 1331 г. и 3 июня 1337 г. полностью уничтожилиоборонительные сооружения. 25 ноября 1339 г. Иван Калита приказалпостроить новые дубовые крепостные стены. Новый Кремль был построен 31 марта 1340 г. Его длина составляла1670 м.Кремль защищал ров глубиной свыше 10 м. Крепостные стены были укреплены четырехугольнымибашнями высотой 13 м.Проезжими башнями были Боровицкая, а также несколько башен на восточной стороне крепости. Дубовый Кремль был уничтожен пожаром 1365 г.».
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:32 | Сообщение # 5 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О тверском восстании «…Но в то время как московский князь утверждением у себя митрополичьего престола приобретал такие важные выгоды, Александр Тверской необдуманным поступком погубил себя и все княжество свое. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал (Чолхан), или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах…». С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:32 | Сообщение # 6 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Об убийстве тверскогокнязя Михаила «Кавгадый наклеветал хану на Михаила, и рассерженный Узбек велел схватить сына Михаилова, Константина, посланного отцом перед собою в Орду… В августе 1318 года Михаил отправился в Орду, …настиг хана на устье Дона, по обычаю, отнес подарки всем князьям ордынским, женам ханским, самому хану и полтора месяца жил спокойно; хан дал ему пристава, чтоб никто не смел обижать его. Наконец Узбек вспомнил о деле и сказал князьям своим: «Вы мне говорили на князя Михаила: так рассудите его с московским князем и скажите мне, кто прав и кто виноват». Начался суд; два раза приводили Михаила в собрание вельмож ордынских, где читали ему грамоты обвинительные… Михаил защищался; но судьи стояли явно за Юрия и Кавгадыя; причем последний был вместе и обвинителем и судьею… Уже двадцать четыре дня Михаил терпел всякую нужду, как однажды Кавгадый велел привести его на торг, созвал всех заимодавцев, велел поставить князя перед собою на колени, величался и говорил много досадных слов Михаилу, потом сказал ему: «Знай, Михайло! Таков ханский обычай: если хан рассердится на кого и из родственников своих, то также велит держать его в колодке, а потом когда гнев минет, то возвращает ему прежнюю честь; так и тебя завтра или послезавтра освободят от всей этой тяжести, и в большей чести будешь»; после чего, обратясь к сторожам, прибавил: «Зачем не снимете с него колоды?» Те отвечали: «Завтра или послезавтра снимем, как ты говоришь». «Ну по крайней мере поддержите колоду, чтоб не отдавила ему плеч», — сказал на это Кавгадый, и один из сторожей стал поддерживать колоду. Наругавшись таким образом над Михаилом, Кавгадый велел отвести его прочь; но тот захотел отдохнуть и велел отрокам своим подать себе стул; около него собралась большая толпа греков, немцев, литвы и руси; тогда один из приближенных сказал ему: «Господин князь! Видишь, сколько народа стоит и смотрит на позор твой, а прежде они слыхали, что был ты князем в земле своей; пошел бы ты в свою вежу». Михаил встал и пошел домой. С тех пор на глазах его были всегда слезы, потому что он предугадывал свою участь. Прошел еще день, и Михаил велел отпеть заутреню, часы, прочел со слезами правило к причащению, исповедался, призвал сына своего Константина, чтоб объявить ему последнюю свою волю, потом сказал: «Дайте мне псалтирь, очень тяжело у меня на душе». …Когда Михаил перестал читать и согнул книгу, вдруг вскочил отрок в вежу, бледный, и едва мог выговорить: «Господин князь! Идут от хана Кавгадый и князь Юрий Данилович со множеством народа прямо к твоей веже!» Михаил тотчас встал и со вздохом сказал: «Знаю, зачем идут, убить меня», — и послал сына своего Константина к ханше. Юрий и Кавгадый отрядили к Михаилу в вежу убийц, а сами сошли с лошадей на торгу, потому что торг был близко от вежи, на перелет камня. Убийцы вскочили в вежу, разогнали всех людей, схватили Михаила за колоду и ударили его об стену, так что вежа проломилась; несмотря на то, Михаил вскочил на ноги, но тогда бросилось на него множество убийц, повалили на землю и били пятами нещадно; наконец один из них, именем Романец, выхватил большой нож, ударил им Михаила в ребро и вырезал сердце. Вежу разграбили русь и татары, тело мученика бросили нагое».
С. М.Соловьев. «История России с древнейших времен»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:33 | Сообщение # 7 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Тропарь Петру,митрополиту Московскому, всея России чудотворцу «Яже прежде безплодная земля, ныне веселися: Се бо Христос светильника в тебе показа, Яве сияюща в мире И исцелевающа недуги и болезни наша. Сего ради ликуй и веселися со дерзновением: Святитель бо есть Вышняго, Сия соделоваяй».
|
|
| |
|