7 Культура и быт Древней Руси
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:43 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Алеша Попович и ТугаринЗмеевич. Былина (отрывок) «Из славного Ростова красна города Как два ясные сокола вылетывали — Выезжали два могучие богатыря: Что по имени Алешенька Попович млад А со молодым Якимом Ивановичем. Они ездят, богатыри, плечо о плечо, Стремено в стремено богатырское.
Они ездили-гуляли по чисту полю, Ничего они в чистом поле не наезживали, Не видели они птицы перелетныя, Не видали они зверя рыскучего. Только в чистом поле наехали — Лежат три дороги широкие, Промежу тех дорог лежит горюч камень, А на камени подпись подписана. Взговорит Алеша Попович млад: — А и ты, братец Яким Иванович, В грамоте поученый человек, Посмотри на камени подписи, Что на камени подписано. И скочил Яким со добра коня, Посмотрел на камени подписи Расписаны дороги широкие Первая дорога в Муром лежит, Другая дорога — в Чернигов-град. Третья — ко городу ко Киеву, Ко ласкову князю Владимиру.
Говорил тут Яким Иванович: — А и братец Алеша Попович млад, Которой дорогой изволишь ехать? Говорил ему Алеша Попович млад: — Лучше нам ехать ко городу ко Киеву, Ко ласковому князю Владимиру — В те поры поворотили добрых коней И поехали они ко городу ко Киеву...».
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:43 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Митрополит Иларион оСофийском соборе в Киеве «Он [Ярослав] создал Дом Божий, великий, святой Премудрости (Его) на святость и освящение града твоего и украсил его всякой красотой: златом и серебром, и каменьями дорогими, и сосудами священными — такую церковь дивную и славную среди всех соседних народов, что другой (такой) же не отыщется во всей полунощи земной, от востока до запада».
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:43 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О деятельности братьевКирилла и Мефодия «В год 6406 (898). …Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и Коцел [правители западнославянского государства Великоморавской державы] послали к царю Михаилу [византийский император Михаил III], говоря: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам истолковать слова книжные и смысл их». Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все сказанное славянскими князьями. И сказали философы: «В Селуни [Солунь, Салоники] есть муж, именем Лев. Имеет он сыновей, знающих славянский язык; два сына у него искусные философы». Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь со словами: «Пошли к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина». Услышав об этом, Лев вскоре же послал их, и пришли они к царю, и сказал он им: «Вот, прислала послов ко мне Славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги, ибо этого они хотят». И уговорил их царь, и послал их в Славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же [братья] пришли, — начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие… Константин же вернулся назад и отправился учить болгарский народ, а Мефодий остался в Моравии».
«Повесть временных лет»
|
|
| |
poj35 | Дата: Вторник, 26.11.2013, 13:43 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Слово о законе иблагодати «…Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые во времена своего влады-чества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли. Сей славный, рожденный от славных, благородный — от благородных, князь наш Владимир возрос, окреп от детской младости, паче же возмужал, крепостью и силой совершенствуясь, мужеством же и умом преуспевая, и единодержцем стал земли своей, покорив себе соседние народы, иных — миром, а непокорных — мечом. И вот на него, во дни свои живущего и землю свою пасущего правдою, мужеством и умом, сошло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога. И воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи, взыскать же Бога Единого, создавшего всю тварь, видимую и невидимую. К тому же всегда он слышал о благоверной земле греческой, христолюбивой и сильной верою: как (там) Бога Единого в Троице почитают и поклоняются (Ему), как у них являются силы, и чудеса, и знамения, как церкви людьми наполнены, как веси и города благоверны, все в молитвах предстоят, все Богу служат. И, услышав это, возжелал сердцем, возгорелся духом, чтобы быть ему христианином и земле его также быть (христианской), что и произошло по изволению Божию о естестве человеческом. Ибо совлекся князь наш, и с ризами ветхого человека сложил тленнее, отряхнул прах неверия и вошел в святую купель, и возродился от Духа и воды, во Христа крестившись, во Христа облекшись. И вышел из купели убеленным, став сыном нетления, сыном Воскресения, имя приняв вечное, именитое в поколениях и поколениях — Василий [при крещении Владимир получил церковное имя Василий]... После того как это произошло, не оставил он подвига благоверия, не этим только явил сущую в нем к Богу любовь, но подвигнулся дальше, повелев по всей земле своей креститься во Имя Отца и Сына и Святаго Духа и ясно и велегласно во всех городах славить Святую Троицу, и всем стать христианами: малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, боярам и простолюдинам, богатым и бедным. И не было ни одного, противящегося благочестивому его повелению. Да если кто и не любовью, то из страха (перед) повелевшим крестился — ибо было благоверие его с властью сопряжено. И в одно время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом. Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря благоверия явилась. Тогда тьма бесослужения сгинула, и слово евангельское землю нашу осияло. Капища разрушались, а церкви поставлялись, идолы сокрушались, а иконы святых являлись, бесы бежали — Крест города освящал…».
|
|
| |
|