3 Окончание смутного времени
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:46 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Венчание на царствоМихаила Романова «11 июля происходило царское венчание. Перед тем как идти в Успенский собор, государь сидел в Золотой подписной палате, и тут сказано было боярство двоим стольникам: родственнику царскому, князю Ивану Борисовичу Черкасскому, и вождю-освободителю, князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому; у сказки последнему назначен был стоять думный дворянин Гаврила Пушкин, который бил челом, что ему у сказки стоять и меньше князя Дмитрия быть невместно, потому что его родственники меньше Пожарских нигде не бывали. Государь указал для своего царского венца во всяких чинах быть без мест и велел этот свой указ при всех боярах в разряд записать. Выступил дьяк Пётр Третьяков и объявил, что боярин князь Мстиславский будет осыпать государя золотыми, боярин Иван Никитич Романов будет держать шапку Мономахову, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой — скипетр, новый боярин князь Пожарский — яблоко, и опять послышалось обычное челобитье: Трубецкой бил челом на Романова, что ему меньше его быть невместно. Государь сказал Трубецкому: «Известно твоё отечество перед Иваном, можно ему быть тебя меньше, но теперь быть тебе меньше его потому, что мне Иван Никитич по родству дядя; быть вам без мест». Когда дело таким образом уладилось, государь пошёл в соборную церковь, где венчался царским венцом от казанского митрополита Ефрема». С.М. Соловьёв. «История государства Российского»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:46 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Вторичный брак МихаилаФёдоровича «Чрез год по кончине царицы Марии Владимировны решился царь Михаил Феодорович вступить во второй брак. Января 29-го числа просил он на то позволения у царя Святейшего, родителя своего, и родительницы Марфы Ивановны. Получа их благословение, приказал царь, по обычаю того века, собрать 60 девиц из первостепенных княжеских и боярских российских семейств. Матери, представя дочерей своих великой старице, родительнице государевой, разъехались по домам, оставя при каждой из них по прислужнице. Девицы сии помещены были во дворце, и кровати их стояли по обеим сторонам комнат. В полночь царь с матерью своей обошёл сии комнаты и, обозрев всех невест, возвратился в свои чертоги. На вопрос Марфы Ивановны, которую из невест он выбрал? «Одну из прислужниц», — отвечал царь. Родительница его, удивясь сему выбору, просила царя-сына помыслить о том, что сим поступком огорчит он знатнейших бояр, и, убеждая переменить мысли, требовала, чтоб он скорее решился; ибо на другой день до солнечного восхода должно было объявить в Успенском соборе в присутствии всех духовных властей имя невесты. Царь пребыл непоколебим в своём намерении. Оказалось, что прислужница Евдокия, пленившая монарха, была дочь бедного можайского дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева. В современном известии сем не упомянуто, при ком именно находилась Евдокия в прислужницах, а сказано только, что она была при дальней своей родственнице. Соображая весь рассказ... надобно заключить, что выбор сей был политический. Печальный пример с Марией Хлоповой и безвременная кончина царицы Марии, по тогдашнему времени весьма подозрительная, побудили царя и мудрого родителя его выбрать невесту не из знатного рода. Но дабы прикрыть намерение сие благовидным предлогом, распустили слух, что царь был очарован красотой Стрешневой дочери». В.Н. Берх. «Царствование царя Михаила Феодоровича и взгляд на междуцарствие», 1832 г.
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:46 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Договор с РечьюПосполитой «По благословению и по совету святейшего Ермогена, патриарха Московского и всея Руссии… мы бояре князь Фёдор Иванович Мстиславский, да князь Василий Васильевич Голицын, да Фёдор Иванович Шереметев, да окольничий князь Данило Иванович Мезетской, да думные дьяки Василий Телепнев, да Томило Луговской, съезжалися великого государя Жигимонта короля Польского и великого князя Литовского с Станиславом Жолкевским с Жолкви, с воеводою, гетманом короны польской и говорили о обираньи государевом на Владимирское и Московское и на все великие государства Российского царствия и приговорили на том… что послати бита челом к великому государю к Жигимонту королю Польскому и великому князю Литовскому, и к сыну его к королевичу ко Владиславу Жигимонтовичу, чтоб великий государь Жигимонт король пожаловал, дал на Владимирское и Московское и на все великие государства Российского царства сына своего Владислава королевича… А на которой мере государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу бытина Российском государстве, и о том мы бояре… дали гетману письмо по статьям, и на те статьи дал нам боярам гетман запись и утвердил своею рукою и печатью, и на той записи целовали крест гетман и все полковники за великого государя Жигимонта короля… а мы бояре дали гетману сее запись… о тех же статьях: королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико придёт в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божии по всем городам и сёлам чтити, и от разоренья оберегати и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклонятися и почитати; костёлов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставити; а что говорил гетман, чтоб в Москве хотя б один костёл быти мог для людей польских и литовских, которые при государе королевиче мешкати будут, о том государю королевичу с патриархов и со всем духовным чином и с боярами и со всеми думными людьми говорит; а христианские наши православные веры греческого закона ничем не рушати и не бесчестити и иных никаких вер не вводит, чтоб наша святая православная вера греческого закона имела свою целость и красоту по-прежнему. А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отъимати. Боярам и дворянам, и приказным всяким людям у всяких государственных дел быти по-прежнему; а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быти. Прежних обычаев и чинов не переменяти и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцы не понижати…» «Опризнании польского королевича Владислава русским царём. Договор «Седьмочисленной комиссии» с гетманом Жолкевским»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:46 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О воззвании КузьмыМинина к народу «Козьма Минин поднял свой голос и сказал горячее слово о неотложной необходимости помочь Московскому государству и очистить Русскую землю от поляков и Литвы. Он уговаривал всем пожертвовать для такого великого и Божьего дела, не жалеть своих животов (имущества), отдать в кабалу детей и жён, чтобы только собрать деньги на содержание ратных людей. Он уверял сограждан, что и другие города пристанут к ним, как только они подадут пример. Многие приходили в умиление и прослезились, слыша такие речи. После того ещё не раз собирались нижегородцы на общее совещание. Овладев их сердцами, Минин стал руководить их действиями. Составили приговор о сборе денег и вооружении большого ратного ополчения. Тут возник вопрос, кому вверить начальство над сим ополчением. Требовался человек, во-первых, знатный, во-вторых, искусный в военном деле, в-третьих, чистый, то есть бывший не причастным к измене законным государям. По всей вероятности, тот же Минин подсказал имя избранника. Остановились на князе Димитрии Михайловиче Пожарском. Хотя по летам своим он принадлежал к молодым воеводам (около 35 лет) и по чину был только стольник, но происходил из древнего рода князей Стародубских, а, главное, во время смуты выдвинулся не только своим воинским мужеством, но ещё более твёрдостию характера и непоколебимою верностию присяге. К нему отправлено было из Нижнего Новгорода посольство, имевшее во главе печерского архимандрита Феодосия и дворянина Болтина. Пожарский, ещё не вполне излечившийся от ран, жил в то время в одной из своих суздальских вотчин. Не вдруг, а после нескольких отказов он дал согласие на просьбу нижегородцев, однако с условием, чтобы они выбрали из своих посадских людей человека, который был бы вместе с ним у такого великого дела и ведал бы сборною казною». Д.И. Иловайский. «История России»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:46 | Сообщение # 5 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Освобождение Москвы отпольских интервентов «В Китай-городе и Кремле, где сидели поляки и русские изменники, настал сильный голод. Сначала страшно подорожали все съестные припасы (за корову платили 600 рублей, за кошку 8 рублей). Когда всё, что можно было есть, было съедено, начали есть трупы животных, а потом перешли на трупы человеческие. Напоследок начали убивать для еды и друг друга. 16 сентября князь Пожарский писал полякам, что дольше сопротивляться им не стоит. В ответ на это предложение польские начальники прислали гордое и надменное письмо, где позволили себе нагло издеваться над Русским войском и Русским народом; но уже через несколько недель полякам пришлось сильно пожалеть о своём хвастливом и дерзком ответе: 22 октября Русские взяли приступом Китай-город, а через четыре дня поляки должны были сдать и самый Кремль. Великая Русская столица — Белокаменная Москва — снова принадлежала Русскому народу». «Трёхсотлетиедома Романовых 1613–1913 гг.»
|
|
| |
|