Четверг, 19.06.2025, 18:10
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
От Василия III до Василия Голицына (1505-1689)
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 10:00 | Сообщение # 16
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
НИ́КОН(в миру Никита Минов) (1605, село Вельдеманово, ныне Перевозского района
Нижегородской области — 17 (27) августа 1681, Ярославль), русский церковный и
государственный деятель, патриарх Русской православной церкви (1652-1667).Сын мордовского крестьянина Никита Минов в 19 лет стал священником в своем
селе. В 1635 году он ушел в Соловецкий монастырь и постригся в монахи. С 1643
года — игумен Кожеозерского монастыря. В 1646 году энергичный и смелый игумен
обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича. В том же году Никон был
поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве и примкнул к
влиятельному «Кружку ревнителей благочестия». С 1648 году Никон стал
новгородским митрополитом, участвовал в подавлении Новгородского восстания 1650
года. В 1652 году он был возведен в сан патриарха и весной 1653 года начал
проведение церковных реформ. Исправление книг и обрядов по греческим образцам,
принятым в южнославянских странах, служило укреплению церковно-политических
связей России с этими странами, находившимися под турецким игом; унификация
культа подчиняла церковь общегосударственной системе централизации. Однако
значительная часть русского духовенства выступила против нововведений, в церкви
возник раскол. Патриарх и светская власть преследовали раскольников, среди
которых были и бывшие единомышленники Никона по «Кружку ревнителей
благочестия».
Никон имел значительное влияние на царя
Алексея Михайловича, активно участвовал в решении политических вопросов. В
частности он склонял царя к прекращению войны с Польшей и выступал за борьбу со
Швецией в Прибалтике. Неудача в борьбе за выход к морю была поставлена в вину
патриарху. Рост недовольства в придворных кругах произволом и властностью Никона
вызвали охлаждение отношений между царем и Никоном, который стремился
использовать реформу для укрепления церковной организации и усиления власти
патриарха, с тем чтобы освободить церковь из-под опеки светской власти.
Выдвинув тезис «священство выше царства», он пытался противопоставить власть
патриарха власти царя. Разрыв произошёл в 1658 году, когда Никон, оставив
патриаршество, уехал в основанный им в Подмосковье Новоиерусалимский
Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь будет просить его вернуться. Но
Алексей Михайлович не стал кляняться строптивому патриарху, приказав ему
оставаться в монастыре. Когда Никон в 1664 году самовольно приехал в Москву и
попытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно. Церковный собор
1666-1667 годов, подтвердив проведенные Никоном реформы, снял с него сан
патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1681 году
царь Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь,
но тот скончался в дороге.
Прикрепления: 7836765.docx (12.8 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 10:01 | Сообщение # 17
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
АВВАКУ́МПетрович (1620 или 1621 — 14 апреля 1682), русский религиозный деятель,протопоп,глава старообрядчества и идеолог раскола в Русской православной церкви.
Сын сельского священника, Аввакум пошел по
стопам своего отца. В 1646-1647 годах, находясь в Москве, он был связан с
«кружком ревнителей благочестия», стал известен царю Алексею Михайловичу. В
1652 году был протопопом в городе Юрьевце-Повольском, затем священником
Казанского собора в Москве. Аввакум резко выступил против церковной реформы
патриарха Никона, за что в 1653 году с семьей был сослан в Тобольск, а затем в
Даурию. В 1663 году царь, стремясь примирить популярного в народе Аввакума с
официальной церковью, вызвал его в Москву. Но Аввакум не отказался от своих
взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В
челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против
Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе из среды
знати (боярыня Ф. П. Морозова). В 1664 году Авакум был сослан в Мезень. В 1666
году вновь вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и
в 1667 году сослали в Пустозерский острог. Во время пятнадцатилетнего пребывания
в сыром земляном срубе Аввакум не прекращал борьбы, написал свои главные
сочинения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675). По
царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками был сожжен в срубе.
Отстаивая старую веру, Аввакум в своих
сочинениях обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество,
пьянство, разврат, корыстолюбие), жестокость, с которой они проводили реформу
церковных обрядов. В борьбе со сторонниками Никона он обличал царскую власть,
самого царя, его воевод. Обличительные проповеди Аввакума находили отклик в
среде крестьян и посадских людей. Аввакум был выдающимся писателем своего
времени. Его «Житие» является одним из замечательных произведений древнерусской
литературы. Он сумел превратить традиционный жанр «Жития» в автобиографическую
повесть полную ярких образов и характеристик людей, с сочным и непосредственным
живым русским языком.
Прикрепления: 3662453.docx (12.7 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 10:02 | Сообщение # 18
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
ОРДИ́Н-НАЩО́КИНАфанасий Лаврентьевич (около 1605 — 1680, Псков), русский государственный и
военный деятель, дипломат, экономист, боярин (1667); руководил внешней
политикой России в 1667-1671 годах. Сын псковского дворянина Афанасий
Ордин-Нащокин рос в Опочке,получил хорошее образование, изучал иностранные языки, математику, риторику. С
1622 года он находился на военной службе в Пскове, с начала 1640-х годов был
привлечен к дипломатической службе. Во время русско-шведской войны (1656-1658)
Ордин-Нащокин участвовал в штурме Витебска, походе на Динабург, руководил
штурмом Дриссы. В 1656 году он подписал договор о дружбе и союзе с Курляндией,
завязал отношения с Бранденбургом. В 1658 году вел мирные переговоры со
шведами, завершившиеся подписанием Валиесарского договора (1658), за что был
произведен в думные дворяне. В 1662-1666 годах Ордин-Нащокин участвовал в
переговорах с Речью Посполитой и подписании Андрусовского перемирия (1667),
после чего был пожалован в бояре и назначен главой Посольского приказа.
В период руководства Посольским приказом
Ордин-Нащокин активизировал внешнюю политику России. Он выступал за союз с
Речью Посполитой для борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю и отражения
турецкой агрессии, был сторонником преобразования России в экономической и
военной областях. Еще в 1650-х годах Ордин-Нащокин предложил реформировать
армию путем введения рекрутских наборов, увеличения стрелецкого войска и
сокращения малобоеспособной дворянской конницы. Он поощрял развитие торговли и
промышленности, организовал металлообрабатывающие, кожные, бумажные и
стеклянные мануфактуры, создал судоверфи на Западной Двине и Оке (в селе
Дединово), был инициатором устройства почты между Москвой, Ригой и Вильнюсом, а
также регулярного составления рукописной газеты «Куранты».
Развитие промышленности Ордин-Нащокин
рассматривал не только как источник получения денег и усиления экспорта, но и
как способ преодоления экономической отсталости России. С именем Ордина-Нащокина
связано создание Новоторгового устава (1667), регламентировавшего торговлю с
иностранцами; он направил в Западную Европу ряд торгово-дипломатических
посольств. В 1671 году вследствие возвышения боярина А.С. Матвеева был
отставлен от службы, а в 1672 — постригся под именем Антония в Крыпецком
монастыре близ Пскова. В 1679 году он принимал участие в переговорах с
поляками. За службу Ордин-Нащокин был пожалован богатыми вотчинами и
поместьями: Порецкой волостью Смоленского уезда, 500 дворами крестьян в
Костромском уезде. Он активно занимался торговыми операциями в Прибалтике и в
1660-х годах стал крупным землевладельцем-предпринимателем.
Прикрепления: _-.docx (13.0 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 10:03 | Сообщение # 19
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
РА́ЗИН Степан Тимофеевич [около 1630,станица Зимовейская-на-Дону — 6 (16) июня 1671, Москва], донской казак,
предводитель Крестьянской войны 1670-1671 годов.
* * *
Из
старшинских детей Войска Донского, отец — знатный казак Тимофей Разин, крестным
отцом был войсковой атаман Корнила Яковлев. Уже в юности занимал видное место
среди донских старшин. В 1652 и 1661 совершил два паломничества в Соловецкий монастырь.Всоставе зимовых станиц—-донскихпосольств — в 1652,1658 и 1661 побывал в Москве. Зная татарский и калмыцкий
языки, неоднократно успешно участвовал в переговорах с калмыцкими
предводителями (тайшами). В 1663, возглавляя казачий отряд, совершил совместно
с запорожцами и калмыками поход под Перекоп против крымских татар. Благодаря
своей удачливости и личным качествам, получил широкую известность на Дону.
Словесный портрет Разина составил не раз его видевший голландский парусный
мастер Ян Стрейс:«Это был высокий и степенный мужчина крепкого телосложения с
высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью». На
характер и умонастроение Разина оказала прямое влияние казнь в 1665 его
старшего брата Ивана по приказу воеводы князя Ю. А. Долгорукова за попытку вместе с отрядом казаковсамовольно покинуть театр военных действий против поляков.
В 1667 Степан Разин становится походным
атаманом крупного отряда «голутвенных» казаков и «новоприходцев» из России. Во
главе отряда он совершил в 1667-1669 свой знаменитый поход «за зипунами» по
Волге на берега Каспийского моря в Персию. Взяв крупную добычу, он вернулся из
похода и обосновался в Кагальницком городке на Дону. Резко возрос его авторитет
на Дону, в стан к нему с разных сторон стали стекаться не только казаки, но и
толпы беглых из России. Хотя номинально войсковой атаман К. Яковлев сохранил
свою должность, самым влиятельным человеком в Войске стал Разин.
Весной
1670 он возглавил новый поход на Волгу, ряды Разина постоянно ширились, в его
руках оказалось все Нижнее Поволжье. Были взяты Царицын, Астрахань, Саратов,
Самара. Начавшись как казачье выступление, движение под предводительством
Разина быстро переросло в огромное крестьянское восстание, охватившее
значительную часть территории страны. Но главные силы восставших не смогли
взять Симбирск, и здесь же правительственным войскам удалось нанести поражение
разинцам. Самого атамана, раненного в бою, едва успели спасти и отвезти в
Кагальницкий городок. В 1671 на Дону уже господствовали иные настроения, резко
упали и авторитет и влияние самого Разина. Усилилось противостояние между
разинцами и низовыми казаками. После неудачной попытки лидера восставших взять
Черкасск, войсковой атаман Яковлев нанес ответный удар. 16 апреля низовые
казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок, а захваченных в плен Разина и
его младшего брата Фрола выдали московским властям. После пыток 6июня 1671 оба брата были публично казнены в Москве возле Лобного места.
Прикрепления: 3397051.docx (13.4 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 10:04 | Сообщение # 20
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
СИМЕО́НПолоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович) (1629, Полоцк — 25
августа 1680, Москва), русский общественный и церковный деятель, публицист,
поэт. Образование Симеон получил в Киево-Могилянскойакадемии, в 1648 году он начал писать стихи на польском,белорусском, украинском языках. В 1656 году Симеон принял монашество в Полоцком
Богоявленском монастыре.
В 1664 году он переселился в Москву; с
1667 года был учителем царевича Алексея Алексеевича, а после его смерти —
царевича Федора Алексеевича и царевны Софьи Алексеевны. Богословский трактат
Симеона Полоцкого «Жезл правления» (1667) был направлен против патриарха Никона
и вождей раскола. В 1678 году Симеон организовал в Кремле типографию. По своему
мировоззрению и деятельности Симеон Полоцкий был просветителем. В русскую
литературу он вошел как поэт, драматург, публицист; автор сборников проповедей
«Обед душевный» (1681), «Вечеря душевная» (1683), рукописных сборников стихов
«Вертоград многоцветный» (1678), «Рифмологион» (1678-1680), стихотворного
перевода Псалтыри — «Псалтырь рифмотворная» (1680), стихотворной пьесы «Комедия
притчи о блудном сыне», трагедии «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех
отроцех, в пещи не сожженных», восхваляющей царя Алексея Михайловича и
обличающей правителя-тирана (библейского царя Навуходоносора). Симеон Полоцкий
пользовался силлабическим стихом; явился основоположником в русской литературе
поэтического и драматического жанров.
Прикрепления: 9426447.docx (12.4 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 10:05 | Сообщение # 21
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
ФЕДОРАлексеевич (30 мая (9 июня) 1661, Москва — 27 апреля (7 мая) 1682, там же),
русский царь (с 29 января 1676), сын царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны
Милославской. Правительство Федора Алексеевича осуществило ряд реформ: в 1678
году была проведена общая перепись населения, в 1679 — введено подворное
обложение, увеличившее поступление податей; в 1682 году было уничтоженоместничество и в связи с этим сожжены Разрядные книги;в целях централизации управления некоторые смежные приказы объединены под
руководством одного лица; была предпринята попытка ослабить влияние патриарха
на государственные дела. Реформами были затронуты широкие слои различных
классов, что вызывало обострение социальных противоречий. Значительную роль при
дворе Федора Алексеевича играла борьба различных боярских группировок за
власть. Недовольство городских низов, в том числе стрельцов, своим положением,
усугубленное придворными интригами, привело после смерти Федора Алексеевича к
Хованщине (1682).
В 1676-1681 годах правительство Федора
Алексеевича вело войну с Османской Турцией, закончившуюся Бахчисарайским мирным
договором (1681), по которому османский султан признал переход Левобережной
Украины к России. Федор Алексеевич был образованным человеком, знал
древнегреческий и польский языки, увлекался музыкой, особенно певческим
искусством, сам сочинял песнопения. Его учителем был Симеон Полоцкий. Федор
Алексеевич стал одним из инициаторов создания Славяно-греко-латинской академии.
Прикрепления: 6509151.docx (11.8 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 10:05 | Сообщение # 22
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
СО́ФЬЯАлексеевна (17 (27) сентября 1657, Москва — 3 (14) июля 1704, там же) — русская
царевна, правительница России (1682-1689) при двух царях — ее малолетних
братьях Иване V и Петре I, дочь царя Алексея Михайловича от брака с М.И. Милославской. ЦаревнаСофья отличалась умом, энергией и честолюбием, была образованной женщиной.
После смерти своего брата — царя Федора Алексеевича (27 апреля 1682), Софья
Алексеевна приняла участие в борьбе придворных партий. Она была недовольна
избранием на царский престол десятилетнего Петра I Алексеевича.
Воспользовавшись Хованщиной, партия Милославских захватила власть. «Первым»
царем был провозглашен Иван V Алексеевич, а Софья Алекссевна 29 мая стала
регентшей при обоих царях.
Царевна Софья фактически возглавила
правительство, опираясь на В.В. Голицына, Ф.Л. Шакловитого. Осенью 1682 года
правительство Софьи Алексеевны, находившееся в Троице-Сергиевом монастыре, с
помощью дворянского войска подавило Хованщину. В годы своего правления Софья
сделала уступки требованиям посадов, ослабила сыск беглых крестьян, что вызвало
недовольство дворян. Во внешней политике значительными акциями ее правительства
были заключение «Вечного мира» (1686) с Речью Посполитой, Нерчинского договора
(1689) с Китаем, вступление в войну с Турцией и Крымским ханством. В 1689 году
произошел разрыв между Софьей Алексеевной и боярско-дворянской группировкой,
поддерживавшей Петра I. Партия Петра I одержала победу, царевна Софья была
заточена в Новодевичий монастырь. Во время Стрелецкого восстания (1698)
сторонники Софьи намеревались «выкликнуть» ее на царство. После подавления
восстания стрельцов Софья Алексеевна была пострижена под именем Сусанны в
монахини Новодевичьего монастыря, где и умерла.
Прикрепления: 0197289.docx (12.5 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 22.03.2013, 10:05 | Сообщение # 23
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
ГОЛИ́ЦЫН ВасилийВасильевич (1643 — 21 апреля (2 мая) 1714, Пинежская волость, Архангельский
край) — русский государственный деятель, князь, боярин (1676), фаворит правительницыСофьи Алексеевны, один из самых известных представителей рода князей Голицыных,
за что получил прозвище Василий Великий.
Василий Голицын родился
в семье Василия Андреевича Голицына (умер 1652), родоначальника ветви
Васильевичей рода Голицыных. Василий Васильевичвыдвинулся при царе Федоре Алексеевиче, получил от него крупные земельные
пожалования и титул боярина (1676). В 1676-1677, 1680-1681 годах он был послан
на Украину, где участвовал в обороне южных границ Русского государства и в
Чигиринских походах (1677-1678) против Османской Турции. В 1676-1677 годах В.В.
Голицын был начальником Пушкарского приказа, а в 1677-1680 — Владимирского
судного приказов. В 1682 году комиссия выборных дворян во главе с Голицыным предложила
отменить местничество. Во время Хованщины (1682) Василий Васильевич выступил
сторонником Милославских и царевны Софьи Алексеевны. После прихода к власти
царевны Софьи князь В.В. Голицын, будучи ее ближним боярином и фаворитом,
сосредоточил в своих руках руководство государственными делами.
Он получил звание
дворового воеводы (1682), стал главой Пушкарского (1682-1686), Иноземского,Рейтарского, Посольского, Малороссийского, Смоленского, Новгородского приказов
(1682-1689). В 1683 году он был пожалован титулом «государевых великих
посольских дел оберегатель». В.В. Голицын был одним из образованнейших людей
своего времени, знал немецкий, греческий и латинский языки, имел богатую
библиотеку, являлся сторонником расширения связей со странами Западной Европы,
особенно симпатизировал культуре Речи Посполитой. В 1683 году В.В. Голицын
добился от Швеции подтверждения условий Кардисского мирного договора (1661), а
в 1686 году заключения выгодного для России Вечного мира с Речью Посполитой. Он
лично организовал и возглавил два Крымских похода (1687, 1689) против Крымского
ханства. Несмотря на неудачи русских войск, Крымские походы помешали татарам
выступить против союзников России в войне против Османской Турции.
В Москве по его приказу были построены каменные палаты для присутственныхмест, Посольский приказ, проложены деревянные мостовые. В.В. Голицын имел в
Москве дома на Неглинной улице и в Земляном городе. После дворцового переворота
1689 года, в результате которого к власти пришло правительство Петра I
Великого, В.В. Голицын был лишен чинов, вотчин, поместий, привилегий, сослан в
Каргополь, а затем в Пинежскую волость, где и умер.
Прикрепления: 9088701.docx (13.1 Kb)
 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтовuCoz