Воскресенье, 05.01.2025, 13:51
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Российское государство во второй половине XV - конце XVI вв.
poj35Дата: Среда, 26.03.2014, 10:50 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline

 Изколлективной монографии современных историков.
«Он был прежде всего «разумный самодержец», как
определил его величайший русский поэт. Не романтическое вдохновение, а трезвый
расчёт, не сердечные влечения, а работа ума руководили им в главном деле его
жизни — возрождении единства и независимости Русской земли... Он не поражал
воображение современников ни личной воинской доблестью, как его прославленный
прадед, ни кровавыми театральными эффектами, как печально знаменитый внук. Его
политической целью и вместе с тем опорой была Русская земля и её народ. Он
первым осознал эту землю не собранием княжеских уделов, а единым великим
государством, связанным исконной исторической традицией.
Развивающееся сознание исторического единства и
суверенности Русской земли, все более ясное и чёткое, проходит красной нитью
через всю его самостоятельную политическую жизнь и принципиально отличает его
от всех предшественников... История знает не много деятелей, добившихся таких
прочных и масштабных успехов, так повлиявших на судьбы своей страны.
Обновленная, возрожденная великая Русская держава — главный итог многолетнего
великокняжения первого государя всея Руси».

С1. 
Окаком государе средневековой Руси идёт речь в тексте? На какое время приходится
правление этого государя?


С2. 
Назовитене менее трёх земель, которые были присоединены к территории Московского
государства в годы правления Великого князя всея Руси.


С3. 
Что имел в виду историк, говоря опрочных и масштабных успехах первого государя всея Руси? Укажите не менее трёх
положений.
Прикрепления: 4891573.docx (11.8 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 26.03.2014, 10:50 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline

 Из сочинения французского историка Анри Труайя.
«...Царь... отстраняет от власти Глинских, против
которых выступает народ... Заменить их он решает советом из представителей
«людей государственных» и духовенства, известных своей мудростью,
уравновешенностью и преданностью. Среди них — митрополит Московский Макарий,
оправившийся после произошедшего с ним, Сильвестр, Алексей Адашев, князь Андрей
Курбский... Главные роли играют здесь двое — митрополит Макарий, самый
просвещенный человек на Руси, и протопоп Сильвестр, который осмеливается
говорить с царём как с простым грешником. Этот священник низкого происхождения
имеет на государя такое влияние, угрожая ему карой небесной, что вскоре на него
возлагается управление делами церковными и гражданскими. Всё проходит через
него, и каждый должен полагаться на его компетентность. При нем проявляется
Алексей Адашев — молодой боярин, прекрасный военный, с интересной внешностью и
острым умом. Недавно он был всего лишь постельничим. Теперь, по воле царя и
благословению Макария и Сильвестра, становится советником и доверенным лицом
царя. Летописцы называют его «ангелом» и хвалят за чистоту намерений и
чувствительность; «имея нежную, чистую душу, нравы благие, разум приятный,
основательный и бескорыстную любовь к добру, он искал Иоанновой милости не для
своих личных выгод, а для пользы Отечества».
С1. Укажите,как назывался орган государственного управления, о котором идёт речь в
источнике. Кто стоял во главе государства в это время? Назовите хронологические
рамки его правления.

С2. Назовитене менее трёх основных реформ данного органа управления. В какие годы они
осуществлялись?

С3. Какие исторические личности (укажитене менее трёх фамилий) вошли в состав указанного органа управления? Приведите
не менее трёх личных качеств, которые были основанием для их избрания на высокие
должности
Прикрепления: _____..docx (12.2 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 26.03.2014, 10:51 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline

 Из «Повести о стоянии на Угре».
«...Князь великий поехал из Коломны на Москву к
церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и
защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим
митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и со своим
дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом Ростовским
Вассианом, и со своими боярами — ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве.
И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное
христианство...
Князь великий послушался их мольбы: взял
благословение, пошел на Угру и, придя, стал у Кременца с небольшим числом
людей, а всех остальных людей отпустил на Угру...
Хан Ахмат же со всеми татарами пошел по Литовской
земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что
король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не
послал... Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку...
И пришли татары, начали стрелять, а наши — в них, одни
наступали на войска князя Андрея, другие многие — на великого князя, а третьи
внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их
стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много
дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река...
Когда же река стала, тогда князь великий повелел
своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со
всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар, — чтобы,
соединившись, вступить в битву с противником... Вот тут-то и случилось чудо
Пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.
Хан же бежал в Орду, и пришел на него ногайский царь
Ивак, и Орду взял, и его убил... И так избавил Бог и Пречистая Русскую
землю...».
С1. Назовитегод, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым
они связаны.

С2. Какоезначение в отечественной истории имеют описанные события? С каким процессом в
развитии государства они связаны? Назовите этот процесс.

С3. Как автор повести относится ксобытиям, о которых рассказывает? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента
для обоснования своего мнения.
Прикрепления: 1095764.docx (12.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 26.03.2014, 10:51 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline

 Из сочинения французского историка Анри Труайя.
«В московском Кремле случилось странное, небывалое
событие. Раз в конце 1564 г. там появилось множество саней. Царь, ничегоникому не говоря, собрался со всей своей семьей и с некоторыми придворными
куда- то в дальний путь, захватил с собой утварь, иконы и кресты, платье и всю
свою казну и выехал из столицы. Видно было, что это не обычная богомольная, не
увеселительная поездка царя, а целое переселение. Москва оставалась в
недоумении, не догадываясь, что задумал хозяин. Побывав у Троицы, царь со всем
багажом остановился в Александровской слободе....
Отсюда через месяц по отъезде царь прислал в Москву
две грамоты. В одной, описав беззакония боярского правления в свое малолетство,
он клал свой государев гнев на всё духовенство и бояр, на всех служилых и
приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и
обо всем православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли,
напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а
духовенство покрывало виновных, защищало их, ходатайствуя за них пред
государем. И вот царь, гласила грамота, «от великой жалости сердца», не стерпев
всех этих измен, покинул свое царство и пошел поселиться где-нибудь, где ему
Бог укажет. Это — как будто отречение от престола с целью испытать силу своей
власти в народе. Московскому простонародью, купцам и всем тяглым людям столицы
царь прислал другую грамоту, которую им прочитали всенародно на площади. Здесь
царь писал, чтобы они сомнения не держали, что царской опалы и гнева на них
нет. Всё замерло, столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки
закрылись, приказы опустели, песни замолкли. В смятении и ужасе город завопил,
прося митрополита, епископов и бояр ехать в слободу, бить челом государю, чтобы
он не покидал государства. ... В слободу отправи-лась депутация из высшего
духовенства, бояр и приказных людей.... Царь принял земское челобитье,
согласился воротиться на царство, «паки взять свои государства», но на
условиях, которые обещал объявить после. Через несколько времени, в феврале 1565г., царь торжественно воротился в столицу и созвал Государственный совет избояр и высшего духовенства...
В совете он предложил условия, на которых принимал
обратно брошенную им власть. Условия эти состояли в том, чтобы ему на
изменников своих и ослушников опалы класть, а иных и казнить, имущество их
брать на себя в казну, чтобы духовенство, бояре и приказные люди всё это
положили на его государевой воле, ему в том не мешали».
С1. Назовитеимя царя, о котором идёт речь в документе. Как назывался порядок, введенный в
результате описанных в документе событий?

С2. Чтоцарь ставил в вину боярам, духовенству, служилым и приказным людям? Приведите
не менее трёх положений.

С3. На основе текста и знаний по историиназовите не менее трёх основных черт установленного в результате описанных
событий порядка.
Прикрепления: _____.docx (12.9 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 26.03.2014, 10:51 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline

 Из обращениягерманского посланника С. Герберштейна к Московскому двору.
«...Властью, которую он применяет по отношению к своим
подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира. И он докончил также
то, что начал его отец [великий князь Иван III], а именно отнял у всех князей и
других властелинов все их города и укрепления. Во всяком случае даже родным
своим братьям он не поручает крепостей, не доверяя и им.
...Всех одинаково гнетёт он жестоким рабством, так
что, если он прикажет кому-нибудь быть при его дворе или идти на войну, или
править какое-нибудь посольство, тот вынужден исполнять всё это на свой счет...
Он применяет свою власть к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь
беспрепятственно и по своей воле жизнью и имуществом всех; из советников,
которых он имеет, ни один не пользуется таким значением, чтобы осмелиться
разногласить с ним или дать ему отпор в каком-нибудь деле. Они открыто
заявляют, что воля государя есть воля Божья и что ни сделает государь, он
делает по волей Божией... Равным образом, если кто-нибудь спрашивает о
каком-нибудь деле неверном и сомнительном, то в общем обычно получает ответ:
«Про то ведает Бог да великий государь».
С1. Окаком правителе идёт речь в тексте? Какой исторический процесс был начат его
отцом, а им завершён? Раскройте его сущность со ссылкой на текст.

С2. Опираясь на знание курса истории России, приведитепримеры присоединения земель к Москве при данном правителе. Укажите названия не
менее двух земель и даты их присоединения.

С3. Какой характер в Московскомгосударстве носит, по мнению автора, взаимосвязь между церковью и светской
властью? Поясните ответ ссылкой из текста. Опираясь на знание курса, укажите
два течения в православной церкви, выделившиеся в конце XV-XVI вв. Позицию
какого церковного течения описывает автор текста?
Прикрепления: ____-___..docx (12.1 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 26.03.2014, 10:52 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline

 Из сочиненияисторика Н.М. Карамзина.
«...Иван III принадлежит к числу весьма немногих
государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой
не только российской, но и всемирной истории... Иоанн явился на театре
политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым
могуществом государей возникла в целой Европе.
Россия около трёх веков находилась вне круга
европейской политической деятельности... Хотя ничто не делается вдруг; хотя
достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Тёмного, многое
приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при
Иоанне III как бы вышла из сумрака теней...
Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной
Орды..., сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений,
руководствуемый только природным умом... силою и хитростью восстанавливая
свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня... Литву, сокрушая
вольность новогородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские...
Что оставил миру Александр Македонский? — Славу. Иоанн
оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё
сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в
нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном».
С1. Укажитехронологические рамки периода правления Ивана III. Почему Россия около трёх
веков находилась вне круга европейской политической деятельности?

С2. Скакими двумя важнейшими процессами в истории российской государственности
совпало княжение Ивана III?

С3. Какие события имел в виду историк,говоря о сокрушении «вольности новгородской» и гибели «царства Батыева»?
Назовите не менее двух событий
Прикрепления: 3817372.docx (11.8 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz