1 Внутренняя и внешняя политика Б. Годунова
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:49 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Венчание на царствоЛжедмитрия I «20 июня 1605 года совершилось торжественное вступление Лжедимитрия в столицу. Стояла прекрасная летняя погода. Шествие открывали польские хоругви; их тщательно вычищенные латы и оружие ярко блистали на солнце; трубачи и барабанщики потрясали воздух звуками своих инструментов. За ними шли попарно русские стрельцы; ехали нарядные царские кареты, запряжённые шестернёй, и вели лучших царских коней. Потом следовали: конный отряд боярских детей в праздничных кафтанах, сопровождаемый громом бубнов и набатов, и духовенство в светлых ризах с хоругвями, образами и евангелиями, имея во главе наречённого патриарха Игнатия. Лжедимитрий ехал верхом на статном коне в золотом кафтане, окружённый боярами и окольничими. Шествие замыкали отряды казаков, татар и опять поляков. Всё московское и окрестное население радостными кликами приветствовало того, кого оно в простоте сердца считало истинным сыном Ивана Грозного и называло своим ясным солнышком. Не только улицы и площади были полны народом; он теснился на кровлях домов и даже церквей. Самозванец приветливо кланялся на обе стороны». Д.И. Иловайский. «История России»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:49 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Гибель царевича Дмитрия «15 мая 1591 г. царевичДмитрий был найден на дворе своих угличских хором с перерезанным горлом. Созванный церковным набатом народ застал над телом сына царицу Марию и её братьев Нагих. Царица била мамку царевича Василису Волохову и кричала, что убийство — дело дьяка Битяговского. Его в это время не было во дворе; услышав набат, он тоже прибежал сюда, но едва успел прийти, как на него кинулись и убили. Тут же убили его сына Данилу и племянника Никиту Качалова. С ними вместе побили каких-то посадских людей и сына Волоховой Осипа. Дня через два была убита ещё какая-то «юродивая жёнка», будто бы портившая царевича. 17 мая узнали об этом событии в Москве и прислали в Углич следственную комиссию… Их следственное дело выяснило: 1) что царевич сам себя зарезал в припадке падучей болезни в то время, когда играл ножом в «тычку» (вроде нынешней свайки) вместе со своими сверстниками, маленькими жильцами, и 2) что Нагие без всякого основания побудили народ к напрасному убийству невинных лиц. Несмотря на то что правительство отрицало убийство и признало смерть царевича нечаянным самоубийством, в обществе распространился слух, будто царевич Дмитрий убит приверженцами Бориса (Годунова) по Борисову поручению. Слух этот, сначала записанный некоторыми иностранцами, передаётся затем в виде неоспоримого уже факта, и в нашей письменности являются особые сказания об убиении Дмитрия; составлять их начали во время Василия Шуйского, не ранее того момента, когда была совершена канонизация Дмитрия и мощи его были перенесены в 1606 г. из Угличав Москву». С. Ф. Платонов.«Полный курс лекций по русской истории»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:49 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Допрос ВасилисыВолоховой «…Разболелся царевич Дмитрий в середу, нынешнего 99 году, мая в 12 день, падучею болезнью, и в пятницу де и ему маленко стало полехче, и царица де и его Марья взяла с собою к обедне, и от обедни пришотчи, велела ему на дворе погулять; а на завтрее, в субботу, пришотчи от обедни, царица велела царевичу на двор итить гулять; а с царевичем были: она, Василиса, да кормилица Орина, да маленькие робятки жильцы, да постельница Марья Самойлова, а играл царевич ножиком, и тут на царевича пришла опять та ж чёрная болезнь, и бросило его о землю, и тут царевич сам себя ножом поколол в горло, и било его долго, да туто его и не стало. А и преж того, сего году в великое говенье, та ж над ним болезнь была падучий недуг, и он поколол сваею и матерь свою царицу Марью; а в другоряд на него была та ж болезнь перед Великим днём, и царевич объел руки Ондрееве дочке Нагого, одва у него Ондрееву дочь Нагого отняли. И как царевич в болезни в чёрной покололся ножом, и царица Марья сбежала на двор, и почала её Василису царица Марья бити сама поленом, и голову ей пробила во многих местах, и почала ей Василисе приговаривать, что будто се сын её Василисин Осип с Михаиловым сыном Битяговского, да Микита Качалов царевича Дмитрия зарезали; и она, Василиса, почала ей бить челом, чтоб велела царица дати сыск праведный, а сын её и на дворе не бывал; и царица де велела её тем же поленом бити по боком Григорью Нагому, и тут её только чуть живу покинули замертво. И почали звонити у Спаса в колокола, и многие люди посадские и всякие люди прибежали на двор; и царица де Марья велела её, Василису, взяти посадским людям, и мужики де её взяли и её ободрали и простоволосу её держали перед царицею; и прибежал де на двор Михайло Битяговской, и почал был разговаривать посадским людям и Михаилу Нагому, и царица де Марья и Михайло Нагой велели убити Михаила Битяговского и Михаилова сына, и Микиту Качалова и Данила Третьякова; а говорила де царица миру, то де душегубцы царевичу. А сын её Осип в те поры был у себя; и как почал шум быти великий, и сын её Осип прибежал к Михайлове жене Битяговского, и тут его и поймали посадские люди и привели его ещё жива перед царицу, и Михайлову жену Битяговского с дочерьми перед царицу ж привели; и царица де миру молила, то де и убоица царевичу сын её Осип Волохов, и сына её Осипа тут до смерти и убили; а убив, и прохолкали что над зайцем. А человек сына его, Васкою звали, и он кинулся и пал на сыне её на Осипе, чтоб его не убили до смерти, и человека его Васку туто ж над сыном её убили; а другого человека Василисина убили, что увидел Василису, что она простоволоса стоит, и он на неё положил свою шапку, и посадские люди за то его убили до смерти ж. Да была жёночка уродливая у Михаила у Битяговского, и хаживала от Михаила к Ондрею к Нагому, и сказали про неё царице Марье, и царица ей велела приходить для потехи, и та жёночка приходила к царице; и как царевичу смерть сталася, и царица и ту жёнку, после того два дни спустя, велела добыть и — велела её убити ж, что будто та жёнка царевича портила...» «Следственноедело о убиении царевича Димитрия Иоанновича»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:49 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Заговор против ФёдораБорисовича «Настроение умов в самой Москве было очень шатко. 1 июня 1605 г.в Москву явились от самозванца Плещеев и Пушкин, остановились в одной из московских слобод и читали там грамоту самозванца, адресованную москвичам. В грамоте описывалась вся история царевича, его спасение, военные успехи; грамота кончалась обещанием всевозможных льгот народу. Плещеева и Пушкина народ повлёк в Китай-город, где снова читали грамоту на Красной площади. Толпа не знала, чему верить в этом деле, и решила спросить Василия Шуйского, который вёл следственное дело об убийстве царевича Дмитрия и лучше других знал все обстоятельства смерти этого последнего. Шуйский вышел, говорят, к народу, совершенно отрёкся от своих прежних показаний и уверил, что Борис послал убить царевича, но царевича спасли, а был убит поповский сын. Тогда народ бросился в Кремль, схватил царя Фёдора с матерью и сестрой и перевёл их в прежний Борисов боярский дом, а затем начал грабить иноземцев, «Борисовых приятелей». Вскоре затем приехали от самозванца в Москву князь Голицын и Масальский, чтобы «покончить» с Годуновыми. Они сослали патриарха Иова в Старицу, убили царя Фёдора и его мать, а его родню подвергли ссылке и заточению. Так кончилось время Годуновых». С. Ф. Платонов.«Полный курс лекций по русской истории»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:49 | Сообщение # 5 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О Борисе Годунове «Пользуясь постоянным расположением Грозного царя, Борис участвовал в его опричнине. Но и в Александровской слободе держал он себя с большим тактом; народная память никогда не связывала имени Бориса с подвигами опричнины. Особенно близки стали Годуновы к царской семье с того времени, как сестра Годунова, Ирина, вышла замуж за царевича Фёдора. Расположение Грозного к Годуновым всё росло. В минуту смерти Ивана IV Борис был одним из ближайших к престолу и влиятельнейших бояр, а в царствование Фёдора влияние на дела всецело перешло к Борису. Он не только был фаворитом, но и стал формальным правителем государства. Это-то значение Годунова и обусловливало ненависть к нему бояр; несколько раз они пробовали с ним бороться, но были им побеждены. Влияние его поколебать было нельзя, и это было тем горше для боярства, что оно предугадывало события. Оно понимало, что бездетность Фёдора может открыть путь к престолу тому из бояр, кто будет сильнее своим положением и влиянием. А сила Годунова была беспримерна. Он располагал большим имуществом (ежегодный доход в 100 000 р.). Положение Бориса при дворе было так высоко, что иностранные посольства искали аудиенции у Бориса; слово Бориса было законом». С.Ф. Платонов. «Полный курс лекций по русской истории»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:50 | Сообщение # 6 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О выборе патриарха «Созвали духовный собор, который совещался о чине поставления патриарха и избрал трёх кандидатов на сие достоинство, митрополита Иова, архиепископов новгородского Александра и ростовского Варлаама, предоставляя окончательный выбор государю. Но этот выбор был известен заранее: государь указал на Иова. Торжественное посвящение его в патриарха происходило 26 января 1589 г. в Успенском соборе». Д.И. Иловайский. «История России»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:50 | Сообщение # 7 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О голоде в Москве «В 1601 г. началсябаснословный голод вследствие большого неурожая, так как от постоянных дождей хлеб пророс, а потом сильными морозами его погубило на корню. Первый год неурожая ещё кое-как жили впроголодь, старым хлебом, но когда в следующем году посевы погибли в земле, тогда уже настал настоящий голод со всеми его ужасами. Народ питался Бог знает чем: травой, сеном и даже трупами животных и людей; для этого даже нарочно убивали людей. Чтобы облегчить положение голодавших, Борис объявил даровую раздачу в Москве денег и хлеба, но эта благая по цели мера принесла вред: надеясь на даровое пропитание, в Москву шли толпы народа, даже и такого, который мог бы с грехом пополам прокормиться дома; в Москве царской милостыни не хватало и много народа умерло. К тому же и милостыню давали недобросовестно: те, кто раздавал деньги и хлеб, ухитрялись раздавать своим друзьям и родственникам, а народу приходилось оставаться голодным. Открылись эпидемии, и в одной Москве, говорят, погибло народа более 127 тыс. Царь стал употреблять более действенные меры: он велел скупать хлеб в местах, где его было больше, и развозить в особенно нуждавшиеся местности, в Москве стал давать голодным работу». С. Ф. Платонов.«Полный курс лекций по русской истории»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:50 | Сообщение # 8 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О Григории Отрепьеве «В Чудовом монастыре жил молодой инок, Григорий Отрепьев, в течение долгого времени он переходил из одной обители в другую, повинуясь своей наклонности к бродяжничеству, и наконец прибыл в Чудов монастырь, здесь патриарх Иов заметил его ум и сделал своим секретарём. В этой должности он узнал многие государственные тайны. «Знаете ли, — говаривал он иногда монахам, — я когда-нибудь буду царём на Москве!» Монахи плевали ему в глаза, царь Борис Годунов велел заключить его в Белозерский монастырь. Ему удалось бежать, и он опять сделался странствующим иноком. Встретив ласковый приём в Новгороде-Северском, он осмеливается писать тамошним жителям: «Я царевич Димитрий и не забуду ваших благодеяний». Потом он сбрасывает монашескую рясу, вступает в ряды запорожцев, делается смелым наездником и бесстрашным казаком. Мнишек, сандомирский воевода, обещает ему своё содействие и руку своей дочери Марины, которая с радостью соглашается быть московской царицей. Чудесная новость распространяется по всему королевству. Папский нунций (представитель Папы) берёт царевича под своё покровительство и представляет его королю Сигизмунду. Были ль они в самом деле обмануты? Напротив, гораздо вероятнее, что они видели в нём страшное орудие для смут: король льстился обратить его против России, а иезуиты — против православия». А.Рамбо
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:50 | Сообщение # 9 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия О царе Фёдоре Ивановиче «Небольшого роста, неуклюжий, неповоротливый, с ястребиным носом, он не мог скрыть своей простоты, часто и некстати улыбаясь. Тихий, ласковый, он особенно отличался набожностью и проводил своё время или в образной, освещённой неугасимыми лампадами, вместе со своим духовником, или в церкви за заутреней, обедней и вечерней. В промежутках между ними он беседовал с супругой, принимал бояр, приходивших на поклон, обедал и ужинал, забавлялся шутами и карлами или кулачным и медвежьим боями. Любил также по праздникам ходить на колокольню и самолично производить трезвон. Сверх того, почти еженедельно царь отправлялся на богомолье в какой-либо из отдалённых монастырей. Государственных забот и судебного разбирательства он не выносил. Когда во время выхода его из дворца какому-либо челобитчику удавалось дойти до его особы, то, «избывая мирской суеты и докуки», Фёдор отсылал его к своему большому боярину Годунову». Д.И. Иловайский. «История России»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:50 | Сообщение # 10 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Отрывок из произведения«Борис Годунов» Шуйский А что мне было делать? Всё объявить Феодору? Но царь На всё глядел очами Годунова, Всему внимал ушами Годунова: Пускай его б уверил я во всём, Борис тотчас его бы разуверил, А там меня ж сослали б в заточенье, Да в добрый час, как дядю моего, В глухой тюрьме тихонько б задавили. Не хвастаюсь, а в случае, конечно, Никая казнь меня не устрашит. Я сам не трус, но также не глупец И в петлю лезть не соглашуся даром. Воротынский Ужасное злодейство! Слушай, верно Губителя раскаянье тревожит: Конечно, кровь невинного младенца Ему ступить мешает на престол. Шуйский Шуйский Перешагнёт; Борис не так-то робок! Какая честь для нас, для всей Руси! Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, Зять палача и сам в душе палач, Возьмёт венец и бармы Мономаха... А.С. Пушкин. «Борис Годунов»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:51 | Сообщение # 11 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Указ об Урочных летах «…Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей и из вотчин, ис патриарховых, и из митрополичих, и изо владычних, и из монастырских вотчин выбежали до нынешнего… году за пять лет, — и на тех беглых крестьян в их побеге и по тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, и патриаршим, и митрополичий, и владычним, и детем боярским, и монастырьских сёл приказщиком и служкам давати суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з жёнами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил. А которые крестьяня выбежали до нынешняго… году лет за шесть и за семь и за десять и болши, а те помещики и вотчинники, из-за ково они выбежали... государю не бивали челом, — и государь указал на тех беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем оне, выбежав, живут, суда не давати и назад им, где хто жил, не вывозити». «Хрестоматияпо истории СССР с древнейших времён до конца XVIII в.»
|
|
| |
|