Воскресенье, 05.01.2025, 14:35
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Смута
poj35Дата: Пятница, 28.10.2011, 15:24 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Из допроса няньки царевича Василисы Волковой.
И вдова Василиса Волохова на допросе показала, что разболелся царевич ……. в середину нынешнего года, мая в 12 день, падучей болезнью, и в пятницу ему стало маленько полегче, и царица его взяла с собою к обедне и, от обедни придя, велела ему на дворе погулять; а назавтра, в субботу, придя от обедне, царица велела царевичу на двор идти гулять; а с царевичем были: она, Василиса, да кормилица Орина, да маленькие ребятки, да постельница Марья Самойлова; а играл царевич ножиком, и тут на царевича пришла опять та же болезнь, и бросило его на землю, и тут царевич сам себя поколол в горло, и било его долго, да тут его не стало. И прежде того, сего году в великое говенье, та же с ним болезнь приключилась – падучий недуг, и он поколол свою матерь царицу Марью; а в другой раз была у него та же болезнь перед Великим днем, и царевич объел руки дочке Ондрея Нагого; и как царевич в болезни покололся ножом, царица Марья забежала на двор и начала ее, Василису, бить поленом, и голову ей пробила во многих местех, и стала ей, Василисе, приговаривать, что будто сын ее, Василисин, Осип с сыном Битяговского да Микита Качалов царевича Дмитрия зарезали; и она, Василиса, стала бить челом, чтоб велела царица устроить сыск праведной, а сын ее и на дворе не бывал; и царица – де велела ее тем же поленом бить Григорию Нагому, и ее только чуть живую оставили. И начали звонить у Спаса колокола, и многие люди посадские и всякие прибежали на двор; и царица Марья велела ее, Василису, взять посадским, и мужики – де ее взяли и ободрали и простоволосую держали перед царицею. И прибежал – де на двор Михаил Битяговский и начал пенять посадским людям и Михаилу Нагому, и царица – де, и Михайло Нагой велели убить Михаила Битяговского, и Михайлова сына, и Микиту Качалова, и Данила Третьякова. А говорила – де царица миру: то – де, душегубцы царевича. А сын ее, Осип, в ту пору был у себя; и как начался шум великий, сын ее, Осип, прибежал к жене Битяговского, и тут его и поймали посадские люди и привели к царице, и жену Битяговского с дочерьми к царице привели; и царица миру молвила: то убийца царевича, Осип Волохов, и сын ее, Осипа, тут до смерти и убили. А холоп сыновий, Васкою звали, кинулся на сына ее, на Осипа, чтоб его не убили до смерти, и холопа того, Васку, тут над сыном ее и убили; а другого человека Василисина убили за то, что увидел Василису простоволосой и дал ей свою шапку, и посадские люди за то его убили.
Была женка уродливая у Михаила Битяговского и хаживала от Михаила к Ондрею Нагому; сказали про нее царице Марье, и царица ей велела приходить для потехи, и та женка приходила к царице; и как царевичу смерть сталась, царица и ту женку, два дня спустя, велела добыть – де, будто та женка царевича испортила.

Вопросы
1) О каком событий идет речь в документе, когда и где оно произошло.
2) Назовите две версии случившегося происшествия
3) Какие последствия имело это событие
Прикрепления: _____1.doc (28.0 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 28.10.2011, 15:25 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Смутное время
Начало XVII в. стало трагедией для всего русского люда – в стране начался голод. Н.И. Костомаров так описывает события этих лет: «Уже в 1601 году, от дождливого лета и от ранних морозов произошел во многих местах неурожай; зимою в Москве цена хлеба дошла до пяти рублей за четверть. В следующем 1602 году был такой же неурожай…. В одной Москве, куда стекались со всех сторон толпы нищих, погибали десятки тысяч, если верить русским и иностранным известиям. Бедняки ели собак, кошек, мышей, сено, солому и даже, в припадке бешенства, с голоду пожирали друг друга. Вареное человечье мясо продавалось на Московских рынках. Дорожному человеку опасно было заехать на постоялый двор, потому, что его могли зарезать и съесть. Тем не менее, современники свидетельствуют, что в то время не было на Руси недостатка в хлебе. … Но мало было людей, готовых жертвовать личными выгодами ради общего дела. … Московские торговцы заранее накупили множество хлеба и держали под замками в своих лабазах, рассчитывая продать тогда, когда цены подымятся донельзя. … Сам Борис приказал отворить все свои житницы, продавать хлеб дешевле ходячей цены, а бедным раздавать деньги. … Современники говорят, будто в эти ужасные годы в одной Москве погибло до 127 000 человек, погребенных в убогих домах (так назывались общие для бедных, а также для найденных убитыми), не считая тех, которые были погребены у церквей». Годунов в это тяжелое для Московского государства время старался делать все, чтобы облегчить положение народа. Он пошел на временное восстановление Юрьева дня, чтобы можно было спасти от полного разорения дворянские имения. Однако никакие усилия не могли вернуть Годунову доверия и людских симпатий. В народе зрела мысль о Божьей каре, которая постигла Россию из-за незаконного захвата престола царем Борисом. По стране прокатились народные бунты, самым мощным из которых было восстание Хлопка.
Вопрос Назовите причины смутного времени
Прикрепления: __2.docx (12.3 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 28.10.2011, 15:26 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Под именем Лжедмитрия 1
в историю вошел авантюрист и самозванец, сумевший продержаться на российском престоле почти год (с 20 мая 1605г. по 25 мая 1606г.). Предположительно Лжедмитрий родился в небогатой дворянской семье. Звали его Юрием Богдановым, сыном Отрепьевым. С ранних лет он прославился необыкновенными способностями к учению, «был грамоте зело горазд ». Отец его умер рано, и Юрий искал покровительства у могущественных бояр Романовых и князя Бориса Черкасского. В 1600 г. он постригся в монахи под именем Григория, что многие историки связывают с опалой бояр Романовых. Вскоре после пострига Григорий оказался в Москве, в кремлевском Чудовом монастыре, где достаточно быстро стал весьма заметной фигурой.
А. Гиршберг пишет о Лжедмитрии, что « роста он был ниже среднего, широкоплечивый и вообще хорошего сложения. Лицо у него было круглое, смуглое, черты лица неправильные и довольно вульгарные, волосы рыжеватые. Безобразили его также две бородавки- одна большая- под носом, другая поменьше- у правого глаза, а также совершенное отсутствие растительности на лице.
Отличался удивительно проницательным, быстрым умом и высоким благородным честолюбием… на охотах, любимом тогдашнем времяпровождении, он поражал всех как наездник и необыкновенно ловкий силач».
Причины появления Лжедмитрия 1 на русском престоле объясняет В. О. Ключевский. « В гнезде наиболее гонимого Борисом боярства с Романовыми во главе, по всей вероятности, и была высижена мысль о самозванце. Винили поляков, что они его подстроили; но он был только испечен в польской печке, заквашен в Москве.
Царевич Дмитрий появился в Польше, там он и объявил, что является наследником русского престола.
“Чедесно спасшийся царевич” принял на себя ряд обязательств перед своими союзниками: введение в России католицизма, земельные пожалования польской знати, денежное вознаграждение из царской казны участникам похода, проведение согласованной с Польшей внутренней и внешней политики.
Григорий Отрепьев прошел половину России, прежде чем решился бежать в Литву. Он видел недовольный, голодающий народ, толпы нищих, которые гибли от голода. Страна была на пороге бунта, и Отрепьев уловил эти настроения. Существует свидетельства, что Григорий Отрепьев пытался открыть свое “царское имя” еще в Чудовом монастыре, однако потерпел неудачу и был поднят монахами на смех. Подобную же неудачу потерпел он и в Киево-Печерском монастыре. Однако Григорий Отрепьев не отчаивался. Переходя от монастыря к монастырю, к концу 1602 г. он добрался до Польши, где идея о “воскресении” царевича Дмитрия нашла благодатную почву. Польские феодалы и католическое духовенство оказали Григорию Отрепьеву поддержку.
Осенью 1604 г. Лжедмитрий 1 с польско-литовскими сторонниками перешел русскую границу. Он был поддержан различными слоями населения: боярством, служилыми людьми, казачеством, горожанами, крестьянством. В 1604-1605 гг. бои между войском Годунова и Лжедмитрия 1 продолжались с переменными успехом, пока Лжедмитрию после смерти правителя не удалось овладеть Москвой. Борис Годунов скончался 13 апреля 1605 г., и это во многом облегчило Лжедмитрию захват престола. Новым государем стал сын Годунова – Федор Борисович. Однако уже в июне 1605 г. все семейство Годуновых было арестовано, жена Бориса и его сын убиты, а дочь ожидала участь наложницы царя Дмитрия Ивановича.
Вопросы и задания для учащихся
1. Каковы были обстоятельства смерти Годунова?
2. Кто наследовал после него престол и какова была судьба наследника?
3. Какие слои населения и почему поддержали Лжедмитрия 1 в его претензиях на российский престол?
Прикрепления: _I_3.docx (14.8 Kb)
 
poj35Дата: Пятница, 28.10.2011, 15:28 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Заговор
27 мая, в субботу рано утром, открылся страшный мятеж: знатнейшие московские бояре вломились во дворец, чтобы умертвить Дмитрия… Дмитрий, сведав о такой измене, бросился в комнаты своей супруги, рассказал ей о бунте и, дав совет, каким образом спасти себя, быстро побежал из одной комнаты в другую, наконец, выскочил из окна на постройки, устроенные для свадебного празднества; отсюда хотел спрыгнуть на другие, но оступился и упал с ужасной высоты, среди небольшого двора. … Бояре бросились на великого князя, избили его жестоко и неоднократно спрашивали, точно ли он сын Иоанна Васильевича?” “Отведите меня к матери, - отвечал Дмитрий, - и спросите ее; если она отречется от меня, то делайте, что хотите”. “Она отрекается от тебя, - воскликнул Голицын, бывший в числе главных заговорщиков, - и говорит торжественно, что ты не ее сын, а обманщик!” С этим словом Голицын рассек ему голову саблею; это еще более остервенило бунтовщиков; наконец один из них, именем Григорий Воейков, подскочил к Дмитрию и выстрелил в него: он упал и тут же испустил дух. Вместе с ним убит был верный слуга его Петр Басманов… Трупы их, нагие, безобразные, были брошены на площадь перед замком: там они лежали трое суток…
После этого убийцы излили злобу на музыкантов великого князя: 16 человек умертвили, а многих изуродовали… потом вломились в дом главного повара великой княгини, Адама Горского, умертвили многих служителей и разграбили все его имение…
Изменники приняли меры, чтобы поляки во время смятения не подоспели на помощь великому князю и не расстроили бы их замысла: для этого ночью перегородили огромными деревьями ту улицу, где расположена была польская конница; были в набат во всех церквах и везде кричали, что поляки режут бояр в Кремле и хотят овладеть столицею. Чернь многочисленными толпами, с яростью бросились на постоялые дворы иноземцев, особенно же в Никитскую улицу, где жили придворные чины великого князя и великой княгини…
Во время смятения погибло поляков около 600 человек, а москвитян слишком 1000; их пало бы гораздо более, если бы они коварным обещанием мира не выманили оружия у своих гостей, которые, отдав его, гибли беззащитными жертвами.
Обнаженный труп Дмитрия брошен был на площади. Там издевалась над ним чернь: положив на брюхо маску, вымазанную нечистою грязью, москвитяне кричали: “Вот твой Бог!” Иные вонзали в тело ножи и бросали его с одного места на другое. Наконец, по прошествии трех суток, один купец выпросил у Бояр позволение похоронить Дмитрия за городом, отчасти из сострадания, отчасти в намерении прекратить бесстыдные над ним забавы площадных торговок. И в могиле ему не было покоя: в народе разнеслась молва, что ночью там виден огонь и раздается веселая музыка; для того через восемь дней вырыли труп из могилы, сожгли в пепел и, зарядив им огромную пушку, выстрелили в те ворота, коими он вступил в Москву, чтобы и праха его не оставалось.
Вопросы 1) О каком событии идет речь в документе, когда оно произошло.
2) Назовите причину и повод восстания в Москве
3) Кто принимал участие в заговоре
Прикрепления: _4.docx (13.4 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 24.10.2012, 09:19 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Пресняков А.Е. Смутное время //Люди Смутного времени. СПб., 1905.
Причины Смуты коренились в самом строе Московского госу¬дарства XVI в. В их основе лежало противоречие между целями, которые должно было преследовать правительство, и средствами, какими оно располагало. В стране, слабо развитой в экономичес¬ком отношении и редко населенной, создать достаточную кре¬пость государственной самообороны при сложных международ¬ных отношениях было возможно только с большим трудом, и при том сосредоточивая в распоряжении правительства все средства и силы народные. Оно и борется в XVI в. за установление безус-ловной власти, сокрушая все частные и местные авторитеты, ка¬кими отчасти оставались в своих вотчинах потомки удельных князей, бояре-княжата. Привилегии, какими пользовалась эта арис¬тократия, претендовавшая на первую роль в управлении и в царс¬кой думе, на подчинение себе в деле суда, расправы и военной службы населения своих вотчин, были сломлены бурей опрични¬ны Грозного.
Уничтожая в боярстве старое и привычное орудие своей влас¬ти, Московское правительство одновременно создает взамен но¬вую администрацию и новое войско, администрацию приказов и войско служилых людей, детей боярских и дворян. В этом классе, вершину которого составила новая придворная знать, силь¬ная не родовитостью, а высоким служебным положением и царс¬кою милостью, — ищет опоры царская власть. Этот класс она стремится обеспечить поместьями и крепостным крестьянским трудом, постепенно сводя на нет крестьянскую свободу. Но инте¬ресы помещиков часто противоречили интересам казны: делясь со служилыми людьми доходом с крестьянского труда, она рисковала потерять источник своей финансовой системы при разорении крестьян и обращении их в холопов, податей не плативших. К то¬му же потребность колонизировать Поволжье и южные области заставляла правительство покровительствовать переселениям земледельцев на новые земли наперекор выгоде служилых земле¬владельцев. Переселенческое движение вызвало сильный отлив населения из центральных областей, что довело их до тяжелого сельскохозяйственного кризиса.
Сложный исторический процесс вызвал глубокое брожение и в сознании русского общества. Столкновение противоположных интересов, усиленное кроваво-жестокими действиями Грозного, привело к двум главным последствиям: падению правительствен¬ного авторитета..., и к сознанию каждым общественным классом своих особых интересов. Совпадение общего социально-полити¬ческого кризиса с прекращением династии было последним толч¬ком к Смуте.
Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1988.
Так можно объяснить происхождение Смуты. Почвой для нее послужило тягостное/настроение народа, общее чувство недоволь¬ства, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Б. Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии со следовавшими за тем попытками искусственного ее восстановления в лице самозванцев. Коренными причинами Сму¬ты надобно признать народный взгляд на отношение старой дина¬стии к Московскому государству, мешавший освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием и неравномерным распределением государ¬ственных повинностей, порождавшим социальную рознь: первая причина вызывала и поддерживала социальную потребность вос¬кресить погибший царский род, а эта потребность обеспечивала успех самозванства; вторая проблема превратила династическую интригу в социально-политическую анархию. Смуте содействова¬ли и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные стремления боярства, шедшие вразрез с характером московской верховной власти и с народным на нее взглядом, низкий уровень общественной нравственности, как ее изображают современные наблюдатели, боярские опалы, голод и мор в царствование Бори¬са, областная рознь, вмешательство казаков. Но все это были не причины, а или только симптомы Смуты, или условия, ее питав-шие, но ее не породившие, или, наконец, следствия, ею же выз¬ванные к действию.
Смута является на рубеже двух смежных периодов нашей исто¬рии, связанная с предшествующим своими причинами, с последу¬ющим — своими следствиями.
Вопросы и задания к текстам
1. Каковы причины Смуты по мнению А.Е. Преснякова? Что стало поводом к началу Смутного времени?
2. Какие причины Смуты выделяет В.О. Ключевский? Что, на взгляд Ключевского, подтолкнуло Россию к Смуте?
3. Согласны ли вы с предложенными позициями? В случае необходи¬мости предложите свой вариант объяснения произошедших событий
Прикрепления: 3247017.docx (14.6 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 24.10.2012, 09:24 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
из работы Р.Г. Скрынникова «Третий Рим»
Гражданская война вырвала нити правления у Боярской думы и необычайно усилила самовластие царя. Стремясь закрепить успех, Лжедмитрий принял императорский титул. Отныне в официальных обращениях он именовал себя так: «Мы, наияснейший и непобедимый самодержец, великий государь цесарь…» Так мелкий галицкий дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев, принявший имя Дмитрия, стал первым в русской истории императором. Объясняя смысл своего титула, самозванец объявил иностранным послам, что он как император обладает огромной властью и нет ему равного в полночных (северных) краях. Действительно, боярская знать поначалу должна была считаться с притязаниями новоявленного императора, ибо на его стороне была сила.
Отношения Лжедмитрия с думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами…
Оказавшись на троне, Лжедмитрий столкнулся с теми же трудностями, что и его мнимый отец. Иностранных наблюдателей поражали московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы. Бояре не только решали с царём государственные дела, но и сопровождали его повсюду… Несмотря на все усилия, Отрепьеву не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине…
Лжедмитрий нередко нарушал обычаи и ритуалы. В думе двадцатичетырёхлетний царь не прочь был высмеять своих сенаторов... Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать в чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться. Но сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы.
Пышный придворный ритуал, заимствованный из Византии, раболепное поведение придворных создавали видимость неслыханного могущества русского царя. Сама доктрина самодержавия, казалось бы, исключала возможность открытой оппозиции государю. На самом деле Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю.
Вопросы
1) Какой титул и почему принял самозванец ?
2) Что хотел изменить в системе управления самозванец ?
3) В чьих руках находилась власть ?
Прикрепления: _Microsoft_Offi.docx (12.7 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 24.10.2012, 09:29 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Совершилась коронация царицы. Прежде чем царь и царица вышли из крепости, целовали оба корону и крест троекратно, и кропили их святой водой. После пошли в церковь. Разостлали по дороге парчу на красном сукне. Впереди несли очень дорогую корону, перед нею шли два архиерея с кадилами, за короной несли золотые блюда и другие церковные сосуды. Навстречу короне вышел из той церкви патриарх с несколькими епископами и, помолившись, внес её в церковь. Затем через полчаса двинулись в церковь остальные. Впереди шли полторы сотни дворян в парчовой одежде. За ними шли приближённые с бердышами, четыре дворянина, которые находились при царе, а пятый — с мечом. Затем принесли другую корону с крестом и скипетром. Царь шёл в короне и богатой одежде. По правую руку провожал его посол пан Малогощский, а по левую — князь Мстиславский. Возле царя шла царица, одетая по-московски, в богатую одежду, украшенную жемчугами и драгоценными камнями по вишнёвому бархату. Провожал её с правой стороны пан воевода, отец её, а с левой — княгиня Мстиславская. За нею шли паны приближённые и шесть москвичек, жён сенаторов. Как только они вошли, церковь закрыли. Наших туда мало пустили, больше — «москвы». Совершалось это богослужение в соответствии с их обрядом. Пан воевода, будучи больным, быстро вышел. По совершении богослужения было утверждение брака и обмен перстнями, потом была коронация…
После совершения коронации паны сенаторы и бояре, все, кто присутствовал при том акте и находился в Москве, присягали — но вероломно — и, совершив присягу, целовали руку. Патриарх целовал в корону над челом. Совершалась эта церемония несколько часов. При выходе у церкви и у лестниц бросали золотые деньги, «москва» билась за них с палками, в этой толчее ударили нескольких наших, особенно из посольской свиты, и оскорблённые, не проводив царя в крепость, они уехали по своим домам. Царь, подходя к своим слугам и увидев нескольких собравшихся вместе знатных поляков, приказал бросить им несколько монет. Но поляки не кинулись к деньгам, напротив, когда одному из них пара упала на колпак, он сбросил деньги на землю. Увидев это, царь не приказывал больше бросать деньги, так как «москва» за них давилась. В тот день ничего более не было, только коронация.
Вопросы
1 О каких событиях идет речь в документе, кто и когда принимал в них участие ?
2) Что было необычного в этом бракосочетании ?
3) Как Москвичи отреагировали на эту свадьбу ?
Прикрепления: 0408390.docx (12.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 24.10.2012, 09:31 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
Из сочинения Георга Паерле «Записки о путешествии из Кракова в Москву и обратно» (XVI в.)
27 мая, в субботу рано утром, открылся страшный мятеж: знатнейшие московские бояре вломились во дворец, чтобы умертвить Дмитрия… Дмитрий, сведав о такой измене, бросился в комнаты своей супруги, рассказал ей о бунте и, дав совет, каким образом спасти себя, быстро побежал из одной комнаты в другую, наконец, выскочил из окна на постройки, устроенные для свадебного празднества; отсюда хотел спрыгнуть на другие, но оступился и упал с ужасной высоты, среди небольшого двора… Бояре бросились на великого князя, избили его жестоко и неоднократно спрашивали, точно ли он сын Иоанна Васильевича? «Отведите меня к матери, — отвечал Дмитрий, — и спросите её; если она отречётся от меня, то делайте, что хотите». «Она отрекается от тебя, — воскликнул Голицын, бывший в числе главных заговорщиков, — и говорит торжественно, что ты не её сын, а обманщик!» С этим словом Голицын рассёк ему голову саблею; наконец один из них, именем Григорий Воейков, подскочил к Дмитрию и выстрелил в него: он упал и тут же испустил дух. Вместе с ним убит был верный слуга его Пётр Басманов… Трупы их, нагие, безобразные, были брошены на площадь перед замком: там они лежали трое суток…
Изменники приняли меры, чтобы поляки во время смятения не подоспели на помощь великому князю и не расстроили бы их замысла: для этого ночью перегородили огромными деревьями ту улицу, где расположена была польская конница; били в набат во всех церквах и везде кричали, что поляки режут бояр в Кремле и хотят овладеть столицею. Чернь многочисленными толпами, с яростию бросилась на постоялые дворы иноземцев…
Во время смятения погибло поляков около 600 человек, а москвитян с лишком 1000…
Наконец, по прошествии трёх суток, один купец выпросил у бояр позволение похоронить Дмитрия за городом… И в могиле ему не было покоя: в народе разнеслась молва, что ночью там виден огонь и раздаётся весёлая музыка; для того через восемь дней вырыли труп из могилы, сожгли в пепел и, зарядив им огромную пушку, выстрелили в те ворота, коими он вступил в Москву, чтобы и праха его не оставалось.

Вопросы
1) О каких событиях идет речь в документе ?
2) Почему произошло восстание в Москве ?
3) Кто выиграл от свержения самозванца ?
 
poj35Дата: Пятница, 05.04.2013, 11:13 | Сообщение # 9
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
О Лжедмитрии I
Из «Хронографа» 1617 года:
«Был он не из славного рода, не из знатного, но из последних людей служивых, из числа детей боярских. Был же он человеком злоумным, в беседах многословным, но быстро схватывал все, что прочел в книгах, однако не на благо все это, ибо нравом он был коварен, и к дурному склонен, а с виду очень невзрачен и малорослый, а сердцем лют и свиреп душой, и полон всякой хитрости, и коварства, и беснования, а ядом злобы подобен скорпиону, дышащему смертью, который взглядом убивает многих. Многие говорили о нем, что уподобился он во всем - и нравом, и делами - скверному законопреступнику, нечестивому мучителю царю Юлиану, с бесами колдовавшему и прославлявшему все проклятые веры, а православных христиан страшным мукам подвергавшего и хвалившегося, что во всех землях греческих угасит христианское благочестие и святыни Христовы изничтожит. Но не допустила сила Христова, чтобы так свершилось».
Вопрос: почему такая негативная оценка дана Григорию Отрепьеву?

Историк Карамзин о Лжедмитрии I
«Первым врагом Лжедмитрия был он сам, легкомысленный и вспыльчивый от природы, грубый от худого воспитания - надменный, безрассудный и неосторожный от счастья. Удивляя бояр остротою и живостью ума в делах государственных, державный пришелец часто забывался: оскорбляя их своими насмешками, упрекал невежеством, дразнил хвалою иноземцев и твердил, что россияне должны быть их учениками, ездить в чужие земли, видеть, наблюдать, образоваться, и заслужить имя людей. Польша не сходила у него с языка...
Самозванец скоро охладил к себе и любовь народную своим явным неблагоразумием. Снискав некоторые познания в школе и в обхождении с знатными ляхами, он считал себя мудрецом, смеялся над мнимым суеверием набожных россиян и, к великому их соблазну, не хотел креститься перед иконами; не велел также благословлять и кропить святой водою царской трапезы, садясь за обед не с молитвою, а с музыкой. Не менее соблазнялись россияне и благоволением его к иезуитам, коим он в священной ограде Кремлевской дал лучший дом и позволил служить латинскую обедню. Страстный к обычаям иноземным, ветреный Лжедмитрий не думал следовать русским: желал во всем уподобляться ляху, и в одежде, и в прическе, в походке и в телодвижениях, ел телятину, которая считалась заповедным грешным яством».
Вопросы:
Каким должен быть российский самодержец?
Соответствовал ли Лжедмитрий идеалу русского самодержца?
Прикрепления: __I_.doc (26.0 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz