николай I
| |
poj35 | Дата: Пятница, 17.05.2013, 09:25 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Изпервого «Философического письма» П.Я.Чаадаева .. .В истории народов есть ихюность, эпоха, в которую их способности развиваются всего сильнее и память о которой состав ляет радость и поучение их зрелого возраста. У нас ничего этого нет. Сначала — дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, — такова печальная история нашей юности. Этого периода бурной деятельности, кипучей игры духовных сил народных, у нас не было совсем. Эпоха нашей социальной жизни, соответствующая этому возрасту, была заполнена тусклым и мрачным существованием, лишенным силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании. Окиньте взглядом все прожитые нами века, все занимаемое нами пространство, — вы не найдете ни одного привлекательного воспоминания, ни одного почтенного памятника, который властно говорил бы вам о прошлом, который воссоздавал бы его пред вами живо и картинно. Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя. ...Придя в мир, подобно незаконным детям, без наследства, без связи с людьми, жившими на земле раньше нас, мы не храним в наших сердцах ничего из тех уроков, которые предшествовали нашему собственному существованию. Каждому из нас приходится самому связывать порванную нить родства. Что у других народов обратилось в привычку, то нам приходится вбивать в голову ударом молота. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы, так сказать, чужды самим себе. Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший шаг исчезает для нас безвозвратно. Это — единственный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса. Вопросыи задания 1.Подберите факты из истории России до начала XIX в., опровергающие слова автора документа. 2.С чем, на ваш взгляд, связан пессимизм автора документа?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 17.05.2013, 09:26 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| П.Я.Чаадаев и А.С.Пушкин Документ 1 <<Философические письма >>П.Я.Чаадаева <<Окиньте взглядом все пережитые нами века… вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания… Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя… Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли… Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее- иноземное владычество, жесткое, унизительное, дух которого национальная власть в последствии унаследовала,- вот печальная история нашей юности… По роковой воле судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого призрения всех народов… Когда затем, освободившись от чужеземного ига, мы могли бы воспользоваться идеями, расцветавшими за это время среди наших братьев на Западе, если бы только не были отторгнуты от общей семьи, мы попали рабству, ещё более тяжелому… До нас же, замкнутых в нашей схизме (схизма- церковный раскол.- А.В.), ничего не происходившего в Европе не доходило. Нам не было дела великой всемирной работы… нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя; понять, что мы такие выйти из лжи и утвердиться в истине. Тогда мы пойдем вперед, и пойдем скорее других , потому что пришли позднее их, потому что мы имеем весь их опыт и весь труд веко, предшествовавших нам>>. Задание к документу. Почему, по мнению Чаадаева, Россия отставала в своем развитии от стран Европы? Согласны ли вы с его мнением? Объясните свой ответ. Какой путь преодоления отставания страны видит Чаадаева?
Документ 2 Ответ А.С. Пушкина П.Я. Чаадаева <<Нет сомнения, что схизма отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые её потрясали, но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это её необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставьте нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех… Татарское нашествие- печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству (к русскому единству, разумеется)… - как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая всемирная история! А Екатерина 2, который привел нас в Париж… Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь сем, что вижу вокруг себя… но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал>>. Задание к документу. Объясните, в чем, по мнению Пушкина, заключалось историческое предназначение России? В каких словах проявился патриотизм Пушкина?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 17.05.2013, 09:28 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Из письма В.Г.Белинского Н.В.Гоголю (1847 г.) Вы не заметили,что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме (мистическо-благочестивом поведении), а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр — не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть. Это чувствует даже правительство... что доказывается его робкими и бесплодными полумерами в пользу белых негров и комическим заменением однохвостового кнута треххвостою плетью... И в это-то время, великий писатель, который своими дивно-художественными, глубоко-истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на себя самое как будто в зеркале, — является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, ругая их неумытыми рылами!.. И это не должно было привести меня в негодование?.. Да если бы Вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы я не более возненавидел Вас за эти позорные строки...Проповедниккнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете? Взгляните себе под ноги; ведь Вы стоите над бездною......Неужели Выискренно, от души, пропели гимн гнусному русскому духовенству?.. Неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочку, попова работника... Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства?.. По-Вашему русский народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая себе задницу... Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами цивилизации, но религиозность часто уживается с ними: живой пример Франция... Русский народ не таков: мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительного в уме: и вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем... Религиозность проявилась у нас только в раскольнических сектах, столь противуположных, по духу своему, массе народа и столь ничтожных перед нею численно... Вопросы и задания 1. В чем автор документа обвиняет Н. В. Гоголя? 2. В каких переменах, по мнению автора документа,нуждалась Россия 3. Как относится автор документа к религии и церкви?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 17.05.2013, 09:31 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Высказыванияславянофилов о развитии России Государство... никогда у нас необольщало собою народа, не пленяло народной мечты; вот почему, хотя и были случаи, не хотел народ наш облечься в государственную власть, а отдавал эту власть избранному им и на то назначенному государю, сам желая держаться своих внутренних жизненных начал.В призвании добровольномозначились уже отношения земли и государства — взаимная доверенность с обеих сторон. Не брань, не вражда, как это было у других народов вследствие завоевания, а мир вследствие добровольного призвания...(К. С. Аксаков)Община есть одно уцелевшеегражданское учреждение всей русской истории. Отними его — не останется ничего; из его же развития может развиться целый гражданский мир.(А.С.Хомяков) Вопросыи задания 1.Можно ли найти общие мысли в высказываниях западников и славянофилов? 2.Можно ли считать, что главные положения своего учения о русском социализме А.И.Герцен заимствовал у славянофилов?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 17.05.2013, 09:39 | Сообщение # 5 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| ЗападникК.Д.Каверин о путях развития России Мы считаем себя европейцами и вовсем стараемся стать с ними на одну доску. Но чтоб этого достигнуть в области науки и знания, нам не следует, как делали до сих пор, брать из Европы готовые результаты ее мышления, а надо создать у себя такое же отношение к знанию, к науке, какое существует там. В Европе наука служила и служит подготовкой и спутницей творческой деятельности человека в окружающей среде и над самим собой. Ту же роль должны мысль, наука играть и у нас...Словом, мы должны делать то же итак же, как европейцы: путем науки, исследования, знания мы должны выдвинуть на первый план не то, чем мы сильны, а то, чем мы слабы... Только когда у нас разовьется индивидуальное начало, когда народится и на Руси нравственная личность, может измениться и наша печальная ежедневная действительность. Вопросы 1) Что необходимо для изменения положения дел в России с точки зрения К. Б.Каверина 2) Чему нужно учится у Запада?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 17.05.2013, 09:40 | Сообщение # 6 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Из воспоминаний общественного деятеля XIX в.Б.Н.Чичерина Дом Павловых наСретенском бульваре был в это время (40-е годы) одним из главных литературных центров в Москве. Николай Филиппович находился в коротких сношениях с обеими партиями, на которые разделялся тогдашний московский литературный мир, с славянофилами и западниками. Из славянофилов Хомяков и Шевырев были его близкими приятелями; с Аксаковым велась старинная дружба. С другой стороны, в таких же приятельских отношениях он состоял с Грановским и Чаадаевым... Здесь до глубокой ночи проходили оживленные споры: Редкий с Шевыревым, Кавелин с Аксаковым, Герцен и Крюков с Хомяковым. Здесь появлялись Киреевские и молодой еще тогда Юрий Самарин. Постоянным гостем был Чаадаев, с его голою как рука головою, с его неукоризненно светскими манерами, с его образованным и оригинальным умом и вечною позою. Это было самое блестящее литературное время Москвы...Соперникиявлялись во всеоружии, с противоположными взглядами, но с запасом знания и обаянием красноречия...Самаязамкнутость исчезла, когда на общее ристалище сходились люди противоположных направлений, но ценящие и уважающие друг друга... Вопросы и задания Чем объясняется появление салонов, подобных дому Павловых, где могли собираться и вести дискуссии и западники, и славянофилы?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 17.05.2013, 09:43 | Сообщение # 7 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Изработы А. И. Герцена «О развитии революционных идей в России» Двадцать пять лет, которые следуют за 14 декабря, труднее характеризовать, нежели весь истекший период со времени Петра I. Два противоположных течения — одно на поверхности, а другое в глубине, где его едва можно различить, — приводят в замешательство наблюдателя. С виду Россия продолжала стоять на месте, даже, казалось, шла назад, но, в сущности, все принимало новый облик, вопросы становились все сложнее, а решения менее простыми....Внутри государства совершаласьвеликая работа — работа глухая и безмолвная, но деятельная и непрерывная; всюду росло недовольство, революционные идеи за эти двадцать пять лет распространились шире, чем за все предшествовавшее столетие, и тем не менее в народ они не проникли...Жажда образования овладевает всемновым поколением; гражданские ли школы или военные, гимназии, лицеи, академии переполнены учащимися; дети самых бедных родителей стремятся в различные институты. Правительство, которое еще в 1804 году приманивало детей в школы разными привилегиями, теперь всеми способами сдерживает их прилив; создаются трудности при поступлении, при экзаменах; учеников облагают платой; министр народного просвещения издает приказ, ограничивающий право крепостных на образование. Тем не менее Московский университет становится храмом русской цивилизации; император его ненавидит... но университет процветает, влияние его растет... Цвет молодежи из соседних с Москвой губерний направляется в ее университет, и каждый год фаланга окончивших курс рассеивается по всему государству в качестве чиновников, врачей или учителей... Вопросыи задания 1.Перечислите факты, подтверждающие слова автора документа о том, что «внутри государства совершалась великая работа». 2.Почему, несмотря на все препоны со стороны властей, дело просвещения успешно развивалось?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 17.05.2013, 09:45 | Сообщение # 8 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| В.Г. Белинский о М. С. Щепкине Торжество Щепкина было таково,какие редки вообще, еще более редки в сфере русского драматического искусства, и тем более оно замечательно, что было вполне заслуженное. Щепкин своим пребыванием в Петербурге сделал решительный переворот на русской сцене. Посещение его будет долго памятно, потому что бросило семена, которые не могут не принести плодов. Одно уже то, что Щепкин слухами о своем необыкновенном искусстве и даровании, которые блистательно оправдывались на деле, заставил посещать Александрийский театр тех, которые давно уже не посещали его, — чего-нибудь да стоит. Сверх того, Щепкин произвел благодетельное влияние вообще на публику Александрийского театра, приблизив ее к настоящему понятию о том, что такое драматическое искусство и что такое истинный актер. А публика Александрийского театра, должно признаться, — была далека от истинного понятия о таких вещах. В понятии ее существовали и существуют доныне два рода артистов — трагические и комические. Поэтому при появлении на сцене Г.Каратыгина 1-го она считает непременною своею обязанностию — приходить в ужас и восторгаться; при появлении г-на Мартынова, напротив, она непременно готовится хохотать, потому что убеждена, что он, как актер, по ее понятиям, комический, должен смешить. И долго бы еще оставалась она в этом убеждении, если б Щепкин несколько не поколебал его очень простым образом: при появлении его она не знала и до сей поры не знает, какой он актер — трагический или комический, ибо он не подходит ни под одну из известных ей мерок. Отчего же так? — Оттого, что, говоря, собственно, ни трагических, ни комических актеров в природе нет и быть не может, как нет и быть не может людей с одним патетическим элементом в характере, без примеси чего-нибудь смешного, и наоборот... Истинный актер изображает характер, страсть, развиваемую автором, и чем вернее, полнее передаст он ее, какова бы она ни была, возвышенная или низкая, тем более он истинный актер... Вопросыи задания 1.О каком перевороте на русской сцене говорит автор документа? 2.В чем состояла главная особенность артистического мастерства М.С.Щепкина?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 17.05.2013, 09:46 | Сообщение # 9 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| ВоспоминаниеМ.П.Погодина0чтении А. С. Пушкиным «Бориса Годунова» Какое действиепроизвело на всех нас это чтение — передать невозможно. До сих пор еще, а этому прошло почти 40 лет, кровь приходит в движение при одном воспоминании. Надо припомнить — мы собрались слушать Пушкина, воспитанные на стихах Ломоносова, Державина, Хераскова, Озерова, которых все мы знали наизусть. Учителем нашим был Мерзляков. Надо припомнить и образ чтения стихов, господствовавший в то время. Это был распев, завещанный французской декламацией, которой мастером считался Кокошкин и последним представителем был, в наше время, граф Блудов. Наконец, надо себе представить самую фигуру Пушкина. Ожиданный нами величавый жрец высокого искусства, — это был среднего роста, почти низенький человек, вертлявый, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, с тихим приятным голосом, в черном сюртуке, в темном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно повязанном галстуке.Вместо высокопарногоязыка богов мы услышали простую, ясную, обыкновенную и, между тем, пиитическую, увлекательную речь!Первые явлениявыслушаны тихо и спокойно или, лучше сказать в каком-то недоумении. Но чем дальше, тем ощущения усиливались. Сцена летописателя с Григорием всех ошеломила. Мне показалось, что мой родной и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена, мне послышался живой голос русского древнего летописателя. А когда Пушкин дошел до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным, о молитве иноков «да ниспошлет господь покой его душе, страдающей и бурной», мы просто все как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Кто вдруг вскочит с места, кто вскрикнет...Кончилосьчтение. Мы смотрели друг на друга долго и потом бросились к Пушкину. Начались объятия, поднялся шум, раздался смех, полились слезы, поздравления...Не помню, как мыразошлись, как докончили день, как улеглись спать. Да едва ли кто и спал из нас в эту ночь. Так был потрясен весь наш организм... Вопросыи задания 1.Почему чтение А. С. Пушкиным стихов оказало столь сильное влияние на слушателей? 2.На основе документа попытайтесь сформулировать: что нового внес А.С.Пушкин в поэзию и поэтическое чтение?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 17.05.2013, 09:53 | Сообщение # 10 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Из указа Николая I об открытии Практического Технологического Института в Санкт-Петербурге (1828 г.) 1. Цель Практического Технологического Института есть та, чтобы приготовить людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания, для управления фабриками или отдельными частями оных.2. Учениевоспитанников по теоретической части должно состоять из следующих предметов: 1) Закон Божий, 2) Чистописание, 3) Российский язык, 4) Общие познания географии и обозрение истории, 5) Начала естественной истории, 6) Рисование вообще и особенно машин, планов, строений, 7) Арифметика, 8) Алгебра, 9) Геометрия, 10) Нужные части прикладной математики, 11) Необходимые для ремесел познания физики, 12) Основательные познания практической химии, 13) Курс технологии. Вопросы и задания 1. В чем власти видели смысл открытия высших профессиональных учебных заведений? 2. Какие предметы составляли основу профессиональной подготовки учащихся этих учебных заведений?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 17.05.2013, 09:54 | Сообщение # 11 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Иззаписки Ф. П. Литке об основании Русского географо-статистического общества (1845 г.) Главнейшею задачею общества сегобыло бы: собрание и распространение как в России, так и за пределами оной возможно полных и достоверных сведений о нашем отечестве:1. В отношении географическом,разумея под этим все, что принадлежит до землеописания местности, физических свойств страны, произведений природы и проч.2. В отношении статистическом,понимая под этим словом не один только подбор бездушных чисел, не одну количественнуюстатистику, но и описательную иликачественную, т.е. все соизмеримые стихии общественной жизни.3. В отношении этнографическом.Сия последняя сторона вопроса, т.е. познание разных племен, обитающих в нынешних пределах государства со стороны физической, нравственной, общественной и языковедения, как в нынешнем, так и в прежнем состоянии народов, должна... обратить на себя внимание общества...Распространение в отечественашем, вместе с основательными географическими сведениями, вкуса и любви к географии, статистике и этнографии будет второю задачею Географического общества. Вопросыи задания 1.Каковы были главные цели создания Русского географического общества? 2.Для чего нужно было активное исследование народов России? 3.Как предполагалось использовать географические знания в просвещении населения?
|
|
| |
poj35 | Дата: Пятница, 17.05.2013, 09:58 | Сообщение # 12 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Современнико первой в России железной дороге Вот идет паровоз с трубой, изкоторой валит дым, машина тащит за собой несколько повозок, в которых помещается более 300 человек; сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 верст. От Царского до Павловска 5 верст пробегает ровно в71/2 минуты. К машине приделана труба другого рода, в нее, в продолжение пути, кондуктор трубит, остерегая зрителей. Длинная вереница экипажей прилажена к паровозу: вот огромный дилижанс, вот берлины (вид старинного экипажа для дальних переездов), шарабаны, широкие крытые повозки с 6 рядами скамеек, на 5 человек каждая; вагоны, повозки открытые для помещения такого же числа пассажиров; вот огромные фуры и телеги для разной клади; вот ряд роспусков для перевозки животных, как-то: лошадей, коров, овец, телят и птиц домашних; вот чаны для разных жидкостей, буфеты для съестных припасов. Сядем в один из экипажей. Знак подан. Дым повалил из чугунной трубы паровоза; деревянные дома, речка промелькнули и убежали назад... Часовая стрелка едва успела пройти за 7 минут, и мы в Павловске. Посмотрите на колеса наших экипажей: средняя часть или внутренность состоит из чугуна, а наружность выкована из железа, чтобы они при быстрой езде не лопнули. Вопросы и задания Как вы думаете, что из приведенного описания первой железной дороги могло вызывать испуг у людей? Почему?
|
|
| |
|