10 Образование и культура в XVII в
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:34 | Сообщение # 1 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия «Житие» протопопаАввакума «Всесвятая троице, боже и содетелю всего мира! Поспеши и направи сердце моё начати с разумом и кончати делы благими, яже ныне хощу глаголати аз недостойный; разумея же своё невежество, припадая, молю ти ся и еже от тебя помощи прося: управи ум мой и утверди сердце моё приготовитися на творение добрых дел, да, добрыми делы просвещён, на судище десныя ти страны причастник буду со всеми избранными твоими. И ныне, владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком возглаголю Дионисия Ареопагита о божественных именех, что есть богу присносущные имена истинные, еже есть близостные, и что виновные, сиречь похвальные. Сия суть сущие: сый, свет, истина, живот; только четыре свойственных, а виновных много; сия суть: господь, вседержитель, непостижим, неприступен, трисиянен, триипостасен, царь славы, непостоянен, огнь, дух, бог, и прочая по тому разумевай». «Житиепротопопа Аввакума»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:34 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Былина об Илье Муромце «Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, А и к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, А и черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица чёрный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват. А подъехал как ко силушке великоей, Он как стал-то эту силушку великую, Стал конём топтать да стал копьём колоть, А и побил он эту силу всю великую. Он подъехал-то под славший под Чернигов-град, Выходили мужички да тут черниговски И отворяли-то ворота во Чернигов-град, А и зовут его в Чернигов воеводою…» «ИльяМуромец и Соловей Разбойник»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:34 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Из «Повести о ЕршеЕршовиче» «Лета 7105 декабря в день было в большом озере Ростовском съёждялися судии всех городов, имена судиям: Белуга Ярославская, Сёмга Переяславская, боярин и воевода Осётр Хвалынского моря, окольничей был Сом, больших Волских предел, судные мужики, Судок да Щука-трепетуха. Челом били Ростовского озера жильцы, Лещ да Головль, на Ерша на щетину по челобитной. А в челобитной их написано было: «Бьют челом и плачутца сироты Божии и ваши крестьянишька, Ростовскаго озера жильцы, Лещ да Головль. Жалоба, господа, нам на Ерша на Ершова сына, на щетинника на ябедника, на вора на разбойника, на ябедника на обманщика, на лихую, на раковые глаза, на вострые щетины, на худово недоброво человека. Как, господа, зачалось озеро Ростовское, дано в вотчину на век нам после отцев своих, а тот Ёршь щетина, ябедник, лихой человек, пришёл из вотчины своей, из Волги из Ветлужскаго поместья из Кузьмодемянскаго стану, Которостью-рекою к нам в Ростовское озеро з женою своею и з детишками своими, приволокся в зимную пору на ивовых санишках и загрязнился и зачернился, что он кормился по волостям по дальним и был он в Чёрной реке, что пала она в Оку-реку, против Дудина монастыря. И как пришёл в Ростовское озеро и впросился у нас начевать на одну ночь, а назвался он крестиянином. И как он одну ночь переначевал, и он вопрошался у нас в озеро на малое время пожить и покормитися. И мы ему поверили и пустили ево на время пожить и покормитися и з женишком и з детишками. А пожив, итти было ему в Волгу, а жировать было ему в Оке-реке. И тот воришько Ёршь обжился в наших вотчинах в Ростовском озере, да подале нас жил и з детьми расплодился, да и дочь свою выдал за Вандышева сына и росплодился с племянем своим, а нас, крестиян ваших, перебили и переграбили, и из вотчины вон выбили, и озером завладели насильством з женишком своим и з детишьками, а нас хощет поморить голодною смертию. Смилуйтеся, господа, дайте нам на него суд и управу». «Повестьо Ерше Ершовиче» «ИльяМуромец и Соловей Разбойник»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:34 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Из «Повести о Шемякиномсуде» «В некоих местех живяше два брата земледелцы, един богат, други убог. Богаты же ссужая много лет убогова и не може исполнити скудости его. По неколику времени прииде убоги к богатому просити лошеди, на чемь ему себе дров привести. Брат же ему не хотяше дати ему лошеди и глагола ему: «Много ти, брате, ссужал, а наполнити не мог». И егда даде ему лошадь, он же вземь, нача у него хомута просити. И оскорбися на него брат, нача поносити убожество его, глаголя: «И того у тебя нет, что своего хомута». И не даде ему хомута. Поиде убогой от богатого, взя свои дровни, привяза за хвост лошади, поеде в лес и привозе ко двору своему и забы выставить подворотню и ударив лошадь кнутом. Лошедь же изо всеи мочи бросися чрез подворотню с возом и оторва у себя хвост. И убоги приводе к брату своему лошадь без хвоста. И виде брат его, что у лошеди ево хвоста нет, нача брата своего поносити, что лошадь, у него отпрося, испортил, и, не взяв лошади, поиде на него бить челом во град к Шемяке судии. Брат же убоги, видя, что брат ево пошёл на него бити челом, поиде и он за братом своим, ведая то, что будет на него из города посылка, а не ити, — ино будет езд приставом платить. И приидоша оба до некоего села, не доходя до города. Богатый прииде начевати к попу того села, понеже ему знаем. Убогий же прииде к тому же попу и, пришед, ляже у него на полати. А богатый нача погибель сказывать своей лошади, чего ради в город идёт. И потом нача поп з богатым ужинати, убогова же не позовут к себе ясти. Убогий же нача с полатей смотрети, что поп з братом его ест, и урвася с полатей на зыпку и удави попова сына до смерти. Поп также поеде з братом в город бити челом на убогова о смерти сына своего. И приидоша ко граду, идеже живяше судия. Убогий же за ними же иде. Поидоша через мост в город. Града же того некто житель везе рвом в баню отца своего мыти. Бедный же веды себе, что погибель ему будет от брата и от попа, и умысли себе смерти предати, бросися прямо с мосту в ров, хотя ушибьтися до смерти. Бросяся, упаде на старого, удави отца у сына до смерти; его же поимаше, приведоша пред судию. Он же мысляше, как бы ему напастей избыти и судии что б дати. И ничего у себе не обрете, измысли, взя камень и, завертев в плат и положи в шапку, ста пред судиею. Принесе же брат его челобитную на него исковую в лошеди и нача на него бити челом судии Шемяке». «Повестьо Шемякином суде»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:35 | Сообщение # 5 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Из «Синопсиса» «Руски, или, точнее, рoссійскі народы — те же славяне — [от] одного потому что естества, отца своего Афета, и одного языка [происходят]. Потому что как славяне ради славных дел своих издавна приобрели себе славянское имя, так по времени «розсіювання» племенного по многим землям «рoссіянами», а затем «рoссами» прозвались. Некоторые более близкие до прошедших времён повествуют, [что происходят] росы от городка России, что лежит неподалёку от Большого Новгорода, другие — от реки Росе. Другие — от русых волос, с которыми и в настоящее время везде много движении. Но наиболее достоверно из всех того подобия, и достовернее, что от рассеивания своего рoсси имя то издавна себе приобрели, потому что на широкой части света, по многим разным землям, одни над морем Чёрным Понтийским Евксином, другие над Танаисом или Доном, и Волгой реками, другие над Дунайскими, Днестровскими, Днепровскими, Деснянскими берегами широко и разнообразно поселениями своими розсиялися. Так все давние летописцы — греческие, рoссійські, римские и польские свидетельствуют. Больше всего же Божественное Писание от Пророчества Иезекиилевого в глави 38 и 39 имя то рoссів должным образом повествует, называя князя Рoсського, Мосоха, и ин. Следовательно, «рoсси» от «розсіяння» своего прозвались, а от славян [других] отличаются только названием, за родом же своим единственными [с ними] является, и поскольку один и тот же народ славянский — называется слов’яно-рoссійським славнорo ли;ссійським». «Синопсис» �n �pP�� его ест, и урвася с полатей на зыпку и удави попова сына до смерти. Поп также поеде з братом в город бити челом на убогова о смерти сына своего.
И приидоша ко граду, идеже живяше судия. Убогий же за ними же иде. Поидоша через мост в город. Града же того некто житель везе рвом в баню отца своего мыти. Бедный же веды себе, что погибель ему будет от брата и от попа, и умысли себе смерти предати, бросися прямо с мосту в ров, хотя ушибьтися до смерти. Бросяся, упаде на старого, удави отца у сына до смерти; его же поимаше, приведоша пред судию. Он же мысляше, как бы ему напастей избыти и судии что б дати. И ничего у себе не обрете, измысли, взя камень и, завертев в плат и положи в шапку, ста пред судиею. Принесе же брат его челобитную на него исковую в лошеди и нача на него бити челом судии Шемяке». «Повестьо Шемякином суде»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:35 | Сообщение # 6 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Пословицы Аркан не таракан, зубов нет, а шею ест. Не велик, да грозен. От высоко дерева и тень большая. От молота и наковальня звенит. Ежу для того щетины даны, чтоб собаки не кусали. Жить в разлуке — жить в муке. Умный товарищ — половина дороги. Не ошибается тот, кто не работает. >«Синопсис»
|
|
| |
poj35 | Дата: Среда, 27.11.2013, 09:35 | Сообщение # 7 |
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Статус: Offline
| Хрестоматия Родителям равной любовьюплати, негодник В Этике своей учит философ тому, Что ничем равным не могут родителям Воздать сыновья за то, что порождены От крови их на сей плачевной земле. Но я одного сына вижу, Который обильней вознаграждает: Так дорого платит он матери за её труды, Что большей и сам Бог не умыслит платы. Х(рист)ос и М(а)рия. СимеонПолоцкий �т.
|
|
| |
|