Воскресенье, 05.01.2025, 13:58
История
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
7 Власть и церковь. Церковный раскол
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:38 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Никонв Воскресенском монастыре
 
 
«Никон уехал в свой Воскресенский
монастырь, отказавшись от патриаршества «на Москве» и не дождавшись объяснения
с царём. Через несколько дней царь послал двух придворных спросить у патриарха,
как понимать его поведение — совсем ли он отказался от патриаршества или
нет? Никон отвечал царю очень сдержанно, что он не считает себя патриархом «на
Москве», и дал своё благословение на выборы нового патриарха и на передачу
патриарших дел во временное заведование Питирима, митрополита Крутицкого. Никон
затем просил прощения у Алексея Михайловича за своё удаление, и царь простил
его. Поселясь в Воскресенском монастыре (от Москвы верстах в 40 на
северо-западе), принадлежавшем Никону лично, он занялся хозяйством и постройками
и просил Алексея Михайловича не оставлять его обители государевой милостыней.
Царь, со своей стороны, милостиво обращался с Никоном, и отношения между ними
не походили на ссору. Царю доносили, что Никон решительно не хотел «быть в
патриархах», и царь заботился об избрании нового патриарха на место Никона. В
избрании патриарха тогда и заключался весь вопрос: дело обещало уладиться
мирно, но скоро начались неудовольствия. Никон узнал, что светские люди
разбирают патриаршие бумаги, оставленные в Москве, обиделся на это и написал по
этому поводу государю письмо с массой упрёков, жалуясь и на то, между прочим,
что из Москвы к Никону никому не позволяют ездить. Затем он стал жаловаться,
что его не считают патриархом, и очень рассердился на митрополита Питирима за
то, что тот решился заменить собой патриарха в известной церемонии —
шествии на осляти (весной 1659). По этому поводу Никон заявил, что он не желает
оставаться патриархом «на Москве», но что не сложил с себя патриаршего сана.
Выходило так, что Никон, не будучи патриархом Московским, был всё же патриархом
Русской церкви и считал себя вправе вмешиваться в церковные дела; если бы на
Москве избрали нового патриарха, то в Русской церкви настало бы
двупатриаршество».
 
С. Ф. Платонов. «Полный курс русскойистории»
 
Прикрепления: 4295356.doc (26.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:38 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О cоборе 1654 г.
 
 
«Весной 1654 г. патриарх с государемсозывают церковный собор; на нём было: 5 митрополитов, 5 архиепископов
и епископов, 11 архимандритов и игуменов и 13 протопопов. Собор начался
речью Никона, в которой он указал на неисправность наших книг и обрядов и доказывал
необходимость их исправления. Собор признал, что исправление необходимо, и
постановил, что книги все надо исправить, сверяясь с древними и греческими
книгами. Только епископ Павел Коломенский подал особое мнение; против реформ он
ничего не имел, но, в частности, был против вновь положенного количества
поклонов за молитвой «Господи и Владыко живота моего». Это противоречие собору
не прошло Павлу Коломенскому даром: он был скоро Никоном сослан».
 
С.Ф. Платонов. «Полный курс лекций по русской истории»
 
Прикрепления: _c_1654_..doc (22.0 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:38 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О патриархе Гермогене
 
 
«Патриархи всегда были для Руси
отцами, которые были пастырями, духовными руководителями народа. Их слово
воспринималось как слово Божественной воли. От твёрдости патриарха Гермогена
зависела жизнь и спасение Руси. Даже из заточения он продолжал взывать к своему
народу. Его послания переписывались от руки, размножались и рассылались по всей
Русской земле, ещё свободной от захватчиков. И везде собирались полки,
поднималась Русская земля. Нашлись те, о ком молился в темнице патриарх
Гермоген, — Минин и Пожарский освободители. Сначала Москва, а потом и вся
Русская земля были очищены от захватчиков...»
 
СвятейшийПатриарх Алексий
 
Прикрепления: 5952214.doc (21.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:40 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Опатриархе Никоне
 
 
«Патриарх Никон, в миру Никита, один
из самых крупных могучих русских деятелей XVI в., родился в мае 1605 г.в крестьянской семье, в селе Вельеманове близ Нижнего Новгорода. Мать
Никиты умерла вскоре после его рождения, и ему ещё ребёнком пришлось много
вытерпеть от мачехи, женщины очень злого нрава. Уже тут Никита выказал
присутствие сильной воли, хотя постоянное гонение и не могло не оказать дурного
влияния на его характер. Никита обнаружил необыкновенные способности, быстро
выучился грамоте, и книга увлекла его. Никита женился, на двадцатом году был
поставлен в священники и священствовал в одном селе. Но потрясённый смертью
своих детей, умиравших один за другим, он ушёл в Белое море и постригся в
Анзерском скиту под именем Никона. Поссорившись там с начальным старцем
Елеазаром, Никон удалился в Кожеозерскую пустынь, где и был игуменом с 1642 по
1646 гг. На третий год после своего поставления он отправился по делам пустыни
в Москву и здесь явился с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, как
вообще в то время являлись с поклоном к царю настоятели монастырей. Царю до
такой степени понравился Кожеозерский игумен, что патриарх Иосиф по царскому
желанию посвятил Никона в сан архимандрита Новоспасского монастыря в Москве,
где была родовая усыпальница Романовых. В силу последнего обстоятельства
набожный царь часто ездил туда молиться за упокой души своих предков и много
беседовал с Никоном. Алексей Михайлович был из таких сердечных людей, которые
не могут жить без дружбы, всей душой привязываются к людям, если те им нравятся
по своему складу, — и вот он приказал архимандриту приезжать для беседы
каждую пятницу во дворец. Вскоре в его судьбе произошла новая перемена: в 1648 г. скончалсяНовгородский митрополит Афанасий, и царь предпочёл всем своего любимца. В Новгороде
Никон стал известен своими прекрасными проповедями. В 1651 г., приехав вМоскву, Никон посоветовал царю перенести мощи митрополита Филиппа из
Соловецкого монастыря в cтолицу
и этим загладить давний грех Ивана Грозного перед святителем. Царь послал
(1652) в Соловки за мощами самого Никона. В то время, когда Никон ездил в
Соловки за мощами, скончался московский патриарх Иосиф (1652). На престол
патриарший был избран Никон; он отвечал отказом на это избрание; тогда в
Успенском соборе царь и окружавшие его со слезами стали умолять митрополита не
отказываться. Наконец Никон согласился, но под условием, если царь, бояре,
освящённый собор и все православные дадут торжественный обет перед Богом, что
они будут сохранять «евангельские Христовы догматы и правила св. апостолов и
св. отец, и благочестивых царей законы» и будут слушаться его, Никона, во всём,
«яко начальника и пастыря и отца краснейшаго».
 
С. Ф. Платонов. «Полный курс лекций порусской истории»
 
Прикрепления: 6899413.doc (28.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:40 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О суде над патриархомНиконом
 
 
«В ноябре 1666 г. начался собор, накоторый был вызван и Никон. Он держал себя как обиженный, но признал собор
правильным; оправдывался он гордо и заносчиво, но повиновался собору. Обвинял
его сам царь, со слезами перечисляя «обиды» Никона. В декабре постановили
приговор Никону, сняли с него патриаршество и священство и отправили в ссылку в
Ферапонтов Белозерский монастырь. Так окончилось «дело патриарха Никона».
Неспокойно выслушал Никон свой
приговор; он стал жестоко бранить греческое духовенство, называя греков
«бродягами». «Ходите всюду за милостынею», — говорил он им и с иронией
советовал поделить между собой золото и жемчуга с его патриаршего клобука
и панагии. Ирония Никона многим была тогда близка и понятна. Греки
действительно «всюду ходили за милостынею»; потрудшись над осуждением Никона в
угоду могущественнейшему монарху и радуясь совершению правосудия, не забывали
они при этом высказывать надежду, что теперь не оскудеет к ним милость
царская».
 
С.Ф. Платонов. «Полный курс лекций по русской истории»
 
Прикрепления: 1667714.doc (26.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:40 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
О церковном расколе
 
 
«Этот приговор имел чрезвычайную
важность в последующей истории раскола; он утвердил непримиримую вражду между
господствующею церковью и несогласными с нею противниками никоновских
исправлений. С одной стороны, православная русская церковь с трудом могла
снисходительно относиться к заблуждениям и невежеству раскольников, после того
как над ними состоялось такое страшное проклятие, утверждённое вселенскими
патриархами; а с другой — раскольники лишены были уже права и возможности
надеяться на какую-нибудь сделку с церковной властью и становились
непримиримыми врагами существующего церковного строя, а вместе с тем и
государственной власти, стоявшей на стороне церкви.
Распространился страшный и
своеобразный способ противодействия. Власти, преследуя раскольников, приняли
древний способ казни — сожжение, но раскольники составили себе убеждение, что
этого рода мученическая смерть ведёт в царствие небесное, а потому не только не
устрашались её, но сами искали. Так, когда правительство посылало отыскивать
сопротивлявшихся церкви, то они, собираясь большими толпами, по приближении
военной силы, сами сжигали себя, нередко тысячами. Эти самосожжения начались
вскоре после Соловецкой осады в семидесятых годах XVII века и шли,
возрастая».
 
Н.И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей»
 
Прикрепления: 9895314.doc (26.5 Kb)
 
poj35Дата: Среда, 27.11.2013, 09:41 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 4222
Репутация: 3
Статус: Offline
 
Хрестоматия
 
 
 
Причины церковнойреформы патриарха Никона
 
 
«Влияние Византии в православном мире
… основывалось именно на том, что она была для всех православных народов
востока культурным центром, откуда исходили к ним наука, образование, высшие и
совершеннейшие формы церковной и общественной жизни и пр. Ничего похожего на
старую Византию не представляла в этом отношении Москва. Она не знала, что
такое наука и научное образование, она даже совсем не имела у себя школы и лиц,
получивших правильное научное образование; весь её образовательный капитал
заключался в том с научной точки зрения не особенно богатом и разнообразном
наследстве, которое в разное время русские посредственно или непосредственно
получали от греков, не прибавив к нему с своей стороны почти ровно ничего.
Естественно поэтому, что первенство и главенство Москвы в православном мире
могло быть только чисто внешнее и очень условное…»
 
Н.Ф. Каптерев. «Характер отношений России к православному Востоку»
 
Прикрепления: 4027982.doc (22.0 Kb)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz